ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ В РАССКАЗЕ М. А. ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА »

Урок-анализ художественного текста.  М.А. Шолохов – это талантливый художник, в 1965 году получивший Нобелевскую премию, личность, известная всему миру. Этот урок  продолжт  приобщение к  творчеству этого писателя и познакомит с его рассказом «Судьба человека», созданным в 1956 году.                                                      Цели урока. ·        Познакомиться с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека». ·        Выявить композиционные особенности произведения, их роль в раскрытии иде...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

г. Ростова - на - Дону Советского района

















ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ


« ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ В РАССКАЗЕ


М.А. ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА ».














Учитель ФИЛИППОВА И.В.


г. Ростов-на-Дону

Цели урока.

  • Познакомиться с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека».

  • Выявить композиционные особенности произведения, их роль в раскрытии идейного содержания рассказа.

  • Учиться выразительно читать.

Зрительный ряд:

  • фотография М.А. Шолохова,

  • выставка книг М.А. Шолохова.

ХОД УРОКА.

1. Объявление темы урока.

Эпиграф:

«Меня интересует участь простых людей в минувшей войне».

М.А. Шолохов

2.Учитель:

1. Перед вами фотография известного донского писателя, нашего земляка М.А.Шолохова. Какие произведения М.А. Шолохова вы читали?

2. Какие впечатления остались от прочитанных произведений?

М.А. Шолохов - это талантливый художник, в 1965 году получивший Нобелевскую премию, личность, известная всему миру. Сегодня мы продолжим приобщение к творчеству этого писателя и познакомимся с его рассказом «Судьба человека», созданным в 1956 году.

3. Объявление целей урока.

4. Учитель:

1. Прежде чем приступить к работе, нужно вспомнить некоторые литературоведческие понятия, которые нам понадобятся на уроке. Что такое композиция? Какие структурные части композиции вам известны?

2. Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства (тропы), помогающие понять позицию автора?

5.Выявление восприятия.

Учитель: Дома вы должны были прочитать рассказ «Судьба человека». Какие чувства вы испытали? Поделитесь впечатлениями от прочитанного рассказа. Какие эпизоды произвели на вас особое впечатление?

6. Сообщения учащихся.

Учитель: Послушайте сообщения об истории создания рассказа.

Ученик: Во время войны в литературе господствовала малая проза. Она очень оперативно откликалась на стремительно менявшуюся обстановку в стране. М.А.Шолохов же начал работу над романом, в котором намеревался дать широкий охват военных событий. Первые главы этого романа, получившего название «Они сражались за Родину», появились в 1943-1944 годах в «Правде» и «Красной звезде». Уже после войны, в 1949 году, Шолохов публикует его продолжение. Некоторое время спустя писатель прерывает работу над этим романом и пишет рассказ «Судьба человека». В новогодние дни 31 декабря 1956 - 1 января 1957 года в газете «Правда» появляется этот рассказ, в котором главным героем стал прошедший плен русский солдат. И хотя Шолохов не осмелился сказать о том, что ждало военнопленных на родине, сам выбор героя уже стал актом гражданского мужества писателя. Этот рассказ М.А. Шолохов посвятил Евгении Григорьевне Левицкой, которая работала заведующей отделом в издательстве «Московский рабочий». Она сразу же увидела в Шолохове блистательный талант художника слова, борца за правду. Между ними установилась дружба и переписка. Шолохов делился с Левицкой своими творческими планами.

Учитель: 1. Как вы думаете, что заставило Шолохова прервать работу над романом «Они сражались за Родину» (который так и не был окончен писателем) и сесть за рассказ «Судьба человека»?

Ученик: В конце 50-х годов творчество Шолохова привлекло внимание кинематографистов. В 1957-1958 годах режиссёр Сергей Герасимов снял фильм «Тихий Дон», в 1960-1961 годах Александр Гаврилович Иванов экранизировал «Поднятую целину». Особый зрительский успех выпал на долю фильма «Судьба человека» в 1959 году. Этот фильм был режиссёрским дебютом Сергея Бондарчука, который сыграл в нём главную роль. Он получил главный приз Московского международного кинофестиваля, совершил триумфальное шествие по экранам многих стран мира. Вот как об этом вспоминает Михаил Котов:

Ученик: « Мы шагаем по Стокгольму, по мирным, спокойным улицам. Это город, который минула война. Над ним никогда не свистели снаряды, на его дома не падали бомбы. Вблизи гостиницы «Мальмен» наше внимание привлекает броский плакат. Останавливаемся. Афиша сообщает: в скором времени в Стокгольме состоится показ картины, поставленной известным режиссером Сергеем Бондарчуком по рассказу выдающегося русского писателя Михаила Шолохова «Судьба человека». Сверху крупными буквами написано: «Смотрите фильм знаменитого Шолохова!» Мы решаем непременно побывать в кинотеатре, своими глазами увидеть, как зритель воспринимает наш фильм, какие чувства вызывает он у довольно спокойных шведов. Около кинотеатра много людей - совсем как у нас. То и дело слышится: «Нет ли лишнего билета?» Оказывается, все билеты распроданы заранее.

