РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.


Автор: Романова С.В.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 им. М.П. Кочнева

«Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!»

Несмотря на огромный интерес к работе с одарёнными детьми (особенно в последнее время), ряд вопросов остаётся мало исследованным. Так, вовлечение таких детей в научную и исследовательскую деятельность становится актуальным в наши дни. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных учащихся, и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

Тяжело приходится работать учителю, когда многие одаренные дети из общеобразовательной школы уходят в гимназии и лицеи. В таких условиях у нас сложилась своя система работы с одаренными детьми.

Были поставлены следующие цели:

  1. Увлечь учащихся русским языком и литературой.

  2. Выявить одаренных детей (в той или иной степени проявившимся видам одаренности).

  3. Создать условия, способствующие их оптимальному развитию.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности

Задача учителя - увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать? Прежде всего, знать, что характерными чертами одаренного человека являются:

  • Любознательность.

  • Познавательная самостоятельность.

  • Оригинальность мышления.

  • Обилие идей.

  • Лёгкость ассоциирования.

  • Высокая концентрация внимания.

  • Отличная память.

  • Самостоятельность.

Для дальнейшего развития увлечения наукой таких детей, необходимо создать особые условия. Для этого в школе ведётся лингвистический кружок, в рамках которого действует научное общество учащихся, где с учениками проводятся обучающие семинары, консультации, где учащиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью, принимают участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Нами было проведено исследование в процессе которого, была сформирована программа работы с одаренными детьми, предусматривающая следующие особенности:

  1. Знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план.

  2. Поощрение глубокой проработки выбранной темы.

  3. Осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными способностями.

  4. Акцентирование более сложных видов деятельности, требующих мыслительных процессов высокого уровня.

  5. Более высокие требования самостоятельности, при решении задач.

  6. Предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способности.

  7. Поощрение творческого мышления.

Основным же фактором успеха программы является учитель. Именно он определяет соответствие содержание программы способностям одаренного ученика.

Всякая деятельность должна носить продуктивный характер, т.е. направлена на конкретный результат. Нами были достигнуты следующие результаты, наши ученики неоднократно становились победителями и призерами районных олимпиад и различных конкурсов по русскому языку и литературе.

2012 год - Участие во Всероссийской олимпиаде «Центр поддержки талантливой молодёжи». Ефремова Анастасия результат - 79 баллов из 100 возможных, Саенко Юлия результат - 83 балла из 100 возможных.

2013 год - Саенко Юлия 6Г класс награждена дипломом 1 степени в номинации «Портрет моей страны» районного творческого конкурса юных чтецов «В стихах о самом главном…». Ефремова Анастасия 6Г класс награждена дипломом 3 степени в номинации «Портрет моей страны» районного творческого конкурса юных чтецов «В стихах о самом главном…».

Саенко Юлия 6Г класс награждена дипломом победителя в районном конкурсе сочинений, посвящённому 70-летию Победы в Сталинградской битве.

2014 год - X Международная Олимпиада по основам наук по предмету русский язык - Ефремова Анастасия, диплом III степени, 7Г класс.

2015 год - Конкурс юных поэтов «СТИХИЯ»- Заев Илья, 2 место, 9д класс.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому мы следим за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

Таким образом, целенаправленная работа с одарёнными детьми и вовлечение их в научно-исследовательскую работу, влияет на индивидуальное развитие творческих способностей ребёнка и в том числе педагога, создаёт атмосферу сотрудничества.





Список литературы

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.

  2. Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991.

  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.

  4. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа - просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.

  5. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. - Москва-Челябябинск: ИПИ РАО,ЧГИИК, 1993. - 40 с.

  6. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.

  7. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.

  8. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.

  9. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.

  10. Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.

  11. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. - 1991.- №1.- с.27.

  12. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.





© 2010-2022