- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Первый урок внеклассного чтения в10 классе. По страницам прочитанных книг
Первый урок внеклассного чтения в10 классе. По страницам прочитанных книг
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Медведева Л.Н. |
Дата | 23.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Первый урок внеклассного чтения в10 классе.
По страницам прочитанных книг.
Чтение - вот лучшее учение, следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная.
А.С.Пушкин.
Цель урока: проверить подготовку учащихся по внеклассному летнему чтению, ввести учащихся в увлекательный мир литературы.
Задачи:
Обучающие:
-
Показать, какие увлекательные открытия можно сделать, внимательно читая книги.
Развивающие:
-
Возбудить интерес к чтению.
-
Увлечь учащихся процессом работы с произведением.
Воспитательные:
-
Формировать культуру личности через чтение литературных произведений.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок-конкурс.
Технологии урока: информационно-коммуникативная, игровая, дифференцированный подход.
Эпиграф: Книга - это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги - мир дикарей». Н.А.Морозов
I Актуализация опорных знаний
-
Как вы понимаете смысл мудрого высказывания?
-
Какие еще высказывания о книге вы помните?
II Мотивация деятельности учащихся
-
Мы хорошо запомнили эпиграф предыдущих лет к урокам внеклассного чтения: «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь». А на самом деле так ли нужна книга в наше время?
-
Чем является книга в вашей жизни?
-
Какую цель к урокам литературы мы определим с первого же нашего занятия?
III Усвоение новых знаний
1. Анализ вступительной статьи из учебника 10 класса.
2. Литературные игровые задания:
Анаграммы.
Мот ( Единица собрания сочинений ) том
Крен ( Адресат стих. «Я помню чудное мгновенье» ) Керн
Ринг ( Русский писатель ) Грин
Выбор ( Роман Гончарова ) «Обрыв»
Остров ( Персонаж романа Толстого «Война и мир» ) Ростов
Беловик ( Персонаж рассказа Чехова Человек в футляре» ) Беликов
Башмачник ( Герой повести Гоголя «Шинель» ) Башмачкин
Фирма ( Предмет поисков поэта ) Рифма
Ос нет ( Род стих. , любимый Шекспиром ) Сонет
Пара вот ( Персонаж пьесы Островского «Бесприданница», обманувший Ларису Огудалову ) Паратов
Да + нет ( Итальянский поэт, автор «Божественной комедии» ) Данте
Вольт + ре ( Французский писатель ) Вольтер
Лоб один ( Бывшее имение Пушкина ) Болдино
Крен + сова ( Русский поэт ) Некрасов
Омон + гол ( Развернутое высказывание одного из действ. лиц ) Монолог
Познавательная викторина.
Кто основал первую библиотеку на Руси? ( Ярослав Мудрый )
По мнению Александра Дюма-сына, имеют настоящее те книги, которые люди читают. А какие книги имеют будущее? (Те, которые перечитывают )
Какая наука занимается изучением литературы? ( Филология, литературоведение )
Как наз. специалист, изуч. устное народное творчество? ( Фольклорист )
Как называли древние греки надпись на памятнике или подарке, а мы так называем короткое сатирическое стихотворение? ( Эпиграмма )
Какой литературный прием использовал Некрасов в строках:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная. ( Антитеза )
Отгадайте стихотворную загадку. Ответ находится в самом стихотворении. Как называются такие стихи?
Елка, помнишь, под травой
Жил в траве приятель твой,
И гулял в иголочках,
Как живая елочка. ( Ежик. Акростих )
Какой вид литературы получил свое название от французского слова, обозначающего «воспоминания»? ( Мемуары )
Как называют реальное лицо, послужившее автору прообразом при создании литературного героя? ( Прототип )
Какое слово, знакомое по литературе 18 века, в словаре Даля определяется как человек, не достигший полных лет? ( Недоросль )
В какой пьесе Островского есть персонаж по имени Робинзон?
( Бесприданница )
В каком году Лермонтов написал «Смерть поэта»? ( 1837 )
Какому русскому писателю принадлежит высказывание: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык…»? ( Тургеневу )
Сколькими писателями с фамилией Толстой мы гордимся? ( Лев Николаевич, Алексей Константинович, Алексей Николаевич )
Выбери ответ:
Кто из этих писателей не был декабристом? ( Бестужев, Одоевский, Радищев, Кюхельбекер )
Какой из известных поэтов был личным секретарем Екатерины II?