- У нас такое редко бывает,- улыбаясь, говорит переводчица и тут же лукаво добавляет:- Во всём виноват Шолохов!

В зале полно, нет ни одного свободного места. Публика самая разная. Больше пожилых. Гаснет свет. И снова реклама. От нее никуда не денешься? Обычно в шведском кино бывает шумно. Можно в любое время сеанса прийти и уйти. Вежливые контролёры с фонариками проведут вас на любое место. На этот раз не слышишь шарканья ног, наступает тишина. С первого кадра фильм приковывает внимание. Но, каюсь, я смотрю не столько на экран, сколько на зрителей, пытаясь прочесть их чувства. Вот рядом двое степенных людей, впереди студенты. У всех у них лица сосредоточенны. Да и как может быть иначе, если все эти люди становятся свидетелями драмы человека, прошедшего через весь ад войны и не утерявшего самого главного - человечности! На экране идет война, и все видят, какие муки принял на себя в этой войне русский человек. Он не сдается, не падает духом. Он побеждает, торжествует победу. Зажигается свет, и я снова всматриваюсь в зал. Люди сидят в оцепенении.

--Такого еще не бывало,- тихо говорит Инга, наша переводчица.

Обращаюсь к сидящим рядом шведам:

- Что вы можете сказать о фильме?

- О, это нельзя смотреть без слез! - вначале отвечает жена.- Я не думала, что война так жестока. Нам говорили другое.

- Мы, шведы, не знаем войны вот уже более ста пятидесяти лет,- продолжает мужчина.- Посмотрев этот фильм, я теперь хорошо понимаю, что такое война…

А вы Шолохова увидите? - обращается к нам рослый студент в форменной фуражке. - А сам он воевал? Мне он нравится, я читал его книги. Скажите ему об этом, пожалуйста.

Киноповесть «Судьба человека» шла в Стокгольме недолго. Тем не менее, ее посмотрело немало людей, и часто в эти дни в разных домах, в разных концах Швеции звучало знакомое и бесконечно дорогое: Шолохов.

Учитель:

  • Как вы думаете, чем привлёк такое огромное внимание рассказ и поставленный по нему фильм?

Во время войны Шолохов был военным корреспондентом на Южном, Юго-Западном и Западном фронтах. Дом и библиотека писателя были сожжены немецкими минами. В июле 1942 года в станице Вёшенской погибла от бомбы его 75-летняя мать.

7. Анализ рассказа.

Учитель:

1. Обратимся к тексту. Прочитайте начало рассказа (чтение ученика).

2. Кто является рассказчиком произведения?

(В произведении два рассказчика: один - тот, кто знакомит читателя с Андреем Соколовым, то есть сам автор, другой - сам Андрей Соколов.

Учитель: Такой приём называется « рассказ в рассказе». Это одна из особенностей композиции произведения (запись в тетрадь).

3. Почему же автор сам не пересказывает историю, услышанную от Андрея Соколова? (невозможно передать чувства героя)

4. Чем заканчивается рассказ? (чтение последнего абзаца: мужчина и мальчик в начале рассказа подходят к автору, а в конце уходят)

Учитель: Такое построение произведения называется «кольцевая композиция» (запись в тетрадь).

5. Обратитесь к тексту и скажите, какое время изображено в рассказе? (первая послевоенная весна). Какие детали свидетельствуют об этом? Как вы понимаете слова «недобрая пора бездорожья»? Как называется это художественное средство выразительности? Какой принцип положен в основу этого эпизода? Что противопоставляет автор? Почему? (принцип контраста: с одной стороны недавно закончившаяся война, недобрая пора бездорожья, с другой - дружная и напористая весна)

Учитель: Запишем в тетрадь ещё одну особенность рассказа - контраст.

6. Почему же Андрей Соколов так просто и непосредственно рассказал о себе совершенно незнакомому человеку? Как выглядел незнакомец? (он принял его «за своего брата-шофёра»)

7. Произведения Шолохова, как мы уже отметили, обычно строятся на противопоставлении, на контрасте. Что, на ваш взгляд, противопоставлено в этом рассказе? (мирная жизнь - война, стремление к добру Андрея Соколова - злость немца Мюллера)

8. Понаблюдаем, как этот принцип проявляется в других эпизодах. Обратимся к портретам Андрея Соколова и Ванюшки. Найдите и прочитайте описание внешности героев. Какие детали портрета противопоставлены?

