Рабочая программа по литературе 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С. БАКАЛЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании кафедры Зам. директора по УВР на заседании Директор школы:

Протокол №1 ____________________ педагогического совета _________________

От «__» августа 2015 г. Решетникова А.А. Протокол №__ Фарвазов Т.А.

___________________ «__» августа 2015 г. от «___» августа 2015 г. Приказ ______

Ависова Р.Ф. от«__» августа2015 г.







Рабочая образовательная программа по литературе

на 2015-2016 учебный год





Класс: 7

Срок обучения: 1 год

Составитель: учитель русского языка и литературы Тимиргазина Н.В..., квалификационная категория первая.

Количество часов: 68

Уровень: базовый

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по литературе для 5-9 классов (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной, (М.: Просвещение, 2011)



Бакалы- 2015

1.Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. На изучение курса отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи. Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы

на развитие речи, уроки внеклассного чтения.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

На основании фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения литературы в основной школе являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат:

• личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);

• регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);

• познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

• коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.)

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

 воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и

эстетического опыта;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование

читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

 освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

 овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:-- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера); - продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария; - поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; - исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

3. Место предмета в учебном плане школы

Рабочая образовательная программа по литературе для 7в класса рассчитана на 68 часов в соответствии с базисным планом МОБУ СОШ №1 с.Бакалы, по 2 часа в неделю.

4.Личностные результаты :

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:

1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно - художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5)приобщение к духовно - нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно - нравственными ценностями других народов;

6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

11)написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:

устный опрос, письменный опрос, тестирование, фронтальный опрос, защита проекта, сочинение, беседа, индивидуальные сообщения, викторины.

Формы контроля:

промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, защита проекта;

итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

5.Содержание курса.

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч.)

Предания (1 ч.) Былины. (3 ч.) «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха.

Теория. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).

Пословицы и поговорки. (1 час).

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

Теория. Поучение (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов (1ч.)

Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестол Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Теория. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин.(1ч.)

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи ... », «На птичку ... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27ч.)

Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.). Краткий рассказ о поэте. «Полтава» ( «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория. Летопись.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

Теория. Повесть (развитие представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч.).

Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел».

Теория. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь (4 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Роль картин природы в рассказе. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.

Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой (1ч) Краткий рассказ о писателе. Роман «Василий Шибанов» Историческая тематика в творчестве Толстого. Нравственная проблематика произведения.

Теория. Роман (начальное понятие).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...». «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Теория. Гротеск (начальное понятие).

Лев Николаевич Толстой (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов (4 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Теория. Сатира и юмор как формы комического.

«Край ты мой, родимый край» (1 ч.)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А.Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (22ч.)

Иван Алексеевич Бунин (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся).

«Лапти». Для чтения и обсуждения.

Максим Горький (3 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль», «Данко». Создание легенды.

Теория. Понятие об идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.

Леонид Николаевич Андреев (1 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче ... ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Андрей Платонович Платонов (1ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «В прекрасном и яростном мире». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

Борис Леонидович Пастернак. (1 ч.)

Лирика. Чтение и анализ стихов.

Александр Трифонович Твардовский (1 ч.).

Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие ... », «Июль - макушка лета.. », «На дне моей жизни .. » - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория. Лирический герой (развитие понятия).

Час мужества (1 ч.)

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова .«Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.

Федор Александрович Абрамов (1 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов (2 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков (1 ч.).

Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1 ч.).

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).

Михаил Зощенко (1 ч.) «Беда». Смеяться или плакать.

"Тихая моя родина…" (2ч.) Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Песни на стихи поэтов 20 века.(1ч.) Краткое изучение творчества поэтов.(И.А.Гофф, Б.Ш.Окуджава, А.Н.Вертинский).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

Расул Гамзатов (1ч.) Знакомство с творчеством поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч.)

Роберт Бернс. (1ч.) Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. (1ч.) «Ты кончил жизни путь, герой! .. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Японские хокку (трехстишия). (1ч.) Теория. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри.(1ч.) «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» (1ч.) - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

Прочитайте летом. (1ч.)

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

В том числе

Кол-во контр. работ

Кол-во уроков внекл. чтения

1.

