- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка урока Простое осложненное предложение
Методическая разработка урока Простое осложненное предложение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельничук М.М. |
Дата | 20.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательно учреждение
среднего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
Методическая разработка урока
по учебной дисциплине «Русский язык» общеобразовательного цикла
Тема: «Простое осложненное предложение»
Содержание
Введение……………………………………………………………………
3
Цели, методы обучения, приемы обучения, форма обучения, средства обучения…………………………………………………………………….
4
План урока………………………………………………………………….
4
Ход занятия…………………………………………………………………
5
Список литературы………………………………………............................
12
Введение
Учебная дисциплина «Русский язык» в профессиональном образовательном учреждении является одной из основных гуманитарных дисциплин общеобразовательного цикла (образовательная область «Филология»). Основная задача курса: закрепить и углубить знания, развить умения студентов.
Тема: «Простое осложненное предложение» рассматривается в аспекте обобщающего повторения синтаксиса. Эта тема по федеральной программе общего образования изучается учащимися в 8 классе. В целом, студенты уже имеют представление о том, что такое осложненное предложение, осложняющий компонент, знаки препинания при осложнении. Однако, часто забывают какую-то информацию. Задача педагога - организовать урок таким образом, чтобы каждому стало понятно, что конкретно он не помнит, в чем сомневается. Привнести в занятие такие виды работы, которые способствуют развитию логического, критического мышления; развитию устной и письменной речи студентов. Преобладающим действием на занятии студентов I курса становится анализ текста (с лингвистическим или литературным содержанием), его переработка.
Решить педагогические задачи помогает технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», опубликованная в газете «Русский язык» № 15, 2004 г. Принцип «показать, а не рассказать, объяснить» лежит в основе обучения преподавателей, решивших внедрять технологию РКМЧП. В ней заключены идеи о прерогативе развития, ориентации на личность, необходимости самостоятельного и целенаправленного познания, творческого подхода к обучению, опоре на предшествующий опыт, в том числе житейский. Эта технология не является способом «разукрасить» занятие, доставить студентам удовольствие от использования групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
Цели:
-
дидактическая: обобщение и систематизация знаний по теме.
-
развивающая: развивать логическое, критическое мышление; устную речь; умение диагностировать собственные знания и ставить перед собой познавательные задачи; умение работать в команде; умение прислушиваться к мнению партнера; умение публично выступать.
-
воспитательная: формирование умения сотрудничать; воспитание сдержанности, настойчивости, трудолюбия, толерантности.
-
методическая: формирование и развитие коммуникативной компетенции студентов средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Методы обучения: проблемно-поисковый (эвристическая беседа); активные неимитационные.
Приемы обучения: наглядные, практические.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
-
Вербальные: информационные тексты (копии статей из учебного, практического пособий, учебника, содержащих материал по теме занятия);
-
ТСО: мультимедиа, экран, компьютер.
План урока
1 Организационный момент
2 Повторение пройденного материала
3 Актуализация темы
4 Основной этап работы:
-
индивидуальная работа (диагностирование собственных знаний),
-
групповая работа (общий «лист знаний»),
-
работа с информационным текстом,
-
презентация материалов групп
5 Тренировочные упражнения
6 Подведение итогов
7 Рефлексия
Ход занятия
1 Организационный момент - 1 мин.
-
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на занятии присутствуют гости. Повернитесь, пожалуйста, поприветствуйте гостей улыбкой1. Улыбнитесь друг другу, садитесь. Настроение у всех прекрасное, рабочее, так приступим к работе сразу.
2 Повторение изученного материла - 10 мин.
а) задание
1 слайд
б) усложним задачу: устно соедините понятия между собой в один монологичный ответ2. Отвечающего должны слушать внимательно все, т.к. один из вас выступит в качестве рецензента.
2 слайд
-
Дайте рецензию ответу.
-
Можно ли считать правильным ответом тот, что приведен на слайде3?
3 слайд
3 Актуализация темы - 20 мин.
а) задание4
4 слайд
-
Прочитайте группы предложений.
-
Проверьте, так ли у вас получилось?
б) вопросы к аудитории:
-
Чем вы руководствовались, когда делили предложения на группы?
-
Структура каких предложений, на ваш взгляд, шире?
-
Есть ли интонационные отличия между двумя группами предложений?
-
Можно ли назвать предложения группы № 1 сложными? Почему?
5 слайд
-
Как называются предложения с расширенной структурой и осложненной интонацией?
-
Сформулируйте тему сегодняшнего урока5. Что мы будем вспоминать?
-
Какие задачи будут стоять перед каждым из вас?
6 слайд
-
Запишите тему занятия в тетрадь.
