Рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа реализует основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана с учетом содержания базовых документов ФГОС: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальное ядро содержания общего образования, Программа развития универсальных учебных действий, Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Данная программа соответствует содержанию Примерной программы основного общего образования по русскому языку и отражает опыт работы по авторской программе С.И.Львовой, в которой реализованы современные подходы к изучению школьного курса: коммуникативный, системно-деятельностный, компетентностный. Рабочая программа нацелена на достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Содержание программы обеспечивает целенаправленное и поэтапное формирование важнейших УУД (познавательных, коммуникативных, регулятивных), интеллектуально-коммуникативных умений, активно проявляющихся в разных видах речевой деятельности(чтение, аудирование, говорение, письмо) и формирующихся в процессе изучения всех тем курса.

Сроки реализации программы: 01.09.2015 - 25.05.2016

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Место учебного предмета «Русский язык» в Базисном учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов, в том числе в 9 классе - 105 часов. В соответствии с Образовательной программой, учебным планом школы и годовым календарным графиком рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю.

Общая характеристика программы по русскому языку

Программа русского языка для 9 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. В программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Обучение на основе системно-деятельностного похода предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Программа включает в себя несколько блоков: первый описывает лингвистические понятия, обозначающие языковые и речевые явления и особенности их функционирования; во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Программа реализует:

- идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;

- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;

- культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.

Яркой особенностью программы является её нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей, аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуется информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать тип чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т.п.

Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковом словаре, но и другие единицы языка.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению и составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются в учебнике, организующем процесс обучения и в других компонентах учебно-методического комплекса.

Цели обучения:

Курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Цели и задачи изучения русского языка в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Основной целью курса является формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций учащихся.

Задачи курса:

−способствовать освоению учащимися базовых понятий лингвистики, знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

−развивать общеучебные умения и универсальные действия: умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, формулировать цель деятельности, планировать, анализировать и при необходимости изменять её и др.;

−совершенствовать речемыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

−развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, необходимые для успешной самореализации личности;

−воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

−воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку.

Пути решения поставленных в программе задач:

Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:

  • информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»:

  • составление плана текста;

  • пересказ текста по плану;

  • пересказ текста с использованием цитат;

  • продолжение текста;

  • создание авторского текста различных типов речи (сочинения-описания, сочинения-рассуждения, рассказа);

  • написание изложения;

  • сравнение текстов;

  • коммуникативные и игровые ситуации.

  • составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

  • различные виды диктантов;

  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический);

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)

При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:

  • урок-коммуникация

  • урок- исследование

  • урок-практикум

  • урок освоения новых знаний

  • урок развития речи и т.д.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

  • Активные методы обучения

  • Игровые технологии

  • Технология коллективного взаимообучения

  • Исследовательская технология обучения

  • Технология развития критического мышления

  • Метод проектов

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии и др.

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

  • Контрольный диктант

  • Тест

  • Зачет

  • Контрольное упражнение

  • Контрольное сочинение

  • Контрольное изложение

  • Контрольный срез

  • Контрольная проверочная работа

  • Взаимоконтроль

  • Самоконтроль



  1. Учебно-тематический план

Тема, раздел

Кол-во часов

к/р

р/р


1

Русский литературный язык

2



2

Повторение изученного в 5-8 классах

6

1


3

Текстоведение

8

1

1

4

Синтаксис и пунктуация

Сложное предложение

41




Сложносочиненное предложение

5


2


Сложноподчиненное предложение с одной придаточной частью

21

2

2


Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

5


1


Бессоюзное сложное предложение

5

1



Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

5



5

Синтаксические конструкции с чужой речью

4



6

Повторение изученного

5

1



Резерв

2




Итог

68

6

6


  1. Содержание тем учебного курса


Тема курса

Употребление языковых единиц в речи, применение

полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой

деятельности

Тема 1. Русский литературный язык

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие.

