- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лукьянчикова Л.В. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа реализует основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана с учетом содержания базовых документов ФГОС: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальное ядро содержания общего образования, Программа развития универсальных учебных действий, Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Данная программа соответствует содержанию Примерной программы основного общего образования по русскому языку и отражает опыт работы по авторской программе С.И.Львовой, в которой реализованы современные подходы к изучению школьного курса: коммуникативный, системно-деятельностный, компетентностный. Рабочая программа нацелена на достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Содержание программы обеспечивает целенаправленное и поэтапное формирование важнейших УУД (познавательных, коммуникативных, регулятивных), интеллектуально-коммуникативных умений, активно проявляющихся в разных видах речевой деятельности(чтение, аудирование, говорение, письмо) и формирующихся в процессе изучения всех тем курса.
Сроки реализации программы: 01.09.2015 - 25.05.2016
Общая характеристика учебного предмета
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Место учебного предмета «Русский язык» в Базисном учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов, в том числе в 9 классе - 105 часов. В соответствии с Образовательной программой, учебным планом школы и годовым календарным графиком рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю.
Общая характеристика программы по русскому языку
Программа русского языка для 9 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. В программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Обучение на основе системно-деятельностного похода предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Программа включает в себя несколько блоков: первый описывает лингвистические понятия, обозначающие языковые и речевые явления и особенности их функционирования; во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Программа реализует:
- идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;
- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;
- культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.
Яркой особенностью программы является её нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей, аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуется информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать тип чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т.п.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковом словаре, но и другие единицы языка.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению и составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
Основные идеи программы и ее содержание реализуются в учебнике, организующем процесс обучения и в других компонентах учебно-методического комплекса.
Цели обучения:
Курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Цели и задачи изучения русского языка в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
Основной целью курса является формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций учащихся.
Задачи курса:
−способствовать освоению учащимися базовых понятий лингвистики, знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
−развивать общеучебные умения и универсальные действия: умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, формулировать цель деятельности, планировать, анализировать и при необходимости изменять её и др.;
−совершенствовать речемыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
−развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, необходимые для успешной самореализации личности;
−воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
−воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку.
Пути решения поставленных в программе задач:
Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:
-
информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»:
-
составление плана текста;
-
пересказ текста по плану;
-
пересказ текста с использованием цитат;
-
продолжение текста;
-
создание авторского текста различных типов речи (сочинения-описания, сочинения-рассуждения, рассказа);
-
написание изложения;
-
сравнение текстов;
-
коммуникативные и игровые ситуации.
-
составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-
различные виды диктантов;
-
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический);
-
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;
-
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
-
урок-коммуникация
-
урок- исследование
-
урок-практикум
-
урок освоения новых знаний
-
урок развития речи и т.д.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
-
Активные методы обучения
-
Игровые технологии
-
Технология коллективного взаимообучения
-
Исследовательская технология обучения
-
Технология развития критического мышления
-
Метод проектов
-
Технологии уровневой дифференциации
-
Информационно-коммуникационные технологии
-
Здоровьесберегающие технологии и др.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
-
Контрольный диктант
-
Тест
-
Зачет
-
Контрольное упражнение
-
Контрольное сочинение
-
Контрольное изложение
-
Контрольный срез
-
Контрольная проверочная работа
-
Взаимоконтроль
-
Самоконтроль
-
Учебно-тематический план
№
Тема, раздел
Кол-во часов
к/р
р/р
1
Русский литературный язык
2
2
Повторение изученного в 5-8 классах
6
1
3
Текстоведение
8
1
1
4
Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение
41
Сложносочиненное предложение
5
2
Сложноподчиненное предложение с одной придаточной частью
21
2
2
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
5
1
Бессоюзное сложное предложение
5
1
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи
5
5
Синтаксические конструкции с чужой речью
4
6
Повторение изученного
5
1
Резерв
2
Итог
68
6
6
-
Содержание тем учебного курса
Тема курса
Употребление языковых единиц в речи, применение
полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой
деятельности
Тема 1. Русский литературный язык
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие.
