Литературно-правовой турнир Мой Казахстан

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор разработки: Дудниченко Светлана Викторовна

учитель русского языка и литературы

Мамлютской школы-гимназии №1

города Мамлютки

Мамлютского района

Северо-Казахстанской области

Домашний телефон: 8 (715-41)2-22-08

Подпись автора:

Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»

Цель турнира: Формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа, активизация познавательного интереса к знанию государственного языка.

Задачи:

  • воспитывать любовь, уважение и интерес к культуре, историческому прошлому и наследию казахского народа;

  • обогатить внутренний мир учащихся через овладение и понимание казахского и русского языков, развивать общий кругозор;

  • пополнить багаж знаний, полученных на уроке, закрепить и активизировать полученные знания во внеклассном мероприятии.

Ход турнира.

Ведущий: Моя Республика Казахстан!

Она велика: от Алтая до Каспия,

Она широка, как народа душа.

Она же - Европа, она же и Азия,

И волны Урала, и плеск Иртыша.

Родная земля - молодая и древняя,

Пою о тебе и тобою живу.

Ведущая: Мой Казахстан любимый,

Где я родился, где я учусь

Ты - небо! Ты - земля! Ты - солнце!

Ты - звезда! Ты - Родина - мать моя!

Твоя природа - это горы, реки,

Степи, леса, и моря,

Мой Казахстан люблю тебя!

Ведущий: Сегодня у нас появилась еще одна возможность поговорить о своей прекрасной родине, о Казахстане, а вы можете показать свои знания о нашей Независимой Республике. В турнире принимают участие три команды. И сейчас мы попросим команды представить друг друга.

Представление команд:

«Парасат». Девиз команды: «Тебя, родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу!»

«Отан». Девиз команды: «На всех одна, для всех едина, и все ж у каждого одна»

«Достық» Девиз команды: «Сто наций, сто народов, сто племен,

Всем Вам рахмет и низкий Вам поклон!

Пусть дружба, о которой пел Абай,

Как солнце, освещает мирный край!»

Представление членов жюри.

Ход турнира.

Первый конкурс «Лучший переводчик»

Ведущий: У Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов - как звезды на небе. Я хотел бы, чтобы звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. То есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого будет своя звезда».

Ведущая: Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, его память, сокровище. Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.

Задание: За три минуты каждая команда должна перевести текст с казахского языка на русский. Слова из словаря предлагаются только в том случае, если у детей они вызовут затруднения при переводе. При выполнении задания учитывается точность перевода, скорость и литературный перевод.

Текст для первой команды:

Қазақстан жері.

Қазақстан жер көлемі 2756000 шаршы километр. Оның 40 % - өзен , көл, теңіз. Жерінің 50 % шөл және шөлейт аймақтар алып жатыр. Ал 10% таулы жер. Қазақстан жері өте бай.

Словарь:

Көлем- обьем

Шаршы- квадрат

Шөл- пустыня

Аймақтар- территория

Текст для второй команды:

Қазақстан Республикасы.

Қазақстан Республикасы-егеменді ел. Республика Президентінің Жарлығымен қазанның 25-сі Республика күні деп аталды және бұл күн демалыс күн болып жарияланды. Қазақстан Республикасы Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығының құрамына енді.

Словарь:.

Егеменді- суверенный

Жарлық- указ

Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы - Содружество Независимых Государств

Құрамы- состав

Текст для третьей команды:

Қазақстан Республикасы

Қазақстан Республикасы - тәуелсіз ел. Мұнда көптеген ұлттар өкілдері тұрады. Олар: қазақ, орыс, татар, өзбек және т.б. Қазақстан жері пайдалы қазбаларға өте бай.

«Жері байдың- елі бай, »- дейді халық.

Қазақстан табиғаты әдемі.

Словарь:

өкілдері- представители

пайдалы қазбалар- полезные ископаемые.

Второй конкурс «Духовное наследие народа»

Каждая команда должна как можно больше назвать пословиц на заданные темы на русском и казахском языках. За каждую пословицу команда получает по два балла.

Тема: «Труд»

«Ер дәулеті - еңбек» («Богатство жигита - труд»).

«Жал қаулық аздырады, еңбек оздырады» («Труд прославляет, лень с пути сбивает»).

«Қолы қимылдағанның аузы қимылдар» («Руки поработают - зубам будет работа»).

Тема: «Народ», «Родина»

«Отан елдің анас, ел-ердің анасы» («Родина - мать народу, народ - мать жигиту»).

