Урок развития речи в 9 классе «Написание изложения с элементами комплексного анализа текста»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема: «Написание изложения с элементами комплексного анализа текста»

урок по русскому языку в 9 классе

Цель урока: научиться совершенствованию развития речи через комплексный анализ текста

Методы, стратегии: творческий метод, стратегии активного обучения: « Карусель», « Ромашка Блума»

стратегии смыслового чтения: внимательное чтение

Оборудование урока: мультимедийный проектор для показа презентации " Счастье и Радуга", музыкальное сопровождение Instrumentalnaya_muzyka_Igor_KrutojSkolko_dolzhno_byt_horoshego_i_prekrasnogo_v_dushe_vmusice.net, картинки с изображением радуги, детей, природы, лоскутки ткани( цельная и разрезанная на части), ромашка Блума, маркеры, фломастеры бумага для групповой работы

Ход урока

  1. Вводно-мотивационный этап

  1. Формулирование темы и цели урока.

Вызов: Сегодня на урок я принесла кусочки ткани. Одна ткань совершенно целая. Другая разрезана на части. Скажите, ребята, почему я принесла эти совершенно разные лоскутки ткани?

( Ребята высказывают предположения о том, что одна ткань представляет что-то единое целое, а другая символизирует что-то разрозненное)

  1. Этап актуализации прежних знаний.

А что в русском языке напоминает вам эту ткань? ( Высказываются предположения: возможно, это предложения или текст).

Учитель:Правильно. Текст от латинского «textus». Как вы понимаете это? Ответы учащихся: текст -это не просто набор предложений; текст обычно делится на части, все части взаимосвязаны между собой и по смыслу и по структуре; у текста есть композиционная завершённость; у каждого текста есть заглавие, тем и основная мысль.

  1. Создание коллаборативной среды. Звучит музыка. Происходит деление учащихся класса на три группы по 5 человек.( по картинкам: изображение радуги, детей, природы).

Учитель:Скажите, почему я принесла вам на урок эти изображения? Как вы думаете, ребята,о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ( Возможные ответы: речь пойдёт о золотой поре детства; возможно, мы будем говорить о радуге, потому что она всегда радует и восхищает людей; человека окружает богатая природа, и он чувствует с ней неразрывную связь)



  1. Информационно - операционный этап.

  1. Работа в группах с текстом В.Бахмутова «Радуга». Задания для групп.

Радуга

В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир - совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих электрических игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа - богатая природа Алтайских гор.

Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. Столько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно - счастье сразу для всех! Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.

С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к ее штурму - для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ведренный день. Было тепло, солнце палило нещадно. Взрослые ушли в поле, а мы, под присмотром бабушки, с утра купались в речушке. Вода теплая, булькаясь в ней, никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка. Появилась, постояла как бы между прочим и начала расти вверх и по сторонам. Мы заметили ее, когда она разрослась до размеров, позволяющих украсть солнце. Без его теплых лучей стало неуютно, при-шлось вылезать из воды и, по настоянию бабушки, бежать домой. А туча росла, теперь ей на поддержку из-за горизонта выплывали новые ее соплеменницы, только более грозные и черные.

Яркий солнечный день вмиг потускнел, стало темно и страшно. Подул ветер, сначала робкий, потом сильнее и сильнее, грозя превратиться в ураган. Блеснула молния, с треском раздался гром.

- Это Илья-пророк в своей колеснице раскатывает по небесам, сейчас дождик пошлет, - крестясь, говорила бабушка. И действительно, дождь начал капать крупными каплями. Сначала они летели редко, оставляя в лужах большие пузыри, но очень скоро хлынул ливень. Раскаты грома теперь доносились издалека и вскоре затихли совсем. Остался один ливень, да такой, что скрылся горизонт, скрылись из виду даже дома напротив. С крыш вода бежала ручьями. Но и ливень продолжался недолго, он остановился так же внезапно, как и начался. По небу теперь бежали клочки туч, они, наверное, догоняли большую дождевую тучу, а поэтому промчались быстро.

И вот вновь блеснуло солнце, оно осветило все вокруг, заставило сиять капельки дождя, повисшие на листьях деревьев и траве, тысячами изумрудов. Блестело все вокруг. Лужицы, напоенные водой и веселыми лучами, слепили глаза, было похоже, что в них рассыпалось солнце.

И вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми. Радуга не исчезала. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!

Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.

Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез. Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное, она есть. Я ее видел!

Владимир Бахмутов

1группа: знакомство с планом комплексного анализа текста, составление кластера.

2 группа: составить план текста.

3 группа: определить стилистические особенности текста (стиль, тип речи).

Применение стратегии активного обучения «Карусель».

  1. Работа по содержанию текста. «Ромашка Блума».

Вопросы низкого и высокого порядка.

1.Что больше всего любил герой рассказа в детстве? (простой)

2. Ты действительно думаешь, если бы герой рассказа добежал до конца радуги и обхватил её руками, то все люди на земле стали бы здоровыми и счастливыми? (уточняющий)

3. Как вы думаете, всё ли возможное сделал герой рассказа для того, чтобы подарить людям счастье? (творческий)

4. Где вы в обычной жизни можете наблюдать радугу? (практический)

5.Как бы вы поступили на месте героя рассказа? (практический)

6. Чем отличаются поиски счастье в детстве от поисков счастья в зрелом возрасте? (оценочный)

7. Почему плакал герой рассказа? (интерпретационный )



  1. Написание изложения с элементами сочинения. (Можно ли дать определение счастью; как часто они чувствовали себя счастливыми в детстве; с каким образом у вас ассоциируется счастье?)

  2. Корректировка написанного.



  1. Рефлексивно - оценочный этап.

Какое же открытие вы сделали для себя, прочитав этот рассказ?

Стратегия «Знаю - хочу узнать - узнал». К каким же выводам вы пришли?

Взаимооценивание и благодарность друг другу за сотрудничество и плодотворную работу на уроке.

Домашнее задание: прочитать пьесу М.Метерлинка « Синяя птица». Как данная пьеса связана с темой сегодняшнего изложения, ?

Приложение к уроку «Комплексный анализ текста» 9 класс

План комплексного анализа текста

(9 класс)

1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)

4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)

5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?

6. Какое настроение преобладает в тексте?

7. Определите тему текста.

8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).

9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.

10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).

11. Как соотносятся начало и конец текста?

12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?

13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).

14. Понаблюдайте над лексикой текста:

Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.

Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чем обусловлен их выбор?

Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?

Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.

Найдите перифразы. С какими целями они использованы ?

Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.

Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля.

Зачем они употреблены автором? Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?

Использованная литература:

1.Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень [Handbook for Teacher] (2012). University of Cambridge Faculty of Education Center of Excellence NIS

2.ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

3.Нефедьев А. Д. Магия обучения: волшебные заклинания и рецепты для эффективного самообучения. - М.: Издательство «Спутник+», 2014. - 142 стр.

4.proza.ru/2011/08/18/237 Радуга В. Бахмутов





© 2010-2022