- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Крестьянский мир в изображении А. Потехина
Крестьянский мир в изображении А. Потехина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Латфулина Л.В. |
Дата | 29.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Крестьянский мир в изображении А.А. Потехина.
Зло истребить зовем друг друга к бою,
Но каждый в мире занят сам собою. Когда б других мы, как себя, любили, Злой дух о прежней горевал бы силе. Алим Кешоков.
Мир не без добрых людей(.?!)
Что я в этом мире принимаю, а что нет?
Задача: освоить идею произведения, которая растворена в художественной форме и содержании.
Цели:
1. Расширить представление учащихся о литературе Ивановского края.
2. Развивать умение анализировать произведение, выявляя ключевые эпизоды, особенности характеристики персонажей и авторской позиции.
3. На материале произведения воспитывать такие нравственные качества, как сострадание, взаимопонимание, взаимопомощь, ответственность за других.
4. Закрепить навык передачи чувств героев и авторского отношения к ним в выразительном чтении.
5. Подготовить учащихся к восприятию произведений Н.Некрасова.
I. Организационный момент.
II. Мозговой штурм.
- В течение 2 минут вспомните все, что в вашем сознании связывается со словом мир (запись на доске). Слово многозначное.
В теме обозначено «мир крестьянский», значение слова сужается. Языковеды, поясните, пожалуйста, значения слова «мир», которые применимы к нашему уроку.
Итак, мир -
-
окружающее общество, люди;
-
порядок, строй жизни;
-
(ист.) сельская община, а также члены этой общины;
мир 2 -
-
согласие, отсутствие разногласий.
III. Целеполагание.
- О чем же будем говорить, и к каким выводам предполагаем прийти? (узнаем о роли общины в жизни крестьян, особенностях крестьянской жизни конца 19 века, сможем объяснить авторское отношение к персонажам, выясним, какие нравственные проблемы поднимает автор. В конце урока я предлагаю поставить знак препинания в поговорке, записанной на доске).
Для того, чтобы сделать выводы, следует разобраться в содержании. В итоге урока группа учащихся будет отслеживать положительные и отрицательные моменты в жизни мира.
IV. Анализ ключевых сцен.
- Какие эпизоды считаете главными?
1. «Смерть родителей»
Холера - острое заразное заболевание человека.
- Почему на помощь детям-сиротам приходят люди, сами обездоленные и убогие? (Знают, что такое боль, сострадание, им и терять - то вроде бы нечего, добровольно приняли на себя ответственность за жизнь односельчан)
- А другие? (Боятся болезни, хоть и понимают, что в сложной ситуации могут оказаться и они),
- Один из помощников детей - уродливый человек Никита Кулявый. Обратимся к портрету. Найдите прямую авторскую оценку персонажа. Найдите несоответствие между внешним обликом и внутренним содержанием этого героя.
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью? (Много эпитетов. Во втором абзаце большое количество глаголов, с их помощью автор показывает трудовую активность Никиты)
Вывод: За внешней непривлекательностью может скрываться доброе сердце, доброта может проявляться в словах и поступках.
В этом мы убеждаемся, читая произведение далее.
2. «Похороны».
Выразительное чтение.в сопровождении музыки Рахманинова «Вокализ».
Соответствует ли музыкальное произведение настроению, которое передает писатель?
- Какое из произведений произвело большее впечатление, литературное или музыкальное?
Обратите внимание на иллюстрацию. Близок ли живописный образ крестьянского горя описанию А. Потехина? Чем?
- Мы говорим о крестьянском мире, то есть в том числе и о том, кто и что окружало крестьянина в повседневной жизни, а значит, не можем не сказать о верном друге и помощнике мужика, лошади.
Художественный пересказ.
- А теперь послушайте, как подобную картину изображает русский поэт
Н. Некрасов, с творчеством которого мы продолжим знакомство в этом году.
3. Какая сцена является кульминационной, на ваш взгляд? («Деревенский сход»)
- Какое значение имел деревенский сход в жизни крестьян? (на нем решались все самые важные вопросы жизни крестьянской общины).
-Зачем собрались на сход жители с. Ломы? (чтобы посчитать потери и решить, как дальше жить, как быть с семьями, оставшимися без кормильцев) Сюда пришли Никита и Маша.- С какой целью они здесь?
- Представьте себя на месте Никиты и Маши. Что они чувствуют сейчас? Найдите в тексте детали, говорящие о силе переживания героев.
- Как Никита объясняет причину своего поступка?
- А как ее объясните вы?
- Выразительное чтение отрывка по ролям.
- Зачем автор так подробно передает диалог Маши и односельчан? (Мы узнаем, насколько трудно жилось крестьянам, насколько трудной будет жизнь детей).
- Почему мир все же оставил детей в семье и разрешил Никите стать опекуном?
(Их слова звучали настолько уверенно, что крестьяне поверили в силы малых детей и убогого человека).
- Что затрудняло чтение? (просторечные и устаревшие слова).
- Есть ли в данном отрывке прямая оценка героев? (нет) Как автор выражает свое отношение к героям? Приведите примеры. (Через речь, через поступки).
4. Финальная сцена произведения - описание первых шагов маленького Саши, идущего навстречу опекуну. Каков ее символический смысл?
Итог: Всем своим произведением автор, описывая сложнейшие моменты жизни крестьян, приводит нас к мысли, что мечтать можно и нужно, но
мечта - это ведь не только призыв к действию, важной является способность человека верить и ждать, несмотря ни на что, сохранять доверие к миру, чистоту своей души, что и сделали герои произведения А.Потехина.
Мир не без добрых людей
да нет
Подойти к таблице с утверждением, с которым вы согласны.
- Какой знак поставили?
V. Рефлексия:
Продолжить фразу: «Сегодня на уроке я ...»
VI. Домашнее задание:
1. Всем: отредактировать анкеты.
2. Подобрать свой эпиграф к произведению или ответить на вопрос: «Над чем еще можно подумать после урока?»