Крестьянский мир в изображении А. Потехина

Задача: освоить идею произведения, которая растворена в художественной форме и содержании.  Цели: 1.Расширить   представление   учащихся   о   литературе   Ивановского края. 2.Развивать умение анализировать произведение, выявляя ключевые эпизоды, особенности характеристики персонажей и авторской позиции. 3.На   материале   произведения   воспитывать   такие   нравственные качества, как сострадание, взаимопонимание, взаимопомощь, ответственность за других. 4.Закрепить навык передачи чувств героев...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Крестьянский мир в изображении А.А. Потехина.


Зло истребить зовем друг друга к бою,

Но каждый в мире занят сам собою. Когда б других мы, как себя, любили, Злой дух о прежней горевал бы силе. Алим Кешоков.

Мир не без добрых людей(.?!)

Что я в этом мире принимаю, а что нет?

Задача: освоить идею произведения, которая растворена в художественной форме и содержании.

Цели:

1. Расширить представление учащихся о литературе Ивановского края.

2. Развивать умение анализировать произведение, выявляя ключевые эпизоды, особенности характеристики персонажей и авторской позиции.

3. На материале произведения воспитывать такие нравственные качества, как сострадание, взаимопонимание, взаимопомощь, ответственность за других.

4. Закрепить навык передачи чувств героев и авторского отношения к ним в выразительном чтении.

5. Подготовить учащихся к восприятию произведений Н.Некрасова.

I. Организационный момент.

II. Мозговой штурм.

- В течение 2 минут вспомните все, что в вашем сознании связывается со словом мир (запись на доске). Слово многозначное.

В теме обозначено «мир крестьянский», значение слова сужается. Языковеды, поясните, пожалуйста, значения слова «мир», которые применимы к нашему уроку.

Итак, мир -

  • окружающее общество, люди;

  • порядок, строй жизни;

  • (ист.) сельская община, а также члены этой общины;

мир 2 -

  • согласие, отсутствие разногласий.

III. Целеполагание.

- О чем же будем говорить, и к каким выводам предполагаем прийти? (узнаем о роли общины в жизни крестьян, особенностях крестьянской жизни конца 19 века, сможем объяснить авторское отношение к персонажам, выясним, какие нравственные проблемы поднимает автор. В конце урока я предлагаю поставить знак препинания в поговорке, записанной на доске).

Для того, чтобы сделать выводы, следует разобраться в содержании. В итоге урока группа учащихся будет отслеживать положительные и отрицательные моменты в жизни мира.

IV. Анализ ключевых сцен.

- Какие эпизоды считаете главными?

1. «Смерть родителей»

Холера - острое заразное заболевание человека.

- Почему на помощь детям-сиротам приходят люди, сами обездоленные и убогие? (Знают, что такое боль, сострадание, им и терять - то вроде бы нечего, добровольно приняли на себя ответственность за жизнь односельчан)

- А другие? (Боятся болезни, хоть и понимают, что в сложной ситуации могут оказаться и они),

- Один из помощников детей - уродливый человек Никита Кулявый. Обратимся к портрету. Найдите прямую авторскую оценку персонажа. Найдите несоответствие между внешним обликом и внутренним содержанием этого героя.

- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью? (Много эпитетов. Во втором абзаце большое количество глаголов, с их помощью автор показывает трудовую активность Никиты)

Вывод: За внешней непривлекательностью может скрываться доброе сердце, доброта может проявляться в словах и поступках.

В этом мы убеждаемся, читая произведение далее.

2. «Похороны».

Выразительное чтение.в сопровождении музыки Рахманинова «Вокализ».

Соответствует ли музыкальное произведение настроению, которое передает писатель?

- Какое из произведений произвело большее впечатление, литературное или музыкальное?

Обратите внимание на иллюстрацию. Близок ли живописный образ крестьянского горя описанию А. Потехина? Чем?

- Мы говорим о крестьянском мире, то есть в том числе и о том, кто и что окружало крестьянина в повседневной жизни, а значит, не можем не сказать о верном друге и помощнике мужика, лошади.

Художественный пересказ.

- А теперь послушайте, как подобную картину изображает русский поэт

Н. Некрасов, с творчеством которого мы продолжим знакомство в этом году.

3. Какая сцена является кульминационной, на ваш взгляд? («Деревенский сход»)

- Какое значение имел деревенский сход в жизни крестьян? (на нем решались все самые важные вопросы жизни крестьянской общины).

-Зачем собрались на сход жители с. Ломы? (чтобы посчитать потери и решить, как дальше жить, как быть с семьями, оставшимися без кормильцев) Сюда пришли Никита и Маша.- С какой целью они здесь?

- Представьте себя на месте Никиты и Маши. Что они чувствуют сейчас? Найдите в тексте детали, говорящие о силе переживания героев.

- Как Никита объясняет причину своего поступка?

- А как ее объясните вы?

- Выразительное чтение отрывка по ролям.

- Зачем автор так подробно передает диалог Маши и односельчан? (Мы узнаем, насколько трудно жилось крестьянам, насколько трудной будет жизнь детей).

- Почему мир все же оставил детей в семье и разрешил Никите стать опекуном?

(Их слова звучали настолько уверенно, что крестьяне поверили в силы малых детей и убогого человека).

- Что затрудняло чтение? (просторечные и устаревшие слова).

- Есть ли в данном отрывке прямая оценка героев? (нет) Как автор выражает свое отношение к героям? Приведите примеры. (Через речь, через поступки).

4. Финальная сцена произведения - описание первых шагов маленького Саши, идущего навстречу опекуну. Каков ее символический смысл?

Итог: Всем своим произведением автор, описывая сложнейшие моменты жизни крестьян, приводит нас к мысли, что мечтать можно и нужно, но

мечта - это ведь не только призыв к действию, важной является способность человека верить и ждать, несмотря ни на что, сохранять доверие к миру, чистоту своей души, что и сделали герои произведения А.Потехина.

Мир не без добрых людей

да нет

Подойти к таблице с утверждением, с которым вы согласны.

- Какой знак поставили?

V. Рефлексия:

Продолжить фразу: «Сегодня на уроке я ...»

VI. Домашнее задание:

1. Всем: отредактировать анкеты.

2. Подобрать свой эпиграф к произведению или ответить на вопрос: «Над чем еще можно подумать после урока?»

© 2010-2022