Понятие о литературном языке. Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка.
Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные.
Виды лингвистических словарей (обобщение).
Культура речи как раздел лингвистики (обобщение). Основные задачи раздела. Культура речи и культура поведения человека.
Рациональные приёмы работы со словарями в поисках необходимой информации о значении, произношении, написании, морфемном строении слов, этимологии и стилистическом употреблении в речи.
Основные виды ошибок в устной и письменной речи:
-
В содержании и построении речевого высказывания;
-
В соблюдении речевых (лексических, стилистических), грамматических норм;
-
В соблюдении правописных (в письменной речи) и орфоэпических и пунктуационных норм (в устной речи);
-
В использовании невербальных средств в устном общении.
Анализ и оценка своей и чужой речи с точки зрения соблюдения в ней основных норм русского литературного языка.
Тема 2. Повторение изученного в 5 - 8 кл.
Основные единицы языка: звук (*фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение.
Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Вопрос о тексте как единице языка и речи.
Фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, лексический, морфологический и орфографический анализ слов.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений изученных конструкций.
Правописание морфем, а также причастий, деепричастий. Элементарный этимологический комментарий к исконно русским и заимствованным словам на основе учебного этимологического словарика.
Тема 3. Текстоведение
Текст и его признаки (обобщение). Основные требования к содержанию текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность выделения абзацeв, достоверность фактического материала и др.
Основные средства связи предложений в тексте: лексические связи предложений в тексте (лексический повтор, синонимы, антонимы и др.), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия и др.), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов и др.), комбинированные.
Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление). Коммуникативная цель рассуждения (объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чем-либо). Структура текста-рассуждения.
Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише), помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, выявления и формулирования позиции автора и изложения собственного мнения. Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю. Основные требования к публичному выступлению.
Чтение и сжатое изложение текста.
Основные этапы подготовки и написания сжатого изложения на основе прочитанного или прослушанного текста.
Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста и др.
Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста сочинения и подготовка рабочих материалов; создание текста; редактирование текста.
Текстоведческий анализ текста: тема текста, основная мысль, тип речи, строение текста, средства связи предложений и частей текста, принадлежность к функциональной разновидности языка и стилю речи, наиболее характерные языковые средства.
Определение основных средств связи предложений в тексте (лексических, морфологических, синтаксических,комбинированных).
Наблюдение за использованием анафоры в художественных текстах.
Создание устных и письменных рассуждений разных видов (доказательств, объяснений, размышлений) в рамках заданного стиля речи.
Подбор доказательств (аргументов) на основе прочитанного (прослушанного) текста или жизненных впечатлений.
Правильное и уместное использование типичных языковых средств при построении рассуждения (водных слов, союзов, речевых оборотов).
Написание рецензий на прочитанные (прослушанные) тексты.
Уместное и правильное использование разных способов цитирования в рецензии.
Создание сообщения на лингвистическую тему как разновидности публичного речевого высказывания научного стиля речи.
Подготовка материала для устного (письменного) сообщения на лингвистическую тему.
Использование в устном сообщении специальных языковых средств эмоционального воздействия на слушателей (тон, мимика, жесты; подборка интересного иллюстративного материала; стилистические фигуры речи - обращение, инверсия, анафора и т.п.), а также языковых средств, подчёркивающих логичность, связанность изложения.
Использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего) в зависимости от коммуникативной задачи.
Устное и письменное сжатое изложение прочитанного или прослушанного текста.
Работа над сочинением по плану: определение замысла сочинения, обдумывание содержания сочинения, создание текста сочинения, редактирование сочинения.
Тема 3. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение
Сложное предложение как единица синтаксиса
Сложное предложение как единица синтаксиса.
Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения.
Сложносочинённое предложение
Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.
Строение сложносочиненного предложения.
*Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения: соединительные отношения
Различение разных видов сложного предложения: бессоюзных и союзных (сочинительных и подчинительных).
