- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по предметуПисьмо и развитие речи. 9 класс
Рабочая программа по предметуПисьмо и развитие речи. 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сухорукова А.А. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» на 2015 - 2016 учебный год составлена для учащихся 9 класса на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Закона РФ «Об образовании»;
-
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919;
-
Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
-
Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
СЛОВО. Основные темы - состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи- обогащение и активизация словаря, формирование навыков грамотного письма.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. В процессе упражнений формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме ограничены. В начальных классах ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучению построения предложений. Эти упражнения позволяют учащимся старших классов овладеть такими видами работы, как изложение и сочинение.
Прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражнения в оформлении деловых бумаг; в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логического и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В МОУ СОШ № 3 р.п. Кузоватово на изучение предмета «Письмо и развитие речи» отводится 2 часа в неделю ( 68 учебных недель).
В рабочей программе предусмотрено 68 часов. Составленная программа будет реализована в условиях индивидуального обучения на дому.
Учебно-тематический план
№п\п
Название темы
Кол-во
часов
1
Повторение
17
2
Имя существительное
9
3
Имя прилагательное
8
4
Личные местоимения
7
5
Глагол
14
6
Наречие
3
7
Имя числительное
4
8
Предложение. Повторение
6
Итого
68
Содержание учебного материала
Повторение
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вое-), из- (ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 200,300,400,90.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь
Изложение.
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
оформлять все виды деловых бумаг;
пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
части речи, использование их в речи;
наиболее распространенные правила правописания слов.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1-М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС под редакцией В.В.Воронковой, 2001.-231с.
Русский язык. Учебник для 9 класса \ Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская \ М.: Просвещение, 2012 г.
Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе \ А.К.Аксенова \ М.: Просвещение, 1994 г.