Спецкурс по русскому языку в 8 классе Законы русской орфографии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное учреждение

«Ольгинская СОШ Павлодарского района»

Согласовано «Утверждаю»

Зам.директора по УВР Директор школы

____________ Т.А.Позднякова ____________ Н.В.Фесик

«___»__________ 20 г. «___»______________20 г.

Рассмотрено на заседании МО

«___»_____________20______ г. Протокол № __

Руководитель МО ______________ Т.И.Копьёва

Спецкурс по русскому языку в 8 классе

"Законы русской орфографии"


Учитель: Фесик Н.В.

Год составления: 2013-2014 учебный год

Предмет

Класс

Кол-во часов

по плану

Кол-во часов

в неделю

Русский язык

8

34

1

Основной документ:

Учебная программа по предметам образовательной области «Русский язык» уровня основного среднего образования (5-9 классы), Астана 2013. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан№115 от 3 апреля 2013 года. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 апреля 2013 года№8424.


ГУ «Ольгинская СОШ Павлодарского района»






Спецкурс по русскому языку в 8 классе

"Законы русской орфографии"












Фесик Наталия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГУ «Ольгинская СОШ Павлодарского района»



Павлодар, 2013


Пояснительная записка

Спецкурс «Законы русской орфографии» составлен на основе учебной программы по предметам образовательной области «Русский язык» уровня основного среднего образования (5-9 классы), Астана -2013, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан№115 от 3 апреля 2013 года. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 апреля 2013 года №8424. , в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080, иструктивно-методическое письмо « Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году»- Астана: Национальная академия образования
им. И. Алтынсарина, 2013.

Актуальность введения в школе спецкурса "Законы русской орфографии" по выбору определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный дополнительный корректировочный курс предназначен для учащихся 8 класса и рассчитан на 34 часа.

Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

научность; доступность; последовательность и системность изложения материала; преемственность и перспективность;

связь теории с практикой;наглядность;целостность.

Курс "Законы русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);

продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;

развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Методы обучения:

эвристическая беседа;

исследование;

проблемно-поисковые задания;

наблюдение;

индивидуальные задания.

Ожидаемые результаты

В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать:

правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

условия, от которых зависит написание;

норму, действующую при данных условиях;

последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:

правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

правильно писать сложные слова,

правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,

правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

правильно писать не с разными частями речи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Краткое содержание

Знания, умения, навыки

Контроль

1.

Правописание безударных гласных корня

3


1.1

Правописание безударных гласных корня, проверяемых ударением

1

Закрепить навык написания безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова.Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова.

Уметь опознавать проверяемые орфограммы в корне слова на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов.

Контрольные задания

Тест № 2

1.2.

Правописание непроверяемых гласных корня.

1

Закрепить написание не проверяемых ударением гласных корня. Сформировать умение в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.

Знать написание слов с непроверяемой гласной в корне слова.

Контрольные задания

Тест №1

1.3.

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

1

Чередование а/о: в корнях -зар-/-зор-, -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -плав-/-плов-, -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-)/ -рос-, -скак-/-скоч-, -мак-/-мок, -равн-/-ровн-

Чередования е/и в корнях: -бер-/ -бир-, -блест-/-блист-, -дер-/ -дир-, -жег-/-жиг-, -мир-/-мер- -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-. Чередование им/ а(я), ин/ а(я).

Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием.

Контрольные задания

Тест № 3,4

2

Правописание гласных после шипящих и Ц.

3

2.1

Правописание гласных после шипящих и Ц в корне слова.

1

Закрепить правописание гласных после шипящих и Ц в корне слова .

Формировать умение выбирать и объяснять гласные после шипящих и Ц.Уметь объяснять выбор буквы после шипящих и Ц в корне слова.

Формировать умение выбирать и объяснять правописание буквы Ю и Я, О, И. Уметь объяснять выбор буквы после Ц в корнях слов.

Контрольные задания

Тест

2.2

Правописание гласных после шипящих и Ц в суффиксах.

1

Закрепить правописание гласных после шипящих и Ц в суффиксах.

Формировать умение выбирать и объяснять гласные после шипящих и Ц в суффиксах.Уметь объяснять выбор буквы после шипящих и Ц в суффиксах.

Контрольные задания

Тест

2.3

Правописание гласных после шипящих и Ц в окончаниях.

1

Закрепить правописание гласных после шипящих и Ц в окончаниях.

Формировать умение выбирать и объяснять гласные после шипящих и Ц в окончаниях.Уметь объяснять выбор буквы после шипящих и Ц в окончаниях.

Контрольные задания

Тест

3.

Правописание приставок

3

3.1

Правописание приставок на -з / -с.

1

Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на з-с.

Знать три группы приставок в зависимости от их правописания.

Словарный диктант

3.2

Употребление приставок пре- и при-.

1

Познакомить с правописанием гласных в приставках пре- и при-. Учить определять лексическое значение приставок и правильно писать их.

Понимать, что употребление приставок пре- и при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания).

Интерактивный диктант

3.3

Правописание безударных гласных в приставке.

1

Закрепить навык написания безударных гласных в приставке.

Уметь опознавать проверяемые орфограммы в приставке на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания

Самостоятельная работа

Тест

4

Гласные Ы и И после приставок

1

Учить опознавать данную группу слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких - вместо и пишется буква ы.

Знать условия выбора букв и и ы после приставок на согласный. Уметь правильно применять правило.

Словарный диктант

Тест

5

Разделительный Ъ.

1

Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-.

Знать и безошибочно употреблять Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух- трёх-, четырёх-.

Контрольные задания

Тест

6

Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы.

1

Употребление Ь как знака обозначения мягкости в конце слова и в середине перед твёрдыми согласными, в середине слова перед мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах первый сохраняет свою мягкость и когда второй становится твёрдым: в письме . Употребление мягкого знака как показателя грамматической формы в именах существительных, в глагольных формах, на конце наречий после шипящих, частиц.

Знать основные случаи употребления Ь как разделительного и для обозначения мягкости.

Знать основные случаи употребления Ь как показателя грамматической формы.

Диктант

Тест

7

Правописание имен существительных

4

7.1

Окончания имен существительных

1

Закрепить навык написания безударных гласных в окончании.

