Урок русского языка на тему Буквы а, у, и после ц (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Буквы а,у,и,ы после ц.

- Ребята, посмотрите, какая прекрасная погода сегодня на улице! Солнышко еще теплое и ласковое, и на душе как-то тепло и хорошо. И вот на этой теплой ноте начнем сегодня урок.

Я уверена, что у нас с вами все обязательно получится. Будут на уроке только хорошие и отличные отметки. Вы, пожалуйста, не волнуйтесь, настраивайтесь на работу.

Откроем тетради, запишем дату: 22 октября. Классная работа.

Отложим на время ручки, потому что будем разгадывать загадки. Любите загадки?

1.В щели глядятся,

Вылезти боятся. (Мыши)

2.К розе не допускают,

От всех защищают. (Шипы)

3.Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

4.Где упрется хвостом,

Станет дырка потом. (Шило)

5.Кто, ворочая усами,

Раскомандовался нами:

«Можно есть! Пора гулять!

Умываться и в кровать!» (Часы)

-Ну, неплохо! А на какое орфографическое правило я собрала загадки?

(«Буквы а,у,и после шипящих»), т.е правило, которое мы изучили на предыдущем уроке.

- Проверим, как вы закрепили его дома.

К доске пойдут и из упр. 61 выпишут слова с изученной орфограммой, графически ее обозначив:

1-й ученик выписывает из 1-го текста: (глуши, бесшумно, шуршат, камыши).

Слушаем правило: После шипящих ж, ш, ч, щ пишутся буквы а,у, и и не пишутся буквы я,ю,ы.

2-й ученик выписывает из 2-го текста: (старший, кричала, наши, жарить).

Назови слова, в которых после букв ж,ш пишем ю (жюри, брошюра, парашют). Как называются эти слова? (слова-исключения).Вопросы и задания к классу:

- Назовите главные члены предложения в 1-м тексте (камыши шуршат).

-А что относится к главным членам предложения?

- Найдите во 2-м тексте слово, которое не выписали (девчонку). Запишите его. Не забудьте пропустить строку - чуть позже напишем тему урока.

Назовите орфограмму (Безударная проверяемая гласная в корне слова).

Обозначьте эту орфограмму. (девчонку - девочку).

Разберите по составу____________________

Сделайте фонетическую запись, т.е.______(транскрипцию)__________

Таким образом, после шипящих мы пишем гласные (а,у,и).

Изучение нового (проблемная ситуация).

Слайд: Перед вами слова: синицы, цыпленок, настурция, бледнолицый, авиация, цифра.

- По какому принципу можно разбить данные слова на две группы?

(и - ы).

Слова с и: после какой согласной пишется эта гласная?

Слова с ы: после какой согласной пишется эта гласная?

(после ц)

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

(написанию и, ы после ц)

Слайд: - А если я добавлю слова: цапля, цунами?

(написанию а, у после ц)

- А общая тема как прозвучит?

(Буквы а, у, и, ы после ц). Запишем тему урока в тетради.

- А теперь попытаемся сформулировать цель нашего урока: чего мы должны достичь в конце урока, каких результатов? (научиться правильно выбирать гласную после ц).

- А каким путем мы пойдем, чтобы этих результатов достичь? (Читать и анализировать материалы учебника, выполнять упражнения.)

- Таким образом, в конце урока, надеюсь, вы научитесь правильно писать слова с буквами а, у, и, ы после ц.

- Рассмотрим 1-ю часть схемы на стр. 107 учебника (а,у) и сформулируем правило:

В словах после ц пишем буквы а,у. Например: царский, царапина, месяцу, концу.

Графически обозначим орфограмму.

-А теперь посмотрите на слайд (четыре столбика слов):

Цирк Сестрицын Курица Секция

-Сравните записи в каждом столбике. Почему слова так сгруппированы?

(в чем схожесть: орфограмма после ц)

(в чем различие: в одних словах после ц пишем и, в других - ы)

- Обратите внимание на произношение этих слов. Ц - всегда твердый согласный, произносится твердо.

-Как вы думаете, почему в этих словах при одинаковом произношении пишутся разные буквы?

- Давайте посмотрим, в какой части слова находится изучаемая морфема?

Цирк - в корне

Сестрицын - в суффиксе

Курицы - в окончании

Секция - слово оканчивается на -ция.

- Попробуйте выявить закономерность. От чего зависит выбор букв ы-и?

(от того, в какой морфеме находится орфограмма)

- Обратимся к учебнику. Проанализируйте схему ( 2-ю часть). Читаем содержание схемы.

- А что значит «остальные случаи»? Давайте рассмотрим.

Циркач, цифра, медицина - в коне слова

Цивилизация - В словах, оканчивающихся на -ция.

Тогда, если по правилу в корне после шипящих пишем и, то как можно назвать слова цыган… (слова-исключения)

Работаем в парах. Задание (слайд):

1.Сформулируйте правило.

2.Используя дополнения, о которых мы говорили, составьте свою, упрощенную схему. Возьмите для примера по 1 слову из упр. 64.

3.Запишите схему в тетрадь.

(Обсуждение схем учащихся)

- А теперь сравните с моей схемой (слайд № )

- Внимание! Формулируем правило! (Самостоятельно)

Слайд: После шипящих пишется и в существительных на -ция и в корнях слов. В остальных случаях - в суффиксах, окончаниях, словах-исключениях (цыган, цыц, цыпленок, цыпочки) - пишется ы.

(Проговаривает несколько человек)

Закрепление.

Упр.65. Работаем с зашифрованными словами. Кто быстрее их напишет?

К доску по 1 слову; обозначить орфограмму.

Тест (слайд № ) Учимся выполнять тестовые задания.

Контроль. Самостоятельная работа. Упр. 66: составить 6 предложений.

Д/з. Даю д/з, оно дифференцированное. Вы сами определяете свой уровень. Их 3 - от слабого к высокому, т.е. чем больше цифра, тем сложнее.

1 уровень: вып. Упр. 67

2 уровень: выписать из пр-й худ лит-ры 10 предл-й, в которых есть изученная орфограмма.

3 уровень: составить текст, в котором бы встретилось не мене 10 слов на изученную орфограмму.

Всем: параграф 12 (1,2 части). Вопросы по д/з (если есть)

Рефлексия. - Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока.

- Достигли ее?

- Дополните фразы:

-Я узнал…

- В ходе работы на уроке удалось научиться…

- Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке?

Оцените свою работу:

- Я выучил…

- Я разобрался…

- Я смог…

Отметки за урок:



© 2010-2022