Конспект урока в 11 классе на темуПишем сочинение по художественному тексту

На уроке дается методика работы с художественным текстом и технология пошагового написания сочинения-рассуждения. На уроке идёт обучение умению находить и формулировать проблему, комментировать прочитанный текст, понимать позицию автора, выражать своё отношение к проблеме и аргументировать его. Идет поэтапный анализ его частей. Приводятся примеры написания тех или иных частей сочинения. Даны фрагменты готовой работы. В завершении урока ученикам предлагается самостоятельно написать сочинение-расс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 11 классе.
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту А Грина. (по методике Д.И.Архаровой, кандидата филологических наук, доцента кафедры филологического образования ИРО Свердловской области)

Вид урока: урок-практикум.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Формы работы: анализ исходного текста, организация частично - поисковой деятельности, групповая и парная работа (на уроке), индивидуальная (дома).

Цели урока:

  1. Создание условий для закрепления знаний учащихся по выполнению комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту (часть С заданий ЕГЭ).

  2. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.

  3. Воспитание личности в условиях партнерства, интереса учащихся к обсуждаемым вопросам.

Оборудование.

Оформление доски. Запись темы урока.

1. Запись эпиграфа.

Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.

Монтень М.

Раздаточный материал.

- Текст

- Карточки по само рефлексии.

ХОД УРОКА.

1. Организационный этап.

2. Этап мотивации к занятию (определение темы и цели урока).

3. Эпиграф урока.

- Ребята! Мы продолжаем готовиться к ЕГЭ и совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения.

Начать урок хочу со стихотворения Сергея Красникова «Милосердие» ( чтение стихотворения к уроку подготовленным учеником наизусть).

Проявим милосердие к другим,
И совесть, душу вечно сохраним…
Во имя милосердия любви,
Ох, как пути, дороги все трудны…

Земля моя, родная благодать,
Желаю я свою любовь отдать,
И милость Божью проявить…
Душу и жизнь с любовью воскресить…

Пусть милосердие будет иногда,
Как скажем, течет вода всегда,
Да будет наш гуманный этот свет…
Призыв от Бога данный в мой сонет…

О, мир безжалостный, довольно дыр!
Устраивать прилюдно лживый пир ,
Довольно, хватит мрака, черноты…
Нам нужно просто жить для всей мечты…

Пусть возгорится Полярная звезда,
Пусть к нам приходит любовь всегда
Мы милосердие будем проявлять
И в этом соль, и Божья благодать…

Ваша задача прослушать и ответить на вопросы: что такое милосердие? в чем оно проявляется? кого можно назвать гуманным человеком? Доказать. На ваш взгляд, можно ли в наши дни встретить таких людей?

- Знакомство с текстом А. Грина. (чтение текста учителем, приложение1).

Прослушайте текст, озаглавьте его. Подумайте, как текст перекликается с эпиграфом к уроку?

Запишите название текста в тетрадь.

В эпиграфе сформулирована одна из проблем, поднятая автором в тексте: сохранения добра в трудной ситуации.

Какие еще проблемы вы заметили в тексте? К какой категории проблем можно отнести проблему, поднятую автором в тексте? (нравственные проблемы)

4.1. Анализ текста по группам.

1-ая группа: карточка - определение типа речи

2-ая группа: карточка - определение стиля текста

3-ая группа: карточка - ключевые понятия текста

На выполнение задания - 5 минут. Выступление по одному представителю группы. Во время ответов учащиеся делают запись в тетрадях.

Текст художественный (есть сюжет, проблема не прописана, события следуют одно за другим), знакомство с алгоритмом работы с нравственной проблемой художественного текста:

1. Выделяем двух главных действующих лиц рассказа. Определяем, какие действия они совершают (левая колонка), пытаемся сформулировать, в чём они не похожи друг на друга в самом обобщенном, абстрактном варианте (правая колонка).

Действующими лицами являются раненый и доктор.

Раненый болеет, принимает решения. Доктор ведет разговор, горячо переживает, расстроен.

