Статья Роль продуктивных заданий в формировании языковой компетенции на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль продуктивных заданий в формировании языковой компетенции

на уроках русского языка и литературы

Ладыгина Эльвира Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

гимназии № 1 им. А.Л.Кузнецовой,

Новосибирская обл. г. Куйбышев


Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы различных предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов и лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.

Современное общество требует выпускника, владеющего важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями. Он должен уметь формулировать цели деятельности, планировать ее, находить и преобразовывать необходимую информацию из различных источников. Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии.

Хороший современный урок - это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется.

Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь.

Используемые рабочие программы по русскому языку и литературе в 5-9 классах разработаны на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования образовательного учреждения, реализующего образовательную программу «Школа 2100». В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, продуктивные задания, смысловое чтение.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная.

Используя деятельностный подход, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития. Задача учителя - включить самого ученика в учебный процесс, научить самостоятельно овладевать новыми знаниями.

Решить эти проблемы, на мой взгляд, могут продуктивные задания, которые будет использовать учитель на уроке и предлагать для домашнего задания.

Продуктивные задания, по мнению Е.Л. Мельниковой, это творческое воспроизведение знаний. Каждый ученик должен сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить на суд учителю и одноклассникам собственный продукт. Отсюда и название.

Ответа на продуктивное задание в готовом виде в учебнике нет, информацию необходимо искать не только в тексте, но и вне его: в таблицах, схемах, рисунках, графическом выделении, а также в других источниках. Эти задания сложнее, но интерес учеников к ним больше. Они позволяют развивать универсальные учебные действия, применять свои знания на практике. Способ открытия знаний переносится с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другое. Это позволяет достигать метапредметных результатов.

Все продуктивные задания можно разделить на группы:

1. Выделение главного в мини-тексте по заданному основанию важности и формулирование суждения.

2. Поиск и отбор информации в полноценном тексте и любом источнике информации по заданному основанию.

3. Построение умозаключений - обобщений-выводов.

4. Доказательство, в т.ч. подведение под понятие.

5. Определение причин и следствий.

6. Группировка по заданному основанию.

7. Сравнение по указанным критериям.

8. Формулирование определения, понятия по тексту.

9. Классификация (группировка с иерархией).

10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода.

11. Определение личных качеств, черт характера человека по его поступкам.

Павлова Т.И., Белоусова Т.В. предлагают следующие речевые клише для формулировок продуктивных заданий:

Каким образом можно…использовать для…?

Что подразумевается под…?

На что похоже…?

Каким образом…связано с тем, что мы изучили ранее?

В чем разница между …и…?

Какой аргумент можно привести против…?

Что, на ваш взгляд, является причиной… и почему?

Чем вы можете аргументировать свой ответ?

Что случится, если…?

В чем сильные и слабые стороны…?

Что мы уже знаем о…?

Каким образом…влияет на…?

Объясните, почему…? Объясните, как…?

В чем смысл…? Почему важно..?

Чем похожи…и…?

Какой…является лучшим и почему?

Сравните … и … на основании…

Согласны ли вы с утверждением, что…?

На уроках русского языка и литературы можно использовать следующие задания для формирования УУД:

- регулятивных: работа с правилом, составление плана текста, различных инструкций и алгоритмов, плана самооценки деятельности;

- познавательных: моделирование, диалог с автором, сравнительные характеристики героев, произведений; задания на соответствие;

- коммуникативных: ведение диалога, написание сочинений и изложений, свободные диктанты, устные ответы и др.

На своих уроках я уделяю большое внимание работе с правилами. Предлагаю не просто прочитать и пересказать, а выполнить ряд заданий:

• Прочитай текст в рамке. Что из этого тебе уже известно?

• Какие новые сведения ты получил?

• Озаглавь текст в рамке.

• Разбей его на смысловые части. Поставь к каждой части вопрос.

• Составь план. Перескажи текст по плану.

• Составь вопросы к каждому абзацу.

• Допиши слова в правиле (доскажи словечко…).

• Составь рассказ по правилу.

• Преобразуй графически, в виде схемы.

• Выбери ключевые слова.

Методисты Образовательной системы «Школа 2100» предлагают следующий алгоритм выполнения продуктивных заданий:

  1. Осмысли цель задания. (Что надо сделать?)

  2. Найди нужную информацию (текст, рисунок, схему…).

  3. Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…).

  4. Запиши, если необходимо, свое решение ( в виде таблицы, списка, текста) или мысленно составь ответ, например, используя слова: « я считаю, что…», «потому что…», « во-первых,…», 2во-вторых,…» и т.д.

  5. Дай полный ответ (если необходимо), не ожидая наводящих вопросов.

Анализ заданий в учебниках показывает, что продуктивных заданий в них немного. Учителю необходимо самому формулировать их. При подготовке к уроку использую следующие формы трансформации репродуктивных заданий в продуктивные:

  • вместо авторской оценки предлагаю ученику оценить ситуацию самому;

  • переношу акцент с воспроизведения на анализ информации;

  • связываю задание с материалом жизненных ситуаций;

  • дети работают в основном в паре или группе.

Например, задание в учебнике: поставь существительные в форму мн. ч. род. падежа: яблоки, помидоры, мандарины…

Продуктивное задание: по фотографии на слайде составьте несколько предложений с данными словами, отвечая на вопросы: чего на прилавке много, а чего нет? Употребляйте существительные во множественном числе. Проверьте себя по словарю.

Важнейшую роль в формировании познавательных способностей играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Использую приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

Таким образом, работа с продуктивными заданиями направлена на получение нового образовательного результата, соответствует ФГОС, формирует языковую компетенцию.


© 2010-2022