Итоговая проверочная работа по литературе 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоговая проверочная работа по литературе

Класс: 6

Фамилия, имя__________________________________________

Задания первого уровня:


  1. Соотнесите автора и произведение:

1«Песня о Вещем Олеге»

2«Тарас Бульба»

3«Записки охотника»

4«Ещё майская ночь…»

5«Очарованный странник»

6«Хамелеон»

7«Конь с розовой гривой»

8«Уроки французского»

9«Сандро из Чегема»

10«Котлован»

1А.П.Чехов

2Н.С.Лесков

3А.П.Платонов

4А.С.Пушкин

5В.Г.Распутин

6А.А.Фет

7И.С.Тургенев

8В.П.Астафьев

9Н.В.Гоголь

10 Ф.Искандер


  1. Значение какого литературного термина определено неверно?

  1. Метафора - перенос по сходству.

  2. Олицетворение - соединение несоединимого, сочетание противоположных, несовместимых по значению слов в одном сочетании.

  3. Эпитет - художественное образное определение, метафорическая характеристика лица, предмета, явления.

  4. Гипербола - преувеличение, речевой приём , рассчитанный не на буквальное понимание, а на сильное эмоциональное воздействие.

Необходимо не только указать ошибочное толкование, но и дать верное определение заявленному художественному приёму, а также назвать термин, к которому относится неверно использованное определение.


  1. Определите , из каких произведений взяты эти фразы?

а) «В сердце льстец всегда отыщет уголок».

б) «А ларчик просто открывался».

в) «У сильного всегда бессильный виноват».

г) «Ты всё пела? Это дело.

Так поди же, попляши!»

д) «Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на слона!»

е) «А Васька слушает да ест».

Определите их жанр и назовите автора. Как можно назвать все эти отрывки? Определите их роль в речи и жизни. Аргументируйте свой ответ.


  1. Прокомментируйте фрагмент из повести Н.В.Гоголя «Шинель».

«Он вынул шинель из носового платка, в котором ее принес; платок был только что от прачки, он уже потом свернул его и положил в карман для употребления».

Что в этом отрывке может быть непонятно вашему ровеснику -современнику? Попытайтесь не только найти эти «загадочные» места, но и объяснить , как вы их поняли.

  1. Перед вами стихотворение русского поэта XX века Марины Ивановны Цветаевой.

Книги в красном переплёте

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлёте,

Не изменившие друзья

В потёртом, красном переплёте.

Чуть лёгкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам бывало.

- «Уж поздно!» - «Мама, десять строк!»…

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки…

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет… В воздухе свежо…

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище… Вещий крик совы…

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приёмыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком - корона…

Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушёл во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы…

- О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О, золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Из каких произведений эти герои и кто их автор? Какие известные люди упоминаются в стихотворении? Назови, кто они?




  1. Расставьте произведения в соответствии со временем их публикации (можно цифрами).

Назовите авторов.

Продолжите ряд по заданной логике.

Хаджи-Мурат, Боярин Орша, История государства Российского,

Князь Серебряный, Песнь о Вещем Олеге , …


Задания второго уровня.

1. Давайте поиграем в буриме и напишем стихотворение, используя заданные рифмы (в данном случае эти рифмы взяты из стихотворения русского поэта М. Ю. Лермонтова).

безумный - шумный

гранит - покрыт

родится - промчится

герой - покой

Определите размер получившегося стихотворения. Напишите «инструкцию»(порядок действий), как нужно создавать стихи по заданным рифмам.



2. Перед вами заключительные строки из трёх произведений. Что позволяет объединить произведения, финалы которых приведены ниже?

«Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.

- Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь. - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, - она потрепала меня по голове и ушла.

И больше я ее никогда не видел.

Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.

Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.»

«Вот тебе и на! Нам надо было учителя-то оборонять, а мы?!

Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя - с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. Уже работая над этой книгой, я узнал, что звали наших учителей Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. Мои земляки уверяют, что не только именем-отчеством, но и лицом они походили друг на друга. <Чисто брат с сестрой!..> Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово <учитель>! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька.»

«Я, понятно, об этом нисколько не жалею, но мне хочется благодарно

возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, безусловно, закалял наши

лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с

достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую

попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.»

Назовите произведения и их авторов.

Попытайтесь определить , кто из авторов раскрыл эту тему наиболее близко к вашему внутреннему восприятию. В чём именно совпадают ваши взгляды? Обоснуйте свой ответ примерами из личного опыта или на примере какого- либо литературного произведения.






Задания третьего уровня.

1.1 Прочитайте рассказ М.М.Пришвина «Клюква».


М. М. Пришвин

Клюква


Егерь Кирсан умел так рассказывать, что поначалу кажется, будто у него все правда, и только под самый конец поймешь, пра­вду он говорит или дурачит нас. Так вот он стал рассказывать нам однажды, какая это кислая ягода клюква.