Уметь опознавать проверяемые орфограммы в окончании слов.

Контрольные задания

Тест

7.2

Правописание суффиксов существительных

Правописание н и нн в существительных.

1

Закрепить навык написания безударных гласных в суффиксе.

Сформировать представление о правописании букв н и нн в суффиксах существительных.

Уметь опознавать проверяемые орфограммы в суффиксе на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания.

Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах существительных.

Словарный диктант

Тест

7.3

Написание не с именами существительными.

1

Систематизировать сведения о правописании не с именами существительными.

Знать правила употребления не с существительными . Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы

Диктант

Тест

7.4

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

1

Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного и слов с начальной частью пол-.

Знать условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных. Уметь применять данные правила при написании.

Интерактивный диктант

Тест

8

Правописание имен прилагательных

4

8.1

Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и в кратких формах имён прилагательных.

1

Сформировать представление о правописании букв н и нн в суффиксах полных прилагательных , в кратких формах имён прилагательных .

Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах полных прилагательных , в кратких формах имён прилагательных.

Словарный диктант

Тест

8.2

Правописание суффиксов имён прилагательных.

1

Закрепить правописание суффиксов имён прилагательных -к- (-ск-).

Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных.

Тест

8.3

Написание не с именами прилагательными.

1

Систематизировать сведения о правописании не с именами прилагательными.

Знать правила употребления не с прилагательными. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы

Практикум

Тест

8.4

Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.

1

Познакомить с условиями правописания сложных имён прилагательных. З

Знать правила употребления дефиса в сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме.

Тест

9

Правописание имен числительных


9.1

Правописание количественных и порядковых. дробных числительных

1

Сформировать представление и соответствующий навык написания числительных

Знать условия правописания числительных. Уметь применять данные правила при написании.

Словарный диктант

10

Правописание местоимений


10.1

Правописание местоимений

1

Систематизировать сведения о правописании не с местоимениями

Знать правила употребления не с местоимениями Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы


Тест

11

Правописание глаголов

3

11.1

Правописание суффиксов глаголов.

1

Правописание суффиксов глаголов ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

Знать правила написания суффиксов и способы действия по их применению.

Практикум

Тест

11.2

Слитное и раздельное написание не с глаголами.

1

Вспомнить правила написания не с глаголами . Развивать навыки и умения написания глаголов с не.

Знать правила употребления не с личными формами глагола. Уметь грамотно употреблять данные словоформы в собственных письменных работах.

Интерактивный диктант

Тест

11.3

Правописание Ь

1

Правописание Ь в неопределенной форме глагола, в окончаниях 2-го л. , ед.ч.

Знать правила написания способы действия по их применению.

Тест

12

Правописание причастий

3

12.1

Правописание суффиксов причастий.

1

Правописание суффиксов причастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ом- (-ем-), -им-, гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

Знать суффиксы причастий и условия их употребления.

Тест

12.2

Правописание н и нн в причастиях

1

Сформировать представление о правописании букв н и нн в суффиксах причастий.

Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах причастий.

Контрольные задания

Тест

12.3

Написание не с причастиями.

1

Формировать навык употребления н и нн в причастиях.

Уметь определять зависимые от причастия слова, полную и краткую форму причастия. Знать, как пишется не с причастиями.

Словарный диктант

Тест

13

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке.

1

Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные.

Сформировать умение безошибочно писать гласные в корнях слов. Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их.

Диктант

Тест

14

Правописание непроизносимых и удвоенных согласных корня.

1

Научить различать согласные непроизносимые и удвоенные согласные.

Сформировать умение безошибочно писать гласные в корнях слов. Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их.

Словарный диктант

Тест

15

Правописание наречий


15.1

Правописание наречий .Наречия с приставками.

Слитное написание наречий.

1

Систематизировать сведения о правописании наречий

Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы

Диктант

Тест

16.

Правописание частиц ,союзов, предлогов

1

Повторить условия правписания

Знать условия выбора правописания

Контрольные задания

Тест

16.1

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

1

Вспомнить правила написания не с глаголами и деепричастиями. причастиями. Развивать навыки и умения написания данных частей речи с не.

Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями, причастиями. Уметь грамотно употреблять данные словоформы в собственных письменных работах.

Контрольные задания

Тест

17

Употребление прописных букв и строчных букв

1

Повторить орфограммы, связанные с употреблением прописных и строчных букв.

Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять в тексте и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв.

Словарный диктант

Тест

Итого: 34 занятия

Список используемой литературы

Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.

Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.

Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.

Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5.

Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.

Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.

Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.

Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.

Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.

Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.

Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.

Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.

Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.

Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.

Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.

Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.

Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.

Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.

Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.






Приложение 1.

Тема «Правописание гласных в корне»

Это одна из тем учебно- методического пособия «Законы русской орфографии». Тема «Правописание гласных в корне» содержит теоретический и практический материал, способствующий осмысленному усвоению учебного материала в максимально короткий срок, позволяющий совершенствовать орфографическую грамотность учащихся. Теоретический материал закрепляется разнообразными практическими заданиями, в том числе контрольными тестовыми заданиями. Для контроля результативности усвоения учебного материала в конце темы предлагаются тексты повышенной трудности.

ОРФОГРАФИЯ

Теоретический материал

Для проверки безударной гласной в корне необходимо подобрать однокоренное, родственное по значению, слово, в котором гласный стоит в сильной позиции (ударной), например:

Посветить фонарем - свет;

Посвятить жизнь науке - свято

ВНИМАНИЕ!

В некоторых корнях происходит чередование гласных, которые проверять «ударением» нельзя.

Глаголы совершенного вида нельзя проверять глаголом несовершенного вида: «опоздать» нельзя проверить словом «опаздывать», а надо «поздно», «поздний».

В словах старославянского происхождения с безударными неполногласными сочетаниями ра, ла (в русских корнях им соответствуют полногласные сочетания оро, оло) в корне пишется а: бразды (бороздка), облако (оболочка).

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя паписание слов:

Задр…жать-др…жь ум…лять-м…лит

Зар…жать-зар…за ум…лять-делать м…лым

Раздр…жать-др…знит оз…мь-з…мний

Зап…вать-зап…ть оз..мь- о з…млю

Зап…вать-запить сп…ши-сп…шка

…ведение к концу-прив…дший сп…ши-сп…шут

Пр…ведение в замке-в…деть скр…пя зубами-скр…п

Разв…вается флаг-в…ять скр…пя сердце-кр…пкий

Разв…вается ребенок-разв…тие р…скошный-р…скошь

Пок…яние-к…яться.