( Державин, Фет, Жуковский, Пушкин )
Кто из этих писателей жил в 18 веке? ( Гоголь, Лесков, Фонвизин, Чехов )
Как называется комедия Фонвизина? ( «Прораб», «Бригадир», «Мастер», «Подсобник» )
Какой из этих русских классиков родился позже? ( Лермонтов, Достоевский, Чехов, Толстой )
Кто назначил сестрой таланта краткость? ( Чехов, Грибоедов, Пушкин, Толстой )
Кто из этих писателей имел титул графа? ( Лермонтов, Пушкин, Тургенев, Толстой )
У какого московского театра находится памятник великому драматургу Островскому? ( У Большого, У Малого, На Таганке, У МХАТа )
Кто воскликнул: «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!»?
( Хлестаков, Онегин, Чацкий, Наполеон )
Кто, по мнению Грибоедова, не наблюдает часов? ( Влюбленные, слепые, часовые, счастливые )
Кто сказал: «Какой же русский не любит быстрой езды»? ( Гоголь, Пушкин, Чехов, Циолковский )
Чье детство прошло в Тарханах? ( Толстого, Тургенева, Пушкина, Лермонтова )
Что одиноко белело «в тумане моря голубом» в стих. Лермонтова?
( «Титаник», парус, яхта, Айсберг )
Что потеряла гл. героиня драмы Лермонтова «Маскарад»? ( Веер, платок, браслет, туфельку )
Что Печорин пообещал Азамату за Бэлу? ( Винтовку, саблю, счет в банке, коня )
По произв. какого писателя режиссер Бортко поставил телесериал «Идиот»? ( Толстого, Достоевского, Чехова, Островского )
В каком романе Достоевского героиня кидает в огонь пачку денег?
( «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Игрок» )
Какой предмет мебели стал символом «обломовщины»? ( Диван, Кровать,
Кресло, Раскладушка )
В какой пьесе Шекспира звучат слова: «Прогнило что-то в Датском королевстве»? (В «Макбете», «Отелло», «Гамлете», «Короле Лир» )
Чей это портрет?
«Черноглазая… ( Толстой 1 том стр. 38 ) ( Наташа )
«Она была… ( Толстой 1 том стр. 39 ) ( Соня )
«Она поднялась… ( Толстой 1 том стр. 13 ) ( Элен )
«Ее хорошенькая… ( Толстой 1 том стр. 10 ) ( Княгиня Лиза )
«Этот толстый… ( Толстой 1 том стр. 11 ) ( Пьер )
«На вид ему было… ( Тургенев «Отцы и дети» стр. 134 ) ( П.П. )
« …отвечал он ленивым… ( Тургенев стр. 128 ) ( Базаров )
«На кожаном диване… ( Тургенев стр. 170 ) ( Кукшина )
«Нос у ней… ( Тургенев стр. 176 ) ( Одинцова )
«Это была… (Достоевский «Прест. и наказ.» стр. 62 ) (Катерина Ивановна)
«Это был человек… ( Достоевский стр. 49 ) ( Мармеладов )
«Это была… ( Достоевский стр.44 ) ( старуха процентщица )
«Она была малого роста… ( Достоевский стр. 212 ) ( Соня )
«Лицо его, весьма свежее… (Достоевский стр. 176 ) ( Лужин )
«Человек этот был уже немолодой… (Дост. стр. 300 ) (Свидригайлов )
«Осанистая женщина… (.Некрасов «Кому ) ( Матрена Тимофеевна )
Назовите произведение по отрывку из него.
«В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков». Некрасов «Кому на Руси…»
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик; жил и на свет глядючи радовался». Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»
«Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости». Чехов «Вишневый сад»
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите! И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба». Островский «Гроза»
IV Систематизация и обобщение полученных знаний
- Чем запомнится сегодняшний урок?
- Подведение итогов, вручение призов.
- Оформление тетрадей по литературе.
V Домашнее задание
- Написать отзыв о прочитанных произведениях по плану.
- Выучить высказывания о книге, чтении.