- Кто ж этого не знает, Кирсан Николаевич? - сказал ему на это кто-то из нас.

- Я не про это, - ответил Кирсан. - Кто же, правда, не знает, что ягода клюква кислая? На то ведь она и есть клюква! А вот однажды мне пришла в голову мысль, и летом я жену попросил, чтобы она и на мою долю клюквы побольше собрала в болоте. Прошло лето, и осень прошла; лег снег. Негде стало кормиться тетеревам. Завалило ягоду в болоте снегом, занесло в поле зерно. Делать нечего, поднялись тетерева на березы и стали кормиться древесными почками. А после ягоды, после зерна какая же это пища - березовая почка? Вот я подумал об этом и поставил под березами шалашик. Когда тетерева пригляделись к шалашику и перестали на него обращать внимание, забрался я рано поутру в него и на снегу раскидал клюкву. Вот прилетели тетерева, рас­селись по березам, клюют горькие почки, а внизу, видят, клюква красная на белом снегу. Один петух слетел, осторожно подходит. Что делать? Ружье мое длинное - чуть шевельнешься, догадается и сам улетит, и все улетят. Скажите, что бы вы на моем месте сделали?

- Что сделали? - сказал один охотник. - Я бы дал первому поклевать...

Другой охотник еще что-то сказал, третий еще, заспорили. А Кирсан все сидел и молча улыбался.

Ну, скажи, Кирсан Николаевич, - обратились мы наконец к самому хозяину, - расскажи, как же ты поступил.

Я поступил просто, - ответил Кирсан. - Когда петух взял клюквину в рот, стало ему после березовых почек очень кисло; он от кислого зажмурился, и тут я в него из ружья.

Смеялись мы. Но другой егерь, Камолов, сказал:

На этот раз у тебя сорвалось, Кирсан Николаевич, не сумел ты соврать. Это сказка есть о трех зайцах, что охотник им клюквы дал, они зажмурились, и он их связал, без ружья обошелся.

А ты с ружьем - эка невидаль!

Задание:

Проанализируйте рассказ, ответив на следующие вопросы:

1. В чем идейно-эстетический смысл рассказа?

2. Как в нем показаны взаимоотношения человека и природы?

3. Чем этот рассказ близок произведениям русского фольклора?

4. Какую роль играет в рассказе диалог?

5. Каким предстает в рассказе образ автора?

Или

Напишите собственные вопросы, которые, по-вашему мнению, наиболее удачно помогут проанализировать рассказ.




Создайте эссе на тему «Взаимоотношения человека и природы»

Или

1.2 Предложите свою интерпретацию рассказа М. Зощенко.

Сила таланта


Успех актрисы Кузькиной был потрясающий. Публика била ногами, рычала. Поклонники актрисы кидали на сцену цветы, кричали:

- Кузькина! Ку-узькина!

Один из наиболее юрких поклонников пытался проникнуть на сцену через оркестр, но был остановлен публикой. Тогда он бросился в боковую дверь с надписью: «Посторонним воспрещается» - и скрылся.

Актриса Кузькина сидела в аристократической уборной и думала.

Ах, именно о таком успехе она и мечтала. Потрясать сердца. Облагораживать людей своим талантом…

Но тут в дверь постучали.

- Ах, - сказала актриса, - войдите.

В комнату стреми тельно вошел человек. Это был юркий поклонник. Он до того был боек в своих движениях, что актриса не могла даже его лица рассмотреть.

Он бросился перед ней на колени и, промычав: «Влюблен… потрясен», схватил брошенный на пол сапог и стал покрывать его поцелуями.

- Позвольте, - сказала актриса, - это не мой сапог, это комической старухи… Вот мой.

Поклонник с новой яростью схватил актрисин сапог.

- Второй… - хрипел поклонник, ползая на коленях. - Где второй?

«Господи! - подумала актриса.- Как он в меня влюблен!»

И, подавая ему сапог, робко сказала:

- Вот второй… А вон там мой лиф…

Поклонник схватил сапоги и лиф и торжественно прижал их к груди.

Актриса Кузькина откинулась в кресле.

Господи! Что можно сделать силой таланта! Довести до невменяемости… Успех! Какой успех! Поклонники врываются к ней, целуют ее обувь. Счастье! Слава!

Потрясенная своими мыслями, она закрыла даже глаза.

- Кузькина! - громко закричал режиссер. - Выход!

Актриса очнулась. Поклонника с сапогами уже не было. После выяснилось: кроме сапог и лифа, из уборной исчезла коробка с гримом, парик и - что всего ужасней - один сапог комической старухи, другого поклонник не нашел.

Другой лежал под креслом.

© 2010-2022