Корни с чередующимися гласными.

Морфологическая группа корней (правописание гласной зависит от суффикса -а-)

Корни

Примеры

Исключения

-бер- / -бир- (а)

-пер- / -пир- (а)

-дер- / -дир- (а)

-тер- / -тир- (а)

-мер- / -мир- (а)

-жег- / -жиг- (а)

-чет- / -чит- (а)

-стел- / -стил- (а)

-блест- /-блист(а)

-лож- / -лаг- (а)

-скоч- / -скак- (а)

Соберу - собирать

Запереть - запирать

Выдернуть - выдирать

Вытереть - вытирать

Замереть - замирать

Выжег - выжигать

Вычет - вычитать

Расстелить - расстилать

Блестеть - блистать

Изложение - излагать

Выскочить - скакать


Сочетать, сочетание

Скачок, скачу

Фонетическая группа корней (правописание гласной зависит от ударения).

Корни

Правила

Примеры

1) -твар- / -твор-

-клан- / -клон-

-гар- / -гор-

2) -зар- / -зор- (а)

Без ударения -о-

Исключение

Без ударения пишется -а-

Под ударением, как слышится

Исключение:

Творение

Наклониться

Горение

Пригарь, утварь

Зарницы

Зори, зарево

Зоревать, зорянка

Лексическая группа корней (правописание корней зависит от значения слова)

Корни

Их значение

Примеры

Исключения

1) -мак-

-мок-

2) -равн-

-ровн-


3) -плов-

-плыв-

-плав-

«погружать в жидкость»

«впитывать жидкость»

«одинаковый, равный»

«гладкий, ровный»


Только в словах

Только в слове

Во всех остальных словах

Обмакнуть кисть

Ботинки промокают

Уравнение

Выровнять дорогу


Пловец, пловчиха

Плывун

Поплавок, плавник



Уровень

Равнина, равняйсь, равняйтесь, равнение (в строю)

Запомнить: поровну, ровесник

В корне -раст-, -ращ-, -рос- правописание гласной зависит от

сочетания согласных в самом корне:

-раст-: вырастить,

-ращ-:выращенный,

-рос-:выросли,

Исключение: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль

Непроверяемые безударные гласные

Существует немало слов, гласные в корнях которых нельзя проверить ударением. Написание их определяется по словарю. Правописание наиболее употребительных слов следует запомнить: панорама, периферия, наваждение, возражать, дирижер, катастрофа, корзина, эксперимент, палисадник и др.

Необходимо различать:

Кампания (мероприятие, война) - компания (группа людей);

Дефицит-дефицитный, дефект-дефективный;

Магнитофон, магнетизм, обаяние-обоняние;

Бокал-бакалея

Вставьте пропущенные буквы, проверьте себя по словарю.

К-рнавал, б-тон, б-чевка, б-дон, бадм-нтон, эл-ксир, эст-када, утр-мбовать, сп-ртакиада, абон-мент, д-зертир, адв-кат, взбуд-ражить, к-нонада, д-кламация, к-мпоновка, в-тчина, д-зентерия, к-лач, ант-гонизм, м-нумент, щеп-тильный, дил-тант, к-варный, пров-кация, в-трушка, в-стибюль, прив-легия, в-негрет, дир-ктива, г-рнизон, ав-нтюрист, м-ридиан, п-лисадник, аккомп-немент, в-лидол, к-морка, в-нтиляция, пер-ферия, декл-рация, инт-лл-генция, к-нфорка, п-скарь, к-равай, ст-пендия, пиг-лица, к-бура, деф-цит, м-ланхолия, к-рдинальный, серт-фикат, к-лорийный, обв-рожить, пр-винция, д-магог, арт-ллерия, р-гламент, апл-дисменты, б-йкот, в-кансия, аф-ризм, доск-нально, бахр-ма, д-визион, к-рифей, ап-ртаменты, вет-ринар, д-скриминация, ан-малия, г-ризонт, ижд-венец, к-рпорация, к-рниз, д-крет, г-бариты.

Вставьте пропущенные буквы, проверьте себя по словарю.

К-нтингент, л-квидация, рез-люция, реф-рат, хам-леон, мет-орит, реаб-литация, агр-гат, л-нолеум, -блигация, м-тивировать, предвыборная к-мпания, мец-нат, н-стальгия, экстр-вагантный, песс-мист, об-яние, прим-тивный, р-спектабельный, пр-токол, предв-рительный, опт-мист, пан-рама, р-цензия, об-лиск, п-циент, оранж-рея, пар-докс, пар-пет, об-няние, рест-врировать, п-литра, подстр-кать, р-ликвия, сув-ренитет, пр-амбула, трен-ровка, ш-ренга, к-варный, кат-гория, эксп-римент, траф-рет, диап-зон, ан-нимный, крим-нальный, ор-гинальный, ан-мальный, взбал-мутить, эп-демия, пр-винциальный, цив-лизация, дел-гат, эксп-диция, д-настия, персп-ктива, м-ланхолия, фр-гат, п-ролон, нав-гация, эксп-нат, компр-мат, к-тастрофа, в-ртуозный, к-мпетенция, пом-рещиться, корп-рация, дост-верный, комбин-зон.

Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.

М…рщинистый, укр…титель, ст…рожил города, ув…жжение, вообр…жжение, ум…лчать, упл…тить, просв…щение, раст…лковать, ум…лять о помощи, зап…вала в хоре, обст…ятельство, обн…вленный, возр…ждение, насл…ждаться, к…лючий, пор…девший, раздв…гать, землетр…сение, сост…влять план, переест…новка, объед…ниться, увл…кательная история, раск…лить печь, оп…лчение, упл…тнить, см…гчение, препод…ватель, оч…рование, об…жать младшего, разв…вается флаг, посв…тить стихи, пренебр…жительный, впеч…тление, пок…яние, соед…нительный, р…скошный, погл…щать, б…чевать баржу, скр…петь дверью, благосл…влять, обусл…вливать, уполном…чивать, ув…дать от жары, пол…скать белье, разр…дить посевы, б…чевать пороки, скр…пить печатью, страшное прив…дение, ум…лять значение, нав…вать скуку, разр…дить ружье, ув…дать друга, ум…лять о помощи, нав…вать проволку.

