Статья «Работа с одаренными детьми»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Статья «Работа с одаренными детьми»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Белогорская средняя школа №4»

Г.Белогорска Республики Крым

Мустафаевой Алие Изетовны














В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом меняет цели и задачи школьного образования.
Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук,сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Еще одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные учащиеся остаются без внимания. Постепенно они превращаются в поверхностных зазнаек и становятся далеко не самыми лучшими учениками.
Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объема, глубины материала. Однако, беседуя с учителями, узнаешь, что в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы.
Одаренные дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала обучения выясняется, что ребенок с необычно умственными возможностями становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Трудности действительно возникают.
Таких детей поджидают не только радости учения, но и разочарования и конфликты. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одаренном ребенке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями, с не всегда понятной умственной активностью.
Иногда педагог собирается уделять таким ученикам особое внимание, давать более сложные задания, но потом эти намерения забываются, не выполняются. Дети, опережающие своих сверстников, стремятся привлечь к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя - для них желанная умственная игра, состязание. При этом таким детям мало того, что удается узнать и сделать на уроке. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика перестают спрашивать, как бы не замечая его готовности к ответу. Если он настойчиво пытается что-то сказать или спросить, учитель начинает упрекать его за то, что он «выскочка».
В результате ребенок становится все менее активным на уроке, переключается на что-то постороннее, но при этом ему не миновать недовольства педагога. Так, поначалу энтузиаст школьных занятий, одаренный ребенок предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки, начинает ненавидеть домашние задания.
Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.
В связи с этим возникла необходимость в проведении специального исследования с целью совершенствования процесса обучения, активизации познавательной деятельности. На первый план выходит актуальная проблема-работа с детьми, опережающими своих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта.
Каких детей называют одаренными?
Как происходит их дальнейшее развитие?
Что можно сделать для их поддержки?
В толковых словарях понятие «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы, отражающие уровень проявления способностей. Следовательно, устанавливая составляющие одаренности, необходимо считать основным понятия способность.

Во-первых, способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого...
Во-вторых, способности - это не любые индивидуальные особенности вообще, а такие, касающихся успешного выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей...
В-третьих, понятие способность не определяет те знания, навыки или умения, которые уже выработаны у данного человека.
Одаренность - это совокупность задатков личности как предпосылка развития ее способностей к определенным видам деятельности.
Талант - это природное качество, что демонстрирует особые способности. Одаренность - это состояние таланта, степень проявления таланта. Какими факторами определяется талантливость, одаренность ребенка?
Согласно теории психологической науки, факторами, по которым осуществляется психическое развитие ребенка, являются:
• природные предпосылки;
• социальные условия жизни;
• система саморазвития.
Исследования свидетельствуют, что генетически обусловленный компонент (дар) в значительной мере определяет как конечный результат, так и темп развития. С момента рождения этот генетический дар под влиянием среды превращается в единую линию развития. Реальная одаренность зависит не только от задатков, но и от того, в какой среде росла ребенок, который получила развитие, как сама заботилась о развитии своего потенциала.
Реальная одаренность - не просто статический божий или генетический дар. Одаренность существует лишь в динамике, в развитии, а потому постоянно меняется. Итак, необходимо заметить, что одаренность - всего лишь потенциал, который может способствовать успеху, а может и не реализоваться.
На сегодня весьма актуальным является понятие «творческая личность». Большинство авторов отмечают, что творчески одаренная личность - это личность, которой присущи определенные качества, способности, особенности психических процессов, благодаря которым ее деятельность отличается новизной, неповторимостью, для которой потребность в творчестве является жизненной необходимостью, а творческий стиль деятельности - более характерным.
Творческая личность - это творчески активная личность, которая действительно не боится конфликтов с собой и окружающей действительностью. Характерными чертами творческой личности есть смелость в решении проблемы, богатое воображение, без которого невозможно генерирование оригинальной идеи, рвение в довершении намеченного, несмотря на возможные конфликты с коллегами и даже с общественным мнением.
Черты творческой личности:
• готовность к риску;
• импульсивность, оригинальность и независимость суждений;
• неравномерность успехов в учебных предметах;
• чувство юмора и склонность к шутке;
• нежелание воспринимать что-то на веру критический взгляд на такие вещи как бы должны стать «священными»;
• смелость воображения и мысли.
Одаренные люди характеризуется настойчивостью, чрезвычайно развитым трудолюбием, глубоким и устойчивым интересом к определенной деятельности.
Определяют два основных типа одаренности:
• общая (умственная);
• специальная (социальная, моторная, практическая, художественная).
Три главных вида одаренности:
• академическая, проявляющаяся в скорости и легкости освоения значительного объема готовых знаний;
• интеллектуальная, которая заключается в особой умственной самостоятельности, в повышенной критичности мышления, способности самостоятельно глобально, по-философски осмысливать сложные интеллектуальные проблемы;
• творческая, то есть способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности.
Применительно к школьникам можно выделить ряд признаков, которые свидетельствуют о возможной одаренности в той или иной сфере:
• легкость обучения и усвоения учебного материала;
• длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, способность к абстрактному мышлению;
• склонность к дискуссии с учениками и педагогами, неприятие строгих требований дисциплины;
• любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;
• повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и тому подобное.
Для создания программы необходимо знать: какими чертами обладают одаренные дети?
Выделяют 3 основные черты:

1. Познавательная потребность.
а) активность-ребенок постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию. Чем больше он узнает, тем больше ему хочется знать.
б) потребность в самом процессе умственной деятельности
в) удовольствие от умственного напряжения
2. Интеллект.
Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.
а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.
б) сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.
в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций
3. Креативность (творческой)
а) особый склад ума
б) установка на творческое выполнение задания
в) развитость творческого мышления и воображения
Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа школьного психолога и учителя. Существует большое количество психологических тестов для выявления различных видов одаренности:
-психомоторной
-интеллектуальной
-творческой
-в сфере общения
При работе с одаренными детьми:
* Прежде делается акцент на формирование умения учиться. Регулярно предоставляется возможность выступать в роли учителя.
* Используется большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий.
* Исключается давление учителя, на занятии-свободное общение.
* Образование должно приносить ребенку удовольствие
* Необходимо самостоятельное добывание информации, уважение желания ребенка работать самостоятельно.
* Поощрение настойчивости, активности.
* Не снижать самооценку ученика
* Ребенку необходимо осознавать общественную значимость проблемы.
* Задания должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.
Меняется и сам преподаватель, который работает с этими детьми.
При работе с одаренными детьми преподаватель чаще спрашивает мнение самих детей, меньше объясняет, больше слушает.
Учитель всегда поможет и поддержит, если это необходимо. На занятии создается эмоционально-безопасная атмосфера, уважается личность ученика, его мнение, даже если оно расходится с мнением педагога.
Специалисты, которые работают с одаренными детьми, давно отметили, что чаще всего такие дети вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.
Вообще все родители хотели бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но делают они это по-разному:
1. Родители постоянно предлагают детям определенные развивающие игры и задания: сделаем то-то, поиграем в эту игру, почитаем эту книгу, посетим этот музей... При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия является результативной. Но нередко у ребенка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это передается через повышенную утомляемость ребенка от любых интеллектуальных занятий.
2. Родители поручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям. Таких услуг предлагается сейчас очень много. Это и группы развития для дошкольников, группы подготовки к школе, и всевозможные специализированные классы в школах. Разумеется, при хорошем уровне таких услуг польза для ребенка несомненная. Но при условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о ее развитии на плечи специалистов.
3. Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора и подбирают соответствующую школу. Самое главное в таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, среди телепрограмм выбирают познавательные передачи, стремятся посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия саморазвития - самая эффективная.
Учителю для работы с одаренными детьми необходимо иметь определенные качества:
1. Учитель не должен восхвалять лучшего ученика. Не нужно выделять одаренного ребенка за индивидуальные успехи, лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
2. Учителю не следует уделять много внимания обучению с элементами соревнования. Одаренный ребенок чаще остальных детей будет победителем, что может вызвать неприязнь к ней других учеников.
3. Учитель не должен делать из одаренного ребенка «вундеркинда». Неуместное акцентирование на ее исключительности вызывает раздражительность, ревность друзей, одноклассников. Другая крайность - злонамеренное публичное принижение уникальных способностей - конечно, недопустима.
4. Учителю необходимо помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные занятия, которые повторяются.
Как развивать творческие способности одаренных детей?
1. Поддерживайте мнения учащихся и оценивайте их тут же, подчеркивая их оригинальность, важность и прочее.
2. Подчеркивайте интерес детей к новому.
3. Поощряйте оперирование предметами, материалами, идеями. Пусть ребенок практически решает исследовательские задачи.
4. Учите детей систематической самооценки каждой мысли. Никогда не отбрасывайте ее.
5. Вырабатывайте у детей терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.
6. Не требуйте запоминания схем, таблиц, формул, одностороннего решения там, где есть много способов.
7. Культивируйте творческую атмосферу - учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли класс признает, принимает их, использует.
8. Учите детей ценить собственные и чужие мысли. Важно записывать их в блокноте.
9. Иногда ровесники относятся к способных детей агрессивно, поэтому это необходимо предупредить. Лучшим средством является объяснение одаренному ребенку, что это может произойти, и развивать у него терпимость и уверенность.
10. Предлагайте интересные факты, случаи, технические и научные идеи.
11. Стимулируйте и поддерживайте инициативу учащихся, самостоятельность. Предлагайте проекты, которые могут захватывать.
12. Создавайте проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования, воображения.
Качества, которыми должен обладать учитель для работы с одаренными детьми? Учитель должен:
1. Быть доброжелательным и отзывчивым.
2. Разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы.
3. Иметь высокий уровень интеллектуального развития.
4. Иметь широкий круг интересов.
5. Быть готовым к выполнению различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей.
6. Иметь педагогическое и специальное образование. Обладать чувством юмора.
7. Иметь живой и активный характер.
8. Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
10. Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение.
11. Быть целеустремленным и настойчивым.
12. Обладать эмоциональной стабильностью.
13. Уметь убеждать.
14. Иметь склонность к самоанализу.
Вывод: перед началом работы с одаренными детьми необходимо учитывать их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть приемами работы с ними.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы





© 2010-2022