Понятие о литературном языке. Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка.

Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные.

Виды лингвистических словарей (обобщение).

Культура речи как раздел лингвистики (обобщение). Основные задачи раздела. Культура речи и культура поведения человека.

Рациональные приёмы работы со словарями в поисках необходимой информации о значении, произношении, написании, морфемном строении слов, этимологии и стилистическом употреблении в речи.

Основные виды ошибок в устной и письменной речи:

  1. В содержании и построении речевого высказывания;

  2. В соблюдении речевых (лексических, стилистических), грамматических норм;

  3. В соблюдении правописных (в письменной речи) и орфоэпических и пунктуационных норм (в устной речи);

  4. В использовании невербальных средств в устном общении.

Анализ и оценка своей и чужой речи с точки зрения соблюдения в ней основных норм русского литературного языка.

Тема 2. Повторение изученного в 5 - 8 кл.

Основные единицы языка: звук (*фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение.

Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения.

Трудные случаи орфографии и пунктуации.

Вопрос о тексте как единице языка и речи.

Фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, лексический, морфологический и орфографический анализ слов.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений изученных конструкций.

Правописание морфем, а также причастий, деепричастий. Элементарный этимологический комментарий к исконно русским и заимствованным словам на основе учебного этимологического словарика.

Тема 3. Текстоведение

Текст и его признаки (обобщение). Основные требования к содержанию текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность выделения абзацeв, достоверность фактического материала и др.

Основные средства связи предложений в тексте: лексические связи предложений в тексте (лексический повтор, синонимы, антонимы и др.), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия и др.), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов и др.), комбинированные.

Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление). Коммуникативная цель рассуждения (объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чем-либо). Структура текста-рассуждения.

Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише), помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, выявления и формулирования позиции автора и изложения собственного мнения. Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю. Основные требования к публичному выступлению.

Чтение и сжатое изложение текста.

Основные этапы подготовки и написания сжатого изложения на основе прочитанного или прослушанного текста.

Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста и др.

Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста сочинения и подготовка рабочих материалов; создание текста; редактирование текста.

Текстоведческий анализ текста: тема текста, основная мысль, тип речи, строение текста, средства связи предложений и частей текста, принадлежность к функциональной разновидности языка и стилю речи, наиболее характерные языковые средства.

Определение основных средств связи предложений в тексте (лексических, морфологических, синтаксических,комбинированных).

Наблюдение за использованием анафоры в художественных текстах.

Создание устных и письменных рассуждений разных видов (доказательств, объяснений, размышлений) в рамках заданного стиля речи.

Подбор доказательств (аргументов) на основе прочитанного (прослушанного) текста или жизненных впечатлений.

Правильное и уместное использование типичных языковых средств при построении рассуждения (водных слов, союзов, речевых оборотов).

Написание рецензий на прочитанные (прослушанные) тексты.

Уместное и правильное использование разных способов цитирования в рецензии.

Создание сообщения на лингвистическую тему как разновидности публичного речевого высказывания научного стиля речи.

Подготовка материала для устного (письменного) сообщения на лингвистическую тему.

Использование в устном сообщении специальных языковых средств эмоционального воздействия на слушателей (тон, мимика, жесты; подборка интересного иллюстративного материала; стилистические фигуры речи - обращение, инверсия, анафора и т.п.), а также языковых средств, подчёркивающих логичность, связанность изложения.

Использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего) в зависимости от коммуникативной задачи.

Устное и письменное сжатое изложение прочитанного или прослушанного текста.



Работа над сочинением по плану: определение замысла сочинения, обдумывание содержания сочинения, создание текста сочинения, редактирование сочинения.


Тема 3. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

Сложное предложение как единица синтаксиса

Сложное предложение как единица синтаксиса.

Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения.

Сложносочинённое предложение

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложносочиненного предложения.

*Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения: соединительные отношения

Различение разных видов сложного предложения: бессоюзных и союзных (сочинительных и подчинительных).