VI Список литературы и электронных источников
-
Олимпиадные задания по литературе 10 класс. Составитель О.А.Финтисова, Волгоград, Издательство «Учитель»
Второй урок внеклассного чтения в10 классе.
Тест на проверку летнего чтения.
-
Приведи любую цитату о чтении, о литературе.
-
Кому из литературных героев принадлежит высказывание: «Учитесь властвовать собой. Не каждый вас, как я поймет. К беде неопытность ведет».
-
Кому из литературных героев принадлежит высказывание: «Я вас люблю. К чему лукавить. Но я другому отдана и буду век ему верна».
-
Назови жанр произведения И.А.Гончарова «Обломов».
-
Назови любимое занятие Обломова.
-
Названия каких пьес А.Н.Островского ты можешь вспомнить?
-
Назови имя, отчество Тургенева.
-
Как называется программный роман Тургенева?
-
Назови имя, отчество Толстого.
-
Назови известные тебе стихотворения Н.А.Некрасова.
-
Дай название поэмы Н.А.Некрасова, которую будем изучать.
-
Назови жанр произведения Толстого, которое будем изучать.
-
Как называется художественный прием, положенный в основу названия произведений Тургенева, Толстого, Достоевского?
-
Из каких произведений герои: Раскольников, Наташа Ростова, Базаров?
-
Назовите жанр произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
-
Назови имя, отчество Чехова.
-
Назовите жанр произведения Чехова «Вишневый сад».
-
Чье имя носит Малый театр?
Учитель: ≪Бумажная или электронная книга - что вы предпочитаете?≫
про-
Учитель: Прочтём несколько зарисовок, воссоздающих книжные впечатления, ассоциации взрослых, вспоминающих своё детское чтение.
Софья Ковалевская, ≪Воспоминания детства≫:
≪…Всего счастливее я бывала, когда оставалась наедине с няней. По вечерам, когда Федю уже уложат спать, а Анюта убежит в гостиную, к большим, я садилась рядом с няней на диване, прижималась к ней совсем близко, и она начинала рассказывать мне сказки. Какой глубокий след эти сказки оставили в моём воображении, я сужу по тому, что хотя теперь, наяву, я и помню из них только отрывки, но во сне мне и до сих пор, нет-нет, да вдруг и приснится то "чёрная смерть", то "волк-оборотень",то 12-головый змей, и сон этот всегда вызовет во мне такой же безотчётный, дух захватывающий ужас, какой я испытывала в пять лет, внимая ня-
ниным сказкам≫.
≪…Я несколько раз обегаю вокруг залы, погоняя перед собою мячик; мысли мои уносятся далеко. Как у большинства одиноко растущих детей, у меня уже успел сложиться целый богатый мир фантазий и мечтаний, существование которого и не подозревается взрослыми. Я страстно
люблю поэзию; самая форма, самый размер стихов доставляют мне необычайное наслаждение; я с жадностью поглощаю все отрывки русских
поэтов, какие только попадаются мне на глаза, и я должна сознаться - чем высокопарнее поэзия, тем она более приходится мне по вкусу. Баллады
Жуковского долго были единственными известными мне образцами русской поэзии. В доме у нас никто особенно этою отраслью литературы не интересовался, и хотя у нас была довольно большая библиотека, но она состояла преимущественно из иностранных книг; ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Некрасова в ней не было. Я никак не могла дождаться того дня, когда в первый раз досталась мне в руки хрестоматия Филонова, купленная по настояниям нашего учителя. Это было настоящим откровением для меня. В течение нескольких дней… я ходила как сумасшедшая, повторяя
строфы из "Мцыри" или из "Кавказского пленника", пока гувернантка не пригрозила, что отнимет у меня драгоценную книгу≫.
Учитель: Обратите внимание, какая мощная сила заложена в детской памяти!
Поэт Самуил Маршак в книге прозы ≪В начале жизни (страницы воспоминаний)≫ рассказывает о начале своей читательской судьбы по-своему.
Посмотрим, есть ли в воспоминаниях математика и поэта что-то общее?
