Статья на тему Современное преподавание русского языка в средней школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современное преподавание русского языка.

Формы организации учебной работы по русскому языку. Урок как основная форма учебных занятий. Типы уроков по русскому языку в зависимости от их целей и содержания. Урок изучения нового материала (усвоения новых знаний), урок закрепления изученного (ЗУНов), уроки выработки умения и навыков, повторительно-обобщающие уроки, уроки контроля (проверки) ЗУНов. Специфика комбинированного урока, включающего сообщение новых знаний, закрепление и контроль ЗУНов.
Место и значение уроков развития речи в системе обучения русскому языку. Нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-лекция, урока - практикум, урок-лабораторная работа, урок-семинар, урок-игра (деловая, ролевая), урок-зачет и др. Основные структурные элементы урока (макро- и микроструктура) и связь между ними.
Опрос учащихся на уроках русского языка, его задачи, функции, место. Виды опроса: устный опрос и его варианты, письменные работы (работа по карточкам). Формы опроса: индивидуальный, фронтальный,
уплотненный.
Виды заданий на уроках русского языка: работа с карточками, построение схем и таблиц, списывание и др. Виды упражнений и письменных работ по русскому языку.
Домашние задания, их виды, способы дифференциации, индивидуализации, разнообразие содержания, правильная дозировка. Разнообразие форм проверки домашних заданий. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся на уроках русского языка. Формы работы на уроке: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная.
Оценка знаний, умений и навыков учащихся, мотивировка оценок на уроке и их стимулирующая роль. Проблема «поурочного балла».
Планирование работы по русскому языку. Цели, задачи и принципы планирования учебного материла. Виды рабочих планов учителя: годовые (календарные), тематические и поурочные планы-конспекты. Виды
поурочных планов-конспектов: описательные, схематические, планы-
графики.
Система уроков по одной теме. Учет принципов преемственности и перспективности в построении системы уроков. Постепенное наращивание трудностей дидактического материала. Повторение на уроках русского языка, его виды.
Основные требования к современному уроку русского языка.
Этапы и технология подготовки учителя к уроку.
Принципы анализа урока, его виды (поэлементный, системный и др.) и параметры. Значение владения самоанализом урока.
Факультативные занятия как форма углубленной теоретической и практической подготовки учащихся по русскому языку, средство осуществления дифференцированного, личностно ориентированного
обучения, развития интереса к изучению языка.
Цели и задачи факультативных занятий.

Виды факультативов (типология): углубляющие, расширяющие, восполняющие. Разнообразие программ факультативных курсов. Пособия для учителей и учащихся по факультативным курсам (учебные
комплекты) Виды занятий, методы используемые при проведении факультативов. Развитие познавательной активности и творческих способностей у учащихся, выработка у них навыков самостоятельной работы, обучение конспектированию и реферированию. Вопрос о специфике и соотношении факультативных курсов и обязательных занятий (курсов) по выбору (элективах), выделяемых в действующем БУП и новом
его проекте (в виде школьного компонента).
Внеклассная (внеурочная) работа по русскому языку как форма формирования интереса к предмету, ее значение и место в образовательном процессе. Принципы организации внеклассной работы: добровольность и избирательность, доступность, практическая направленность, научная углубленность, занимательность и др.
Содержание внеклассной работы: массовые, групповые, индивидуальные и коллективные («объединяющие»); постоянно действующие и эпизодические. Виды внеклассных мероприятий по русскому языку: олимпиады, викторины, конкурсы, КВН, утренники и вечера, недели русского языка, ученические конференции, лингвистические экспедиции и экскурсии, устные журналы и др. Выпуск в классе занимательных материалов (уголок русского языка, лингвистический бюллетень). Кружок как традиционная форма внеклассной работы. Методы работы на внеклассных занятиях. Пособия и методическая литература по внеклассной работе.
Методы обучения русскому языку. Метод как категория методики
обучения. Метод и методический прием. Существующие системы методов обучения и их основания.
Классификации методов, построение по разным основаниям: по дидактической цели (методы обучения и методы контроля); по источнику получения учащимися знаний (слово учителя, беседа, наблюдение,
языковой анализ (разбор), работа по учебнику (учебному пособию), упражнения; по пути познания (индукция и дедукция, сопоставление и противопоставление, анализ и синтез); по характеру работы (методы
устной и письменной работы).
Методы теоретического, теоретико-практического и практического изучения языка (Федоренко Л.П.)
Классификация методов изучения на основе этапов обучения и учета видов учебной деятельности учащегося: методы сообщения новых знаний, методы закрепления знаний и выработки умений и навыков, методы учета и контроля ЗУНов. Путь от знаний к умениям и навыкам как основа репродуктивных методов обучения, путь от имеющихся у учащихся умений и навыков к самостоятельному получению новых знаний как основа продуктивных методов обучения.