Сравнительный анализ грамматических, интонационных и пунктуационных особенностей сложных бессоюзных и союзных предложений.

Моделирование сложных предложений по заданным схемам (простые случаи).

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённых предложений, составление их схем; моделирование подобных предложений по заданной схеме.

Анализ грамматико-интонационных особенностей сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.

Постановка знаков препинания в сложносочинённом предложении.

Синонимическая замена сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм построения сложносочинённых предложений.

Сложноподчинённое предложение

Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).

Средства связи частей сложноподчиненного предложения. Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.).

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины и следствия, условия, уступки). Сложные предложения с несколькими придаточными.

Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений, составление их схем; моделирование подобных предложений по заданной схеме.

Распознавание разных видов придаточных в сложноподчинённых предложениях.

Различение союзов и союзных слов в сложноподчинённых предложениях.

Синонимическая замена сложноподчинённых предложений с синонимическими союзами.

Постановка знаков препинания в предложениях с союзом как. (Приём синонимической замены как средство разграничения синтаксических конструкций, присоединяемых союзом как (как=подобно - сравнительный оборот; как=есть - сказуемое; как=будучи - обособленное приложение; как=в роли - необособленное приложение)).


Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное предложение, его грамматические особенности.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями:

1)со значением перечисления,

2) со значением причины, пояснения, дополнения,

3) со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий.


Синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений. Моделирование бессоюзных сложных предложений разных видов.

Уместное использование интонации для адекватного выражения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.

Правильная и аргументированная постановка знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.


Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: 1) сочинительная и подчинительная, 2) подчинительная и бессоюзная, 3) сочинительная и бессоюзная, 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Период как особая форма организации сложных предложений

Синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Правильная и аргументированная постановка знаков препинания в сложных предложениях с разными видами синтаксической связи.

Наблюдение за использованием в художественных текстах сложных предложений с разными видами связи, а также периода как особой формы организации сложных предложений.


Тема 4. Синтаксические конструкции с чужой речью

Основные способы передачи чужой речи

Диалог и его основные виды: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и др.

Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций . Основные требования к цитированию.

Синтаксический разбор и моделирование предложений с прямой речью.

Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Выразительное чтение предложений с прямой и косвенной речью с соблюдением соответствующих интонационных правил.

Соблюдение грамматических норм при преобразовании прямой речи в косвенную и наоборот.

Соблюдение основных требований к цитированию.

Работа с учебными словарями цитат.

  1. Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации метапредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Содержание рабочей программы направлено на достижение результатов освоения программы по русскому языку, сформулированных в «Примерных программах основного общего образования»:

Личностные результаты освоения курса русского языка:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты освоения русского языка:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

  • владение разными видами аудирования;

  • способность извлекать информацию из различных источников;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств.

Говорение и письмо:

  • умение воспроизводить прослушанный и прочитанный текст;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей;

  • способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать языковые нормы;

  • осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и повседневной практике речевого общения;

  • владение различными видами монолога и диалога

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими в процессе речевого общения , овладение национально-культурными нормами речевого поведения в ситуациях межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения курса русского языка:

  • представление об основных функциях языка, роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации т языка межнационального общения;

  • усвоение основных научных знаний о родном языке;

  • освоение базовых понятий лингвистики;

  • овладение стилистическими ресурсами лексики, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета;

  • опознание и анализ основных единиц языка;

  • проведение различных видов анализа;

  • осознание эстетической функции языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 9 классе является сформированность следующих умений:

Речевая деятельность.

Аудирование. Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию текста; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка.

Чтение. Понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; составлять конспект прочитанного текста; оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста.

Говорение. Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка (Причастие - это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?).

Письмо. Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания; писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст изложения элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования); писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки.

Текстоведение. Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, строение текста, языковые и речевые средства, характерные для данного текста).

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. Владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей; верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический анализ текста.

Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; проводить пунктуационный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

  1. Перечень учебно-методического обеспечения

Программа реализуется на базе УМК под редакцией С.И.Львовой.

Состав учебно-методического комплекса для 9 класса:

Учебник: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Мнемозина, 2012

Методические пособия:

  1. Львова С.И. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс. - М.: Мнемозина, 2012

  2. Львова С.И. Русский язык. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. - М.: Мнемозина, 2013

  3. Львова С.И. Русский язык. Тематическое планирование уроков к учебникам Львовой С.И. 5-9 классы. - М.: Мнемозина, 2013

  4. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 9 класс: Пособие для учителя / под ред. Львовой С.И. - М.: Мнемозина, 2012

  5. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 класс. Пособие для учителя. - М., Мнемозина 2008

  6. Черепанова Л.В. Новые технологии в обучении русскому языку. Языковой портфель школьника. Методическое пособие. - М, Мнемозина. 2012

  7. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5-9 классах. - М, Мнемозина. 2012

  8. Львова С.И. Русская орфография. Самоучитель. . - М, Мнемозина. 2005

  9. Ларионова Л.Г Русский язык. 9 класс. ГИА и ЕГЭ: шаг за шагом. - М, Мнемозина. 2012

  10. Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. 5-11 классы . - М, Мнемозина. 2005

  11. Львова С.И. Комплект транспарантов «Русский язык в 5-7 классах» - (Серия «Кабинет русского языка»)

  12. Львова С.И. Комплект транспарантов «Русский язык в 8-9 классах» - (Серия «Кабинет русского языка»)

Электронное приложение к учебнику "Русский язык". 9 кл. mnemozina.ru/work/1103/3268 (размещено на сайте издательства в свободном доступе)

  1. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во час.

Тип урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Д/З

Дата (план)

Дата (факт)

Предметные результаты обучения

Универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)


1 четверть

Русский литературный язык 2 ч

1

Русский литературный язык

1

Вводный

Владеть основными нормами русского литературного языка

Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

П: смысловое чтение, умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

К: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности


§1

1-5.09


2

Культура речи

1

Урок обобщающего повторения

Устный опрос

§2

1-5.09


Повторение изученного в 5-8 классах 6ч.

3

Грамматика: морфология и синтаксис

1

Урок обобщающего повторения

Знать морфологическую характеристику частей речи

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, ос осознание качества и уровня усвоения

П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия

К: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности


§3-4

7-12.09


4

Правописание: орфография и пунктуация. Написание НЕ с разными частями речи

1

Применять орфографические правила, объяснять правописание слов


§5

7-12.09


5

Правописание Н-НН в прилагательных и причастиях

1

Словарный диктант

§5

14-19.09


6

Разученный диктант с языковым и творческим заданием

1

Урок отработки умений

Разученный диктант

§5

14-19.09


7

Пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении

1

Урок обобщающего повторения

Объяснять постановку знаков препинания в простом осложненном предложении


§5

21-26.09


8

Контрольная работа №1 по итогам повторения (Языковой анализ текста в форме теста)

1

Урок развивающего контроля

Знать приёмы работы при выполнении контрольного задания

Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: умение работать индивидуально

Тест


21-26.09


Текстоведение 8 ч.

9

Текст и его признаки

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать признаки текста

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, ос осознание качества и уровня усвоения

П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия

К: владение устной и письменной, монологической контекстной и предметной речью


§6

28.09-3.10


10

Способы и средства связи предложений в тексте

1

Урок открытия нового знания

Знать способы и средства связи предложений в тексте

Словарный диктант

§6

28.09-3.10


11

Сжатое изложение текста с творческим заданием

1

Урок развития речи

Овладеть приемами сжатия текста

Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Сжатое изложение

§6

5-10.10


12

Рассуждение как тип речи

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать рассуждение и его виды

Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия

К: умение работать индивидуально и в группе

Сочинение-миниатюра

§7

5-10.10


13

Рецензия как речевой жанр

1

Комбинированный


Овладеть приемами написания рецензии

Написание рецензии

§8

12-17.10


14

Публичная речь

1

Овладеть умением создавать текст выступления


§9

12-17.10


15

Контрольная работа №2 в тестовой форме

1

Урок развивающего контроля

Знать методику работы над тестовыми заданиями

Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: умение работать индивидуально

