Использование алгоритмов на уроке русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №78

Калининского р-на Санкт-Петербурга



Статья

«Использование алгоритмов на уроках русского языка»



подготовила

Мельникова Вероника Вадимовна,

учитель русского языка и литературы



Санкт-Петербурга

2015

Использование алгоритмов на уроках русского языка

Большое внимание при проведении современного урока в контексте ФГОС уделяется формированию УУД - универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.1

В более узком значении под этим термином можно понимать совокупность способов действия учащегося, навыков учебной работы, которые помогают самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения.

Особую группу общеучебных УУД составляют знаково-символические действия, к которым можно отнести алгоритм.

Известный психолог Л.А.Венгер, исследования которого в области диагностики умственного развития детей стали основой для теории и практики развития познавательных способностей ребенка, утверждал, что алгоритмы, помогают наиболее эффективно преобразовать наглядно-образное мышление в наглядно-схематическое, а также помогают научить планировать свою деятельность. А это уже метапредметный результат, достижению которого сегодня в рамках ФГОС также уделяется большое внимание.

Алгоритмы на уроках можно использовать по-разному:

  1. Работа с готовым алгоритмом

Такая работа помогает обобщить, систематизировать изученный материал, помогает отработать порядок действий при объяснении.


  1. Дополнение алгоритма

Это возможно, когда часть алгоритма уже составлена и появляется новое правило, которым необходимо дополнить уже существующий алгоритм.


  1. Составление алгоритма совместно с учителем

Совместное с учителем составление алгоритма после изучения правила.


  1. Самостоятельное составление алгоритма.

Такую работу сначала лучше проводить по группам, а затем можно предлагать и индивидуальные задания.

Такая работа позволяет формировать не только ряд учебных универсальных действий. Работа с алгоритмами помогает формировать

  • личностные УУД в сфере мотивации к учебной деятельности;

  • регулятивные УУД, которые помогают обеспечить организацию учебной деятельности (например, целеполагание, планирование и др.);

  • познавательные (например, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний и др.);

  • коммуникативные (например, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Таким образом, работа с алгоритмами - эффективный способ формирования ряда метапредметных результатов, основу которых и составляют универсальные учебные действия.

Как показывает практика работы, алгоритмы могут с успехом применяться на уроках русского языка для решения ряда орфографических и пунктуационных задач.

Одним из преимуществ этого способа усвоения орфограмм является то, что если известен путь решения проблемы, то пошагово ее может решить каждый учащийся. Ещё одним преимуществом работы с алгоритмом является то, что даже самое сложное правило можно преобразовать в достаточно простой алгоритм. Всё это способствует повышению уровня грамотности учащихся.

Одной из труднейших тем в 7 классе является тема «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных». Не раз на практике я сталкивалась с тем, как тяжело учащимся сориентироваться в отдельно сформулированных в разных параграфах правилах, чтобы затем решить орфографическую задачу. Впоследствии я стала использовать на уроках по данным темам алгоритм, который помогает обобщить и систематизировать материал, лучше усвоить данный материал.

На уроках в 7 классе при изучении данной темы учащимся можно предложить совместное составление алгоритма, а затем работу по дополнению алгоритма.

Использование алгоритмов на уроке русского языка

Результатом совместной работы с учащимися по теме «Н и НН в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных» стало составление следующего алгоритма:

В дальнейшем этот алгоритм предлагается детям дополнить по темам «Н и НН в кратких причастиях, отглагольных прилагательных и наречиях на -о, -е» и «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». Результатом работы с алгоритмами по данной теме становится усвоение большинством учащихся данных орфограмм.

Алгоритмический подход к решению орфографических и пунктуационных задач на уроках русского языка способствует также формированию умения подходить с точки зрения этого метода к решению и жизненных ситуаций.

Список использованной литературы


  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008



  1. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. - Воронеж, 1977.



  1. Надточий Е. Д. Алгоритмы в обучении орфографии современного русского языка//Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 25 (64) №1. Часть №2. С.304-307.



  1. Родионова Н.А., Синицкая А.В. формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (учебно-методические материалы). - Самара: ООО «Самбр принт», 2014.



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

5


© 2010-2022