В каких рядах во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. Пом…гать, д…кумент, безотл…гательный;

  2. Изл…жение, д…рижировать, д…лекая;

  3. В…новатый, пов…р, вбл…зи;

  4. Акв…рельный, з…ря, ук…ротить;

  5. Нагр…вать, стр…мление, соч…тающий;

  6. Под…рить, хв…стун, просл…вляя;

  7. Переб…решь, коварный, ст…рона;

  8. Обаяние, прик…снуться, л…скающий;

  9. Соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант;

  10. Пер…од, к…пошиться, предв…рительный;

  11. С…туация, ср…жаться, б…седующий;

  12. См…гчение, увл…кательный, упр…стить;

  13. Ст…рательно, оз…ренный, кв…танция;

  14. Эп…демия, пласт…линовый, пре…бразовать;

  15. Пре…бладать, п…чать, тор…пясь;

  16. Осл…жненный, м…лькает, м…тодика;

  17. Выцв…сти, л…тучий, ож…гание;

  18. В…ршина, подд…ржать, сож…лея;

  19. Нар…стание, загр…мождать, обн…женный;

  20. Дел…гат, перег…реть, об…зательный.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

Прим-рять соперников, зап-х, прим-рять платье, прор-дить всходы, ударился оз-мь, скр-пить подписью, созревает оз-мь, выт-снить из вагона, осн-щение, зав-зать бант, р-птать на судьбу, пос-деть на скамейке, в-пиющий произвол, ст-рожка лесника, препод-ватель, ост-новка, разд-вать, осв-тить храм, хорошее осв-щение, объед-нение, снежная л-вина, поставить подп-сь, об-татель, исп-сать страницу, земля об-тованная, м-ловые глыбы, м-ловидный юноша, т-снение на коже, ст-рожил деревни, ос-нила внезапная догадка.

Спишите, исправляя допущенные ошибки.

Блестать красотой, начинать работу, хрестоматия, изберательная кампания, расстилить, замереть от счастья, увиртюра, обояние, шевелюра, воссидать, иждивенец, новый бирет, акворель, заравнять канаву, сочетать, плавец, озорение, произростать, прикоснуться, погорелец, запивать лекарство, промакашка, дражать от холода, седенье, разрядить посевы, претензия, поросло мхом, метеорит.

Контрольные задания

1.Укажите верный, на ваш взгляд, вариант ответа.

1.Все гласные в корне проверяются ударением

да

нет

2.Чередующиеся гласные можно проверить ударением.

да

нет

3.Глаголы с суффиксом ыва - ива можно использовать в качестве проверочных слов

да

нет

4.В словосочетании избирательная кампания допущена орфографическая ошибка.

да

нет

5.Правописание корней с чередованием е//и определяется наличием или отсутствием суффикса-а-

да

нет

6.Написание гласных в корнях крап - кроп, равн - ровн зависит от суффикса -а-

да

нет

7.Слова отрасль, ростовщик являются исключением

да

нет

8.Выбор гласной в словах проскачу и проскочу зависит от неопределенной формы этих глаголов.

да

нет

9.Правописание корней гар - гор, зар - зор подчиняется одному и тому же правилу.

да

нет

10.Гласные в корнях слов измерять, умирать, примирить проверяется по одному и тому же принципу.

да

нет

Тест №1.

Непроверяемые безударные гласные

А.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)м…гистр 4)б…калавр

2)п…ркет 5)ф…нарь

3)б…тальон

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…бачок 4)гастр…ном

2)б…лагур 5)проп…ганда

3)б…клажан

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…блук 4)ярм…рка

2)п…лисадник 5)к…лчан

3)п…ликлиника

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)п…лигон 4)нав…ждение

2)к…рниз 5)адв…кат

3)к…вычки

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)т…бак 4)об…яние

2)в…кзал 5)об…няние

3)к…рзина

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)ман…фест 4)п…скарь

2)мач…ха 5)экзам…натор

3)сн…гирь

Ж. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)м…ценат 4)хр…стоматия

2)ижд…венец 5)л…леять

3)ст…пендия

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)н…гилизм 4)т…ррариум

2)д…фирамб 5)кор…дор

3)эксп…диция

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)инт…ллигент 4)б…нокль

2)ман…пуляция 5)б…тон

3)прив…легия

Необходимо различать:

Крап-кроп

(Слова с корнем крап имеют значение меченый, в крапинку (крапленые карты, мрамор с вкраплениями). Корень кроп имеет несколько значений: слегка обрызгать, падать мелкими каплями (окропить святой водой, дождь кропит целый день); старательно, вникая в мелочи (кропотливая работа, накропать роман).

Сед-сид

Буква е пишется в словах седло, приседать и образованных от них (можно проверить седла, присесть). Буква и пишется в слове сидеть и в словах, образованных от него (можно проверить: сидя)

ОРФОГАФИЯ

Тест № 2

Проверяемые безударные гласные

А.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)др…жать 4)к…роткий

2)усл…ждать 5)огр…дить

3)осл…жнять

Б.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)нас…рить 4)под…рить

2)пол…скать дитя 5)зас…рить

3)пол…скать белье

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)просл…влять 4)бр…нить

2)разд…вать 5)охр…нять

3)ур…нить

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)осв…щение 4)разв…вать волю

2)оп…кунство 5)в…трило

3)в…нтовая лестница

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)поб…режье 4)зас…дание

2)стар…ки 5)уб…гать

3)ст…хать

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)подб…вать 4)м…тодика

2)об…жать ребенка 5)изр…дка

3)об…жать вокруг дома

Ж. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И.

1)пом…рить 4)нав…вать тоску

2)зав…вать волосы 5)об…вать кожей

3)разв…ваться на ветру

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И.

1)отл…чать 4)щ…пать лучину для

2)зав…щание самовара

3)больно щ…пать 5)обл…зать губы

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И.

