Урок Природа как художественный персонаж в «Слово о полку Игореве» Сочинение по произведению

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 8 Урок : русская литература.

Дата: 29.09.15.

Тема урока

Время

Природа как художественный персонаж в «Слово о полку Игореве»

Сочинение по произведению.

Цели урока

1.углубить знания учащихся о сочинении на литературную тему.

2.развивать умение работать с текстом сочинения.

3.воспитывать творческого читателя.

Результаты обучения

Знать: как писать сочинение на литературную тему.

Уметь: работать с текстом сочинения.

Понимать: идею произведения.

Ход урока:

Организационный момент.

1 мин.

Подготовка к уроку. Сообщение темы.

Постановка целей и задач.

Проверка домашнего задания.

10 мин.

Наизусть плач Ярославны.

Новая тема.

15 мин.





ПОДРОБНЫЕ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ…».

Глава 1

Сюжетное повествование в «Слове…» начинается с описания солнечного

затмения. О нем в произведении говорится дважды: после вступления и после

обращения к Бояну и речи Всеволода.

Тогда глянул Игорь на Солнце

И видит, что тьма от Солнца

Все войско его накрыла…

Князь вступил в золотое стремя

И поехал по чистому полю

Солнце тьмою дорогу ему заступило

Ночь громовыми стонами птиц пробудила,

Свист звериный поднялся.

Диво кличет с вершины древа,

Велит послушать - земле незнаемой,

И Поморию, и Посулию,

И Сурожу, и Корсунию,

И тебе, тмутороканский болван.

Пейзаж этот поражает соединением противоположного: «светлое солнце» и«воины тьмою покрыты». С одной стороны, радость, а с другой - печаль и

страх. Автор добивается того, что перед читателем возникает яркая,

впечатляющая картина, появляются разнообразные чувства, сложные, иногда взаимоисключающие друг друга.

Для автора солнце всегда светлое, не зависимо от природных условий:

погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни,света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю»,«солнце», обращение Всеволода к Игорю - «свет светлый». Однако чтобы подчеркнуть ощущение надвигающейся беды, усилить волнение читателя,привлечь особое внимание к эпизоду, писатель использует слова, рисующие ночь средь бела дня. Стоит обратить внимание на их последо-вательность:«тьмою», «перегородило», «ночь стоном угрожала земле незнаемой». Перед читателем разворачивается картина, в которой солнце, звери, птицы, леса -все печалится, едино в ожидании страшных испытаний.

Солнечное затмение наступило 1 мая 1185 года в 3 часа 25 минут.

Астрологи утверждают, что в 12 веке уже были «Таблицы лунного течения». По ним велся календарь, рассчитывались фазы луны, устанавливались дни новолуний и появление комет. Возможно, русский князь располагал ка-ким-либо астрологическими сведениями об этом дне. И, вероятно, это помог-ло сохранить спокойствие перед затмением.

Другим грозным предзнаменованием в «Слове…» является картина

надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем преды-дущий.

Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа,

например: «кровяные зори», «тучи на четыре княжеских шатра», «трепещут синие зарницы» и др.

И в другой день полосой кровавой

Повещают день кровавой зори…

Идут тучи черные от моря,

Тьмой затмить хотят четыре солнца…

Синие в них молнии трепещут…

Грому быть, великому быть грому!

Лить дождю калеными стрелами!

Поломаться копьям о кольчуги,

Потупиться саблям о шеломы,

О шеломы половчан поганых!

(Перевод Майкова А.)

Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д.

Лихачева, «грандиозностью отличается пейзаж «Слова о полку Игореве», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется».

Вот как страшно рисует нам автор «Слова…» картину надвигающейся бури.

Но Игорь ослушался и этого предзнаменования. С одной стороны, ему легче

было преодолеть это препятствие, ведь с одним, подобным этому, он уже

справился, значит, справится и со вторым. С другой стороны, его страх еще

больше возрастал при мысли о надвигающейся беде.

Для автора очень важно обратить внимание читателя на силу этого

природного явления. Анализируя этот отрывок, замечаешь, в первую очередь,прилагательные, передающие цветовые ощущения: «кровавые зори», «синие …молнии», «тучи черные». Т.о. выбраны прилагательные, называющие насыщенные,мрачные цвета. Это помогает создать контраст-ные, впечатляющие картины грядущих бед. Несмотря на то, что не закрыты еще мраком «четыре солнца», в сознании читателя тьма уже победила. Гибель уже грозит войску Игоря.

Описывая надвигающуюся грозу, автор показывает нам могущество и силу

Перуна: «великому быть грому», «тучи черные хотят затмить четыре солнца».

Так в «Слове…» Игорь идет в чужие земли не только вопреки разуму, воле

дружины, но и против воли самой Природы.

Когда же он столкнулся в бою с половцами, дружина его на столько

обессилела, что просто не смогла сражаться с могучими половцами и пала в

бою. А Игорь был захвачен в плен.

Совершенно иной представлена нам природа в самом конце поэмы.

