Музыкально-литературный вечер Царицы муз

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие, посвящённое году литературы

Литературный вечер

«Царицы муз»





Подготовила и провела

Хуснутдинова Лариса Валентиновна,
учитель русского языка и литературы

МОУ «Первомайская СШ»

Ясногорского района Тульской области







Март 2015 года





Цель мероприятия - познакомить старшеклассников с женской поэзией первой половины 19 века.

Оформление: зал, насколько возможно , декорировать в стиле гостиной 19 века: столик, кресла, банкетки. На столе - подсвечники и альбомы. Ведущие и чтецы - в вечерних платьях.

Музыкальное оформление - старинные менуэты и полонезы, романсы на стихи Е.Ростопчиной.

Ход мероприятия:

Ведущий 1. Наша встреча посвящена поэтессам, чей талант развивался в начале 19 века. Мы знаем, как нелегко складывались судьбы русских поэтов. Что же говорить о женщинах - поэтах, чей путь был ещё более тернистым. Почти все их имена были забыты.

Ведущий 2. В начале 19 века не все поэты - дворяне решались печататься, это считалось делом низким и недостойным дворянина. Что уж говорить о женщинах? В России тех лет всякое проявление социальной активности женщин считалось недостойным женщины.

Ведуший 1. Первой решилась отбросить предубеждения , добиться публикации своих стихов Анна Петровна Бунина (1774-1829 гг). Шутливый, но и серьёзный вызов общественному мнению, бытующим предрассудкам в жизни и литературе содержится в её «Разговоре между мною и женщинами».

Чтец1.

Сестрица-душенька, какая радость нам!

Ты стихотворица!

На оды, притчи, сказки

Различны у тебя готовы краски,

И, верно, ближе ты по сердцу к похвалам!

Чтец 2.

Да, да, голубушки-сестрицы!

Хвала всевышнему! Пою уже 5 лет!

Пою природы я красы,

Рогами месяц в воду ставлю,

Счисляю капельки росы,

Восход светила славлю!

Подчас я подвиги мужей вспевала,

В кровавый что вступая бой,

за веру и царя

Живот скончали свой.

И, гулом ратное сотрясши поле,

Несла под лавром их оттоле,

Кропя слезой.

Чтец 1.

И тут ни слова нет про нас!

Вот подлинно услуга!

Так что же нам в тебе? На что ты нам?

На что училась ты стихам?

Тебе б чтоб брать из своего же круга,

А ты пустилася хвалить мужчин!

Иль нет у них хвалителей своих?

Иль добродетелей в нас меньше, чем у них?

Чтец 2.

Всё правда, милые! Вы их не ниже!

Но, ах!

Мужчины, а не вы присутствуют в судах,

При авторских венках

И слава авторска у них в руках,

А всякий сам к себе невольно ближе.

Ведущий 1.

Родилась Анна Петровна Бунина в селе Урусове Ряжского уезда Рязанской губерни ( ныне Чаплыгинский район Липецкой области) 19 января 1774 года. Детство поэтессы не было счастливым. Ей было чуть больше года, когда умерла её мать. Осиротевшая девочка воспитывалась то у тёток, то у старшей сестры. Ощущение собственного бессилия, ненужности прорывается в стихотворении, обращённом к 13-летней племяннице.

Чтец 3.

Ещё простой подам тебе урок:

Ты женщина,- учись быть с юности покорна,

В желаньях неупорна,

Упорство женщине - порок.

Упорство ей к напасти!

Над нами всюду власти:

Всегда мы под рукой!

Что шаг - нужна опора,

И помощь, и покой!

Без крова, без надзора,

Как роза без росы

Мы в кратки отцветём часы.

Ведущий 2.

Первая публикация сборника «С приморского берега» в 1806 году (Анне Петровне было тогда 32 года) была признана значительным событием литературной жизни. Императрица Елизавета Алексеевна наградила поэтессу золотой лирой, осыпанной бриллиантами. Спустя три года А.П.Бунина избирается почётным членом Общества «Беседы любителей русского слова». Появляются её новые сборники: «Неопытная муза», выдержавшая два издания, и «Сельские вечера». Анна Бунина занимается переводами на русский язык писателей и философов Запада, продолжает поэтическое творчество. Какие страсти прорываются в её стихотворении «Майская прогулка болящей»! Тут и любование красотами природы, и жадное желание жить, и призыв к смерти. Анна Петровна написала это стихотворение, зная о своей неизлечимой болезни.

