Урок - зачет по причастию

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок составила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.

Урок - зачёт в 7 классе «Заседание учёного совета».

Тема. Повторение изученного о причастии.

Цели: проверить уровень сформированности общего представления о причастии как особой форме глагола, его морфологических признаках и синтаксической роли в языке.

Закрепить умения и навыки распознавания причастия от других частей речи, умения производить морфологический разбор.

Развивать интерес к языку и языковым явлениям, формировать навыки исследовательской работы.

Развитие речи: доклад (сообщение) учащегося и его обсуждение;

рецензирование выступлений уч-ся.

Оборудование: эпиграф и оформление урока, карточки с примерами.

Задания учащимся к уроку.

Класс делится на микрогруппы (по 4 человека), каждая из которых получает задание.

Для всех: подготовить ответы на контрольные вопросы по теме (П. 7 - 21).

Индивидуально: подготовить доклад «Причастие как особая форма глагола».

По группам: I. Подобрать предложения с причастиями и причастными оборотами на материале произведений учебника «Литература 7 класса» для синтаксического разбора (по 5 примеров).

II. Подобрать примеры с причастиями для морфологического разбора (по 5 примеров).

III. Подготовить выступление «Склонение причастий».

IV. Подготовить сообщение о причастном обороте и его обособлении.

V. Подобрать материал о правописании Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

VI. Подготовить сообщение о действительных и страдательных причастиях и способах их образования.

Парты составлены по две и на каждой таблички с обозначением: учёные - синтаксисты, морфологи.

Основное содержание работы.

Эпиграф: «Ум хорошо, а два лучше».

Пословица.


  1. Организационный момент урока.

- Уважаемые коллеги! Ребята! Сегодня мы проводим необычный урок. Называется он «Заседание учёного совета».

Учащийся, который готовил доклад, выходит к столу (кафедре).


  1. Работа по теме урока.

- Уважаемые коллеги! Тема нашего учёного совета «Причастие как особая форма глагола и его значение в языке». Прошу записать тему в тетради, внимательно прослушать доклад и принять активное участие в прениях.

Учащиеся записывают тему урока.

Учащийся выступает с докладом примерно 5-7 минут.

- Приступаем к обсуждению доклада.

Группа синтаксистов. В докладе даётся полная характеристика причастия как особой формы глагола. Хотелось обратить особое внимание на взаимоотношения причастия с другими частями речи. Какими именно? Прошу записать следующее предложение и произвести синтаксический разбор.

(Карточки учащихся с подготовленным материалом).

Вывод. Причастие согласуется с именем существительным (у заброшенного

x x

ручья, читающей публики) и выступает в роли главного или второстепенного членов предложения.

x

Например: На полях стоит ещё не скошенная рожь.

Приезжающие на отдых в санаторий заранее оповестили о своём приезде.

В нашем селе трёхэтажное здание ещё не построено.

I группа морфологов. Однако не менее важно посмотреть, какие конкретные признаки имеет причастие, есть ли сходные признаки с другими частями речи.

(Карточки с примерами для морфологического разбора).

Вывод. Причастия имеют категорию рода, числа и падежа как существительные и прилагательные, но по своим признакам очень тяготеют к прилагательному, потому и обозначают признак предмета по действию, отвечая на вопрос какой? Поскольку обозначают признак по действию, то обретают категории глагола: вид и время.

Например: Ученики, написавшие сочинение, вышли из класса. Написавшие -это причастие, отвечает на вопрос какой?, имеют категорию множественного числа, образовано от глагола написать - совершенного вида, прошедшего времени.

II группа морфологов. Наша группа занималась вопросами склонения причастий и обратила внимание на то, что причастия изменяются так же, как и имена прилагательные (по падежам, родам и числам) и имеют такие же окончания, например: у самого синего моря - у синеющего моря; любуюсь синим морем - синеющим морем.

Упр. 55. Стр. 32 учебника «Русский язык 7 класса» под редакцией Л.М.Рыбченковой.

III группа морфологов. Поскольку причастие всё-таки особая форма глагола, оно может при смысловой связи с другими частями речи быть не только зависимым, но и выступать в роли главного слова (т.е. «командира»).Тогда образуется не что иное как причастный оборот, т.е. причастие с зависимым от него словом. Позиция оборота может быть различной.

(ДМ, диктант с комментированным грамматическим заданием).

Вывод. Причастный оборот всегда выделяется паузой в устной речи и запятыми на письме, если стоит после определяемого слова.

IV группа морфологов. На наш взгляд, самый интересный вопрос - это правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Сейчас мы проверим ваши знания в усвоении данной орфограммы.

(ДМ, словарный диктант с комментированием).

Вывод. В полных страдательных причастиях всегда пиши -НН- , в краткой - -Н-.

В отглагольных прилагательных -НН- пишется при условии наличия приставки, кроме НЕ-, суффиксов -ОВА-, -ЕВА- , зависимого слова и если прилагательное образовано от бесприставочного глагола совершенного вида.