Доктор просит матроса быть милосердным, человечным. Раненый на это не соглашается,

т.к. обида, «ядовитые воспоминания» не позволили этого сделать. В нем взыграло властолюбие, гордыня, «я - хозяин», в его руках оказалась жизнь, судьба человека.

Противоречие между героями дает проблему. Давайте попробуем предположить, как можно её сформулировать (человек должен быть гуманным).

2. Делим текст на три смысловые фрагмента по принципу: сначала, затем, потом. Составляем сюжетно-тезисный план, в каждом пункте плана сохраняя наименование главных действующих лиц, соединяем сказуемыми. Получившаяся фраза должна быть конкретной по содержанию.

3. Называем в каждом пункте плана по три характеристики действующего лица, свойственной его внешнему поведению. В каждом пункте плана прописываем наши предположения о внутреннем состоянии героя, т.е. даём духовно-нравственную оценку (поведение души).

4. В наших рабочих записях мы получим в левой части оценку внешнего поведения человека, в правой части - внутреннюю оценку героев, что равно доводам к авторской позиции или к основной проблеме текста. Собираем эти три довода в одну формулировку, обобщаем их и получаем основную нравственную проблему текста. При затруднениях можно и нужно соотносить с нашей формулировкой проблемы (см. п.1).

1 событие. Доктор пытается внушить раненому сострадание к судьбе обидчика.

Доктор просит раненого быть добрым. Раненый, с одной стороны, не гневается на обидчика, с другой, - хочет отомстить. Доктор деликатный, неравнодушный к чужой судьбе, дипломатичный.

2 событие. Раненый размышляет над своим решением, а доктор его ждет.

Доктор терпеливый и доверчивый, верит в добро, гуманизм, благородство человека. Раненый растерянный, не уверенный в себе, борется с собой.

3 событие. Доктор выслушал решение раненого.

Доктор может разочароваться в благородстве человека.

В матросе заговорила совесть, но зло победило.

4.2. Работа над композицией сочинения.

Обдумываем композицию сочинения.

- Какие разделы в сочинении необходимо выделять, подчиняясь требованиям части С экзаменационной работы?

В соответствии с заданием в экзаменационной работе целесообразно выделять несколько обязательных содержательных разделов:

  1. Общая характеристика темы и проблематики текста (предполагаемый ответ: текст о столкновении между доктором и раненом матросе - двух главных героев. Автор ставит вопрос: «Какое свойство, качество человека может позволить сделать правильный выбор в трудной ситуации?» А. Грин убеждает нас в том, что таким качеством может быть гуманность).

  2. Комментарий к одной из проблем(автор рассказывает, как сталкиваются два понимания слова «гуманность». Раненому очень трудно сделать правильный выбор в создавшейся ситуации. С одной стороны, рана не тяжела, с другой стороны, он хочет за неё отомстить. Другой главный герой, доктор, дипломатичен, терпелив и доверчив; надеется на благородство человека, но не получает нужного результата. Отказ одного от шанса быть гуманным сильно разочаровывает другого героя).

  3. Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме (автор считает, что гуманизм спасает человека в трудной ситуации. Гуманизм обеспечивает объективность ситуации, позволяет сохранить веру в человека, в его благородство, а это может сделать разочарование в другом человеке не таким болезненным).

  4. Выражение собственной позиции, её аргументация (например, повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Главные герои, Гринёв и Пугачёв, во всех ситуациях, когда оказываются рядом, Пугачёв выбирает между местью и гуманизмом. Гринёв верит в благородство Пугачёва и всегда оказывается прав. Их сложные отношения проникнуты гуманизмом, и у Гринёва нет основания разочаровываться в Пугачёве).

  5. Составление композиционных частей сочинения.

На выполнение задания около 10 минут.

1-ая группа. Написать начало сочинения

2-ая группа. Позиция автора по заявленной проблеме

3-я группа. Аргументация собственной позиции по выдвинутой автором проблеме .