Сравнительный анализ грамматических, интонационных и пунктуационных особенностей сложных бессоюзных и союзных предложений.
Моделирование сложных предложений по заданным схемам (простые случаи).
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённых предложений, составление их схем; моделирование подобных предложений по заданной схеме.
Анализ грамматико-интонационных особенностей сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.
Постановка знаков препинания в сложносочинённом предложении.
Синонимическая замена сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
Исправление ошибок, вызванных нарушением синтаксических норм построения сложносочинённых предложений.
Сложноподчинённое предложение
Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки.
Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).
Средства связи частей сложноподчиненного предложения. Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.).
Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины и следствия, условия, уступки). Сложные предложения с несколькими придаточными.
Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными
Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений, составление их схем; моделирование подобных предложений по заданной схеме.
Распознавание разных видов придаточных в сложноподчинённых предложениях.
Различение союзов и союзных слов в сложноподчинённых предложениях.
Синонимическая замена сложноподчинённых предложений с синонимическими союзами.
Постановка знаков препинания в предложениях с союзом как. (Приём синонимической замены как средство разграничения синтаксических конструкций, присоединяемых союзом как (как=подобно - сравнительный оборот; как=есть - сказуемое; как=будучи - обособленное приложение; как=в роли - необособленное приложение)).
Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное предложение, его грамматические особенности.
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями:
1)со значением перечисления,
2) со значением причины, пояснения, дополнения,
3) со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий.
Синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений. Моделирование бессоюзных сложных предложений разных видов.
Уместное использование интонации для адекватного выражения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.
Правильная и аргументированная постановка знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи
Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: 1) сочинительная и подчинительная, 2) подчинительная и бессоюзная, 3) сочинительная и бессоюзная, 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.
Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Период как особая форма организации сложных предложений
Синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Правильная и аргументированная постановка знаков препинания в сложных предложениях с разными видами синтаксической связи.
Наблюдение за использованием в художественных текстах сложных предложений с разными видами связи, а также периода как особой формы организации сложных предложений.
Тема 4. Синтаксические конструкции с чужой речью
Основные способы передачи чужой речи
Диалог и его основные виды: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и др.
Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций . Основные требования к цитированию.
Синтаксический разбор и моделирование предложений с прямой речью.
Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Выразительное чтение предложений с прямой и косвенной речью с соблюдением соответствующих интонационных правил.
Соблюдение грамматических норм при преобразовании прямой речи в косвенную и наоборот.
Соблюдение основных требований к цитированию.
Работа с учебными словарями цитат.
-
Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации метапредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Содержание рабочей программы направлено на достижение результатов освоения программы по русскому языку, сформулированных в «Примерных программах основного общего образования»:
Личностные результаты освоения курса русского языка:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты освоения русского языка:
-
владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
-
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-
владение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
-
владение разными видами аудирования;
-
способность извлекать информацию из различных источников;
-
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств.
Говорение и письмо:
-
умение воспроизводить прослушанный и прочитанный текст;
-
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей;
-
способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать языковые нормы;
-
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и повседневной практике речевого общения;
-
владение различными видами монолога и диалога
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими в процессе речевого общения , овладение национально-культурными нормами речевого поведения в ситуациях межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения курса русского языка:
-
представление об основных функциях языка, роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации т языка межнационального общения;
-
усвоение основных научных знаний о родном языке;
-
освоение базовых понятий лингвистики;
-
овладение стилистическими ресурсами лексики, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета;
-
опознание и анализ основных единиц языка;
-
проведение различных видов анализа;
-
осознание эстетической функции языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 9 классе является сформированность следующих умений:
Речевая деятельность.
Аудирование. Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию текста; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка.
Чтение. Понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; составлять конспект прочитанного текста; оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста.
Говорение. Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка (Причастие - это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?).
Письмо. Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания; писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст изложения элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования); писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки.
Текстоведение. Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, строение текста, языковые и речевые средства, характерные для данного текста).
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей; верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический анализ текста.
Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; проводить пунктуационный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
-
Перечень учебно-методического обеспечения
Программа реализуется на базе УМК под редакцией С.И.Львовой.
Состав учебно-методического комплекса для 9 класса:
Учебник: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Мнемозина, 2012
Методические пособия:
-
Львова С.И. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс. - М.: Мнемозина, 2012
-
Львова С.И. Русский язык. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. - М.: Мнемозина, 2013
-
Львова С.И. Русский язык. Тематическое планирование уроков к учебникам Львовой С.И. 5-9 классы. - М.: Мнемозина, 2013
-
Васильевых И.П. Уроки русского языка. 9 класс: Пособие для учителя / под ред. Львовой С.И. - М.: Мнемозина, 2012
-
Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 класс. Пособие для учителя. - М., Мнемозина 2008
-
Черепанова Л.В. Новые технологии в обучении русскому языку. Языковой портфель школьника. Методическое пособие. - М, Мнемозина. 2012
-
Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5-9 классах. - М, Мнемозина. 2012
-
Львова С.И. Русская орфография. Самоучитель. . - М, Мнемозина. 2005
-
Ларионова Л.Г Русский язык. 9 класс. ГИА и ЕГЭ: шаг за шагом. - М, Мнемозина. 2012
-
Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. 5-11 классы . - М, Мнемозина. 2005
-
Львова С.И. Комплект транспарантов «Русский язык в 5-7 классах» - (Серия «Кабинет русского языка»)
-
Львова С.И. Комплект транспарантов «Русский язык в 8-9 классах» - (Серия «Кабинет русского языка»)
Электронное приложение к учебнику "Русский язык". 9 кл. mnemozina.ru/work/1103/3268 (размещено на сайте издательства в свободном доступе)
-
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Изучаемый раздел, тема учебного материала
Кол-во час.
Тип урока
Планируемые результаты обучения
Виды и формы контроля
Д/З
Дата (план)
Дата (факт)
Предметные результаты обучения
Универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
1 четверть
Русский литературный язык 2 ч
1
Русский литературный язык
1
Вводный
Владеть основными нормами русского литературного языка
Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
П: смысловое чтение, умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)
К: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности
§1
1-5.09
2
Культура речи
1
Урок обобщающего повторения
Устный опрос
§2
1-5.09
Повторение изученного в 5-8 классах 6ч.
3
Грамматика: морфология и синтаксис
1
Урок обобщающего повторения
Знать морфологическую характеристику частей речи
Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, ос осознание качества и уровня усвоения
П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия
К: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности
§3-4
7-12.09
4
Правописание: орфография и пунктуация. Написание НЕ с разными частями речи
1
Применять орфографические правила, объяснять правописание слов
§5
7-12.09
5
Правописание Н-НН в прилагательных и причастиях
1
Словарный диктант
§5
14-19.09
6
Разученный диктант с языковым и творческим заданием
1
Урок отработки умений
Разученный диктант
§5
14-19.09
7
Пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении
1
Урок обобщающего повторения
Объяснять постановку знаков препинания в простом осложненном предложении
§5
21-26.09
8
Контрольная работа №1 по итогам повторения (Языковой анализ текста в форме теста)
1
Урок развивающего контроля
Знать приёмы работы при выполнении контрольного задания
Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К: умение работать индивидуально
Тест
21-26.09
Текстоведение 8 ч.