Введение. Роль книги в жизни человека.

0

0

0

2.

Устное народное творчество

3

0

0

3.

Древнерусская литература

3

1

0

4.

Из русской литературы 18 века

2

0

0

5.

Из русской литературы 19 века

25

2

1

6.

Из литературы 20 века

22

2

2

7.

Из зарубежной литературы

5

1

1

8.

Уроки итогового контроля, резерв.

8

1

0

Итого

68

7

4


6.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела.

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения. Примечание.

Основные виды учебной деятельности

План.

Факт.

УНТ. (4 часа)

1

Введение. УНТ. Предания.

1

Лекция. Эвристическая беседа. Чтение, пересказ

2

Былины, их жанровые особенности. «Вольга и Микула Селянинович».

1

Выразительное чтение былины; выписать из текста гиперболы и повторы.

3

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.

1

Составление плана. Анализ языковых средств. Выразительное чтение.

4

Пословицы и поговорки

1

Рассказ учителя. Эвристическая беседа.

Древнерусская литература. (3 часа)

5

«Повесть временных лет». Из похвалы князю Ярославу и книгам. Из «Поучения» Владимира Мономаха.

1

Лекция. Эвристическая беседа. Анализ языковых средств. Выразительное чтение. Запись основных положений лекции учителя, словарная работа, работа с учебником, составление конспекта

6

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

1

Составление плана рассказа. Обучение устному рассказу. Пересказ эпизодов.

Рассказ о Февронии

7

Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература»

1

Произведения русских писателей XVIII века. (2 часа)

8

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученном. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия… 1747 г.» Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.

1

Анализ стихотворения.

Заучивание отрывка.

9

Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

1

Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя. Выразительное чтение наизусть

Произведения русских писателей XIX века

10

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. Отрывок из поэмы «Полтава» Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII..

1

Эвристическая беседа комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения.

11

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы.

1

Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения

12

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады.

1

Беседа по иллюстрациям. Практикум. Работа над выразительным чтением.

13

А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

1

Беседа по вопросам. Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа.

14

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести.

1

Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения

15

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

1

Развитие умения составления характеристики героя литературного произведения, анализа эпизода.

16

М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Алена Дмитриевна как идеал русской женщины. Особенности сюжета и художественной формы поэмы.

1

Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение

17

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1

Анализ произведения, работа со словом, литературоведческий анализ

18

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы

1

Комментированное чтение, сопоставительный анализ стихотворений

19

Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова

1

Самостоятельная работа

20

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». История создания повести. Художественные особенности повести

1

Выступления подготовленных учащихся, словарная работа. Беседа с комментированием

21

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Трагедия Тараса Бульбы. Патриотический пафос повести.

1

Работа с текстом.

Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа

22

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

1

Рассказ

об Остапе и Андрии. Составление характеристики героев с опорой на текст

23

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

.

1

Самостоятельная работа

24

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

1

Работа с учебником. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, аналитическая беседа

25

Стихотворения в прозе. «Русский язык» (наизусть), «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

1

Словарная работа, знакомство со стихотворениями в прозе, сравнительная характеристика с лирическими текстами

26

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

1

Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

27

«Размышления у парадного подъезда»

1

Исторический комментарий, комментированное чтение, беседа

28

А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

1

Исторический комментарий, комментированное чтение, беседа

29

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

1

Первичное знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей

30

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

Словарная работа, комментированное чтение, беседа

31

Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.

1

Пересказ и рецензирование глав от лица одного из персонажей

32

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картинна нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

1

Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения

33

Средства создания комического в рассказе «Хамелеон».

1

Словарная работа, чтение по ролям, беседа по тексту, анализ произведения, творческая работа

34

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

1

Словарная работа, чтение по ролям, беседа по тексту, анализ произведения, творческая работа

35

Вн. чт. Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».

1

Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения

«Край ты мой, родимый край…»

36

Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина».

1

Прослушивание музыкальных фрагментов, словарная работа, чтение стихотворений, их анализ

Произведения русских писателей XX века

37

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

1

Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа

38

И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

1

Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа

39

М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

1

Комментированное чтение, беседа

40

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

1

Анализ глав повести, словарная работа, беседа

41

«Легенда о Данков» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

1

Анализ глав повести, словарная работа, беседа, характеристика героев

42

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.

