- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Мотив желание и его развитие в лирике М. Ю. Лермонтова (Конспект урока литературы 7 класс)
Мотив желание и его развитие в лирике М. Ю. Лермонтова (Конспект урока литературы 7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Елаева Т.А. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ
МОТИВ «ЖЕЛАНИЕ» И ЕГО РАЗВИТИЕ В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
Тип урока: семинар-практикум
Образовательная цель:
-
Раскрыть структуру мотива «желание», показать связь мотива с основными темами лирики Лермонтова (свободы, одиночества, вызова высшим силам, в том числе смерти)
-
Показать специфику лирического героя Лермонтова
Развивающая цель:
-
Анализировать, сравнивать, обобщать объекты чтения
-
Владеть литературоведческой терминологией (лирический герой, лирический сюжет, мотив, образ)
Воспитательная цель:
-
Уметь работать в группе
-
Отвечать за персональную работу
Опережающее задание:
-
Написать эссе о смысле желаний, о том, может ли человек преодолеть свои желания или они окажутся сильнее, «задавят» человека; прокомментировать слова шекспировского героя герцога Орсино из комедии «Двенадцатая ночь»: «Желание надо напоить, пресытить, чтобы, изнешившись, угомонилось».
-
Познакомиться со стихотворениями Лермонтова «Желание», «Пленный рыцарь», «Выхожу один я на дорогу» и вопросами к произведениям.
Оборудование:
-
Художественное чтение стихотворения «Пленный рыцарь» в исполнении В.Самойлова;
-
Романс Е.Шашина «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Д.Хворостовского
-
Тексты стихотворений Лермонтова и вопросы к произведениям в конвертах (для жеребьевки).
-
Запись художественного чтения стихотворений «Узник» и «Сосед» в исполнении С.Старчикова.
Форма урока: групповая работа
Ход урока:
I. Установка на восприятие темы - комментарий к сочинениям-эссе о смысле желаний, выборочное чтение фрагментов работ
II. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы посмотрим, как Лермонтов и его герои выражают свои желания, каковы эти желания. Запись темы в тетради. Жеребьевка задания (представитель от группы выбирает конверт с заданием - стихотворением и вопросами к нему). По ходу работы заполняем таблицу:
«Желание» (1832г.)
«Пленный рыцарь»(1840г.)
«Выхожу один я на дорогу» (1841г.)
Вывод:
III. Анализ стихотворения «Желание».
Чтение стихотворения учителем.
-
Обратите внимание на то, что стихотворение является лирическим монологом, т.е. речь звучит от 1-го лица. Представьте, как выглядит говорящий, опишите его внешность.
-
Почему ЛГ требует дать «на жизнь и волю, как на чуждую мне долю, посмотреть поближе мне»? Предположите, где он находится, какова его судьба.
-
О чем мечтает узник? - Первая строфа. Полнота жизни и радость свободы, красоты и любви. Это, казалось, самые обыкновенные желания. Но этим его желания не исчерпываются.
-
Почему ЛГ не требует крепкую ладью, а требует «челнок дощатый с полусгнившею скамьей», ветхий парус, «ознакомленный с грозой»? - Вторая строфа. ЛГ желает бросить вызов стихии, вырвать ощущение силы в борьбе со стихией. Объясните, почему он хочет быть «беззаботен и один»? Тягостно ли, горестно ему такое одиночество? - Нет, он мечтает обрести в «буйном споре с дикой прихотью пучин» не только силу и физическую крепость, Но и доказать свою удаль, силу духа, мужество в поединке со стихией. В этом проявляется настоящее молодечество - «потешусь».
-
Говоря о своих желаниях, обращаясь к неизвестным силам, ЛГ выбирает несколько даже странную для его положения узника форму. В каком наклонении использованы глаголы, выражающие мечту? Каков смысл употребления императива? Сколько раз повторяется воззвание-приказание? - Обращаясь к высшим силам, узник не молит, а дерзновенно приказывает, требует волю, смелости поступка и любви - всего, без чего невозможна человеческая жизнь.
-
С какой интонацией следует выразить чувства ЛГ, читая первые две строфы?
-
Перечитайте про себя третью строфу и подумайте, как должна измениться интонация и почему? - Умиротворение и покой мечтает найти ЛГ в дивном месте, напоминающем райский сад. Опишите его. - Великолепный восточный дворец, фонтаны, аромат и сияние винограда, тишина, в которой так нежно убаюкивает журчание воды…
-
Чем отличаются 1,2 и 3 строфы? - Антитеза: движение и покой, дерзновение, мятежность и умиротворение, благодатное ощущение красоты мира. Однако желания ЛГ не противоречивы. Узник не смиряется с неволей.