9
Текст и его признаки
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Знать признаки текста
Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, ос осознание качества и уровня усвоения
П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия
К: владение устной и письменной, монологической контекстной и предметной речью
§6
28.09-3.10
10
Способы и средства связи предложений в тексте
1
Урок открытия нового знания
Знать способы и средства связи предложений в тексте
Словарный диктант
§6
28.09-3.10
11
Сжатое изложение текста с творческим заданием
1
Урок развития речи
Овладеть приемами сжатия текста
Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
Сжатое изложение
§6
5-10.10
12
Рассуждение как тип речи
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Знать рассуждение и его виды
Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция
П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия
К: умение работать индивидуально и в группе
Сочинение-миниатюра
§7
5-10.10
13
Рецензия как речевой жанр
1
Комбинированный
Овладеть приемами написания рецензии
Написание рецензии
§8
12-17.10
14
Публичная речь
1
Овладеть умением создавать текст выступления
§9
12-17.10
15
Контрольная работа №2 в тестовой форме
1
Урок развивающего контроля
Знать методику работы над тестовыми заданиями
Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К: умение работать индивидуально
Тест
§9
19-27.10
16
Публичное выступление. Анализ к/р
1
Урок применения ЗУН
Овладеть умением публичного выступления
Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия
К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
Устное сообщение
§9
19-24.10
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложении- 41
Сложносочиненные предложения 5 ч.
17
Понятие о сложносочиненном предложении
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Овладеть умением определять ССП
Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, ос осознание качества и уровня усвоения
П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия
К: умение работать индивидуально
Устное высказывание
§10
26-31.10
18
Пунктуационное оформление сложносочиненного предложения
1
Владеть умением пункт. оформления ССП
26-31.10
2 четверть
19
Сжатое изложение художественного текста
1
Урок развития речи
Овладеть приемами сжатия текста
Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
Сжатое изложение
§10
9-14.11
20
Виды сложносочиненных предложений
1
Урок открытия нового знания
Знать виды ССП
Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция
П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия
К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
Устное высказывание
§11
9-14.11
21
Сжатое изложение
1
Урок развития речи
Овладеть приемами сжатия текста
Сжатое изложение
16-21.11
Сложноподчиненные предложения с одной придаточной частью 21 ч.
22
Понятие о сложноподчиненном предложении. Синтаксическая синонимия
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Углубить знания о СПП, уметь пользоваться синтаксическими синонимами
Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, ос осознание качества и уровня усвоения
П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; рефлексия способов и условий действия
К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Словарный диктант
§12
16-21.11
23
Средства связи частей сложноподчиненного предложения
1
Овладеть знаниями о средствах связи частей СПП
Текущий
§12
23-28.11
24
Виды сложноподчиненных предложений
1
Урок открытия нового знания
Овладеть знаниями о видах СПП
§13
23-28.11
25-26
Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным
2
Усвоить представление о видах СПП с придаточным определительным
§14
30.11-5.12
27
Сжатое изложение художественно-публицистического текста
1
Урок развития речи
Развивать умение сжато излагать текст
Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
Сжатое изложение
§14
7-12.12
28
Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным
1
Урок открытия нового знания
Усвоить представление о видах СПП с придаточным изъяснительным
Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция
П: умение определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
§15
7-12.12
29
Сложноподчиненные предложения с придаточным места
1
Усвоить представление о видах СПП с придаточным места
§16
14-19.12
30
Контрольная работа №3 по итогам 1 полугодия (Диктант с языковым анализом текста)
1
Урок развивающего контроля
Знать приёмы работы при выполнении контрольного задания
Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
П: умение структурировать знания
К: умение работать индивидуально
Диктант
14-19.12
31
Анализ к/р
1
Уметь выполнять работу над ошибками
Р: определять, какие действия по решению учебной задачи привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности
П: умение структурировать знания
К: умение работать индивидуально
21-26.12
32
Сложноподчиненные предложения с придаточным времени
1
Урок открытия нового знания
Усвоить представление о видах СПП с придаточным времени
Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция
П: умение определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
§16
21-26.12
3 четверть
33
Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения
1
Урок открытия нового знания
Знать СПП с придаточным сравнения
Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция
П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия
К: владение устной и письменной, монологической контекстной и предметной речью
§16
11-16.01
34
Сложноподчиненные предложения с придаточным образа действия, меры и степени
1
Знать СПП с придаточным образа действия
§16
11-16.01
35
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
Урок развития речи
Знать структуру сочинения - рассуждения
Сочинение
§16
18-23.01
36
Сложноподчиненные предложения с придаточным цели
1
Урок открытия нового знания
Знать СПП с придаточным цели
§16
18-23.01
37
Сложноподчиненные предложения с придаточным условия
1
Знать СПП с придаточным условия
§16
25-30.01
38
Сложноподчиненные предложения с придаточным причины и следствия
1
Знать СПП с придаточным причины и следствия
Устное высказывание
§16
25-30.01
39
Сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным
1
Знать СПП с придаточным уступительным
Устное высказывание
§16
1-6.02
40
Сложноподчиненные предложения с придаточным присоединительным
1
Знать СПП с придаточным присоединительным
§17
1-6.02
41
Сложноподчиненные предложения с придаточными разных видов
1
Урок обобщения знаний
Знать особенности СПП с придаточными разных видов
Словарный диктант
§18
8-13.02
42
Контрольная работа № 4 (Зачет по теме «Сложноподчиненные предложения»)
1
Урок развивающего контроля
Знать методику работы при выполнении тематического зачета
Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К: умение работать индивидуально и в группе
Тематическийзачет
§13-18 повт.
