Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку - это итог изучения предмета в течение всех девяти лет учебы в основной образовательной школе. Подготовка к ОГЭ - это испытание не только для выпускников, но и для их учителей, потому что это результат нашей работы. Надеюсь, что мой опыт подготовки к выполнению части 3 задания 15.2 и 15.3 будет вам интересен и полезен.

При подготовке к ГИА в 9 классе в первую очередь нужно изучить КИМы ФИПИ ГИА по русскому языку 2015 года. Начинаем с ознакомления с полным перечнем и содержанием заданий по русскому языку, которые приведены в кодификаторе элементов содержания и требований для проведения ГИА в 2015 году. Потом мы знакомимся с демоверсией, анализируем задания, уточняем изменения.

В части 3 к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в этом году были добавлены еще 2 задания: сочинения на морально-этическую тему, направленные на содержательный анализ текста. Это дало выпускникам возможность выбора одного из трех вариантов.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию - одно из наиболее сложных заданий, которое проверяет коммуникативную компетенцию. Выпускники с опорой на курс лингвистики должны раскрыть смысл высказывания, доказать его; должны оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать свои суждения с помощью аргументов из исходного текста. На высокий балл при написании этого сочинения могут претендовать только учащиеся, которые имеют хорошие знания по основным разделам языкознания - лексике и грамматике.

Теперь же, если выпускник осознает, что не может написать сочинение на лингвистическую тему, он может выбирать из заданий 15.2 и 15.3.Это, как правило, сочинения на морально-этическую тему по анализу прочитанного текста. Для успешного написания одного из этих сочинений учащиеся должны понимать основную мысль прочитанного текста; уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам; устанавливать авторскую позицию в тексте; выражать свое отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме; логически последовательно излагать свою точку зрения. Для того чтобы определиться с выбором темы написания сочинения, выпускник должен внимательно прочитать оба задания и проанализировать их: как сформулирован вопрос к заданию, какое слово ключевое? Надо сравнить вопросы, продумать ответы и определить, какой ответ получается более полным, развёрнутым и аргументированным. И только после всего этого можно начинать работу над выбранным заданием.

К написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему мы начали готовиться ещё с 8 класса: объясняли смысл высказывания автора, комментировали его, учились подбирать аргументы из текста (лексические и грамматические явления для аргументации), писали выводы. А вот задания 15.2 и 15.3 были новыми для учащихся. Подготовкой к этим заданиям я и хочу поделиться с коллегами.

Выполняя задание 15.2 , учащиеся в своем сочинении должны привести толкование анализируемого отрывка - это и будет тезис. Для аргументации нужно использовать только материал прочитанного текста. Очень важно, чтобы учащиеся хорошо знали, что от них требуется при выполнении задания 15.2. Для этого в самом начале подготовительной работы к ОГЭ мы с ними изучаем и анализируем критерии оценивания, в дальнейшей работе при написании сочинения мы учимся анализировать написанные сочинения в соответствии с критериями. На эту работу не надо жалеть времени, потому что потом учащиеся сами могут определять, насколько их сочинение соответствует требованиям.

К 9 классу учащиеся уже умеют писать сочинения-рассуждения, надо только ещё раз напомнить структуру (алгоритм) написания:

  1. Вступление - тезис.

  2. Основная часть - доказательства (аргументы).

  3. Заключение - вывод.

При подготовке к написанию сочинения-рассуждения по фрагменту текста (задание 15.2) мы последовательно анализировали и отрабатывали каждый элемент нашего алгоритма. Учащиеся должны хорошо усвоить последовательность написания этого сочинения. От этого зависит правильность выполнения задания 15.2.

Во вступлении учащиеся должны объяснить, как они понимают смысл фрагмента текста. Обычно в этом фрагменте заключается основная мысль автора текста, которую надо обосновать, доказать или опровергнуть (это и будет тезис). Для выделения тезиса надо внимательно прочитать текст, разделить его на структурные части (микротемы); в каждой части выделить (подчеркнуть карандашом) предложение или часть предложения, выражающее главное суждение (часть тезиса). Может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов, но на самом деле рассматриваются отдельные стороны главной идеи. Затем выделенное надо соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) и сформулировать тезис. Необходимо показать свое понимание смысла указанного фрагмента.

Для оформления вступления учащиеся могут использовать речевые клише:

В этом фрагменте автор говорит о том, что…

Смысл финала текста говорит нам о том, что…

Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:…

Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…

В данной фразе автор выражает мысль о том, что…

Основная часть по объёму должна быть больше, чем вступление и выводы. В ней учащиеся должны доказать правильность выраженной в тезисе мысли при помощи аргументов из анализируемого текста. Для этого повторно читают текст и выделяют (карандашом) слова или предложения, в которых заключена важная информация, дают ответы на вопросы: о чем текст? какую мысль автор хочет донести до читателя? с какой целью был написан текст? Ответив на эти вопросы, учащиеся смогут сформулировать идею текста и искать аргументы, подтверждающие их мысль.