Чтец 4. Более благости и правды!

Боже! Вездесущий сын!

Страждет рук Твоих созданье!

Боже! Что коснишь? Воззри!..

Сколь всё в мире велелепно!

Сколь несчётных в нём красот!

Боже! Боже вездесущий!

К смертным Ты колико благ!

Но в груди огонь не гаснет;

Сердце тот же змий сосёт!

Тот же яд течёт по жилам.

Ад мой там, где я ступлю.

Чужды для меня веселья!

Не делю я с вами их.

Солнце не ко мне сияет,

Я не дочь природы сей.

Ведущий 1.

Всю жизнь Анна Петровна Бунина нуждалась в средствах. Покровители не раз испрашивали ей помощь при царском дворе - то пенсию, то подарок, то бесплатных придворных врачей и лекарства, то вспомоществование на поездку за границу. Всё это, как пишут биографы, очень тяготило поэтессу. Скончалась она в 1829 году и похоронена в родном селе Урусово.

Ведущий 2.

Княгиня Зинаида Александровна Волконская, урождённая княжна Белосельская - Белозёрская(1792 - 1862) в отличие от А.П. Буниной принадлежала высшему обществу и в средствах не нуждалась. Однако, как и Анна Петровна, ещё в младенчестве лишилась матери. Получила прекрасное образование, знала несколько европейский языков, владела латинским и греческим, училась живописи. А её музыкальные способности , сильный и редкий по красоте голос были исключительны.

Ведущий 1. Литературно-музыкальный салон в доме Зинаиды Волконской стал одним из замечательных культурных центров. После подавления восстания декабристов14 декабря 1825 года он оказался в числе немногих аристократических домов, где не отреклись от осуждённых и прежних идей. Вернувшись из ссылки, А.С.Пушкин в первый же день приходит к Волконской, в доме которой Москва провожает её сестру княгиню Марию Волконскую, уезжавшую в Сибирь за мужем.

Ведущий 2. В мае 1827 года А.С.Пушкин послал Зинаиде Волконской свою поэму «Цыганы», сопроводив её восторженным и искренним посвящением.

Чтец 1

Среди рассеянной Москвы,

При толках виста и бостона,

При бальном лепете молвы

Ты любишь игры Аполлона.

Царица муз и красоты,

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр вдохновений.

И над задумчивым челом,

Двойным увенчанным венком

И вьётся и пылает гений.

Ведущий 1. Зинаида Александровна ставила оперы на частной сцене, сама сочинила музыку и либретто оперы «Иоанна» и исполнила в ней главную роль, писала прозаические произведения по-французски и по-русски.

Чтец 2. Звезда моя! Свет предречённых дней!

Твой путь и мой звезда сочетовает,

Твой луч светя звучит в судьбе моей;

В тебе она заветное читает.

И жар её, твой отблеск верный здесь,

Гори! Гори! Не выгорит он весь! («Моей звезде»)

Ведущий 2. Это отрывок из стихотворения Зинаиды Волконской «Моей звезде». Её литературные произведения, как стихи, так и проза, отличаются какой-то особенной изящностью, но в них нет оригинальности, поэтому они не оставили особого следа в истории литературы, зато её литературный салон и сама личность Волконской имели огромное значение для русской культуры первой половины 19 века. Благодаря ей и вдохновляющей атмосфере её дома были созданы произведения, которые стали гордостью русской литературы.

Ведущий 1.Ещё одна замечательная поэтесса начала 19 века - Елизавета Кульман (1808 -1825).Она родилась 5 июля 1808 года в семье отставного капитана Бориса Фёдоровича Кульмана, сражавшегося под началом А.В.Суворова. К моменту рождения Елизаветы в семье Кульманов было семь сыновей и одна дочь. Братья, как и отец, стали военными, участвовали в войне с Наполеоном. Трое погибли, остальные получили тяжёлые ранения и стали инвалидами.

Ведущий 2. После смерти отца семья осталась почти без средств. Но девочка, казалось, не замечала нищеты. Она много читала, придумывала самые невероятные истории и была счастлива. Мать стала обучать её немецкому и французскому языкам. А после пяти лет её развитие проходило под чутким руководством друга отца - Карла Гроссгейнриха, воспитателя детей столичных аристократов.