«Кісі елінде сүлтан болғанша, өз еліңде үлтан бол»( «Чем быть на чужбине султаном, лучше быть на Родине подметкой»).

«Жалғыз журіп жол тапқанша, көппен бірге адас» («Лучше блуждать вместе с народом, чем находить дорогу одному»).

Тема: «Дружба», «Учение»

«Дос сыртыңнан мақтар, дұшпан қөзіңе мақтар» («Друг хвалит за глаза, недруг в глаза»).

«Оқу білім бұлағы, білім өнер шырағы» ( «Учение - знания родник, знания - жизни светильник»).

«Білімде өлсе, қоғазда аты қалар, ұста өлсе, істенген заты қалар» («Имя матери останется в его творениях, имя ученого останется в его книгах»).

Третий конкурс «Я гражданин»

За каждый правильный ответ команда получает 1балл. Если команда затрудняется ответить, то возможность есть заработать дополнительный балл у другой команды, знающей ответ.

Вопросы первой команде:

  1. Назовите основной закон государства? (Конституция).

  2. Дайте юридическое определение способности иметь права и выполнять обязанности. (Правоспособность).

  3. В чем отличие права от морали? (Право - правила поведения людей, охраняемых государством, мораль - система норм поведения, охраняемая силой общественного мнения).

  4. Назовите наименование двух Палат Парламента. (Мажалис - нижняя Палата, Сенат - верхняя Палата).

Вопросы второй команде:

  1. Конституция Республики Казахстан начинается словами… («Мы, народ Казахстана…»).

  2. Название учреждения, которое от имени государства осуществляет высший надзор за единообразным применением законов. (Прокуратура).

  3. Виды собственности в Казахстане? (Государственная и частная).

  4. Как называется совокупность правил, которые установлены и санкционированы государством? ( Право).

Вопросы третьей команде:

  1. Дайте юридическое определение способности приобретать права и выполнять обязанности в ходе деятельности. (Дееспособность).

  2. Отрасль права, которая регулирует отношение в сфере управления? (Административное право).

  3. Состав Парламента Республики Казахстан? (Мажалис и Сенат).

  4. Как называется один из самых древних вокальных жанров - символ государственного единства? (Гимн).

Ведущий: Я люблю Казахстан за прекрасные степи,

За высокие горы и шумные реки,

За орла, что парит в высоте надо мной

И за солнце люблю, и за неба покой.

За богатство народа люблю,

За его доброту, чистоту,

За единство и дружбу людей,

За их честность и мудрость идей.

Ведущая: Кто же, как не поэты и писатели, так вдохновенно, с любовью могут рассказать о своей родной земле. Поэтические звезды Казахстана, которые не только прославили своими произведениями родную землю, но и своей деятельностью улучшили жизнь казахского народа. (Каждой команде предоставляется сначала визитная карточка, по которой нужно определить имя и фамилию писателя - 1 балл, затем по словесному портрету определить имя автора, произведение, героя произведения - 2 балла).

Третий конкурс: «Литературный»

Задание для первой команды.

Визитная карточка.

Родился в первой половине девятнадцатого века в урочище Кушмурун близ Кокшетау. Потомок ханского рода. Учился в Омском кадетском корпусе. Состоял на государственной службе. Совершил многочисленные экспедиции по Казахстану, Киргизии, в Китай. Крупный ученый, географ, этнограф, фольклорист. (Шокан Уалиханов 1835-1865).

Словесный портрет.

…. был сыном бая, а … - сыном бедняка. Оба были ровесниками. Однажды аул снялся с кочевья, а про детей забыли… начал громко плакать, а … постоял в раздумье и сказал:

- Оттого что ты плачешь, ничего не получится. Лучше будем искать откочевавший аул.

- Где мы найдем наш аул, мы же не видели, в какую сторону он откочевал? - ответил …. (Ибрай Алтынсарин «Сын бая и сын бедняка», Асан - сын бая, а Усен - сын бедняка).

Задание для второй команды.

Визитная карточка. Педагог-просветитель. Родился в Кустанайской области.

Создал в Казахстане сеть народных школ, научно разработал, написал учебные и методические пособия. В «Киргизской хрестоматии» использовал новый алфавит. Сочиненные им стихи и рассказы положили начало развитию детской казахской литературы.(Ибрай Алтынсарин 1841-1889).

Словесный портрет.

Я просто-таки обалдел от неожиданности. Почему он решил, что я должен быть парикмахером, я не понял ни тогда, ни после.

