Отзыв по результатам Апробации учебника Т. М. Пахновой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Петрова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ «СОШ №2» г. Стерлитамак Республики Башкортостан

Апробация УМК по русскому языку для учащихся 10, 11 классов Т.М. Пахновой проводилась в течение 2013-2014 в 10 классе, 2014-2015 учебного года в 11 классе в МАОУ «СОШ № 2» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан учителем русского языка и литературы высшей категории Петровой И.А.

Апробация учебника проводилась по авторской программе, допущенной Департаментом общего и дошкольного образования Министерства образования и науки РФ. Данная программа разработана на основе примерной программы основного общего и среднего образования и ей соответствует. По мнению апробатора, учебники «Русский язык, 10 класс», «Русский язык, 11 класс» соответствуют заявленному виду учебного издания, а его цели, задачи, структура соответствуют концепции в образовательной области «Филология». Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников.

Преемственность линии учебников под редакцией Т.М.Пахновой, «Русский язык, 10 класс», «Русский язык, 11класс» проявляется прежде всего в направленности курсов на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Использование данного УМК позволит учителям-предметникам реализовать требования, предъявляемые ФГОС к результатам и условиям освоения предмета.

В учебнике реализованы следующие цели обучения русскому языку
на базовом уровне:

приобщение учащихся через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры;

углубление и обобщение знаний о языке как многофункциональной развивающейся системе;

совершенствование умений анализировать языковые факты, творчески
перерабатывать информацию;

развитие устной и письменной речи с точки зрения эффективного достижения поставленных коммуникативных задач.

Учебник под редакцией Пахновой Т.М. отличается от традиционных учебников: здесь нет готовых правил, образцов выполнения упражнений, примерных сочинений и т.п. Авторский взгляд на уроки русского языка и литературы - это овладение искусством общения, способностью находить путь к самопознанию и саморазвитию. Авторская концепция состоит в том, что овладение искусством общения в большей мере зависит умения понимать текст, осмысливать прочитанное, работать с разными видами информации, творчески перерабатывать ее». Именно на формирование этих навыков ориентирован УМК Т.М.Пахновой «Русский язык», в которой деятельность учащихся на основе текста является решающим фактором формирования языковой личности.

Процесс понимания текста, его интерпретация учеником - уже творчество. Как известно, итоговое сочинение по литературе и II часть заданий на ЕГЭ по русскому языку - сочинение на основе прочитанного текста, вызывают сложности у выпускников: многие современные дети не только не умеют выражать мысли в письменной форме, но и составить сложное предложение из слов для некоторых является непосильным заданием. Поэтому при обучении монологическому высказыванию, у многих школьников возникают трудности, связанные с тем, как сложно достичь связи между предложениями в сочинении, изложении, докладе, научном сообщении на уроках-семинарах: ведь они должны обладать всеми признаками хорошего текста. В учебнике Т.М. Пахновой ненавязчиво предлагаются ученикам сведения о том, какой текст можно считать хорошим, как лучше всего начинать текст, каким образом завершать. Что значить логическая связь предложений в тесте, каким образом она достигается. Общение именно с такими текстами полезно и для глаз, и для памяти, и для выразительного чтения, полезно для развития чувства языка.

В учебнике Т.М.Пахновой представлены тексты разных стилей, много «текстов о текстах», графический облик которых не искажен, не деформирован, что может служить для учащихся образцом при написании сочинений. Именно благодаря образцовым текстам учащиеся научились создавать тексты разных типов и стилей, что немаловажно и для успешной сдачи выпускных экзаменов и для дальнейшего обучения в вузе.

Особое внимание уделено в учебнике работе с художественными и публицистическими текстами. Отбор текстов и заданий к ним направлен на решение задач духовно-нравственного воспитания ученика как личности в процессе изучения родного языка, воспитания любви к русскому языку как национальному достоянию, бережного отношения к слову.

Курс русского языка в 10-11классах, представленный в учебниках, также направлен на повышение уровня общей культуры учащихся, на совершенствование культуры речевой деятельности во всех её видах и формах, а также культуры учебного труда, самостоятельности и вместе с тем сотрудничества, взаимодействия друг с другом в процессе учебной деятельности, на воспитание этики общения, способности к диалогу.

Развитию самостоятельности, творческих возможностей старшеклассников способствует комплексная работа с текстом, когда ученик имеет возможность выбора тех заданий, которые он считает особенно интересными, полезными, когда создаются условия для работы в группах, парами и тем самым накапливается опыт сотрудничества в процессе учебной деятельности, планирования, контролирования ее результатов.

С целью постепенной подготовки к итоговой аттестации используются задания с выбором ответа, с кратким и развернутыми ответами. На основе выполнения разнообразных заданий, многократно обращаясь к чтению текста, ученики получают возможность более глубоко осмыслить содержание текста, авторский замысел, соотнести авторскую позицию и субъективный опыт, фоновые знания - и тем самым подготовиться к сочинению.

Учебник помогает создавать на уроке атмосферу творческой деятельности учителя и учащегося, пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Возможность выбора упражнений, заданий, тем сочинений, докладов, исследовательских проектов создает благоприятные условия, способствующие творческому отношению к учебной деятельности, развитию самостоятельности, интереса к изучению русского языка. Разнообразные задания к тексту дают возможность постоянно повторять изученное, углубляя и расширяя знания.

Анализировать язык поэтических произведений на уроках - задача самая сложная: надо так сформулировать задания, чтобы наблюдения над тем, как «живут» в стихотворении фонетические, интонационные, лексические, грамматические средства языка, не были просто упражнениями по фонетике, лексике, грамматике. Главное - это найти путь к постижению содержания, к разгадке авторского замысла. Анализируя частное, отдельные составляющие, надо всегда помнить о целом, о единстве текста, в котором форма всегда содержательна, исполнена глубокого смысла.

Основным лингводидактическим принципом преподавания русского языка в школе, по мнению автора УМК, должно быть правило, сказанное Ф.Ф. Фортунатовым: "Ничего не сообщать школьнику из того, что он уже знает!" Поэтому необходимо научить школьника осознавать то, чем он уже овладел интуитивно, формировать навыки самопознания, абстрактного мышления, умения видеть взаимосвязь явлений, казавшихся разрозненными, подводя отдельные факты под более общие закономерности. Вместо призыва "запомни!" должен быть рекомендованный известным лингвистом призыв: "…исследуй и открой, посмотри, как красиво устроено!" Именно это мы с вами можем увидеть в учебнике русского языка под ред. Т.М.Пахновой.

В работе с учебником реализуются учебные задачи, а творческие задания, выходящие за рамки программы, развивают познавательный интерес, формируют межпредметные и метапредметные компетентности.
Школьники, проявляющие способности и интерес к исследовательской деятельности, как раз и демонстрируют реализацию главной цели экспериментальной программы - воспитание современного читателя. Сформированный читательский вкус поможет в дальнейшем формированию «читательского репертуара» подростка, а потом и взрослого человека. Таким образом повышается социальная роль преподавания русского языка и литературы.

Достоинствами УМК является возможность иметь обратную связь с автором учебника, есть методические рекомендации, можно посмотреть на сайте издательства в архив вебинара с участием автора учебника Пахновой Т.М.

От лица учителей-апробаторов хотелось бы сказать спасибо лично автору УМК Татьяне Михайловне Пахновой, а также всему издательству «Дрофа» за такой нужный, интересный и полезный учебно-методический комплекс.

Положительные результаты апробации данного учебника позволяют рекомендовать к использованию его в образовательных учреждениях Республики Башкортостан.

4


© 2010-2022