1

Комментированное чтение, беседа

43

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение…». Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.

1

Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой

44

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя.

1

Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой

45

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей

1

Комментированное чтение, работа с лексикой, творческая работа, беседа

46

Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

1

Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой

47

А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…».Философские проблемы в лирике Твардовского

1

Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой

48

Час мужества.

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова.

1

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

49

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади».

1

Словарная работа, комментированное чтение, пересказ от другого лица

50

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

1

Комментированное чтение, беседа по тексту, лексическая работа

51

«Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

1

Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа, творческая работа

52

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

1

Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа

53

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи

1

Первичное знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей

Писатели улыбаются (1 час)

54

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.

1

Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа

«Тихая моя Родина…» (2 часа)

55-56

Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина».

2

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

Песни на стихи русских поэтов XX века (1 час)

57

И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки».

1

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

Из литературы народов России (1 час)

58

Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…», из цикла «Восьмистишия». Размышления поэта об истоках и основах жизни.

1

Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа

Зарубежная литература(6 часов)

59

Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

1

Выразительное чтение стихотворений, анализ

60

Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…».

1

Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ

61

Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра.

1

Чтение хокку, анализ их философского содержания, творческая работа

62

О.Генри. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе.

1

Комментированное чтение, беседа

63

Р.Д. Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

1

Комментированное чтение, беседа

64

Итоговая контрольная работа

1

Самостоятельная работа

65

Поработайте самостоятельно. Прочитайте летом

1

66-68

Резервные уроки

3


7. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

Семиклассниками должны осмыслить некоторые особенности художественных произведений, проникнув в тайны творческой лаборатории Пушкина и Лермонтова, Толстого и Тургенева, Бунина и Чехова. Учитель поможет ребятам отметить сходство (все авторы живо интересовались впечатлениями, которые оставляли у современников их создания, тщательно изучали и отбирали материал, множество раз переделывали написанное, учитывая мнение собратьев по перу, и пр.) и различие процесса создания шедевра (Толстой, например, при доработке корректуры постоянно уточнял, добавлял, а Чехов, напротив, отсекал, сокращал даже самый короткий текст). Учащиеся должны заглянуть в лабораторию великих мастеров слова с помощью воспоминаний современников мы можем. Эти знания помогут ребятам глубже постигнуть творческую манеру писателя, художественные особенности изучаемого литературного произведения. Семиклассники должны знать, как строится рассказ о писателе (начало, ход сообщения, концовка, цитирование произведений писателя, его высказываний, воспоминаний современников), а также рассмотреть на занятиях различные варианты рассказов, сообщений о писателе.

В результате изучения литературы ученик должен

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных литературных произведений;

· основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

· основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

· понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

· воспроизводить содержание литературного произведения;

· правильно, бегло и выразительно читать вслух;

· определять род и жанр произведения;

· писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

· писать развернутый ответ на вопрос;

· письменно составлять план сочинения;

· писать рассказ-характеристику;

· свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

· участия в диалоге или дискуссии;

· определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.

  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  3. Особенности композиции изученного произведения.

  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

  5. Различать эпические и лирические произведения.

  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Формы контроля знаний.

Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по литературе, служат соответствующие виды работ: устные выступления, чтение, пересказ произведения, чтение наизусть, выразительное чтение, решение литературных задач.

Основные виды КИМов: тесты, сочинения, литературоведческие диктанты.

Произведения для заучивания наизусть

Былины: « Вольга и Микула Селянинович». « Садко» (отрывок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

A. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). «Песнь о вещем Олеге». « Борис Годунов» (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (фрагмент по выбору). «Молитва». «Когда волнуется желтеющая нива...». «Ангел» (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. « Русский язык».

Н. А. Некрасов. «Русские женщины» (отрывок по выбору учащихся).

B. А. Жуковский. «Приход весны». А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край...» или «Благовест». И. А. Бунин. «Родина» (на выбор).

B. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». « Хорошее отношение к лошадям» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. « Москвичи»).

C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).

8.Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе:

для учителя:

1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2005.

