ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»

ФИО учителя: Слепова Анна Юрьевна                                                                        Место работы: МБОУ Ширинская СОШ № 18 Предмет: русский язык УМК: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова  и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012. – 191 с. Тема урока: «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»                                      ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО учителя: Слепова Анна Юрьевна

Место работы: МБОУ Ширинская СОШ № 18

Предмет: русский язык

УМК: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2012. - 191 с.

Тема урока: «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»

Класс: 6

Планируемые результаты:

Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, формировать интерес к русскому языку и родной культуре. Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.

Предметные: изучить правописание гласных О - Е после шипящих в суффиксах существительных.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: компьютер, электронный учебник «Фраза», раздаточный материал: (Приложение 1 ), лист самоконтроля (Приложение 3).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы и методы работы

Формируемые УУД


1.Организационный момент

2. Актуализация по орфоэпии, орфографии, грамматике, морфемике

Цель: закрепление и углубление знаний по предмету

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Читает стихотворение

Всему название дано -

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным - полно,

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз -

Над нами и под ними, -

И все, что в памяти у нас, -

Означена словами. ( А. Шибаев)

Задание классу: о какой части речи говорится в данном стихотворении?

Задание классу: расскажите, что нового вы узнали об имени существительном в 6 классе?

Проверка пройденного материала

Раздает каждому задание




?? Какая орфограмма спрятана в словах с пропусками букв?

-В каких морфемах пропущены буквы?

- Написание каких слов вызвало затруднение ? Почему

Медвеж…нка пугали непонятные звуки, ш…поты, ш…рохи, и он тревожно вглядывался в овраж…к.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сформулируйте тему урока.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Отвечают на вопрос, обосновывая свой ответ.



Ожидаемый ответ обучающихся: об имени существительном


Индивидуальная работа обучающихся :

2 человека за компьютером работают по программе «Фраза»: правописание не с именами существительными. Один консультант.

2 человека работают у доски. выполняя задание «Найди ошибку»

2 человека выполняют задание по орфоэпии. Один консультант.

Остальные работают по карточкам в парах с дальнейшей самопроверкой.

Ожидаемый ответ обучающихся:

в словах шепот, шорох пропущена буква в корне, в словах овражек, медвежонок- в суффиксе


Формулировка темы: «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

Записывают число и тему урока.

Беседа


Беседа




Приложение 1

Работа в парах




Доска

Беседа


Беседа

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми

2. Постановка учебных задач

Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи

Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

?? Чему мы должны научиться сегодня?

Фиксирует цели на доске

Называют цели урока:

1.Изучить правописание О-Е после шипящих в суффиксах существительных

2. Научиться применять данное правило.

3. Обогащать и развивать свою речь,

4. Развивать умение рассуждать

Беседа


Доска



Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного

3. Совместное исследование проблемы.

Цель: поиск решения учебной задачи.

Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

?? Какие варианты решения данной задачи предлагают авторы учебника? Предложите ваши варианты решения

?? Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы?

?? Какие разделы языка нам с вами помогут, чтобы успешно применить изучаемое правило на письме?

Обучающиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о том, что для того, чтобы успешно применять данное правило знаний у них достаточно.

Ожидаемый ответ обучающихся:

фонетика (шипящие), морфемика, морфология, орфоэпия.


Беседа



Учебник § 54, стр. 157

Познавательные

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Личностные

действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность

4. Формирование новых знаний и умений

Цель: формирование новых знаний и умений..

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

?? Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы смогли сказать, что данное правило вы поняли и урок был продуктивным?

?? Обратимся к учебнику. Что авторы учебника предлагают нам для решения данной учебной задачи? Что можете предложить вы?

Организует динамическую паузу

1 ряд - солнце

2 ряд - класс

3 ряд - интеллект

Обучающиеся, работая в парах, с последующим обсуждением формулируют план решения проблемы:


Чтение учебника. Составление схемы.





ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Задача каждого ученика, выходя к доске, написать свое слово к данному их ряду слову, чтобы в результате получилось предложение.

Работа в группах


Слайд 1


Доска

Учебник § 54, упр. 302

Познавательные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске информации

Регулятивные:

целеполагание на основе соотнесения известного и ещё неизвестного

5. Переход к этапу решения частных задач.

Цель: первичный контроль за усвоением знаний и умений.

Работа с учебником

Работают у доски, используя образец рассуждения

доска



Познавательные:

моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в графическую модель;

умение структурировать знания

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

6 Применение имеющихся знаний для решения частных задач.

Цель: закрепление и углубление знаний

Организует самостоятельную практическую работу.

Диагностическая работа, оценивает выполнение каждой операции.

1 вариант

1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов -ок,ек,-онок-,-енок-. Подчеркнуть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Душа-

Белка-

Пирог-

Одежда-

Верблюд-

Ложка-

Лодка-

Шапка-

Червяк-

2 вариант

1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов -ок,ек,-онок-,-енок-. Подчеркнуть слова с пренебрежительным значением суффикса.

Душа-

Белка-

Пирог-

Одежда-

Верблюд-

Ложка-

Лодка-

Шапка-

Червяк-

Обучающиеся работают в группах, заполняют таблицу

Работа в группах

Приложение 3



Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Цель: контроль.

Диагностическая работа: контрольно-оценивающая деятельность.

1.Вставить пропущенные буквы.

При выборе буквы рассуждайте так:

1.Это имя существительное.

2. Пропущена буква в суффиксе существительного

3. Под ударением пишу О, без ударения-Е

Пауч..к, зайч…нок, голубоч…к, барсуч..нок, медвеж…нок, бумаж…нка, клоч…к, подароч…к, суч…к,крольч…нок,быч…к, руч…нка, луж…к, ореш..к, кукуш..нок, галч..нок, человеч..к, сыноч..к.

2. Вставить пропущенные буквы, обозначить их выбор. Выполнить синтаксический разбор предложения, составить схему.

Выписать словосочетания по схеме: прилаг.+ сущ.

В г…ро…ском зоопарк… мы видели маленьких ж…вотных: медвеж…нка, зайч…нка, верблюж…нка.

3. Распределить слова по орфограммам (№18, №34, №35).

Ларч…к, реч..нька, деревц…м, ключ..к, луч…м, кулач…к, товарищ…м, карандаш…к, горош…к, мыш…нок,, бараш…к, пастуш…к, плащ…м, врач…м.

Обучающиеся выполняют работу с последующей проверкой в парах

Проверка в парах

Приложение 3

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

9. Инструктаж домашнего задания Цель: постановка учебных задач.

Создание условий для дальнейшего углубления и систематизации знаний.

Объясняет технологию выполнения домашнего задания

Домашнее задание:

  • §54, выучить правило № 35

  • Упр. 305 или 306 по выбору.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи

Коммуникативные:

умение слушать и слышать

10. Рефлексия.

Цель: создание условий для осмысления обучающимися своих действий

Создаёт условия для осмысления ребенком своих действий.

Задание классу: заполнить лист самооценки

??Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Урок дал мне для жизни…

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Обучающиеся рефлексируют, оценивают свою работу на уроке.

Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Беседа


Приложение 4

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные:

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование навыков самооценки

8


© 2010-2022