Индивидуальный проект по теме Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л. Г. Петерсон

   Тема    «Чередование  гласных  в корнях - бир-/-бер-;  -дир-/-дер-;  -мир-/-мер;  -пир-/пер-;  -тир-/-тер-;  -блист-/-блест-/-блещ-; -стил-/-стел-;  -жиг-/-жег- »          Тип  урока: ОНЗ        Основные  цели: 1) сформировать умение строить правила на примере правила  чередования  гласных  в корнях  - бир-/-бер-;-дир-/-дер-; -мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег- 2)сформировать умение применять правило  написания И – Е в корнях - бир-/-бер-; -дир...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 города Конаково


Индивидуальный проект по теме

«Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г,Петерсон»


план-конспект урока по теме

«Чередование гласных в корнях - бир-/-бер-;

-дир-/-дер-; -мир-/-мер; -пир-/пер-; -тир-/-тер-;

-блист-/-блест-/-блещ-; -стил-/-стел-; -жиг-/-жег- »



урок освоения новых знаний


Выполнила: Газарян К.А.,

учитель русского языка




2012 г.

Тема «Чередование гласных в корнях - бир-/-бер-;

-дир-/-дер-; -мир-/-мер; -пир-/пер-; -тир-/-тер-;

-блист-/-блест-/-блещ-; -стил-/-стел-; -жиг-/-жег- »

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать умение строить правила на примере правила чередования гласных в корнях - бир-/-бер-;-дир-/-дер-;

-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-;

-жиг-/-жег-

2)сформировать умение применять правило написания И - Е в корнях

- бир-/-бер-; -дир-/-дер-; -мир-/-мер; -пир-/пер-; -тир-/-тер-;

-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-;-жиг-/-жег-

3)тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность

Материалы к занятию

Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2)задание на внимательность; образец для проверки; 3)задание для пробного действия;

4)список необходимых корней для задания на пробное действие; 5)грамматическая арифметика; 6) шаги плана действий; 7)эталон

Раздаточный материал:1)карточка для задания на пробное действие;

2) задание на первичное закрепление во внешней речи;3)основа для выполнения самостоятельной работы; цветные карточки; 4)таблицы для домашнего задания

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило.

- Сегодня на уроке вы будете открывать новое знание. Как вы будете это делать? (Мы определим, что мы не знаем ,выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)

- Молодцы! Желаю удачи!

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  • С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)

  • Посмотрите на доску и выполните задание .

Задание проецируется на доску.

Распределите слова в два столбика : п..ляна, ф .соль, п.радный, с.наторий, р.чушка, в.дяной, пр.рода, м.рской.


поляна

фасоль

речушка

парадный

водяной

санаторий

морской

природа


По какому признаку распределены слова?

Учащиеся отмечают, что данные слова разделены по признаку «проверяемые / непроверяемые гласные».

Молодцы!

Подберите проверочные слова для слов в левом столбике. (Поляна- поле, речушка- речка, водяной- воды, морской- море.)


  • Ребята, что вы сейчас делали? (Мы подбирали однокоренные слова так, чтобы проверяемая гласная оказалась под ударением.)


  • Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении.)

  • Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов.)

  • Следующее задание на внимательность:

1. запирать, запереть, подпереть, перрон

2. касаться, коснуться, прикасаться, каскад

3. стелить, расстилать, застелить, пастила

- Вы должны найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.

На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. (Все слова одной строки с общим значением, но одно из них к ним не относится.)

  • Проверим. («Запирать», «запереть», «подпереть» - имеют общий компонент значения 'запирать', значит, лишнее слово «перрон»; «касаться», «коснуться», «прикасаться» - имеют общий компонент значения 'касаться', значит, лишнее слово «каскад»; в третьей строке «стелить», «расстилать», «застелить» имеют общее значение 'стелить', а слово «пастила» - лишнее.)

По мере ответов лишние слова подчеркиваются. В результате на доске должна быть запись:

- Итак, все слова однокоренные, кроме одного.

1. запирать, запереть, подпереть, перрон

2. касаться, коснуться, прикасаться, каскад

3. стелить, расстилать, застелить, пастила

Далее в строке остаются только слова с чередующимися гласными и выделенными корнями:

1. запирать, запереть, подпереть

2. касаться, коснуться, прикасаться

3. стелить, расстилать, застелить

- Молодцы!

  • Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить пробное действие.)

  • Ребята, скажите, для чего вы на каждом уроке открытия нового знания делаете пробное задание? (Пробное задание помогает нам понять, ЧТО мы не знаем.)

  • А как надо относиться к возникшим затруднениям? (Спокойно.)

  • Как вы поступаете дальше, когда понимаете, что столкнулись с затруднением? (Надо остановиться, подумать, где и почему возникла проблема, построить способ решения затруднения и действовать дальше.)

  • Верно! Вам обязательно поможет это в работе.

  • Что особенного вы можете отметить в отмеченных корнях? (В корнях, которые должны быть одинаковыми, встречаются разные гласные буквы.)

Задание на пробное действие:

  • Объясните правописание гласных в корнях: - пир-/-пер-;-стил-/стел-;-кас-/-кос-

Корни вывешиваются на доску:

-пир-/-пер-;-стил-/-стел-;-кас-/-кос-


  • Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих корнях пишутся разные буквы.)

  • Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, которым вы воспользовались.

  • Что вы не смогли сделать? не могу обосновать свой ответ.)

3.Выявление места и причины затруднения.

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях данных слов.)

  • В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.)

  • Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях.)

  • Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

  • Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в корнях - пир-/-пер-;-стил-/стел-;-кас-/-кос-.)


  • Ребята, сегодняшняя тема урока включает в себя понятие, которым вы будете пользоваться довольно длительное время. В принципе, этим словом вы пользуетесь и в своей повседневной жизни. Чтобы вы сами назвали термин, предлагаю решить грамматическую арифметику:

ЧЕРЕДА - окончание + суффикс в глаголе «ПЛУТОВАТЬ» + приставка в местоимении НИКТО + корень в слове «ПОЕШЬ».


  • Итак, какое же понятие вы будете использовать (Чередование.)

  • Ребята, скажите, а что такое чередование в нашей повседневной жизни?

  • Давайте уточним определение: чередование - это равномерное повторение чего-либо. Что-то повторяется - и складывается в единое целое: день и ночь - сутки; зима и лето - год...

  • Так и в грамматике: как только вы увидите некое повторение, равномерное изменение - вы сможете построить целое правило. Совершенно самостоятельно!

  • Посмотрите на эти корни. Какие гласные здесь чередуются? (А и О, И и Е)

Уточните тему урока. (Чередование гласных в корнях - бир-/-бер-;-дир-/-дер-;-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег-.)

- Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)

  • Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях. Создать эталон.)

По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:

Установить закономерность.

Сделать вывод.

Создать эталон.

5.Реализация построенного проекта.

  • Итак, давайте установим закономерность. (Корни в словах во всех трех строчках начинаются с одной и той же буквы и заканчиваются на одинаковые буквы, а в середине пишется О или А(вторая строчка), Е или И (первая и третья).

  • Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.

Учитель записывает на доске, учащиеся - в тетради:

кос --------------------------------кас + а

пер---------------------------------пир + а

стел--------------------------------стил + а

бер---------------------------------бир + а

дер---------------------------------дир + а

мер--------------------------------мир + а

тер---------------------------------тир + а

блест------------------------------блист + а

жег -------------------------------жиг + а

А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне ... пишется А (О), если за корнем следует суффикс а ».

Ответы учащихся:

в корнях - кос-/- кас- пишется А, если за корнем следует суффикс А , пишется О , если нет суффикса А.

в корнях - бир-/-бер-;-дир-/-дер-;-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег- пишется И , если за корнем следует суффикс А , пишется Е , если нет суффикса А.

- Вы абсолютно правильно сформулировали правило. Молодцы!

Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Какой следующий шаг? (Создать эталон.)

  • Предлагаю поработать в группах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон. На работу отводится 5 минут.

После ответов групп на доску вывешивается эталон:

бир

бер

пир

пер

дир

дер

мир

мер

тир

тер

жиг

жег

стил

стел

блист

блест

кас

кос


  • Молодцы! Все группы справились с заданием.

  • Вы теперь сможете выполнить пробное задание? (Да.)