2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.

3. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь.- М.: Цитадель, 2008

4. Крутова Н. Я., Шадрина С.Б. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику Коровиной В.Я. - Волгоград: Учитель, 2013.

5. Литература 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2013г.

6 .Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение».

7. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1971.

для учащихся:

1. Коровина В.Я. « Читаем. Думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение.

2.Литература 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2013г

3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение».

9.Список литературы:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Мультимедийные пособия.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.

10. Для осуществления рабочей программы имеются: высшая квалификационная категория учителя русского языка и литературы, курсы повышения квалификации, кабинет русского языка, оснащенный ноутбуком, проектором, видео, телевизором, наглядными пособиями.

11. Критерии оценивания достижений обучающихся.

Оценка сочинений.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка "4" ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать

выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка "1" ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать

свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки "2". Как видно, отметка "1" является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно- эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Оценка творческих работ.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в

соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий.

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - "5" - если все задания выполнены; - "4" - выполнено правильно не менее ¾ заданий; - "3" - за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - "2" - выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - "5" - нет ошибок; - "4" - 1-2 ошибки; - "3" - 3-4 ошибки; - "2" - допущено до 7 ошибок.


  1. Контрольно- измерительные материалы.


  1. Контрольная работа по теме «УНТ. Древнерусская литература»

1 вариант

1. Назовите былины, с которыми познакомились в этом учебном году. Напишите, чему они посвящены, кто является их главными героями.

2. Какие два основных цикла былин вы знаете?

3. Укажите произведение, эпизод, представленный в данном отрывке:

Повыехали в раздольице чисто поле,

Услыхали воч истом поле оратая,

Как орет в поле оратай посвистывает,

Сошка у оратая поскрипывает,

Омешики по камешкам почиркивают.

4. Кто такой оратай?

5. Укажите произведение, эпизод, представленный в данном отрывке:

Как тут -то купцы новгородские

Говорят ему таковы слова:

Не знаешь ты чуда чудного,

Не может быть в Ильмень - озере рыбы - золоты перья

6. Найдите в приведенном отрывке эпитеты, выпишите их:

1) Тут молодой Вольга Святославович

Посылает он дружинушку хоробрую.

2) Когда воссияло солнце красное

На тое ли на небушко ясное

3) Вот посели на добрых коней, поехали,

Поехали к городам да за получкою.

7. Чем отличается пословица от поговорки?

8. Определите жанр приведенных высказываний: пословица или поговорка:

а) Грамоте учиться - всегда пригодится

б) Родина мать - умей за нее постоять

в) Как снег на голову

г) Доброе братство милее богатства

д) Комар носа не подточит

9. Древнерусская литература возникла в …

а) XIIв. б) XVв. в) XVIIв. г) Xв.

10. Назовите жанр духовной литературы, к которому можно отнести «Повесть о Петре и Февронии Муромских»:

а) житие; б) молитва; в) притча

11. Из какого произведения эти строки: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; все, что мы имеем, дано нам на малое время.»

а) Из «Похвалы князю Ярославу и книгам»

б ) Из «Поучения» Владимира Мономаха

в) Из «Повести временных лет»

г) Из «Повести о белгородском киселе»

12. Кто автор «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

а) Владимир Мономах; б) Ермолай-Еразм; в) Илья Муромец.

13. В словосочетаниях "преблаженные супруги", "прославленный Пётр" и "дивная Феврония" прилагательные являются:

а) метафорами; б) гиперболами; в) эпитетами.

14 . Кому были присущи такие качества, как ум, смекалка, умение творить чудеса?

а) Павлу; б) Петру; в) Февронии.

2 вариант

1. Чем отличается пословица от поговорки?

2. Определите жанр приведенных высказываний: пословица или поговорка:

а) Работать с огоньком

б) Кто грамоте горазд - тому не пропасть

в) Комар носа не подточит

г) Как снег на голову

д) Самолюб никому не люб.

3. Назовите былины, с которыми познакомились в этом учебном году. Напишите, чему они посвящены, кто является их главными героями.

4. Какие два основных цикла былин вы знаете?

5. Укажите произведение, эпизод, представленный в данном отрывке:

Ай - же, братцы, дружина хоробрая!