Ведущий 1. К десяти годам Лиза уже прекрасно владела немецким и французским и приступила к изучению итальянского. Затем заинтересовалась латинским и греческим - и стала сочинять грациозные поэтические послания на разных языках. Позже выучила испанский, португальский, английский, новогреческий языки. Вместе с дочерью друга отца Петра Мадера Елизавета училась музыке, рисованию. Ботанике, физике, минералогии и математике. Священник Горного корпуса давал ей уроки старославянского языка.

Ведущий 2. Однажды Лиза получила в подарок превосходное издание Гомера. И выбрала свою стезю. Отныне она работала над стихами не менее 5 часов в день.

Чтец 3.

Лишь два пути ко славе:

Иль принести на жертву

Младую жизнь защите

Отечества дрогого,

Иль посвятить весь век свой

Служенью чистым музам.

Ведущий 1. Все сочинения Елизаветы Кульман написаны белым стихом. Она писала на немецком и сразу же переводила созданное на русский. Чтобы оценить творчество юной ученицы, Гроссгейнрих решил представить её через своего знакомого в Веймаре на суд великого Гёте. 5 июля 1821 года, в день своего тринадцатилетия, Елизавета вскрыла заветный конверт. Со слезами на глазах читала она строки: «Объявите молодой писательнице от моего имени, от имени Гёте, что я пророчу ей со временем почётное место в литературе, на каком бы из известных ей языков она ни вздумала писать». Это был самый счастливый день в её жизни.

Ведущий 2. Кроме оригинальных стихов, в её творчестве переводы поэтов Возрождения. Просвещения и современности. А последние два года её жизни она посвятила жанру сказки. Обстоятельства сложились так, что поэтическое наследие Елизаветы Кульман больше известно в Германии, чем в России. До сих пор её стихи можно найти во всех антологиях немецкой классической литературы. Они вдохновили к созданию нескольких музыкальных произведений Р.Шумана.

Ведущий 1. В ночь с 6 на 7 ноября 1824 года в Петербурге разыгралось роковое наводнение, знакомое нам по бессмертным строкам «Медного всадника». Оно застало Елизавету в гостях. По дороге домой девушка серьёзно простудилась. Простуда завершилась чахоткой. Через год, 19 ноября, поэтессы не стало. Но даже тяжело больная она продолжала писать. Елизавета понимала, что её обречённость - в беспросветном, нищенском состоянии семьи, выхода из которого не было. А как хотелось жить! Если бы уехать в тёплую Италию, где можно вылечиться…Но денег нет - и нет надежды…

Чтец 4.

О, если б были крылья,

Порхнула б я на юг,

Не ведала, как тает

Жизнь юная средь мук.

Ведущий 2.

История молодой поэтессы, ушедшей из жизни в 17 лет, захватила многих писателей и поэтов. О ней писали статьи и даже пьесы. Ей посвятил стихотворение Вильгельм Кюхельбекер.

Ведущий 1. Одна из наиболее известных и талантливых поэтесс середины 19 века - Евдокия Ростопчина, в девичестве Сушкова, внучка известного московского богача Ивана Пашкова. (1812-1858 годы) В 1833 году она выходит замуж за графа Андрея Ростопчина, унаследовавшего от отца огромное состояние, правда, впоследствии бездарно им промотанное. Итак, красивая, богатая, великими людьми признанная. Но, конечно, самым главным богатством Евдокии Петровны станет её незаурядная поэтическая одарённость. Её стихи охотно печатают в журналах и издают отдельными книгами. Открытый графиней литературный салон в Петербурге посещают А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и другие. Иные критики выдвигают её в число первых поэтов России. Незадолго до своей гибели М.Ю. Лермонтов писал ей…

Чтец 1. Я верю, под одной звездою

Мы с вами были рождены;

Мы шли дорогою одною,

Нас обманули те же сны.

Ведущий 2. Первое появившееся в печати стихотворение Е. Ростопчиной - «Талисман».

Пётр Вяземский, посещая дом её родных, случайно увидел тетрадь Евдокии, без её ведома переписал эти стихи и отправил в Петербург К А. Дельвигу, который и поместил их в своём альманахе «Северные цветы на 1831 год».

Чтец 2.

Есть талисман священный у меня.

Храню его: в нем сердца всё именье.

В нём цель надежд, в нем узел бытия,

Грядущего залог, дней прошлых упоенье.