Учащиеся выполняют задание письменно, графически объясняя правописание чередующихся гласных. Затем по цепочке проговаривают объяснение.

В результате в тетрадях должно быть записано:

1. запир +а+ть, запереть, подпереть

2. кас+а+ться, коснуться, прикас+а+ться

3. стелить, расстил+а+ть, застелить


6.Первичное закрепление во внешней речи.

  • Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило о чередовании гласных в корнях: - бир-/-бер-;-дир-/-дер-;-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег-; -кас-/-кос-

  • В этом вам поможет следующее задание. У вас на столах лежат таблицы со словами с пропущенными буквами:

А - О

к.саются

к.снется

прик. сающийся

прик.снутся

И - Е

соб.раются

соб.рём

отп.рают

зап.реть

забл.стал

бл.стел

ст.рать

ст.реть

ум.рать

зам.реть

- Вы должны вставить пропущенные буквы и графически объяснить выбор буквы. Часть слов объясняется во внешней речи, а часть слов целесообразно предложить выполнить в парах.

После работы учащиеся проверяют выполненное задание по образцу для проверки:

А - О

касаются

коснется

прикасающийся

прикоснутся

И - Е

собираются

соберём

отпирают

запереть

заблистал

блестел

стирать

стереть

умирать

замереть



В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?

  • Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?




7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Разобрались? Как проверить, усвоили вы новое правило или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)

  • Прочитайте слова на доске:

Выт.реть, ум.рать , пот.рать, зап.р,

Зам.реть, уб.рать, приб.рём, уп.раться

- У вас на партах лежат карточки с таблицами:

пир

пер

тир

тер

мир

мер

бир

бер

- Впишите слова в нужные колонки, пользуясь алгоритмом определения гласной. После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки:

пир

пер

упираться

запер

тир

тер

потирать

вытереть

мир

мер

умирать

замереть

бир

бер

убирать

приберём

В каком месте возникло затруднение?

  • Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

  • У кого задание не вызвало затруднений?

  • Вы все молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение.

  • Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

  • Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

Для того чтобы выполнить следующее задание, необходимо вспомнить, что такое синонимы. (Синонимы - это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.)

  • Верно. Потренируемся немного. Я вам буду предлагать слова - вы будете подбирать синонимы. Отвечает тот, кто первый поднимет руку.

красный- алый

смирный - покорный

труд - работа

смеяться - хохотать


  • Молодцы! Итак: к сочетаниям слов подберите и запишите синонимы. Имейте в виду, что все получившиеся слова должны содержать в себе изучаемую орфограмму. Задание понятно? (Да.) Отвечать будете по цепочке.

Учитель читает сочетания слов, а учащиеся записывают синонимы.

Приводить в порядок - убирать

Держать взаперти - запереть

Притронуться - прикоснуться

Затаить дыхание - замереть

Удалить лишнее - стереть

Коллекционировать - собирать

Молодцы! Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо сегодня поработали!

9. Рефлексия учебной деятельности.

  • Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о правописании корней: - бир-/-бер-;-дир-/-дер-;-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег-; -кас-/-кос- )

  • Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

  • Какую цель вы поставили в начале урока?

-Вы достигли поставленной цели?

  • В чем у вас было затруднение?

  • Как вы открывали новое знание?

  • Что вам помогло открыть новое знание?

  • У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка - сомнение, красная карточка - отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.



  • Я знаю чередование гласных в корнях: - бир-/-бер-;-дир-/-дер-;-мир-/-мер;-пир-/пер-;-тир-/-тер-;-блист-/-блест-/-блещ-;-стил-/-стел-; -жиг-/-жег-; -кас-/-кос- )

Я знаю, в каких случаях пишется О, в каких - А,в каких-И,в каких - Е.

  • Я могу объяснить, от чего зависит написание О - А , от чего написание И - Е в данных корнях.

  • В самостоятельной работе у меня все получилось.

  • Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

  • Я сегодня был в учебной деятельности.

  • Я доволен своей работой на уроке.

Молодцы!

Домашнее задание:

Впишите в пустые графы по одному примеру, графически объясняя букву в корне.

кас

кос

тир

тер

мир

мер

дир

дер

жиг

жег

блист

блест


© 2010-2022