4-ая группа. Заключение сочинения

6. Итоговая беседа.

- Давайте вспомним, какие цели ставили мы перед собой в начале урока?

- Что получилось?

- Над чем нужно поработать?

Заполнение карточек по само рефлексии (приложение2).

7. Домашнее задание.

Напишите сочинение по данному тексту.

Использованные источники:

1. Архарова. Д.И. Работа проблемной информацией художественного текста на уроках развития речи в 10-11 классах.: Учебно-методическое пособие для учителей-словесников. - Екатеринбург, 2013.

2. Долинина Т.А. ЕГЭ по русскому языку, 10-11 класс. Сочинение.: Пособие для учащихся. - Екатеринбург, 2010.

Приложение 1. Текст А. Грина.

(1)В казарму привезли раненого. (2)Это был молодой матрос, которого товарищ ударил ножом в спину. (З)Поссорились они или, подвыпивши, не поделили чего-нибудь - этого я не помню. (4)У меня только осталось впечатление, что правда на стороне раненого, и я помню, что удар был нанесён внезапно, из-за угла. (5)Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему. (6)Он рассказывал о случае серьёзно и кратко, не выражая обиды и гнева, как бы покоряясь печальному приключению. (7)Рана была не опасна. (8)Температура немного повысилась, но больной, хотя лежал, - ел с аппетитом и даже играл в "шестьдесят шесть". (9)Вечером раздался слух: "Доктор приехал, говорить будет". (10)Доктор? (11)Говорить? (12)Я направился к койке раненого. (13)Доктор, пожилой человек, по-видимому, лично принимающий горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки. (14)Больной, лёжа, смотрел в сторону и слушал. (15)Доктор, стараясь не быть назойливым, осторожно и мягко пытался внушить раненому сострадание к судьбе обидчика. (16)Он послан им, пришёл по его просьбе. (17)У него жена, дети, сам он - военный матрос, откомандированный на частный пароход (это практиковалось). (18)Он полон раскаяния. (19)Его ожидают каторжные работы.

(20) - Вы видите, - сказал доктор в заключение, - что от вас зависит, как поступить - "по закону" или "по человечеству". (21)Если "по человечеству", то мы замнём дело. (22)Если же "по закону", то мы обязаны начать следствие, и тогда этот человек погиб, потому что он виноват.

(23)Была полная тишина. (24)Все мы, сидевшие, как бы не слушая, по своим койкам, но не проронившие ни одного слова, замерли в ожидании. (25)Что скажет раненый? (26)Какой приговор изречёт он? (27)Я ждал, верил, что он скажет: "По человечеству". (28)На его месте следовало простить. (29)Он выздоравливал. (30)Он был лицом типичный моряк, а "моряк" и "рыцарь" для меня тогда звучало неразделимо. (31)Его руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей, флагов, именами, лентами, цветами и ящерицами. (32)От него несло океаном - родиной больших душ. (33)И он был так симпатично мужествен, как умный атлет… (34)Раненый помолчал. (35)Видимо, он боролся с желанием простить и с каким-то ядовитым воспоминанием. (36)Он вздохнул, поморщился, взглянул доктору в глаза и нехотя, сдавленно произнёс:

(37) - Пусть… уж… по закону.

(38)Доктор, тоже помолчав, встал.

(39) - Значит, "по закону"? - повторил он.

(40) - По закону. (41)Как сказал, - кивнул матрос и закрыл глаза.

(42)Я был так взволнован, что не вытерпел и ушёл во двор.

(43)Мне казалось, что у меня что-то отняли. (По А. Грину)


Приложение 2. Карточка . Само рефлексия.

Формируемое умение

Определение проблемы

Комментарий к проблеме

Определение позиции автора

Формулировка собственной позиции

Приведение доводов

Выполняю без затруднений, могу научить


Я легко это делаю, могу объяснить ход мыслей


У меня не всегда получается, часто действую по интуиции


Пока не получается, нужна помощь


Не умею совсем



© 2010-2022