Программа элективного предмета Развивайте дар слова (9класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №149 Калининского района Санкт-Петербурга









Направление: развитие общего и дополнительного образования

Номинация: инновационная программа.

Программа элективного предмета

«Развивайте дар слова»



Авторы-составители:

Ванькова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №149

Графова Вера Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №149



Санкт-Петербург 2016 год

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный предмет «Развивайте дар слова» адресован обучающимся 9-х классов. Содержание предмета углубляет и развивает умения и навыки комплексного анализа текста. При изучении школьного курса русского языка элементы комплексного анализа текста раздроблены по темам курса 5 - 9 классов и не представляют целостности. Уникальность предмета в том, что его содержание объединяет воедино элементы комплексного анализа текста. Данный предмет формирует умение видеть текст в целом, во всех аспектах русского языка и может быть полезен учащимся при подготовке к выпускным экзаменам по русскому языку и литературе.

Данный элективный предмет входит в образовательную область «Филология», одним из объектов изучения которой является текст как самая большая коммуникативная единица языка. Предмет рассчитан на 34 часа. На этапе 9 класса завершается изучение ключевых понятий русского языка, у учащихся формируются основы коммуникативной компетентности в области устной и письменной речи. Данный предмет способствует расширению знаний и представлений в вопросе теории и практики языка. Умение анализировать текст со всех сторон позволяет развивать навыки устной и письменной речи.

Предмет объединяет раздробленные знания о комплексном анализе текста в единое целое, расширяет представления учащихся в области комплексного понимания текста и закрепляет навыки анализа поэтического и прозаического текстов.

Цель предмета: формирование у школьников системы знаний, умений и навыков анализа разных видов текста, обеспечивающей эффективную языковую коммуникацию.

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания учащихся элементов анализа текста.

2.Закрепить умение писать сочинения разных видов.

3.Расширить умения учащихся строить устную и письменную речь, максимально используя богатство и разнообразие лексических единиц и синтаксических конструкций русского языка.

Ожидаемые результаты: построение грамотной устной и письменной речи на основе знаний комплексного анализа и правил его построения.

Успешность освоения учащимися предлагаемого предмета выражается оценкой «зачет/ незачет». При успешном овладении содержанием предмета учащиеся в полной мере способны использовать полученные теоретические знания и практические умения в своей деятельности. Во избежание перегрузок учащихся домашние задания при освоении предмета не предусмотрены.

Содержание предмета.

I.Введение. Необходимость понимания как прозаического, так и поэтического текста для совершенствования коммуникативного навыка.

II. Анализ текста. Разные типы речи: описание, повествование, рассуждение. Стили речи: публицистический, научный, художественный, разговорный. Тема и идея текста как основа его понимания. Фонетические (аллитерация, ассонанс) и морфемные (приставки, суффиксы) средства художественной выразительности и их роль в тексте. Морфологические средства художественной выразительности и их роль в тексте. Лексические средства художественной выразительности, в том числе и построенные на переносном значении слова (синонимы, антонимы, просторечия, метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения, фразеологические обороты и др.) и их роль в тексте. Синтаксические средства художественной выразительности ( антитеза, бессоюзие, инверсия, многосоюзие, парцеляция, риторические фигуры (вопрос, восклицание, обращение), умолчание и т.д.) и их роль в тексте. Выполнение практической работы (теста) как способ проверки знаний, умений и навыков по выявлению различных средств художественной выразительности. Анализ поэтического текста. Применение на практике знаний о различных средствах художественной выразительности и умений по их нахождению и определению их роли в поэтическом тексте. Анализ прозаического текста. Применение на практике знаний о различных средствах художественной выразительности и умений по их нахождению и определению их роли в отрывке прозаического текста. Итоговая работа по группам. Учащиеся выбирают текст и составляют задания для его комплексного анализа.

III. Работа с текстом. Сжатие текста как способ пересказа. Исключение лишних подробностей, перевод прямой речи в косвенную, объединение однородных понятий одним обобщающим словом или выражением и др. с сохранением темы и идеи текста. Сжатое изложение как способ применения умений и навыков по сжатию текста. Анализ ученических работ с целью исправления недочетов, проявившихся при сжатии текста.

IV.Сочинения разных видов. Структура сочинения-рассуждения. Тезис, аргументы, вывод. Логика сочинения-рассуждения, способы ввода тезиса, аргументов, вывода. Обоснование (комментарий) тезиса, аргументов. Способы аргументации, их обоснование. Аргументы из предложенного текста, из жизненного опыта, аргументы от противного. Подбор аргументов к тезису. Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту. Анализ работ учащихся с целью выявления недочетов в обосновании тезиса, подборе аргументов, логике. Сочинение-описание. Создание словесной картины с помощью средств художественной выразительности различных языковых пластов ( фонетики, морфемики, лексики, синтаксиса). Используя свои знания, умения и навыки, учащиеся создают описание по выбранной ими теме. Сочинение - повествование. Создание рассказа о каком-либо событии (эпизоде, случае из жизни), которое развертывается во времени. Итоговая работа. Самостоятельное формулирование тем сочинений-рассуждений, представление своих вариантов рассуждений. Обсуждение получившихся сочинений.

V.Итоговое занятие. Обобщение полученных знаний. Эмоциональная и когнетивная рефлексия.

Учебно - тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

I

Введение. Цели и задачи курса

1

1

II

Анализ текста

17

6

11

1

Типы речи, стили речи, тема, идея

2

1

1

2

Фонетические, морфемные средства выразительности

3

2

1

3

Морфологические средства выразительности

2

1

1

4

Лексические средства выразительности

2

1

1

5

Синтаксические средства выразительности

3

1

2

6

Практическая работа. Выявление различных средств художественной выразительности

1

1

7

Анализ поэтического текста

1

1

8

Анализ прозаического текста

1

1

9

Итоговая работа. Самостоятельное составление заданий для комплексного анализа текста

2

2

III

Работа с текстом

4

1

3

1

Способы сжатия текста.

2

1

1

2

Сжатое изложение. Анализ изложения.

2

2

IV

Сочинения разных видов

11

4

7

1

Структура сочинения-рассуждения

1

1

2

Способы аргументации

1

1

3

Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения. Анализ сочинений.

2

2

4

Особенности сочинения-описания.

2

1

1

5

Особенности сочинения-повествования.

2

1

1

6

Итоговая работа. Самостоятельное формулирование тем сочинений-рассуждений, представление своих вариантов рассуждений

3

3

V

Итоговое занятие.

1

1

Итого

34

13

21



Литература для учителя

Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского языка. Л., 1979

Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» М., 1982

Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» М., 1982

Любичева Е.В. О строительном материале Слова. Учимся проверять себя. Пособие для учителей-словесников. СПб., 2002

Роговик Т.Н. Изложения по русскому языку. М., 2008

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь - справочник лингвистических терминов. М., 1976

Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974

Литература для учащихся

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1969

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1978

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики М., 1996

Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. СПб., 2005

CD-ROM. Универсальное мультимедийное пособие по русскому языку. 9 класс. К учебнику Ладыженской Т.А. "Русский язык. 9 класс". ФГОС



© 2010-2022