1)скр…петь 4)сл…пой

2)сл…паться 5)зап…вать песню

3)зап…вать водой

Тест №3

Чередование гласных в корнях слов

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)ст…рать 4)ум…рать

2)обд…рать 5)ум…реть

3)зап…рать

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)отп…рать 4)заб…рать

2)отб…рать 5)зап…реть

3)отм…рать

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)расст…лать 4)бл…стеть

2)расст…лить 5)бл…стать

3)отп…реть

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)прик…снуться 4)заг…рать

2)пл…вец 5)р…стение

3)обр…стать

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)р…весник 4)прик…сновение

2)з…рница 5)пром…кашка

3)к…сательная

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)прил…гательное 4)прил…жение

2)р…стовщик 5)ур…внение

3)утв…рь

Ж. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.

1)предл…жить 4)пл…вчиха

2)накл…ниться 5)ур…вень

3)р…внина

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.

1)отв…рить дверь 4)отр…сль

2)вск…чить 5)р…сток

3)ск…кать

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.

1)попл…вок 4)обм…кнуть

2)жук-пл…вунец 5)изл…жение

3)вым…кнуть

Тест №4

Непроверяемые безударные гласные

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)м…гистр 4)б…калавр

2)п…ркет 5)ф…нарь

3)б…тальон

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…бачок 4)гастр…ном

2)б…лагур 5)проп…ганда

3)б…клажан

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…блук 4)ярм…рка

2)п…лисадник 5)к…лчан

3)п…ликлиника

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)п…лигон 4)нав…ждение

2)к…рниз 5)адв…кат

3)к…вычки

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)т…бак 4)об…яние

2)в…кзал 5)об…няние

3)к…рзина

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)манн…фест 4)п…скарь

2)мач…ха 5)экзам…натор

3)сн…гирь

Ж. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)м…ценат 4)хр…стоматия

2)ижд…венец 5)л…леять

3)ст…пендия

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)н…гилизм 4)т…ррариум

2)д…фирамб 5)кор…дор

3)эксп…диция

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)инт…ллигент 4)б…нокль

2)ман…пуляция 5)б…тон

3)прив…легия




Приложение 2.

Тема «Правописание гласных после шипящих и Ц »

Это одна из тем учебно- методического пособия «Законы русской орфографии». Тема «Правописание гласных после шипящих и Ц » содержит теоретический и практический материал, способствующий осмысленному усвоению учебного материала в максимально короткий срок, позволяющий совершенствовать орфографическую грамотность учащихся.

Теоретический материал представлен в виде презентации. Изложение материала сопровождается наглядными таблицами, которые в большинстве случаев обобщают и систематизируют сведения по правописанию. Все определения и правила иллюстрируются примерами

Теоретический материал закрепляется упражнениями с разнообразными видами заданий. После изучения и закрепления темы предлагается тестовое задание, с помощью которого можно определить уровень усвоения знаний и умений.

Упражнения по теме «Правописание гласных после шипящих и Ц

Упражнение 1.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Щ...риться от солнца, ч...шка кофе, ч...десное утро, радостное ч...вство, ш...рь полей, моя ж...знь, дощ...тый забор, освещ...ть спорт-площ...дку, мостовая из брусч...тки, поч...ять недоброе, клавиш... рояля; прыжок с параш...том, полезная брош...ра, беспристрастное ж...ри.

Упражнение 2.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы ы или и.

Крепкие мышц..., длинные ресниц..., ваши сверстниц..., строительство гостиниц..., артисты ц...рка, надвигающийся ц...клон, мощная ц...тадель, нефтяная ц...стерна, участвовать в демонстрац...и, получить компенсац...ю, опасная провокац...я, постоянная дезинформац...я; идти на ц...почках, ц...ганский танец, ц...кнуть на шалунов.

Упражнение 3.

Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. Объясните правописание слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, указывая в скобках родственное слово (или форму слова), обозначая корни и ставя ударение.

Гладкая ш...рстка, узкий ж...лоб, упавшие ж...луди, раствор щ...лочи, мельничный ж...рнов, держаться ч...порно, прочный ш...в, дать пощ...чину, принести беч...вку, совершить подж...г, приобрести по деш...вке.

Упражнение 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы о или ё. Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы, и поставьте ударение.

1. Флаг над каланч...й, огорчиться неудач...й, машина с кирпич...м, угостить калач...м, следить за матч...м, редкий пуш...к, крепкий ореш...к, тесная лавч...нка, увидеть зайч...нка, напряжение перед финиш...м.

2. Зеленый горош...к, боч...нок с водой, жужжание пч...л, неоперившийся галч...нок, камыш...вые заросли, борьба с саранч...й, пилить нож...вкой, зажж...нный факел, удруч...нный вид, ноч...вка в лесу, горяч... спорить, на улице свеж..., главный дириж...р.

3. Покрыться румянц...м, изящное зеркальц..., глянц...вая бумага, юная танц...вщица, гарц...вать на скакуне, маж...рный тон, купить ш...рты, прож...рливая рыба, утлый ч...лн, ж...лтый крыж...вник, верный расч...т, толч...т сухари, жж...т лицо, паштет из печ...нки.

Упражнение 5.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень.

Тонкая ж_рдочка; деш_вый товар; спелый ж_лудь; длинная беч_вка; завитая ч_лка; красивый ш_лк; ч_рствый хлеб; тяж_лая ноша; ч_рная кош_лка; легкий ч_лн; ж_сткая щ_тка; чугунная реш_тка; кривой ш_в; щ_лкать; ч_порный вельможа; тихий ш_рох; спелый крыж_вник; городские трущ_бы; полуш_пот; ш_ковая терапия; ож_г руку, ож_г руки; ж_нглер; ш_фер; мокрое ш_ссе.

Упражнение 6.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите морфему, в которой пропущена буква. Объясните графически выбор орфограммы.

Образец: шёлк, ручонка, увлечён (прич.), ситцевый.

Ж_сткий диван; неровный ш_в; древним летописц_м; окруж_нный лесом; ч_ткий ответ; маж_рное настроение; разж_г огонь; серьезная уч_ба; чуж_го края; плюш_вый медвеж_нок; испеч_шь пирог; любить горяч_; грош_вый выигрыш; пораж_н красотой; скромная прич_ска; жалкая душ_нка; намеренный подж_г; крепкая беч_вка; тяж_лый ож_г; неясный ш_пот; парч_вый халат; забавная собач_нка; вещ_вой меш_к; камыш_вый кот; маленькая шапч_нка; книж_нка; горяч_ спорить; говорил певуч_; ветхая одеж_нка; сбереж_т здоровье; пуч_к травы; ж_лтый крыж_вник; сокращ_нный вариант; теч_т реч_нка; выч_ркивать из списка; знать напереч_т; суш_ные грибы; лиш_нный прав; прож_рливый зверь; новым абзац_м; просить умоляющ_; кумач_вый цвет; короткие ш_рты; свеж_й струей; ч_тное число; новый капюш_н; розовощ_кий малыш; сладкая сгущ_нка, корч_вка леса; прож_ванный хлеб.