Заключительным пейзажем, который противопоставляется солнечному зат-мению и грозе, является описание природы при возвращении Игоря из плена. Она состоит из трех частей: ночное бегство, разговор с рекой и радостное возвращение.

И прыснуло море в полуночи.

Смерчи нагнали мглу.

Погасли вечерние зори.

Застучала земля, зашумела трава,

Половецкие вежи задвигались.

В этом эпизоде автор сделал всю природу единой. Она благоприятствует

освобождению Игоря: «погасли вечерние зори», «застучала земля,зашу-мела трава, половецкие вежи задвигались».

В этом эпизоде автор не рисует столь живописной картины, как,

например, в солнечном затмении или грозе. Ему важно рассказать о действиях

природы, ее помощи Игорю при побеге. Поэтому писатель использует

разнообразные глаголы: «прыснуло», «нагнали», «погасли», «застучала»,

«зашумела», «задвигались». Т.е. природа охраняет Игоря от половцев.

И сказал Донец:

«Здравствуй, Игорь-князь.

Много тебе - славы,

Русской земле - веселья,

А Кончаку - досады».

И ответил реке беглец:

- О Донец! И тебе много славы.

Князя ты на волнах лелеял,

Траву подстилал зеленую

На своих серебряных берегах,

Одевал его теплою мглою,

Тенью зеленого дерева,

Гоголем стерег на воде,

Чайками на волнах, чернядью на ветрах.

В этом эпизоде Игорь благодарит Донец. Говорит, что не только он спасРус-скую землю от половцев, но и Донец тоже сыграл в этом особую роль.

В этом пейзаже автор использует большое количество прилагательных,

чтобы подчеркнуть всю красоту реки: «траву зеленую», «серебряных бере-гах»,«теплою мглою», «тенью зеленого дерева» и т.д. Писатель рассказывает о ее помощи князю, благодарит ее за это. Здесь описываются действия природы,благодарит за них.

Солнце тьмой заслоняет путь князю, предупреждает его об опасности.

«Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками», -по словам Д.С. Лихачева. Т. е. все вокруг: природа, Ярило, Сварог, Перун,птицы, звери - все помогает Игорю вернуться домой.

А где Игорь проедет,

там вороны не каркают,

там сороки стихают,

там галки молчат.

Только поползни ползают.

Только дятлы стучат -

путь к реке кажут.

Да веселые песни

соловьи распевают,

свет-зарю возвещают.

солнце светит на небесах -

Игорь князь в Русской земле.

В этом эпизоде мы ощущаем веселье, радость, торжество. На Русскую

землю вернулось счастье, радость. Автор подчеркивает это сменой симво-лики:вороны больше не каркают, стихли сороки, замолчали галки. Т.е. все плохоеисчезло, ведь эти птицы, олицетворявшие зло замолчали, настало время пению соловьев. Читая произведение, мы сами радуемся за Игоря и счастливы за него. Произведение заканчивается воспеванием славы князьям.

Роль пейзажей в этом произведении очень велика. Во-первых, они

отражают мировоззрение людей 12 века, их веру, представления об окружающейприроде, которая, описывая солнце, реки, леса родной земли выражает чувства, мысли автора и подкрепляет произведения красотой слова. Наконец,автор придает тексту большую насыщенность и детальность. Лишь с помощью пейзажей мы можем выяснить всю гамму чувств автора, его представление об окружающей природе, его веру и поклонение богам.

Глава 2.

Образы - символы в «Слове о полку Игореве».

Образ Русской земли в произведении.

Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу,

современный читатель получает не только по пейзажем, данным в произведении.

Образы-символы, значение которых очень велико, тоже рассказывают о картине мира средневекового человека. Для автора «Слова…» солнце, реки, птицы, травы - это непосредственные участники событий. Без них для писа-теля 12 века невозможно правдивое, убедительное повествование о походе русской дружины.

Известно, что солнце как символ широко бытовало в древнерусской

литературе и искусстве. В самом начале Игорева похода солнечная симво-лика необходима автору, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затме-ние.

На третий день после тяжелого поражения в «Слове о полку Игореве»

говорится: «два солнца затмила тень, два красных столба пропали». В этом

символе выражается скорбь и осуждение.

Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир: «Солнце

светится на небесе, Игорь князь в Русской земле».

В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой

преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет

заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни.

Кроме этого, солнце - символ княжеской власти; в «Слове…» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца»: Игорь Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав. Или когда «два солнца померкли… Олег и Святослав».

Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках, воронах, орлах, волках, лисицах, как о

символах зла, таинственности. Он т.о. создает впечатление страшной

опасности, подстерегающей Игоря.

Волки грозно воют по оврагам,

Орлы клекотом на кости зверей воют,

Лисицы брешут на червленые щиты.

Вообще в произведениях устного народного творчества галки, вороны

символизируют темные силы. Они предвещают смерть, испытания, помогают силам зла, стремящимся погубить человека.

Тогда по русской земле

редко пахари кричали,

но часто вороны граяли,

трупы между собой разделяя.