9. Какой троп использует автор, говоря о глазах героев? (сравнение) Как вы понимаете выражение «глаза, словно присыпанные пеплом»? (Во взгляде мужчины- ужас, всё то непоправимое, что сделала война. А у мальчика светлые, как небушко, глаза).

Литературные критики отмечают, что сопоставление глаз с «небушком» Шолоховым не впервые. В «Поднятой целине» герой Размётнов «рассматривает Давыдова с наивной беззастенчивостью, часто мигая ясными, как летнее небушко, глазами».

10. Чем похожи судьбы этих двух героев, встретившихся автору? Какие испытания им пришлось перенести? (Андрею: плен, гибель всей семьи, Ванюшке: смерть родителей, сиротство)

8. Работа над выразительным чтением. Учитель: Один из эпизодов, который вам особенно запомнился, - «Поединок с Мюллером». Послушайте этот фрагмент и подумайте над вопросом: «Какую роль играет этот эпизод в рассказе?»

(эпизод «Поединок с Мюллером» читает заранее подготовленный ученик)

Анализ эпизода «Поединок с Мюллером».

  • Как изменилось поведение Мюллера в этом эпизоде и почему?

  • Каким показан Мюллер в начале эпизода? А в конце? Что вы можете сказать об этом герое?

  • Как Мюллер называет главного героя в начале эпизода? Почему?

  • Как называет его в конце эпизода? Почему?

  • Какие черты характера раскрываются у Андрея Соколова в этом эпизоде?

  • С какой интонацией и каким чувством нужно, на ваш взгляд, было прочитать слова Андрея Соколова и Мюллера? Насколько выразительно прочитал ученик, данный фрагмент?

11. Почему же Андрей Соколов решает взять нового сынишку? (Человек не может и не должен быть в мире один, жизнь должна иметь смысл, жить нужно не с ненавистью, а любовью)

12. Изменился ли герой после усыновления Ванюшки? Возродился ли он? Докажите текстом. ( Отсылает Ванюшку, чтобы не ранить душу ребёнка, радуется по ночам)

12. Почему же автор назвал свой рассказ не «Судьба Андрея Соколова», а «Судьба человека»? (Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает весь ужас войны, самые трагические её стороны. Автор пишет, что его «интересует участь простых людей в минувшей войне». Эти слова взяты эпиграфом к нашему уроку. М.А.Шолохов подчёркивает, что судьба главного героя - это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны) Запись в тетрадь: Название рассказа носит обобщённый характер.

Учитель: Именно поэтому рассказ Шолохова «Судьба человека» по жанру относится к эпопее. Это новое для вас понятие, запишем его в тетрадь.

10. Работа по теории литературы: Эпопея - произведение эпического жанра о значительных, выдающихся национально-исторических событиях.

Шолохов в своих произведениях постоянно обращается к таким значительным событиям, это и гражданская война, и Великая Отечественная война. Вы уже знакомы с его «Донскими рассказами», позже вам предстоит познакомиться с романами «Тихий Дон», «Поднятая целина», недавно вы смотрели спектакль «Они сражались за Родину», поставленный по одноимённому роману Шолохова.

13. Так о чём же этот рассказ? (о том, какой страшной трагедией является война, как она ломает и калечит судьбы и души людей)

14. Как вы думаете, какова же идея рассказа? В каких строках произведения она звучит (читаем предпоследний абзац)

Учитель: Сам Шолохов писал: «Однажды кто-то остроумно назвал это произведение рассказом-эпопеей. И подлинно: объем совсем невелик, а содержание в нём вместилось - впору доброму роману, с захватом в полном смысле эпическим. Пожалуй, главное здесь любовь к людям, сердце, которое ранит чужая боль, которое страстно хочет счастья и потому так бьётся, чутко отзываясь на всё - и тяжелое и радостное - что несет с собой жизнь. Во всех испытаниях, посылаемых судьбой, настоящий человек должен выстоять, не растратив, не заглушив самых добрых побуждений своего сердца».

12. Подведение итога урока (обращение к целям урока).

1. Анализируя рассказ М.А.Шолохова, мы определили идею произведения. Пользуясь своими записями в тетради, ответьте на вопрос: «Какие композиционные особенности имеет рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека?»

2. Выставление оценок, комментирование оценок.

13. Домашнее задание.

1. Подготовить письменный ответ на вопрос: « Как вы объясните обобщённый характер названия рассказа »? (объём - 1,5-2 стр.)

2. Подготовить выразительное чтение сцены «Встреча Андрея Соколова с Ванюшкой».


© 2010-2022