Урок литературы в 6 классе по произведению В. П. Астафьева Конь с розовой гривой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 6 классе по произведению

В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Учитель: Кладогуб Наталия Сергеевна

МОУ «Рыбачьевская школа» г.Алушта


Тема урока: «Уроки совести и доброты »

Цель:

-помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа;

-выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее;

-развивать речевую, читательскую культуру учащихся ;

-формировать умения анализировать текст художественного произведения,

- воспитывать нравственные качества личности, стремление разобраться в трудных ситуациях, умение найти и принять верное решение, отстоять свой выбор;

-развивать творческие способности, воображение учащихся.

Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.

Эпиграф: Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того

дивного коня с розовой гривой.

В.П. Астафьев.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Виктор Петрович Астафьев - один из тех писателей 20 века, кто много писал о российской деревне, о назначении человека на земле и в обществе, о его нравственных устоях, о народном русском характере.. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича - Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в крестьянской семье. Он рано потерял мать; ему было всего семь лет, когда она погибла, утонула в Енисее. Детство Астафьева было трудным. На всю жизнь сохранил он воспоминания о бабушке Катерине Петровне.

Воспоминание о бабушке.

"Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон.

И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, - да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет.

И некому прощать..."

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.

Но сначала тест для проверки домашнего задания.

Тест. (письменно на карточках)

Ответьте на вопросы.

1.Назови автора рассказа « Конь с розовой гривой»________________________

2.Как звали бабушку главного героя?____________________________________

3.Как имя главного героя?______________________________________________

4.Что случилось с мамой мальчика?_______________________________________

5.С кем жил главный герой?______________________________________________

6.Как звали соседей главного героя?________________________________________

7.Зачем ребята ходили в лес?______________________________________________

8.С кем главный герой ходил на рыбалку?___________________________________

9.Кто привёл мальчика домой , когда он убежал из дому?______________________

10.Кто подарил ему коня с розовой гривой?__________________________________

Молодцы! Вы справились с этим заданием. А теперь давайте проанализируем содержание рассказа.

Беседа по вопросам.

1.Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?

(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

2.Что это было за время? Как жилось людям?

(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

3.Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

(автор использует сибирские диалектизмы)

4.С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

5.Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

6.Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

7.Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика.

(соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)

Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к

вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят

чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.

8.Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?

(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два

принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…»

9. Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика?

Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в

ходе своих размышлений?

10.Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её

обманул?

(бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой»)

Теория литературы.

Ребята, откройте свои словарики литературных терминов. Сегодня мы с вами познакомимся с такими терминами как Эпизод и Фабула. Сделаем запись в свои словарики.

Эпизод- это фрагмент сюжета литературного произведения, описывающий некий целостный момент действия, составляющего содержание сочинения.

Фабула- череда событий, служащих основой литературного произведения. Нередко фабула обозначает то же, что и сюжет, различия между ними условны.

Работа в группах.

А теперь , ребята, перед нами самая интересная часть задания.

Все мы любим кинофильмы, правда!? Но знаете ли вы сколько людей разных профессий трудятся над созданием фильма? Это и режиссеры, и постановщики , и операторы, и костюмеры, и декораторы, и гримёры, и актёры. Давайте, сегодня мы с вами попробуем себя в некоторых ролях. Мы разделимся на группы.

1 группа. «Сценаристы»

Задание. Определить фабулу рассказа «Конь с розовой гривой».

2 группа. «Декораторы»

Задание. Нарисовать иллюстрации к рассказу. Уметь объяснить к какому эпизоду данная иллюстрация.

3 группа. «Актёры»

Задание. Выбрать любой эпизод из рассказать, инсценировать его .

4 группа. «Лингвисты»

Задание. Выбрать из текста диалектизмы, создать словарик, записав все слова в алфавитном порядке с пояснениями.

Работа в группах, после чего ребята представляют свои проекты: объясняют фабулу, представляют иллюстрации с пояснениями, разыгрывают эпизод, презентуют словарик диалектизмов.

Подведение итогов. Рефлексия.

Что понравилось? Не понравилось? Заставило задуматься?

Итог урока.

Какие жизненные уроки получил герой?

-Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок

-Признайся в содеянном

-Раскаяние приносит облегчение

-Спешить делать добро

-Надо быть милосердным всегда

-Люби ближнего своего как самого себя

Заключительное слово учителя.

- Этот рассказ о детстве - замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Прочитать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».



© 2010-2022