Эти жеребья неправильны:

Делайте жеребья на красное на золоте,

А я сделаю жеребий вольжаный.

6. Найдите в приведенном отрывке эпитеты, выпишите их:

1) Тут молодой Вольга Святославович

Посылает он дружинушку хоробрую.

2) Когда воссияло солнце красное

На тое ли на небушко ясное

3) Вот посели на добрых коней, поехали,

Поехали к городам да за получкою.

7. Укажите произведение, эпизод, представленный в данном отрывке:

Как орет в поле оратай посвистывает,

А бороздочки он повыметывает,

А пенье - коренье вывертывает,

А большие - то каменья в борозду валит.

8. Что обозначает древнерусское слово «орет»?

9. В «Повести временных лет» описывается

а) Откуда пошла русская земля

б) Походы русских князей

в) Предания старины далекой

г) Все выше перечисленное

10. В каком городе княжили Пётр и Феврония?

а) Мурманск; б) Муром; в) Муромцево.

11. Что попросила Феврония взамен излечения Петра от болезни?

а) много денег; б) дворянский титул; в) стать женой Петра.

12. Какие имена после принятия монашества получили Пётр и Феврония?

а) Димитрий - Екатерина; б) Давыд - Ефросинья; в) Денис - Евдокия.

13. Кому были присущи такие качества, как религиозность, мужество, доброта?

а) Павлу; б) Петру; в) Февронии.

14. Какое волшебное превращение произошло в былине «Садко» с невестой Садко Чернавушкой?

а) превратилась в реку б) превратилась в птицу в) превратилась в лисицу.

2.Тест по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова

Тест по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

1.Каково отношение А.С.Пушкина к Петру 1 в поэме «Медный всадник?

а) восторженное б) негативное в) двойственное г) равнодушное

2.Какими средствами А.С.Пушкин передает свой восторг от Петербурга?

а) внутренними монологами б) прямыми авторскими оценками

в) с помощью героя-рассказчика г) через демонстрацию мнения Петра 1

3.Как можно определить пафос вступления к «Медному всаднику»?

а) задумчивый, печальный б) трагический

в) философский г) торжественный

4.С какой целью Петр 1 решает «…в Европу прорубить окно»?

а) расширить торговые отношения с Европой

б) «…назло надменному соседу»

в) так было «суждено» Петру1

г)для того, чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить ее роль на международной арене

5.Какой художественный приём использован в отрывке из поэмы «Медный всадник»: «…И перед младшею столицей// Померкла старая Москва,// Как перед новою царицей Порфироносная вдова…»

а) метафора б) антитеза в) сравнение г) олицетворение

6.Расположите события, описываемые А.С.Пушкиным в поэме «Полтава», в хронологическом порядке

Появление Петра1, смотр войск, Петр приветствует полки, Карл даёт сигнал к началу сражения, первый утренний бой, победа России, Полтавская битва, пир Петра 1.

7.Как можно объяснить авторское местоимение «мы», употребляемое А.С.Пушкиным в «Полтаве», хотя он не был участником битвы? «Мы» -

а) армейские командиры б) русская армия, войска

в) Россия, ее будущее

8.На какие чувства читателя воздействует Пушкин в приведённом описании боя? …Швед, русский - колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон…

а) зрительное восприятие б) звуковое восприятие в) духовное состояние

9.Какой смысл вложен в строки «…горит восток зарею новой»?

а) начало нового дня б) алые отблески лучей солнца

в) восхождение России г) отблески пожаров в Полтаве

10.определите жанр «Песни о вещем Олеге»

а) былина б) поэма в) баллада г) легенда

11.Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге»?

а) «Повесть временных лет» б) «История государства Российского» Н.М.Карамзина

в) исторические хроники

12.Какой момент «Песни о вещем Олеге» можно назвать его кульминацией?

а) предсказание кудесника б) победа над Царьградом

в) исполнение предсказания г) гибель коня

13.Какие исторические реалии введены в легенду?

а) образ кудесника б) описание дружины

в) щит на вратах Царьграда г) языческий бог Перун

14.Определите стихотворный размер в следующих строках:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен,

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен…

а) ямб б) хорей в) дактиль г) амфибрахий

15.С какой целью А.С.Пушкин использует в «Песне о вещем Олеге» архаизмы (секира, тризна)?