8-13.02
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными 5 ч.
43-46
Виды подчинительной связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными
4
Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Знать виды связи в предложениях с несколькими придаточными
Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция
П: умение структурировать знания; смысловое чтение
К: умение работать в группе
§19
15-20.02
22-27.02
47
Сжатое изложение текста
1
Урок развития речи
Владеть умением сжато излагать текст
Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка результатов
К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
Бессоюзное сложное предложение 5 ч.
48-49
Виды бессоюзных сложных предложений
2
Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Овладеть знаниями о БСП
Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция
П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение
К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Составление конспекта
§21
7-12.03
50
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Объяснять постановку знаков препинания в БСП
Словарный диктант
§22
14-19.03
51-52
Контрольная работа № 5 (Диктант с языковым анализом текста). Анализ к/р
2
Урок развивающего контроля
Знать приёмы работы при выполнении контрольного задания
Диктант
14-19.03
4четверть
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи 5 ч.
53-54
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи
2
Урок обобщения и систематизации знаний
Строить пунктуационные схемы о предложений с разными видами связи
Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция
П: умение структурировать знания
К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Анализ текста
§23
1-9.04
55
Понятие о периоде
1
Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Овладеть знаниями о периоде
§23
11-16.04
56
Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Знать основные синтаксические нормы
Тест
§24
11-16.04
57
Подготовка к экзамену
1
Урок обобщения
Владеть методикой написания изложения
18-23.04
Синтаксические конструкции с чужой речью 4 ч.
58
Способы передачи чужой речи
1
Урок усвоения навыков и умений
Знать основные способы передачи чужой речи
Р: целеполагание , осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция
П: умение структурировать знания, смысловое чтение
К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
§25
18-23.04
59
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
1
Знать правила оформления конструкций с прямой речью
§26
24-30.04
60
Цитаты и способы цитирования
1
Урок открытия нового знания
Знать правила пунктуационного оформления цитат
§ 27
24-30.04
61
Подготовка к экзамену
1
Овладеть умением сжато излагать текст
Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия
К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
3-7.05
Повторение изученного 5 ч.
62
Орфография как система правил
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Аргументировать тезис о системном характере русской орфографии, объяснять орфограммы в слове
Р: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция
П: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей
К: умение работать индивидуально и в группе
Словарный диктант
§ 31
3-7.05
63
Орфографический и пунктуационный анализ текста
1
Урок усвоения навыков и умений
Анализ текста
10-15.05
64
Контрольная работа №6 по итогам года
1
Урок развивающего контроля
Знать приёмы работы при выполнении контрольного задания
Р: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К: умение работать индивидуально
Итоговый
10-15.05
65
Анализ к/р
1
Урок повторения
Знать методику выполнения работы над ошибками
Р: определять, какие действия по решению учебной задачи привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности
П: умение структурировать знания
К: умение работать индивидуально
16-23.05
66
Правописание: орфография и пунктуация
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы
Р: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция
П: умение структурировать знания
К: умение работать индивидуально и в группе
16-23.05
67-68
Резерв
2
14