-Иди, получишь путевку.

Я молча вышел. Во мне все кипело от злости. Ведь море казалось мне по колено. Я мог управлять чем угодно, мог командовать армией… и вдруг - в парикмахеры!

Меня бесплатно подстригли и выдали белый халат.

-Вытряхните, пожалуйста, простынь, потом подметите,- был первый приказ, данный мне старшим мастером в характерном, слишком вежливом и слегка оскорбительном тоне. (Габит Мусрепов «Солдат из Казахстана»).

Задание для третьей команды.

Визитная карточка.

Автор произведений незаурядной художественной ценности. Родился в степях возле города Кустаная. Учился в Оренбурге в Омском сельскохозяйственном институте. Редактор республиканских газет и журналов, много лет возглавлял Союз писателей Казахстана. Заметное место в творчестве занимает цикл рассказов о матери, драматические произведения «Кыз-Жибек», «Амангельды», «Козы-Корпещ и Баян-Сулу». В годы Великой Отечественной войны написал роман «Солдат из Казахстана» - учебник жизни. (Габит Мусрепов1902-1985).

Словесный портрет.

По свидетельству китайской истории, народ гао-гюй, иначе называемый телэ или чилэ, происходит от волка и от прелестной хуннской царевны. Один из хуннских шаньоев (царей) имел двух дочерей такой необыкновенной красоты, что не хотел выдать замуж за обыкновенных смертных и, построив высокую башню, оставил в необитаемой пустыне, сказав: «Умолю небо принять их!» Младшая царевна, соскучившись одиночеством, обратила свое внимание на старого волка, который в продолжение целого года день и ночь ходил около замка и, наконец, даже устроил у подножья башни свое логовище, несмотря на убеждение сестры, она вышла замуж.Тюгю почитали своей родительницей волчицу, а туфаны - собаку.(Шокан Уалиханов «очерки Джунгарии»).

Ведущий: Родина моя,

Что будет и что было,-

Все я пополам

С тобою разделю

Вовсе не затем,

Чтоб ты меня любила,

Просто потому,

Что я тебя люблю.

Ведущая: Я прошлым Родины горжусь,

Истоки языков познать стремлюсь.

Хочу, чтоб в будущем мой Казахстан

Стал сильным и великим среди стран.

Четвертый конкурс «Традиции и обычаи Казахстана»

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за дополнения жюри имеет право добавить дополнительные очки.

  1. Какой любимый напиток казахов? (чай, кумыс).

  2. Что подают к чаю? (Варенье, сливочное масло, сливки, сухофрукты, свежие фрукты, орехи, печенье, сладости).

  3. Какое главное национальное блюдо, которое готовят на любой праздник? Из чего его готовят? (Бесбармақ тонкое тесто, мясо - конина, баранина).

  4. Назовите горячие блюда? (Қуырдақ, самса, палау (плов по-казахски), қазы, жал, шұжык, қарта, т.д.).

  5. Что такое «бата», кто его дает? ( Благословение, дают старики, родители).

  6. По традиции, что поручается самому почетному гостю? (Баранья голова - «Қой басы» - разделывается и отдается гостям).

  7. Что такое айтыс? (Песенное состязание акынов).

  8. Как называется «священный гость», который окружался особой заботой и вниманием, для него специально резали барана и угощали достойным мясным блюдом? (Құдайы қонақ).

  9. Как называют подарок за добрую весть? (Сүйінші).

  10. Назовите наиболее распространенную свадебную казахскую песню. Что она означает? («Жар-жар» - друг-супруг.).

  11. Какую песню называют «Бет-ашар»? С какой целью она поется? («Бет-ашар» - открывание лица невесты, в этой песне даются наставления, поучения, как относиться к мужу, семье, родителям).

  12. .Кто исполняет песню «Жар-жар»? (Две группы молодежи, одна группа хвалит жениха, другая - невесту).

Подведение итогов турнира.

Ведущая: И тот народ непобедимый,

Кто меч на речь сменил в боях.

Народ, кто твердо понимает,

Что мир - к содружеству рука,

Где человек, бесспорно, уважает

Обычаи других и выбор языка.

Как уважаю я язык своей Отчизны,

Считая долгом в совершенстве его знать.

Ведущий: Язык отцов - наследие святое

Глубокий, острый, сильный, словно клык.

Своих детей заботливой рукою

К себе притягивает мой родной язык!

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое!

© 2010-2022