Урок по русскому языку на тему Описание природы 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ «Описание природы»

УЧИТЕЛЬ- Толмачёва Е.Р.



Цели урока.

1. Познавательный аспект: повторить основные признаки типа речи «описание»; познакомить учащихся с построением текста-описания; показать роль имён прилагательных при описании природы.

2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи имён прилагательных.

3. Воспитательный аспект: привитие эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к родной природе.

Тип урока.

Урок развития речи

Оборудование.

Мультимедийный проектор, постеры с зимними зарисовками, аудиозапись П.Чайковского «Времена года», раздаточный материал /распечатанные тексты/,

Эпиграф урока.

Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой.

К.Паустовский. Ход урока.

Организационный момент.

Слово учителя.

В этом году зима оказалась удивительно щедрой на морозы и снег. Проснёшься утром, посмотришь в кусочек окошка, не зарисованный морозом, и подумаешь: «Какое великолепие!» слайд 1

Давайте же, отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмём с собой в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий - художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

К сегодняшнему уроку группа учащихся нашего класса подготовила небольшую презентацию иллюстраций и картин известных художников, посвящённых зиме.

Давайте посмотрим. Слайды 2, 3, 4, 5, 6,7,8,9,10

Что изображено на этих картинах?

(зима, природа зимой, зимний пейзаж.)

Вот и тема нашего урока называется -описание природы.

Запишем число, классная работа, тему урока, эпиграф к уроку(?) слайд 11(тема и эпиграф)

1

Ребята, а как называется описание природы в живописи и в художественном произведении? (пейзаж)

Запишите определение себе в тетрадь слайд 12(определение)

Постановка целей урока

Для того, чтобы лучше научиться описывать природу, мы должны вспомнить основные признаки типа речи «описание»; познакомиться с построением текста-описания; выяснить роль имён прилагательных при описании природы.

А начнём мы с вами с Орфографической разминки . слайд 13(текст)

Перед вами текст, который вы должны списать, вставить пропущенные орфограммы. Давайте прочитаем его вслух громко и выразительно.

Музыку включить

Удивительн.. утро! Пухов.. одеялом укутана сонн.. земля. Над серебрист.. лесом синеет зимн.. небо. В голубоват... снегу причудлив.. узором переплетаются глубок.. следы рыженьк.. лисицы и доверчив.. зайчишки.

А теперь проверьте себя, исправьте ошибки, если есть. Над какой орфограммой вы работали? Сформулируйте правило. слайд 14 (текст без пропусков)

  • Озаглавьте текст.

  • Какое название подойдёт больше- «Утро» или «Удивительное утро»?Какой заголовок точнее? С помощью чего это достигается?

  • Какова его основная мысль?

  • Какое настроение создаёт у вас зимний пейзаж?

  • Найдите прилагательные в тексте, прочитайте.

  • Попробуйте прочитать текст без прилагательных. А теперь какие чувства вызывает у вас зимний пейзаж?

  • (За счёт прилагательных создаётся яркая, образная картина , которую легко себе представить.)

(автор сумел увидеть прекрасное в обыкновенном зимнем утре и передать чувство восхищения чудесным пейзажем читателям. Любой текст создается для реализации идей, замыслов автора.

А какие образные средства выразительности используются в этом тексте? Назовите их.

Все ли имена прилагательные являются эпитетами? (нет, только прилагательные в переносном значении)

Вы знаете, что существуют словари эпитетов русского языка? Слайд 15 Словарь эпитетов русского языка
Авторы:
К.С. Горбачевич,
Е.П. Хабло.
В словаре отражены эпитеты из произведений 600 писателей и поэтов. А словарь наглядно показывает , что есть такие имена существительные, которые имеют огромное количество эпитетов.

Зима: серебряная, седая, мягкая, звонкая, косматая, хрустальная, щедрая… (всего 77 эпитетов)

Вот сейчас мы поиграем в игру «Соберем снежинки»

(Учимся находить эпитеты в стихотворении и определять их роль.)

- Ребята, вы когда-нибудь ловили снежинки? Какие ощущения вы испытывали?

- Да, снежинки - настоящее чудо зимы. Хрупкие, как будто стеклянные, удивительно красивые, не похожие одна на другую, они очень быстро тают. Но так хочется сохранить эту красоту подольше, поэтому мы ловим их на рукавички и долго-долго любуемся. Вот и сейчас мы с вами будем собирать снежинки. И делать это будем очень осторожно, чтобы не разрушить красоту. На наших «снежинках» записаны строчки из стихотворений известных поэтов. Задание: прочитать строку, найти эпитет. Словосочетание записать в тетради.

«Вся комната янтарным блеском озарена» (А.С.Пушкин)

«Веселым треском трещит затопленная печь» (А.С.Пушкин)

«Весь окутан, весь окован легкой цепью пуховой» (Ф.И.Тютчев)

«Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает» (С.А.Есенин)

«Сквозь волнистые туманы пробирается луна, Сквозь печальные поляны льет печальный свет она» (А.С.Пушкин)

Слайд 16,17,18,19,20,21,22.23,24,25,26,

  • Проверка самостоятельной работы.

Читаем строчки поэта, называем эпитет. (Анимация по щелчку. По гиперссылке переходим на иллюстрации и определяем роль эпитета в строках поэта. Возвращаемся «назад», продолжаем проверку) Правильные ответы «снежинками» отмечаем в тетради.

Слайд 27

- Кто собрал больше всех снежинок?.

3-4 снежинки - ты работал удовлетворительно!

5-6 снежинок - ты работал хорошо!!

7-8 снежинок - ты работал отлично!!!

Какую роль играют эпитеты в стихотворении? (эпитеты рисуют образную, выразительную картину, а также помогают передать мысли и чувства автора.)


Физкультминутка

Слайд 28

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что скажи за месяц это?

(Январь)

А ТЕПЕРЬ МЫ С ВАМИ ПОРАБОТАЕМ В ГРУППАХ.

Проведём лингвистический эксперимент.

Работа с текстом без прил по группам-конкурс кто правильнее подберёт слова

Хорош…… лес!

Вершину ...... сосны освещает ……солнце.

В ……косынке красуется ……..береза.

….... огоньками алеют из-под ……шапочек

гроздья рябины.

В……. зимнем лесу каждое дерево ……….

Потом образец слайд сравнить свои с исходным

,сдать тексты потом ответить на вопросы по тексту, перейти к Юлиным рисункам

слайды, затем сказать, что талант художника не всем дан, не у всех получится нарисовать кистью и красками. Но можно попытаться эту же картину нарисовать словами. .Писатели тоже при описании природы следуют своим правилам. Затем дать структуру текста-описания(.слайд ,работа с построением данного текста, списать ту часть текста, в которой….

Музыку вкл пока пишут.

Выводы по уроку

Рефлексия(слайд)



© 2010-2022