в) вспомним теорию.
-
Что я должна прибавить к простому предложению, чтобы оно получилось осложненным?
4 Основной этап работы - 20 мин.
а) каждая из трех групп получает индивидуальные задания:
1 группа - обособленные члены предложения;
2 группа - вводные слова, вставные конструкции, обращение;
3 группа - однородные члены предложения.
-
Дайте определение осложняющему компоненту.
-
На какие вопросы может отвечать и каким членом предложения является (или не является членом предложения)?
-
Какой частью речи может быть выражено?
-
Где может стоять в предложении?
-
На какие смысловые группы делится (если есть деление на группы)?
б)
Этап
Содержание 6
Деятельность
преподавателя
Деятельность
студентов
Результат
Стадия вызова
Вспомните все, что вы знали раньше об осложняющих компонентах. Индивидуально запишите всю информацию в левую часть тетради
Работают индивидуально
У каждого в тетради появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать. Таким образом, данный этап - самостоятельное диагностирование собственных знаний и постановка перед собой познавательных задач
Смысловая
стадия
Обсудите записанное в группе. Информацию, с которой согласны все, оставляйте. Информацию, с которой кто-то не согласен, отмечайте маркером
Работают в группах, составляя общий «лист знаний» по данному вопросу
Во время групповой работы достигается двойной эффект, а именно:
- происходит приращение знаний за счет припоминания того материала, который студент не вспомнил, работая индивидуально;
- происходит «сортировка» первичных представлений
Смысловая
стадия
Каждая группа сейчас получит текст, в которой содержится информация по данному вопросу. Просмотрите свои первичные записи, вычеркните неправильную информацию
Студенты индивидуально ведут записи в левой части тетради, для чего им необходимо еще раз обратиться к тексту, еще раз осмыслить информацию, сопоставляя с той, которая возникла на стадии вызова, и оценить ее качество
Графическое оформление материала очень важно для того, чтобы информация «отложилась» в памяти. Заполняя таблицу, студент, помимо мысленного, создает графический образ текста, в котором информация маркирована не по степени важности, а по ее отражению в голове («это - новое, это - старое, это я неправильно понимал, это - правильно)
в) 1 - 2 человека презентуют материал группы, члены других групп кратко конспектируют его в тетрадь. По ходу записи информации в тетрадь формулируют по одному вопросу выступающим.
5 Тренировочные упражнения - 10 мин.
а) переходим к практике
7 слайд
-
Что помогло вам узнать (увидеть) осложняющий компонент?
-
Усложним задачу. На слух определить, осложнено предложение или нет.
б) цифровой диктант.
Записи ведутся на бумаге с копиркой, один экземпляр сдается преподавателю, другой - остается на руках у студента. Проверка диктанта.
8 слайд
6 Подведение итогов - 15 мин.
а) вопросы к аудитории:
-
Что мы называем осложненным предложением?
-
Чем оно может быть осложнено?
-
Что помогло нам увидеть, услышать осложняющий компонент?
б) домашнее задание:
подготовьте вопросы, оставшиеся, на ваш взгляд, без ответа.
в) выставление оценок
-
За работу в группе индивидуальных оценок нет, выставляется оценка группе по итогам презентации.
-
Оценка за цифровой диктант.
-
Устные ответы студентов оцениваются по следующим критериям:
Критерии оценки устных высказываний
Оценка
Глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется. Отличная оценка предполагает грамотное логическое изложение ответа
«5»
Студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности
«4»
Студент обнаруживает знания и понимание основных положений учебного материала, но излагает его не полно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет доказательно обосновывать свои суждения
«3»
Студент имеет разрозненные бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал
«2»
7 Рефлексия - 5 мин.
-
Ребята, чтобы наше дальнейшее изучение языка было более продуктивным, мне очень важно знать: что вы делали и чувствовали на уроке? На бланке анкеты (заполняется анонимно) отметьте те слова, выражения, которые характеризуют ваши действия, состояние.
9 слайд
Список литературы
-
Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1990. - 244 с.
-
Никитина Е.И. Учебный комплекс: «Русский язык. Теория. 5 - 9 классы»/Науч. ред. В.В. Бабайцева. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
-
Русский язык: Полный школьный курс/Под ред. О.Л. Соболевой.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 640 с.
-
Газета «Русский язык» № 15, 2004 г.
1 Элемент здоровьесберегающей технологии: валеологизация УВП
2 Развитие логического мышления; развитие устной речи
3 Работа с отстающими. Возможность проверить себя, не высказываясь публично
4 Развитие логического мышления.
5 Элемент проблемно-поискового метода
6 Элемент технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»