Сделайте вывод о выборе орфограммы ё - о в различных морфемах. Подберите антоним к слову маж_рное (настроение); подберите синонимы к слову кумач_вый, расположив их в порядке усиления признака.

Упражнение 7.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Ж_тейский, прич_дливый, брош_ра, кош_лка, ч_каться, щ_голь, ж_ри, обж_ра, ш_рох, ож_г на руке, лезть на рож_н; ц_нк, подж_г дом, ц_тата, беспощ_дный, оч_титься, ц_кнуть, ц_гейка, ш_фровка, друж_к, ц_вилизац_я, холщ_вый, реч_нка, ситц_вый, обнаж_нный, стереж_т, моч_ный, туш_ный, ш_пот, расч_ска, ш_к, ш_рты, лиц_м, деш_вый, щ_лкать, утром свеж_; дикц_я, ц_ркуль, зарниц_, иниц_ативный, ц_низм, панц_рь, смуглолиц_ый, сестриц_н, Цариц_но, девч_нка, свеж_го ветра; больш_го паруса; суш_ный, перч_ная туш_нка; камыш_вый, спорить горяч_; ч_ткий, рассказывал певуч_; ноч_вка в лесу; свинц_вый, внуч_нок, озерц_, птенц_в, туч_й, окруж_нный, бойц_, шалаш_м, луж_й, кольц_вая, плеч_м, вооруж_н, смеш_н, ц_ганка, иллюминац_я, ц_кот, трусц_й, мыш_нок, ж_сткий, сожж_т, груж_ный вагон, раздраж_нный, с блестящ_й, свеч_й, привлеч_нный, приближ_нный, отц_в.

Контрольные задания

Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки. Выделите в словах с пропуском морфемы, в которых есть орфограммы «гласные после шипящих в разных частях слова». Какие это виды орфограмм?

I. 1. Очень ч_сто ране_ное ж_вотное заслыш_в ш_рох бр_сает_ся на выстрел охотника. (Л.Толстой) 2. Я (с,з)делал дли_ную прогулку по обрывам над морем и лег в к_мыш_вое кресло на б_лконе. (И.Бунин) 3. В памяти сохр_нился только ш_лест ш_н на ровном ш_ссе р_вномерный гул двигателя - и больше ничего. (Е.Яковлева) 4. Я (не)смела ш_вельнут_ся потому что в этой звенящей пустоте м_лейший ш_рох произв_дил э_фект камнепада в горах. (Е.Яковлева) 5. И в то(же) время ощ_щение н_визны было отч_тливым. 6. Ничего (не)было слышно кроме ш_ршания и ш_пения. (Стругацкие) 7. Он вооруж_лся ж_сткой щ_ткой и пр_нялся ч_стить уткнувшегося в к_рмушку коня. (М.Семенов) 8. А (с)верху на все это смотрела ч_рная ворона и в_ртела головой с т_ж_лым клювом. (В.Ленцов) 9. Опущ_ные глаза (полу)закрыты пуш_стыми ресницами. 10. В г_сти_ной г_рел только т_ршер под больш_м зеленым аб_ж_ром. 11. А ты как (з,с)десь оч_тился спросил он подозрительно пр_щ_рившись. (О.Погорелов) 12. Каждую минуту они останавливались и ч_тко пр_слуш_вались. 13. На заднее колесо своего (полу)гоноч_ного «Спорта» я ставил спец_альную трещ_тку. (В.Пелевин) 14. Ч_ткой линии берега (в)низу (не)было. (В.Пелевин) 15. Д_леко за пляж_м и поселком в_днелась (не)высокая гора дли_ная и пологая. (В.Пелевин) 16. (В)переди была од_нокая белая (пяти)этажка с обвитыми плющ_м б_лконами перед (пяти)этажкой исс_ч_ный ш_пами пыльный пустырь. (В.Пелевин) 17. В середине зала на (не)высокой к_нструкци_ из аж_рных реш_ток была сооруж_на (не)большая круглая площ_дка. 18. Человек то пр_двигался к п_латке ещ_ на верш_к то (на)долго зам_рал в (не)подвижности. (М.Семенов)

II. 1. На тумбочке у большой деревянной кровати св_тился ц_ферблат эл_ктронных часов. (П.Дашкова) 2. Изв_янная из слоновой кости и золота Афродита поп_рала ногой панц_рь огромной черепахи. (Л.Кожевников) 3. Довольно часто у нас проводились медиц_нские проверки - всех нас изучали вдоль и поперек. (В.Пелевин) 4. Постройка походила на ступенчатый ц_линдр из нескольких б_тонных блоков стоящих друг на друге. (В.Пелевин) 5. Он чувствовал как кровь нач_нает ц_ркулировать р_вномерно по всему телу. 6. Герасим открыл один ставень и на ц_почках вышел из комнаты. (И.Тургенев) 7. Вдали тихо шумело море со всех сторон долетал треск ц_кад. (В.Пелевин) 8. Внезапно старик понизил голос чуть не до вкрадчивого ш_пота посмотрел с хитринкой. (П.Проскурин) 9. Ч_тко буд(то) работал с телеграфным ключ_м он трижды ут_пил кнопку звонка. (Д.Жуков) 10. А бедный, пышный мой букет ощ_пан, буд(то) саранч_ю! (С.Надсон) 11. Ни ш_роха не разд_валось глухая тишь была в дому... (В.Тушнова) 12. Его серую внешность чуть разнообразили лишь тонкие ч_рные усики щ_точкой. (С.Зверев) 13. Детишки забились на чуть теплую печку и что(то) ш_потом рассказывали друг другу. (И.Бунин) 14. Ч_гунная реш_тка с двумя обращ_нными друг к другу крылатыми драконами была приоткрыта. (А.Гаранин) 15. Еще в той лампе ф_тилек тобой зажж_н как ж_лтый жалкий м_тылек тр_пещет он... (В.Тушнова) 16. Беспорядочного падения для умелого параш_тиста не может быть ни при каких обстоятельствах; параш_тист полновластный хозяин воздушной стихии. (Г.Титов) 17. Правда лекц_и спец_алистов авиац_онной и космической медиц_ны я слушал без особого внимания считая эту дисц_плину второстепенной. (Г.Титов) 18. К вечеру из соседнего района в_рнулся микро_втобус с грузом пл_катов и брош_р. (С.Зверев) 19. До выезда на ш_ссе ост_вался один поворот. 20. Круглая клумба с м_хнатыми ж_лтыми цветами посреди ш_ссе. Ни дать ни взять лукошко с новорожденными ц_плятами. (Ф.Абрамов) 21. На нем была выг_ревшая шт_рмовка ш_рокий островерхий капюш_н. (В.Мясников) 22. Прибл_жалась реш_тчатая к_ническая башня с колоссальным б_рабаном наверху. (А.Казанцев) 23. (Не)пром_каемый плащ с капюш_ном разв_вался на его (не)уклюжей высокой ф_гуре. (А.Казанцев) 24. Солнце косыми лучами пронизывало чащ_бу. (Е.Федоров)