Тест

§9

19-27.10


16

Публичное выступление. Анализ к/р

1

Урок применения ЗУН

Овладеть умением публичного выступления

Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия

К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Устное сообщение

§9

19-24.10


Синтаксис и пунктуация. Сложное предложении- 41

Сложносочиненные предложения 5 ч.

17

Понятие о сложносочиненном предложении

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Овладеть умением определять ССП

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, ос осознание качества и уровня усвоения

П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия

К: умение работать индивидуально

Устное высказывание

§10

26-31.10


18

Пунктуационное оформление сложносочиненного предложения

1

Владеть умением пункт. оформления ССП



26-31.10


2 четверть

19

Сжатое изложение художественного текста

1

Урок развития речи

Овладеть приемами сжатия текста

Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Сжатое изложение

§10

9-14.11


20

Виды сложносочиненных предложений

1

Урок открытия нового знания

Знать виды ССП

Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия

К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Устное высказывание

§11

9-14.11


21

Сжатое изложение

1

Урок развития речи

Овладеть приемами сжатия текста

Сжатое изложение


16-21.11


Сложноподчиненные предложения с одной придаточной частью 21 ч.

22

Понятие о сложноподчиненном предложении. Синтаксическая синонимия

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Углубить знания о СПП, уметь пользоваться синтаксическими синонимами

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, ос осознание качества и уровня усвоения

П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; рефлексия способов и условий действия

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Словарный диктант

§12

16-21.11


23

Средства связи частей сложноподчиненного предложения

1

Овладеть знаниями о средствах связи частей СПП

Текущий

§12

23-28.11


24

Виды сложноподчиненных предложений

1

Урок открытия нового знания

Овладеть знаниями о видах СПП


§13

23-28.11


25-26

Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным

2

Усвоить представление о видах СПП с придаточным определительным


§14

30.11-5.12


27

Сжатое изложение художественно-публицистического текста

1

Урок развития речи

Развивать умение сжато излагать текст

Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Сжатое изложение

§14

7-12.12


28

Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным

1

Урок открытия нового знания

Усвоить представление о видах СПП с придаточным изъяснительным

Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

П: умение определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации


§15

7-12.12


29

Сложноподчиненные предложения с придаточным места

1

Усвоить представление о видах СПП с придаточным места


§16

14-19.12


30

Контрольная работа №3 по итогам 1 полугодия (Диктант с языковым анализом текста)

1

Урок развивающего контроля

Знать приёмы работы при выполнении контрольного задания

Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

П: умение структурировать знания

К: умение работать индивидуально

Диктант


14-19.12


31

Анализ к/р

1


Уметь выполнять работу над ошибками

Р: определять, какие действия по решению учебной задачи привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности

П: умение структурировать знания

К: умение работать индивидуально



21-26.12


32

Сложноподчиненные предложения с придаточным времени

1

Урок открытия нового знания

Усвоить представление о видах СПП с придаточным времени

Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

П: умение определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации


§16

21-26.12


3 четверть

33

Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения

1

Урок открытия нового знания

Знать СПП с придаточным сравнения

Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия

К: владение устной и письменной, монологической контекстной и предметной речью



§16

11-16.01


34

Сложноподчиненные предложения с придаточным образа действия, меры и степени

1

Знать СПП с придаточным образа действия


§16

11-16.01


35

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

Урок развития речи

Знать структуру сочинения - рассуждения

Сочинение

§16

18-23.01


36

Сложноподчиненные предложения с придаточным цели

1

Урок открытия нового знания

Знать СПП с придаточным цели


§16

18-23.01


37

Сложноподчиненные предложения с придаточным условия

1

Знать СПП с придаточным условия


§16

25-30.01


38

Сложноподчиненные предложения с придаточным причины и следствия

1

Знать СПП с придаточным причины и следствия

Устное высказывание

§16

25-30.01


39

Сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным

1

Знать СПП с придаточным уступительным

Устное высказывание

§16

1-6.02


40

Сложноподчиненные предложения с придаточным присоединительным

1

Знать СПП с придаточным присоединительным


§17

1-6.02


41

Сложноподчиненные предложения с придаточными разных видов

1

Урок обобщения знаний

Знать особенности СПП с придаточными разных видов

Словарный диктант

§18

8-13.02


42

Контрольная работа № 4 (Зачет по теме «Сложноподчиненные предложения»)

1

Урок развивающего контроля

Знать методику работы при выполнении тематического зачета

Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: умение работать индивидуально и в группе

Тематическийзачет

§13-18 повт.

8-13.02


Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными 5 ч.

43-46

Виды подчинительной связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными

4

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Знать виды связи в предложениях с несколькими придаточными

Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

П: умение структурировать знания; смысловое чтение

К: умение работать в группе


§19

15-20.02

22-27.02


47

Сжатое изложение текста

1

Урок развития речи

Владеть умением сжато излагать текст

Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка результатов

К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации





Бессоюзное сложное предложение 5 ч.

48-49

Виды бессоюзных сложных предложений

2

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Овладеть знаниями о БСП

Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Составление конспекта

§21

7-12.03


50

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Объяснять постановку знаков препинания в БСП

Словарный диктант

§22

14-19.03


51-52

Контрольная работа № 5 (Диктант с языковым анализом текста). Анализ к/р

2

Урок развивающего контроля

Знать приёмы работы при выполнении контрольного задания

Диктант


14-19.03


4четверть

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи 5 ч.

53-54

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Строить пунктуационные схемы о предложений с разными видами связи

Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

П: умение структурировать знания

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации


Анализ текста

§23

1-9.04


55

Понятие о периоде

1

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Овладеть знаниями о периоде


§23

11-16.04


56

Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать основные синтаксические нормы

Тест

§24

11-16.04


57

Подготовка к экзамену

1

Урок обобщения

Владеть методикой написания изложения



18-23.04


Синтаксические конструкции с чужой речью 4 ч.

58

Способы передачи чужой речи

1

Урок усвоения навыков и умений

Знать основные способы передачи чужой речи

Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

П: умение структурировать знания, смысловое чтение

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации


§25

18-23.04


59

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

Знать правила оформления конструкций с прямой речью


§26

24-30.04


60

Цитаты и способы цитирования

1

Урок открытия нового знания

Знать правила пунктуационного оформления цитат


§ 27

24-30.04


61

Подготовка к экзамену

1


Овладеть умением сжато излагать текст

Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации



3-7.05


Повторение изученного 5 ч.

62

Орфография как система правил

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Аргументировать тезис о системном характере русской орфографии, объяснять орфограммы в слове

Р: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей

К: умение работать индивидуально и в группе

Словарный диктант

§ 31

3-7.05


63

Орфографический и пунктуационный анализ текста

1

Урок усвоения навыков и умений

Анализ текста


10-15.05


64

Контрольная работа №6 по итогам года

1

Урок развивающего контроля

Знать приёмы работы при выполнении контрольного задания

Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: умение работать индивидуально

Итоговый


10-15.05


65

Анализ к/р

1

Урок повторения

Знать методику выполнения работы над ошибками

Р: определять, какие действия по решению учебной задачи привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности

П: умение структурировать знания

К: умение работать индивидуально



16-23.05


66

Правописание: орфография и пунктуация

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

Р: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

П: умение структурировать знания

К: умение работать индивидуально и в группе




16-23.05


67-68

Резерв

2




























14


© 2010-2022