- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Слепова А.Ю. |
Дата | 08.02.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО учителя: Слепова Анна Юрьевна
Место работы: МБОУ Ширинская СОШ № 18
Предмет: русский язык
УМК: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2012. - 191 с.
Тема урока: «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»
Класс: 6
Планируемые результаты:
Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, формировать интерес к русскому языку и родной культуре. Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.
Предметные: изучить правописание гласных О - Е после шипящих в суффиксах существительных.
Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: компьютер, электронный учебник «Фраза», раздаточный материал: (Приложение 1 ), лист самоконтроля (Приложение 3).
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
Формы и методы работы
Формируемые УУД
1.Организационный момент
2. Актуализация по орфоэпии, орфографии, грамматике, морфемике
Цель: закрепление и углубление знаний по предмету
Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.
Читает стихотворение
Всему название дано -
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным - полно,
А безымянных - нету!
И все, что может видеть глаз -
Над нами и под ними, -
И все, что в памяти у нас, -
Означена словами. ( А. Шибаев)
Задание классу: о какой части речи говорится в данном стихотворении?
Задание классу: расскажите, что нового вы узнали об имени существительном в 6 классе?
Проверка пройденного материала
Раздает каждому задание
?? Какая орфограмма спрятана в словах с пропусками букв?
-В каких морфемах пропущены буквы?
- Написание каких слов вызвало затруднение ? Почему
Медвеж…нка пугали непонятные звуки, ш…поты, ш…рохи, и он тревожно вглядывался в овраж…к.
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Сформулируйте тему урока.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Отвечают на вопрос, обосновывая свой ответ.
Ожидаемый ответ обучающихся: об имени существительном
Индивидуальная работа обучающихся :
2 человека за компьютером работают по программе «Фраза»: правописание не с именами существительными. Один консультант.
2 человека работают у доски. выполняя задание «Найди ошибку»
2 человека выполняют задание по орфоэпии. Один консультант.
Остальные работают по карточкам в парах с дальнейшей самопроверкой.
Ожидаемый ответ обучающихся:
в словах шепот, шорох пропущена буква в корне, в словах овражек, медвежонок- в суффиксе
Формулировка темы: «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
Записывают число и тему урока.
Беседа
Беседа
Приложение 1
Работа в парах
Доска
Беседа
Беседа
Познавательные
анализ объектов с целью выделения признаков
самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные
умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми
2. Постановка учебных задач
Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи
Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
?? Чему мы должны научиться сегодня?
Фиксирует цели на доске
Называют цели урока:
1.Изучить правописание О-Е после шипящих в суффиксах существительных
2. Научиться применять данное правило.
3. Обогащать и развивать свою речь,
4. Развивать умение рассуждать
Беседа
Доска
Познавательные
анализ объектов с целью выделения признаков
самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного
3. Совместное исследование проблемы.
Цель: поиск решения учебной задачи.
Организует устный коллективный анализ учебной задачи.
?? Какие варианты решения данной задачи предлагают авторы учебника? Предложите ваши варианты решения
?? Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы?
?? Какие разделы языка нам с вами помогут, чтобы успешно применить изучаемое правило на письме?
Обучающиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о том, что для того, чтобы успешно применять данное правило знаний у них достаточно.
Ожидаемый ответ обучающихся:
фонетика (шипящие), морфемика, морфология, орфоэпия.
Беседа
Учебник § 54, стр. 157
Познавательные
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Личностные
действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность
4. Формирование новых знаний и умений
Цель: формирование новых знаний и умений..
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
?? Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы смогли сказать, что данное правило вы поняли и урок был продуктивным?
?? Обратимся к учебнику. Что авторы учебника предлагают нам для решения данной учебной задачи? Что можете предложить вы?
Организует динамическую паузу
1 ряд - солнце
2 ряд - класс
3 ряд - интеллект
Обучающиеся, работая в парах, с последующим обсуждением формулируют план решения проблемы:
Чтение учебника. Составление схемы.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Задача каждого ученика, выходя к доске, написать свое слово к данному их ряду слову, чтобы в результате получилось предложение.
Работа в группах
Слайд 1
Доска
Учебник § 54, упр. 302
Познавательные:
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные:
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске информации
Регулятивные:
целеполагание на основе соотнесения известного и ещё неизвестного
5. Переход к этапу решения частных задач.
Цель: первичный контроль за усвоением знаний и умений.
Работа с учебником
Работают у доски, используя образец рассуждения
доска
Познавательные:
моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в графическую модель;
умение структурировать знания
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные:
коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта
Личностные:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
6 Применение имеющихся знаний для решения частных задач.
Цель: закрепление и углубление знаний
Организует самостоятельную практическую работу.
Диагностическая работа, оценивает выполнение каждой операции.
1 вариант
1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов -ок,ек,-онок-,-енок-. Подчеркнуть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Душа-
Белка-
Пирог-
Одежда-
Верблюд-
Ложка-
Лодка-
Шапка-
Червяк-
2 вариант
1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов -ок,ек,-онок-,-енок-. Подчеркнуть слова с пренебрежительным значением суффикса.
Душа-
Белка-
Пирог-
Одежда-
Верблюд-
Ложка-
Лодка-
Шапка-
Червяк-
Обучающиеся работают в группах, заполняют таблицу
Работа в группах
Приложение 3
Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные:
коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта
Личностные:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
7. Контроль на этапе окончания учебной темы.
Цель: контроль.
Диагностическая работа: контрольно-оценивающая деятельность.
1.Вставить пропущенные буквы.
При выборе буквы рассуждайте так:
1.Это имя существительное.
2. Пропущена буква в суффиксе существительного
3. Под ударением пишу О, без ударения-Е
Пауч..к, зайч…нок, голубоч…к, барсуч..нок, медвеж…нок, бумаж…нка, клоч…к, подароч…к, суч…к,крольч…нок,быч…к, руч…нка, луж…к, ореш..к, кукуш..нок, галч..нок, человеч..к, сыноч..к.
2. Вставить пропущенные буквы, обозначить их выбор. Выполнить синтаксический разбор предложения, составить схему.
Выписать словосочетания по схеме: прилаг.+ сущ.
В г…ро…ском зоопарк… мы видели маленьких ж…вотных: медвеж…нка, зайч…нка, верблюж…нка.
3. Распределить слова по орфограммам (№18, №34, №35).
Ларч…к, реч..нька, деревц…м, ключ..к, луч…м, кулач…к, товарищ…м, карандаш…к, горош…к, мыш…нок,, бараш…к, пастуш…к, плащ…м, врач…м.
Обучающиеся выполняют работу с последующей проверкой в парах
Проверка в парах
Приложение 3
Познавательные:
анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
построение логической цепи рассуждений
Регулятивные:
коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения
Личностные:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
9. Инструктаж домашнего задания Цель: постановка учебных задач.
Создание условий для дальнейшего углубления и систематизации знаний.
Объясняет технологию выполнения домашнего задания
Домашнее задание:
-
§54, выучить правило № 35
-
Упр. 305 или 306 по выбору.
Обучающиеся записывают домашнее задание.
Познавательные:
извлечение необходимой информации из монологической речи
Коммуникативные:
умение слушать и слышать
10. Рефлексия.
Цель: создание условий для осмысления обучающимися своих действий
Создаёт условия для осмысления ребенком своих действий.
Задание классу: заполнить лист самооценки
??Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Обучающиеся рефлексируют, оценивают свою работу на уроке.
Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.
Беседа
Приложение 4
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные:
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения
Личностные: формирование навыков самооценки
8