≪Постепенно и я - по примеру старшего брата - пристрастился к чтению. Доставать книги было нелегко, и читал я всё, что попадалось под руку. Не
меньше двадцати раз подряд перечёл роман Жюля Верна "Север против Юга", где изображались подвиги, поражения и победы северных американцев в борьбе за освобождение негров. Снабжал меня книгами наш сосед, сивоусый, строгий и рассудительный красильщик, у которого был большой выбор третьесортных, изобилующих дешёвыми приключениями "романов" из приложений к мещанскому журналу "Родина". Сосед
очень гордился своими книгами, от которых за версту несло мышами и затхлостью. И до сих пор журнал "Родина" и даже фамилия его редактора-
издателя Каспари неразрывно связаны у меня в памяти с этим едким и душным запахом.
Другим моим поставщиком литературы был молодой парень с красивым, по-девичьи нежным лицом, похожий на царевича из тех русских сказок, которые он сам же мне давал. Целые дни проводил он в лабазе своего отца или дяди за конторкой, на которой, как на аналое, всегда лежала раскрытая книга. От книги молодой Мелентьев отрывался только тогда, когда нужно было от-
сыпать покупателю-извозчику овса или ячменя.
Пощёлкав на счётах и получив деньги, он опять садился на свой высокий табурет и погружался в роман, пьесу или в сборник сказок.
Читая запоем книги, он зачастую не знал имени автора и даже заглавия, так как обложки большинства его книг были потеряны. Таким образом, не имея ни малейшего представления, что за "роман" дал мне Мелентьев,
прочёл я знаменитого "Рокамболя" и ещё десяток переводных книжек с иностранными именами героев, с тайными интригами, заговорами, погоня-
ми и убийствами… Но в том же лабазе я впервые нашёл среди книг
"Тысячу и одну ночь", и с тех пор волшебные сказки Шехерезады овеяны для меня едва уловимым запахом овса и ячменя≫.
≪Внимательно перебирая воспоминания, связанные с первыми годами жизни, видишь, как глубоко и сильно врезается в нашу память каждое
услышанное в детстве слово. Мне было лет шесть-семь, когда я впервые прочёл или услышал басню Крылова "Волк и Кот".
Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая...
До сих пор я отчётливо помню - будто сам, своими глазами видел - этого забежавшего в деревню волка. Помню и высокий дощатый забор, на котором сидит кот. Низко наклонив серую с чёрными полосами голову, мудрый и спокойный, он деловито разговаривает с усталым, затравленным волком, за которым по пятам гонятся охотники. И все соседи, чьи имена называет кот (Степан, Демьян, Трофим, Клим), кажутся мне знакомыми людьми, живущими на Майдане где-то поблизости от нас. Ведь в басне так и сказано: "Беги ж, вон там живёт Трофим".
Это "вон там" придавало особую реальность словам крыловского кота≫.
Учитель: Человек не помнит, сам ли читал впервые эту басню, или ему читали её вслух, но у него осталось на всю жизнь ощущение присутствия в этом сюжете.
О том, как читал своим детям Лев Толстой, вспоминает его сын Илья:
≪Папа привозил эти книги из Москвы, и каждый вечер мы собирались, и он читал нам вслух "Детей капитана Гранта", "80 000 вёрст под водою", "Путешествие на луну", "Три русских и три англичанина" и, наконец, "Путешествие вокруг света в 80 дней". Этот последний роман был без
иллюстраций. Тогда папа начал нам иллюстрировать его сам. Каждый день он приготовлял к вечеру подходящие рисунки пером, и они были
настолько интересны, что нравились нам гораздо больше, чем те иллюстрации, которые были в остальных книгах.
Я как сейчас помню один из рисунков, где изображена какая-то буддийская богиня с несколькими головами, украшенными змеями, фантастичная и страшная. Отец совсем не умел рисовать, а всё-таки выходило хорошо, и мы все были страшно довольны. Мы с нетерпением ждали вечера
и все кучей лезли к нему через круглый стол, когда, дойдя до места, которое он иллюстрировал, он прерывал чтение и вытаскивал из-под книги свою
картинку. После Жюля Верна, уже при французе Nief'e, нам читали "Les trois Mousquetaires" (Три мушкетера) Дюма, и папа сам вычёркивал те места, которые нельзя было слушать детям. Нас интересовали эти запретные страницы, в которых говорилось о любовных интригах героев, нам хотелось их прочесть тайком, но мы этого делать не решались≫.