Выбранные предложения можно цитировать полностью, можно использовать часть предложения, а можно заменить косвенной речью. Учащиеся должны помнить, что они должны анализировать и рассуждать, а не пересказывать текст.

Для оформления приведенных аргументов также можно использовать речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

Эту мысль можно подтвердить примером из … предложения текста.

Предложение №…подтверждает мысль о том, что…

Обратимся к предложению … , чтобы доказать справедливость этого высказывания.

В последней части сочинения учащиеся должны обобщить сказанное и сделать вывод. Важно проверить, чтобы вывод не противоречил тезису и аргументам.

Оформить заключение учащимся помогут клише:

Мы пришли к выводу о том, что…

Делая выводы из выбранных нами доказательств…

Подводя итог вышесказанному, можно сказать…

Те аргументы, которые мы привели, являются неоспоримым доказательством…

Итак, …

Таким образом, можно … и др.

Начиная работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения из задания 15.3, мы внимательно прочитали само задание, определили наши задачи: сформулировать и прокомментировать значение данного слова, затем написать сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса данное нами определение. Опять повторили алгоритм написания сочинения-рассуждения. Обратили внимание, что задание 15.3 отличается от заданий 15.1 и 15.2: учащиеся должны привести один аргумент из жизненного опыта. После этого мы приступили к работе над каждым элементом нашего алгоритма.

При написании вступления надо дать определение какого-либо нравственного понятия. Для этого учащиеся должны ответить на вопрос: как я это понимаю? Определение надо постараться дать одним предложением, а затем его прокомментировать. Эта задача оказалась для учащихся довольно сложной: кажется, что все понимают, а сформулировать и записать определение не получается. Чтобы помочь решить эту проблему, мы стали выполнять словарную работу: учащиеся выписывали лексическое значение понятий «дружба», «верность», «храбрость», «честность», «самооценка» и др. из толковых словарей С.И.Ожегова, В.И.Даля, Д.И.Ушакова и др. Затем мы читали и анализировали выписанные определения. Следующим этапом нашей словарной работы был подбор синонимов к данному слову, например: «дружба» - дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, побратимство... Затем подбираем эпитеты, которые можно употреблять с данными понятиями. Например: «дружба» бывает какая? Ответы: настоящая, крепкая, безграничная, близкая, бескорыстная, искренняя, многолетняя, давняя и т.д.. После проделанной работы учащиеся формулировали свое определение понятия и записывали его. Эта работа принесла результаты: через некоторое время ребята гораздо быстрее и легче могли давать определения и записывать их.

Затем мы приступали к написанию основной части. Аргумент из текста учащиеся находили путем анализа текста. С этим заданием им было справиться несложно, потому что мы регулярно на уроках анализировали тексты, выделяли основную мысль. А вот с аргументами из жизненного опыта было гораздо сложнее: опыта у ребят ещё слишком мало. Поэтому мы обратились к художественной литературе и к историческим примерам. К выполнению этого задания мы готовились и на уроках литературы. Изучая произведения, анализируя их, учащиеся получали задания, которые могли помочь им в выполнении задания 15.3. Так, изучая роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», характеризуя образ Татьяны, они получают домашнее задание: объяснить значение слова «одиночество»; письменно ответить на вопрос «Почему Татьяна чувствовала себя одинокой?». Ответ должен состоять из 5-7 предложений. Обязательно надо акцентировать внимание учащихся на том, что выполнение этого задания поможет им в подготовке к ОГЭ при написании сочинения-рассуждения из задания 15.3. Похожие задания я стала выполнять и с учащимися 6-8 классов на уроках литературы, объяснив, что это им поможет в будущем при сдаче ОГЭ. Сочинения-миниатюры мы и раньше писали, но теперь мы стали выделять «ключевое» слово (понятие), значение которого надо объяснить, а потом уже отвечать на поставленный вопрос. Важно, чтобы учащиеся знали, где и когда они могут использовать эту работу, надо их нацеливать на конечный результат учебы: получение хороших знаний для успешной сдачи ГИА, чтобы каждый в дальнейшем мог поступить в учебное заведение и приобрести выбранную профессию.

И в заключении мы опять возвращаемся к определению, чтобы обобщить вышесказанное.

Успешная сдача ОГЭ, по моему мнению, зависит не только от теоретической и практической подготовки учащихся, но и психологического и морального настроя. Учащимся должны быть уверенны, что они все успешно сдадут экзамен при регулярной подготовке, они не должны испытывать страха перед ГИА. Моя работа дала положительные результаты: все мои выпускники успешно сдали ОГЭ по русскому языку. Средний балл моих учеников - 30.7 (по району средний балл - 26.8).





© 2010-2022