V группа морфологов. Мы подготовили вопрос о различении причастий от других частей речи, а именно от прилагательного. Например, рассматриваемый пейзаж - пейзаж, который рассматривают (так можно определить причастие, найдя исходный глагол). Можно причастие

/\

определить по суффиксу - рассматриваемый - от глагола I спряжения, это страдательное причастие настоящего времени.

Упр. 44. Стр. 28.


  1. Итог урока. Диктант «На строительстве завода».

Ещё дальше, на самом краю горизонта, около длинного товарного поезда толпились рабочие, разгружавшие его. По наклонным доскам, спущенным из вагонов, непрерывным потоком катились на землю кирпичи; со звоном и дребезгом падало железо; летали в воздухе тонкие доски. Одни подводы направлялись к поезду порожняком, другие вереницей возвращались оттуда, нагружённые доверху. Тысячи звуков смешивались здесь в длинный скачущий гул: звуки каменщичьих зубил, звонкие удары клепальщиков, тяжёлый грохот паровых молотов, могучие вздохи и свист паровозных труб и изредкаглухие подземные взрывы, заставлявшие дрожать землю. Это была страшная и захватывающая картина…

(По А.Куприну).

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание. Подготовиться к уроку-зачёту (письменно). Повторить п. 7 -21.

Приложение к уроку (ДМ - дидактический материал).

Синтаксический разбор предложений.


  1. Смешанный лес постепенно сменялся зарослями невысокого кустарника.

  2. Комната, устланная мягким пушистым ковром, располагала к отдыху.

Морфологический разбор причастия.

3

1. Небо загустело тучами, расползающимися, как тесто.

3

2. Днём пришлось пробиваться через муть рассвирепевшей погоды.

Диктант с комментированием и грамматическим заданием.

Выделить причастные обороты и указать определяемые слова. Обозначить окончания причастий, определить их род, число, падеж. Расставить знаки препинания.

Между краем обрыва и берегом лежало пространство беспорядочно поросшее бурьяном и кустами одичавшей сирени. Оно явственно хранило следы многочисленных старых и новых оползней. Берег подмываемый подпочвенными водами сползал в море террасами.

На одной из них виднелись остатки гипсовой балюстрады с почерневшими баласинами нанизанными на старые железные прутья. Лежала сбившаяся набок декоративная ваза рядом с ней росла старая туя.

(В.П.Катаев).

Словарный диктант с комментированием (-Н-, -НН-).

Смире…ый взгляд, отобра…ые братом книги, окно занавеше…о, сушё…ая рыба, стеле…ый скатертью стол, подкова…ые сапоги, затеря…ый в чаще родник, свежемороже…ые овощи, были…ый герой,кожа…ое кресло, неезже…ая дорога, стира…ная скатерть, замысел великолепно воплощё…, жела…ый гость, засоле…ые грибы.

Урок № 2 - продолжение.

Тема. Зачёт по теме «Причастие» (письменно).

Цель: проверить уровень сформированности учебных умений и навыков по изученной теме.

Основное содержание работы.

  1. Конструирование словосочетаний. Из данных пар слов составьте словосочетания. Укажите главное, определяемое слово (X), задайте вопрос к зависимому слову - причастию.

Плывущий, облака; зеленеющий, растения; на, трепещущий, осина; восходящий, солнце; летящий, снежинка; в, сверкающий, иней; кипящий, масса; к, спящий, малыш; цветущий, сады; дрожащий, листва.



  1. Составьте предложения, используя следующие сочетания слов в качестве причастных оборотов, стоящих до и после определяемого слова.

Отразившаяся в зеркальной воде; нарисованный акварельной краской; никому пока неизвестная; увлекаемая бурлящим потоком; ослеплённая недавно сверкнувшей молнией.



  1. Образуйте от глаголов все возможные формы причастий, обозначьте формообразующие суффиксы.

Бегать, летать, сберегать, беречь, превозносить, охранять, сохранить, волновать, бороться, строить, блистать, растащить, приземлиться.



  1. Замените сложноподчинённые предложения простыми с причастным оборотом.

  1. Ученики, которые написали сочинение, вышли из класса. 2. Студент, который изучал материал, воспользовался справочником. 3. Правила, которые изучали в прошлом году, мы периодически повторяем. 4. Край берега, который виден на горизонте, скрылся окончательно.



  1. Спишите предложения, объяснив написание НЕ с причастиями.



  1. Все дома приплюснуты, давно (не) штукатурены, крыши (не) крашены, ставни затворены. (Ч.) 2. Это была чудесная, ни с чем (не) сравнимая ночь победы. (Кат.) 3. Мы бредём по тем дорожкам, где (не) кошена трава. (Исак.) 4. Это был (не) купленный, а собственный крыжовник. (Ч.) 5. На столе напёрсток, (не) довязанный старушкою чулок. (Ч.). 6. Чудесное, никогда (не) виданное зрелище очаровывает меня. (Купр.). 7. Какая (не) истощимая сила творчества таится в человеке! (Пришв.).



  1. Морфологический разбор причастия из учебника стр. 72-73, п. 21 (по указанию учителя).








© 2010-2022