А галки свою речь говорили -

хотели лететь на кормление - уедие.

А в конце произведения автор рассказывает о соловьях, как символах

добра, победы и торжества. Игорь победил, и радость вернулась на русскую

землю. Птица эта олицетворяет добро, победившее зло. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени.

Соловьи веселыми песнями

рассвет возвещают.

Т.е. вся природа радуется возвращению князя с победой.

Красив также образ лебедей и в «Слове…» , и в УНТ. О них говорится несколько раз, например, «стадо лебедей»,«лебеди распуганы» и др.

Разнообразно представлена символика света и цвета в «Слове о полку

Игореве». В частности , представляет интерес, как автор использует эти

символы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все

злое и гибельное связано с черным цветом и погружено во мрак. Черный цвет и в «Слове…», и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами,со злобой и печалью. Половцы - «черные тучи» и «черные вороны».

Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: «синее море»,

«синие молнии», «синяя мгла», «черпали синее вино с горем смешанное».

Эпитет синий тоже означает зловещее предзнаменование, печаль горе.

А белый цвет имеет противоположный смысл - добро и радость связаны с

белизною. Багряный цвет, а также серебряный, золотой являются излюб-ленными в цветовой палитре автора. «Белая хоругвь на красном (червленом) древке,червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душа - все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты».

Много сказано в «Слове о полку Игореве» о реках, даны их названия:

Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула, Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий Дон,

Малый Донец, Стугна. Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет,

например, Днепр Славутич, на кровавом берегу Немиги, Сула течет сереб-ряными струями и т.д. Каждую реку он рисует как-то по особенному, придавая ей какую-либо роль в произведении. Однако практически каждой из них присущи такие качества, как серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве.

- О Донец! И тебе много славы.

Князя ты на волнах лелеял,

Траву подстилал зеленую

На своих серебряных берегах,

Одевал его теплою мглою,

Тенью зеленого дерева,

Гоголем стерег на воде,

Чайками на волнах, чернядью на ветрах.

Вот как описывает автор Донец. Какие замечательные эпитеты употребляет

он в своем рассказе: «теплою мглою», «на … серебряных берегах», «траву

подстилал зеленую».

И еще одну реку описывает автор - Каялу. Река с таким названием до

сего времени не известна, поэтому многие исследователи сходятся на том, что эта река имеет символическое значение, как река окаянная, проклятая или река покаяния.

Т.о. реки, травы, поля и леса, окружающие их - это неотъемлемая часть

«Слова о полку Игореве» и играет огромную роль в образе Русской земли.

Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове…»

основной образ произведения - Русскую землю. Автор поэмы рисует живой образ Русской земли. В своем произведении писатель всю ее охватывает целиком. По словам Д.С.Лихачева: «Автор «Слова…» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово…», он сумел окинуть взо-ром всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли - существенная часть «Слова…» как призыв к ее защите от внешних врагов».

В произведении автор сложил потрясающий образ русской земли из кратких

и подробных описаний природы. Она открывает нам мир человека 12 ве-ка,рассказывает о тесной связи между человеком и природой. Именно это придает произведению большую художественную ценность.

Интересно то, что свое произведение автор начинает с развернутой

метафоры - песни поэта, описывающей охоту, а заканчивает - торжеством людей на фоне радостной, торжествующей природы. Т.о. автор уделяет большое значение образам природы. Лишь с их помощью мы можем выяснить мировоззрение людей 12 века, заметить тесную и неразделимою связь природы и человека.

С одной стороны, автор «Слова…» уделяет огромное внимание образам

природы. Поэтому их в произведении очень много. Дело в том, что через них

писатель выражает свои эмоции, переживания и чувства, которых у него очень много.

С другой стороны, писателю важны и образы - символы в «Слове…».

Писатель использует их потому, что они выражают мир, в котором живет ав-тор произведения, они отражают его взгляды на жизнь. Без образов - симво-лов для писателя 12 века невозможно точное и убедительное повество-вание. Через символику в произведении мы узнаем мир писателя, его восприятие к окружающей среде, его мировоззрение и веру. Это наиболее важный источник установления личности писателя, его образа жизни.

Итак, автор уделяет огромное внимание картинам природы в «Слове о

полку Игореве», как средство выражения своих эмоций, а также для придания произведению большей детальности и ценности.

Закрепление материала.

15 мин.









План сочинения.

1.Почему автор «Слово..» обращается к изображению природы?

2.Природа как художественный персонаж:

а)затмение солнца;

б)птицы,звери предупреждают об опасности;

в)Ярославна как кукушка плачет;

г)обращение к символам стихий;

д)помощь Игорю в побеге;

3.Человек-часть Природы.(Природа-Родина)



Рефлексия.

2 мин.

Что важно запомнить с урока?

Как работал (а) на уроке? Что было легко (трудно)?

Усвоено (нет)? Понравилось(нет)?Домашнее задание.

2 мин.

Сочинение закончить.



© 2010-2022