Учитель: Д ля чего писатель, не умея рисовать, тем не менее создавал иллюстрации к книгам, которые привозил и читал своим детям? Что дают нам, читателям, иллюстрации в книге?
Прочтём о той атмосфере, в которой росли дети писателя:
≪После обеда папа опять уходит к себе читать какую-нибудь книгу, потом в восемь часов подают чай, и начинаются самые лучшие вечерние часы,
когда все собираются в зале, большие разговаривают, читают вслух, играют на фортепьяно, а мы или слушаем больших, или затеваем что-нибудь своё,
весёлое, и с трепетом ждём, что вот-вот старинные английские часы на площадке лестницы щёлкнут, засипят и звонко и медленно пробьют десять≫.
Учитель: Начало ХХ века. И вновь -детские впечатления от рассказов или чтения на ночь, подростковое самостоятельное чтение, впечатления от книги.
Владимир Набоков ≪Другие берега≫:
≪Брата уже уложили; мать, в гостиной, читает мне английскую сказку перед сном. Подбираясь к страшному месту, где Тристана ждёт за холмом
неслыханная, может быть роковая, опасность, она замедляет чтение, многозначительно разделяя слова, и прежде чем перевернуть страницу,
таинственно кладёт на неё маленькую белую руку с перстнем, украшенным алмазом и розовым рубином; в прозрачных гранях которых, кабы зорче
тогда гляделось мне в них, я мог бы различить ряд комнат, людей, огни, дождь, площадь -целую эру эмигрантской жизни, которую предстояло про-
жить на деньги, вырученные за это кольцо≫.
≪Как известно, книги капитана Майн Рида (1818-883), в упрощённых переводах, были излюбленным чтением русских мальчиков и после
того, как давно увяла его американская и англо-ирландская слава. Владея английским с колыбельных дней, я мог наслаждаться "Безглавым
Всадником" (перевожу точно) в несокращённом и довольно многословном оригинале. Двое друзей обмениваются одеждами, шляпами, конями,
и злодей ошибается жертвой - вот главный завиток сложной фабулы. Бывшее у меня издание (вероятно, лондонское) осталось стоять на полке
памяти в виде пухлой книги в красном коленкоровом переплёте, с водянисто-серой заглавной картинкой, глянец которой был сначала подёрнут
дымкой папиросной бумаги, предохранявшей её от неизвестных посягательств».
Учитель: Из раннего детства остаётся в памяти взрослого
человека жест матери, переворачивающей страницу. Подросток помнит книгу, ставшую поводом для рискованных мальчишеских игр.
Фокусируем внимание старшеклассников на смысле выражения ≪полка памяти≫.
Книги, игры на сюжеты книги, впечатления от первого прочтения, - всё
становится фактом биографии человека, впечатывается в его память.
ХХ век продолжил традиции отечественной культуры и в чтении тоже. Стоит напомнить ученикам сюжет рассказа ≪Старый мореход≫ из известной им с детства книги Виктора Драгунского ≪Денискины рассказы≫:
≪А когда пришёл папа, мама ему всё рассказала, и он подозвал меня к себе. Он снял со своей полки какую-то книгу и сказал:
-Давай-ка, брат, почитаем чудесную книжку про собаку. Называется "Майкл - брат Джерри". Джек Лондон написал. И я быстро устроился возле папы, и он стал читать. Он хорошо читает, просто здорово! Да и книжка была ценная. Я в первый раз слушал такую интересную книжку≫.
Учитель: Обратите внимание на жест отца, взявшего книгу с полки, и затем на их общее с сыном обсуждение прочитанного: ≪И когда мы окончили эту книжку и снова стали её всю вспоминать, с самого начала, папа вдруг засмеялся и сказал…≫
Что и как помнит взрослый человек из любимой детской книги?
Чем запоминается книга - именно этот её экземпляр - читателю?
Как вы думаете, возможно ли продолжение традиции общего семейного чтения в нашей стране?
Будет ли жить традиция чтения не с бумажной, а с цифровой книгой?
Учитель: Вам придётся самим решать вопрос, будут ли ваши дети помнить запах своих любимых книг, станет ли осязаемой их книжная ≪полка памяти≫, останутся ли в их доме книги с дарственными надписями и отметками на полях -всё то, что передаёт дух времени, семьи, традиции. Л