Тест по теме «Гласные после шипящих и ц».

1.В каком слове на месте пропуска пишется ы?

1) ц_фра; 2) ц_пки; 3) ж_рный; 4) серые мыш_.

2. В каком слове на месте пропуска пишется ю?

1) щ_плый; 2) я свищ_; 3) ж_ри; 4) ч_лки.

3. В каком слове на месте пропуска пишется и?

1) бледнолиц_й; 2) панц_рь; 3) сестриц_н; 4) кузнец_.

4. В каком слове на месте пропуска пишется о?

1) ж_лоб; 2) печ_нка; 3) ц_коль; 4) ш_пот.

5. В каком слове на месте пропуска пишется о?

1) трущ_ба; 2) зач_т; 3) ж_сткий; 4) кош_лка.

6. В каком слове на месте пропуска пишется е?

1) ж_нглер; 2) ш_к; 3) прож_рливый; 4) заж_г.

7. В каком слове на месте пропуска пишется е?

1) пш_нка; 2) маж_р; 3) ц_кот; 4) обж_ра.

8. Отметьте слово с орфографической ошибкой:

1) камышовый; 2) монтажер; 3) ножовка; 4) измельчон.

9. Отметьте слово с орфографической ошибкой:

1) холщовый; 2) желудь; 3) затушевать; 4) перчоный.

10. Укажите неверное объяснение орфограммы о-е после шипящих:

1) ушел - в суффиксе глагола под ударением;

2) кумачом - в окончании существительного под ударением;

3) холщовый - в суффиксе прилагательного под ударением;

4) запряженный - в суффиксе страдательного причастия.





Урок русского языка

Тема: Правописание приставок


Тип урока: урок обобщения знаний.

Цели урока:

1. Обобщение знаний учащихся об орфограммах в приставках, закрепление навыка правописания приставок.

2. Воспитание у учащихся интереса к изучению пословиц и поговорок.

3.Развитие речевых навыков учащихся, их умений грамотно строить фразу, формулировать правила и объяснять употребление орфограмм.

Задачи: 1. Вспомнить правила правописания приставок не-/ни-, кое-,

пре-/при-, приставок на з-с.

2. Систематизировать знания учащихся о данных орфограммах.

3. Проверить навык грамотного написания приставок.

4. Закрепить при помощи ИКТ правописание приставок.

Оборудование:

1. Компьютер, интерактивная доска

2.Презентация, выполненная в программе PowerPoint, интерактивные диктанты, карточки с индивидуальными заданиями; материалы для проверки знаний.

Межпредметные связи: информатика, история, литература.

Основные методы и приемы: слово учителя, наблюдение над текстом, анализ предложенных учителем материалов, самостоятельная работа, индивидуальная работа по выполнению заданий на компьютере.

Формы работы: словарный диктант, интерактивный диктант, работа по карточкам.

Ход урока:

I Организация класса

II Постановка целей и задач урока. Погружение в тему.

Слайд 1.

- На доске пословицы:

Лучше идти да пр…саживаться в пути, чем бежать да лежать (таджикская пословица).

Дорога даже в ухабах лучше бе…дорожья (башкирская пословица).

В путь - дороге человек ра…п…знается (даргинская пословица).

Не все дорога скатертью, бывают и п…р…бежки (русская пословица).

Н…важно, как далеко вы ушли по н…правильному пути - в…звращайтесь. (турецкая поговорка).

- В некоторых словах данных пословиц и поговорок отсутствуют буквы. В какой морфеме пропуски? Вставьте буквы.

(В приставке)

- Тема нашего сегодняшнего разговора - приставки и орфограммы в приставках.

Главная цель курса - поэтапное устранение орфографических трудностей на пути подготовки к ЕНТ. Цель сегодняшнего урока - обобщить правила правописания орфограмм в приставках. А задачи - вспомнить определение этой морфемы, выявить основные трудности в написании приставок, систематизировать знания, закрепить их в коллективной, а затем в самостоятельной работе.

- Путь подготовки к ЕНТ по русскому языку многоэтапный. И школьники, как путешественники, сейчас на этом пути. И нам нужен условный «рюкзак», т.е. багаж знаний, в т.ч. и орфографических. И его сейчас начнем комплектовать. А первое, что возьмем с собой, - определение приставки.

(Уч-ся вспоминают определение).

- Взгляните на пословицы и поговорку на доске. Попробуйте назвать на примере использованных в словах приставок их общие группы, регулируемые определенными орфографическими правилами.

(Приставки, правописание которых постоянно, не регулируется правилами; Приставки на з-с; Приставки не-ни; Приставки пре-при-)

- Все ли группы приставок представлены? (Нет).

Существуют заимствованные приставки: а-, анти-, архи-, де-, суб-, дис-, интер и др. (античастица, деклассированный, диспропорция, интернационалист…)

Слайд 2

III Повторение. Реконструкция правил.