Он не браслет с таинственным замком,

Он не кольцо с заветными словами,

Он не письмо с признаньем и мольбами,

Не милым именем наполненный альбом.

И не перо из белого султана,

И не портрет под крышею двойной…

Но не назвать вами талисмана,

Не отгадать вам тайны роковой.

Мне талисман дороже упованья.

Я за него отдам и жизнь и кровь:

Мой талисман - воспоминанье

И неизменная любовь.

Ведущий 1. Этим стихотворением Е. Ростопчина обозначила тему, которая стала главной в её поэзии.: исповедь молодой женщины, её мысли и мечтания, несчастная любовь, жажда духовного понимания. Поэзия Екатерины Ростопчиной - лирический дневник. Стихи её исполнены проникновенным чувством, трогательны и выразительны.

Чтец 3. Слёзы былые, слёзы чужие,

В душу вы льётесь жгучею лавой.

В сердце впились вы тайной отравой,
Больно от вас мне, слёзы былые!..

След ваш изглажен: даже забыта

Ваша причина - рана живая.

Горькая дума: рана закрыта, -

Думу сменила радость младая!..

Я же ревную!.. Страсти порукой

Слёзы не льются мне дорогие…

Вас я купила б пыткой и мукой,

Вас мне завидно, слёзы былые!

Ведущий 2. В конце 30-х - начале 40-х годов 19 века имя Е. Ростопчиной популярно, её стихи широко читаются, переписываются, особенно дамами, запоминаются. Послушайте отрывок из её стихотворения тех лет «Как должны писать женщины».

Чтец 4

Но женские стихи особенной усладой мне привлекательны;

Но каждый женский стих волнует сердце мне,

И в море дум моих он отражается тоскою и отрадой.

Но только я люблю,
Чтоб лучших снов своих

Певица робкая вполне не выдавала,

Чтоб имя призрака её невольных грёз,

Чтоб повесть милую любви и сладких слёз

Она, стыдливая, таила и скрывала…

Да, женская душа должна в тени светиться,

Как в урне мраморной лампады скрытой луч,

Как в сумерки луна сквозь оболочку туч,

И, согревая жизнь, незримая теплиться.

Ведущий 1. В 50- годы 19 века Е. Ростопчина чувствует себя уже чужой среди входивших в литературу демократов-разночинцев. Отзывы их не щадили авторского самолюбия поэтессы.

Чтец 1.

Я разошлася с новым поколеньем,

Прочь от него идёт судьба моя,

Понятьями, душой и убежденьем

Принадлежу к другому миру я. «Моим критикам»

Ведущий 2. И всё же о забвении говорить не приходилось. В апреле 1858 года уже больную поэтессу посетил находившийся проездом в Москве знаменитый автор «Трёх мушкетёров» Александр Дюма. По просьбе французского гостя Ростопчина написала воспоминания о М.Ю. Лермонтове и отправила их вместе с французским переводом «Во глубине сибирских руд» А.С.Пушкина. Посылка дошла до получателя в конце декабря, уже после смерти Евдокии Петровны, которая скончалась 14 декабря 1858 года в Москве, похоронена на Пятницком кладбище за Троицкой заставой.

Ведущий 1.

На стихи Е.Ростопчиной писали романсы П.И.Чайковский, А.Доргомыжский, Алябьев, М.Глинка, Рубинштейн, Булахов, Варламов, Вильегорский, Рахманинов и другие композиторы. Много писавшая о мятущейся женской душе, была ли она сама счастлива?

Пусть об этом судит каждый, прослушав написанный ею романс, которым мы завершим рассказ о её жизни.

Чтец 2.

Не для тебя, так для кого же

Наряды новые и свежие цветы,

Желанье нравиться,

Быть лучше и пригоже,

И сборы бальные, и бальные мечты?

Не для тебя, так для кого же

И смоль блестящая рассыпанных кудрей?

Зачем, как любишь ты, на мягкий шёлк похожи,

Завьются кольца их не под рукой твоей?

Не для тебя, так для кого же

И вырезной рукав, и золотой браслет

На тех плечах, руках, что втайне носят тоже

И нежных ласк твоих, и поцелуев след?

Ведущий 2.

Сегодня мы прикоснулись к творчеству четырёх прекрасных женщин, живших и творивших в первой половине 19 века. Как видим, женская поэзия существовала уже во времена Ломоносова, несмотря на предубеждение и даже неодобрение со стороны света.
















© 2010-2022