а) следует за летописью б) стилизация под язык эпохи

в) создание правдоподобного фона

16.определите жанр «Песни о купце Калашникове»

а) былина б) песня в) поэма г) баллада

17. Каким предстаёт в «Песне…» царь Иван Васильевич?

а) добрым царём-батюшкой б) жестким, бессердечным властителем

в) справедливым и мудрым правителем

18.Соотнесите элементы композиции «Песни…» и соответствующие им моменты произведения

а) экспозиция 1) встреча Кирибеевича с Алёной

б) завязка 2) казнь Калашникова

в) кульминация 3) рассказ о могиле

г) развязка 4) пир у грозног

д) эпилог 5) сцена кулачного боя

19 .О ком из героев «Песни…» идёт речь в высказывании В.Г.Белинского: «Первое появление его на сцену располагает вас в его пользу: почему-то вы чувствуете, что это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их»?

а) Иван Грозный б) Кирибеевич в) Калашников

20.За что бился в кулачном бою купец Калашников?

а) показать удаль царю б) за младших братьев в) за честь семьи г) за родину

21.И. Андронников пишет, что в «Песне…» М.Ю.Лермонтов «возвеличил простого русского человека: Степан Калашников выходит на бой с царским любимцем и, убив его, не хочет повиниться перед царём»

- Как вы считаете, почему Калашников не захотел повиниться перед царём?

-В чём проявилось возвеличивание простого русского человека?

3. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 7 КЛАССА

ЧАСТЬ 1

Назовите жанр произведения:

«Вольга и Микула Селянинович»

________________

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

____________________

«…на восшествие на престол…. Императрицы Елизаветы Петровны»

_____________________________

Назовите произведения А.С.Пушкина, в основе которых лежат исторические события.

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Узнайте произведение и автора по отрывку:

«…Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, безпошлинно.

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку…»

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Назовите историческое событие, которое легло в основу поэмы «Русские женщины» и имена главных героинь произведения.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

В чем особенность жанра «Сказкок» Салтыкова - Щедрина, назовите жанр

______________________________________________________________

Какой герой и в каком произведении Н.В.Гоголя произносит приведенные ниже слова:
«Терпи, козак,- атаманом будешь!» ; «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» ; «Есть еще порох в пороховницах!»

_____________________________________________________________

Расставьте в классическом порядке компоненты:

Кульминация

Развитие действия

Завязка

Развязка

назовите их одним словом: _____________________________________

ЧАСТЬ 2

1. Кто автор стихотворения в прозе «Русский язык»?

1) Г.Р.Державин

2) А.С.Пушкин

3) И.С.Тургенев

4) Н.В.Гоголь

2. Писатель П.Х.Максимов пишет: «Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем…» . О ком написаны эти строки?

1) Л.Н.Толстой

2) И.А.Бунин

3) М.Горький

4) Н.Некрасов

3. Из какого стихотворения В.В.Маяковского эти строки:


«. .. Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить - и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца!»

1) «Хорошее отношение к лошадям»

2) «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

3) «Флейта-позвоночник»

4) «Послушайте»

4. Какая тема поднята в рассказе Е.Носова «Кукла»?

1) тема Родины

2) тема равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру

3) тема Великой Отечественной войны

4) тема отцов и детей

5. Поэма - это

1) только лирическое произведение

2) только эпическое произведение

3) соединение лирики и эпоса

4) большое по объему стихотворение

ЧАСТЬ 3

Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке ?

Тонкий туман над стемневшей рекой

Лёг серебристою нежной фатой.

Найдите и подчеркните гиперболу в отрывке.

В сто сорок солнц закат пылал,

В июль катилось лето,

Была жара, жара плыла,-

На даче было это.

Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке?

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла.

Какой художественный приём использует автор в данном отрывке?

Топи да болота,

Синий плат небес…

Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке ?

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, словно серебром

Темы сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Тарас Бульба - народный герой.

Два брата - две судьбы.

Быт и обычаи запорожцев в повести.

32


© 2010-2022