-Чтобы в «рюкзак» уложить правила (а без них далеко не уйдешь), присядем перед дорожкой и подумаем. А у доски попросим думать над заданием ученика… Необходимо выделить и объяснить орфограммы в приставках.

Словарный диктант:

Сомневаться, перевоплотиться, никто, превзойти, обездоленный, кое-что, придавить, искупать, сгрести, отгадать, никуда, негромкий, античастица, дестабилизация, здесь.

IV Закрепление.

Слайд 3.

1. - В свой рюкзак «укладываем» и памятку:

1) В приставках раз- (рас-) / роз- (рос-) в безударной позиции пишется буква А, под ударением - только О:

рАздать, но рОзданный; рАсписать, но рОспись; рАзыграть, но рОзыгрыш

2) Приставки з- нет:

Сбить, Сдать, Сделать, неСдержанное

3) В словах Здание, Здоровье, Здравствуй, Здесь, Здешний нет приставок

4) Приставка кое- пишется через дефис

Слайд 4

2.- Итак, «рюкзак» собран. Теперь будем преодолевать препятствия.

- И вот первое. Индивидуальная работа по карточкам: не и ни в приставках наречий, прилагательных, местоимений, существительных. Какие значения имеют в них приставки не и ни?

(Отрицательное, неопределенное)

Задание: вставить буквы в морфемы.

Карточка: 1) На чужбине чувствуешь себя путником, которому (н…)где приклонить голову.2) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.3) (Н…)правдой век не проживешь4) Не говори (н...)другу всей правды, оставь (кое)что про запас.5) Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть (н...)громко скажут.6) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.7) (Н..)честный путь всегда окажется длиннее.8) (Н_)как (н_)превозмочь усталости.9) (Н_)чуть (н_)хочется уходить..10) Языком и туда, и сюда, а делами не годится (н…)куда.11) Приходится хоть (кое) как вертеться, если (н…)куда деться.12) Он (н…)откуда не получал писем, да и сам (н…)кому не писал.13) (Н..)где не мерцал огонек, не слышалось (н…)какого звука.14) Ум - одежда, которая (н..)когда не износится, знание - родник, который (н…)когда не исчерпаешь.

Проверка по цепочке

3. - Действительно: Ум - одежда, которая (н..)когда не износится, знание - родник, который (н…)когда не исчерпаешь.

- Второе препятствие - интерактивный диктант на правописание пре-/при-, приставок на -з/-с (смотри gramota.ru)

V Закрепление в формате ЕНТ

Слайды 5-13

- Третье препятствие - это работа с данными орфограммами в формате ЕНТ..

1. Задание проверяет у учащихся знание орфограмм в приставках.

  1. ро…черк, не…гибаемый, и…подтишка

  2. во…питание, во…желание, во…хваление

  3. пр…смыкаться, непр…менно, без пр…крас

  4. д…гнать, вз…браться, з…облачный

1. нед…верчивый, п…дорожник, нен…глядный

2. пр…мета, пр…красный, пр…стройка

  1. и…брать, и…желта-красный, бе…вестный

4. ра…грабить, во...дать, …жечь


  1. о…дых, по…толкнуть, о…бежать

  2. по…сыпать, на…резать, пре…писать

  3. ра…тревожить, во…клицать, и…ведать

  4. пр…ступный, пр…мкнуть (к движению), пр…мерзкая ситуация


  1. ни…ложить, чере…полосица, в…махивать

  2. о…бросить, пре…рассудок, по…ложный

  3. пр…речный, пр…открыть, пр…равнять

  4. пре…ставить, о…дача, на…колотый


  1. с…мневаться, перев…плотиться, пр…изойти

  2. во…кликнуть, ра…шить, …держать

  3. на…бавить, по…шутить, о…блеск

  4. пр…баутка, пр…чмокнуть, пр…милый


  1. пр…мерзнуть, пр…умолкнуть, пр…образить

  2. бе…брежный, во…раст, бе…жалостный

  1. с…автор, п…граничный, н…кидка

  2. пре…ставить, пре…видеть, о…жаться


  1. бе…помощный, бе…вкусица, бе…шумный

  2. пр…брежный, пр…открыть, пр…забавный

  3. и…следовать, …горбленный, бе…полезный

  4. пр…глубокий, пр…возносить, пр…данное


  1. во…торжествовать, ра…бросать, ра…чёт

  2. о…тереть, о...дача, о…бросить

  3. пред…ставленный, д…брести, поз…прошлый

  4. бе…пробудный, не…деланный, ра…грызть


  1. во…стание, ни…провергать, бе…брежный

  2. без…говорочный, з…учить, с…зревание

  3. пр…храмывать, пр…следование, пр…долевать

  4. о…делка, о…тачивание, нео…вязный

Слайд 14

2. - Третье препятствие - задание.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Самостоятельная работа.

1) пред..явитель, неот..емлемый, трёх..язычный

2) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний

3) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный

4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся

Слайд 15 Проверка.

Слайд 16 Самостоятельная работа.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) по..кладка, о..бойный, на..строчный

2) пр..встать, пр..клеить, пр..школьный

3) на..граться, сверх..нвестиции, из..скать

4) бар..ерный, с..язвить, обез..яна

Слайд 17 - проверка

VI Обобщение. Рефлексия

- Итак, сегодня мы прошли по пути трудностей в написании приставок, вспомнили правила и применяли их на практике, самостоятельно выполняли задания, проверили свою готовность к экзамену по данному вопросу. Появилась ли у вас уверенность в знании данной орфограммы?

VII Д/З: составить для одноклассников словарный диктант из 40 слов c пропущенными орфограммами в приставках (можно в электронном виде). Уметь объяснить написание их.

План урока:

Этап урока

№ слайда

Форма работы

Время

I Организация класса

1

1мин.

II Постановка целей и задач урока. Погружение в тему

2

Работа с пословицами на доске

3

III Повторение. Правила правописания приставок

Словарный диктант

5

IV Отработка правил. Закрепление.

3

1.Работа с Памяткой 2.Индивидуальная работа по карточкам. Проверка

3.Интерактивные диктанты. Проверка

3

5

12

V Закрепление орфограмм в формате ЕНТ

5-14

1. Решение заданий по закреплению данной орфограммы на материалах ЕНТ прошлых лет

2.Решение задания

12

2

VI Обобщение. Рефлексия.

2



© 2010-2022