Учитель Гладышева Г.Г.






































КГУ «СО школа-лицей №7»



Статья на тему Современное преподавание русского языка в средней школе






Подготовила Евстратова Н. А.







г. Семей, 2014 г.

















































Инсценирование басен И.А. Крылова

5 класс

Тема: Обличение несправедливых общественных порядков и недостатков людей в баснях И.Крылова.

Цель: показать учащимся общечеловеческое значение басен через анализ образов и их назначение

Задачи:

1.обучающая; знать биографию баснописца, содержание басен;

2.развивающая : уметь определять тему, идею, назначение текстов басен, авторскую позицию, выявлять общечеловеческое значение, предмет сатиры;

3. воспитательная: воспитывать высокие моральные качества, чувства ответственности, долга, чести, совести, непримиримое отношение к отрицательным явлениям в обществе и недостаткам людей.

Оборудование: иллюстрации, тексты басен, портрет баснописца И.Крылова.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы: вступительное и заключительное слово учителя, творчество учащихся, групповая, коллективная и индивидуальная работы, инсценирование.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя о баснописце И.А.Крылове.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский
- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?
- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?
2.Групповая работа. Повторение литературоведческих терминов.
Что такое басня?
Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.
Учитель: Можно дать и другое понятие термину " басня".
Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки".
А какое художественное средство используется в басне?
^ Ответ: ( Аллегория)

Учитель: Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя - неуклюжесть, в образе Осла - глупость, упрямство, в образе Муравья - трудолюбие.
Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня " Лебедь, Рак и Щука"? (^ Разобщенность в дружбе).
Басня " Волк и ягненок?" ( Трусость).
А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?
Ответ: (Мораль).
Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.
3.Коллективная работа. Конкурс-разминка.

- Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
- У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
- Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
- Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
- Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
- На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
- Что пленило лисицу? (Сырный дух)
- Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)
^ Продолжите крылатые слова.
Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
^ Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)

Угадай название басни по её морали

а) Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться. «Ларчик»

б) Примолвить к речи здесь годится,
Но ничьего не трогая лица,
Что делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться. «Синица»

в) Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать - кажется, одна у них душа, -
А только кинь им кость, так что твои собаки! «Собачья дружба»

г) Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк. «Петух и Жемчужное зерно».

д) Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи. «Демьянова уха»
е) Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»
4. Инсценирование басни «Ворона и Лисица».
^ - Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна»).
^ Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей».
Чему учит нас эта басня? (Осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
^ Инсценирование басни «Волк на псарне».
- Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? (В басне «Волк на псарне» Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. Псарня - общенародное движение, стремящееся победить врага. Волк - Наполеон злобен и коварен, он понял, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова Наполеон послал бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего - Кутузова полон достоинства и мужества).

5.Заключительное слово учителя.
Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
^ Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?
Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, талант - с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Домашнее задание: иллюстрировать басню по выбору.

© 2010-2022