-
Почему в финале стихотворения многоточие? - ЛГ как будто, мечтая, погружается в дремоту.
IV. Анализ баллады «Пленный рыцарь»
Слушаем балладу в исполнении В.Самойлова.
-
Почему баллада называется «Пленный рыцарь»? Что мы знаем о судьбе героя?
-
Чем герой баллады близок герою «Желания» и чем отличается от него? - Он тоже узник и размышляет в заточении о свободе.
-
Чью речь могут услышать? Чей монолог звучит как обращение к слышащим? - Пленный рыцарь молчит, это его внутренний монолог.
-
Что он видит из окошка темницы? Какие чувства он переживает, глядя на «синее небо» и «вольных птиц»? Какие чувства это вызывает у читателей? - Рыцарь смотрит на мир из окна на небо и птиц снизу вверх. Это положение просителя. Он, кажется, не уверен в возможности что-то изменить.
-
Какие воспоминания могут ненадолго утешить рыцаря? Почему?
-
Как вы понимаете смысл 3-ей строфы? Как раскрывается аллегория в 4-ой строфе? Как называется художественный прием?
-
Почему герой в своем внутреннем монологе обращается к «быстрому, летучему времени»? - Он, подобно ЛГ стихотворения «Желание», дерзает повелевать самой свободной стихией - временем. Здесь он первый и единственный раз (но с какой силой!) говорит требовательно (глагол в императиве).
-
Как вы понимаете две последние строчки баллады? К кому устремляется в своем последнем походе рыцарь? Обратите внимание, как встретит рыцаря смерть, кем она предстанет перед ним, что сделает для него? - Смерть будет служить рыцарю, она будет держать его стремя, будет его слугой.
-
Почему, встретившись со смертью, рыцарь «сдернет с лица… забрало»? - Вызов времени и смерти.
-
О чем это произведение - о поражении и гибели пленного рыцаря или о торжестве свободного человека над временем и смертью?
V. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу»
Послушаем романс Е.Шашиной в исполнении Д.Хворостовского.
-
Какое впечатление произвело на вас это произведение, музыкальное истолкование стихотворение Лермонтова? - Светлая надежда, тихая печаль, задумчивость, умиротворенность, тоска…
-
Какие цвета и оттенки вы бы использовали, если бы создавали иллюстрацию-пейзаж к 1,2 строфам стихотворения?
-
Что поражает героя в открывшемся мире?
-
Почему ему «больно и трудно»? Что он стремится обрести?
-
Кому может принадлежать голос, поющий про любовь?
-
Почему дуб назван «темным», а не старым и могучим?
-
Попробуйте разгадать смысл сна-мечты ЛГ: какой образ символизирует покой, а какой - свободу?
-
Как, по-вашему, надо прочитать стихотворение? Каким будет темп чтения? Как изменится мелодия интонации от начала к финалу? Какие строфы будут разделены самой длительной паузой?
VI. Вывод.
-
Какой мотив связывает три стихотворения?
-
Чем близки герои?
-
В чем разница выражения мотива «желание» в этих произведениях?
-
Из приведенного перечня высших смыслов бытия выберите те, которые выражены в лермонтовском мотиве «желание» (на внутренней доске):
Воля, покой, любовь, счастье, красота, свобода, творчество, радость жизни, удача, умиротворение, любование миром
-
Как развивается этот мотив в лирических произведениях?
-
Какой смысл или смыслы, выраженные в прочитанных произведениях Лермонтова, ценны для современного читателя?
VII. Домашнее задание:
Прослушаем два стихотворения Лермонтова в исполнении С.Старчикова. Почему мы их сейчас включили? Какое отношение они имеют к теме нашего разговора? Подумайте дома, как мотив «желание» проявляется в стихотворениях Лермонтова «Узник» (1837г.) и «Сосед»(1837г.
Вопросы при подготовке домашнего задания к уроку
Вопросы для анализа стихотворения «Желание»:
1.Обратите внимание на то, что стихотворение является лирическим монологом, т.е. речь звучит от 1-го лица. Представьте, как выглядит говорящий, опишите его внешность.
2.Почему ЛГ требует дать «на жизнь и волю, как на чуждую мне долю, посмотреть поближе мне»? Предположите, где он находится, какова его судьба.
3.О чем мечтает узник?
4. Почему ЛГ не требует крепкую ладью, а требует «челнок дощатый с полусгнившею скамьей», ветхий парус, «ознакомленный с грозой»? Объясните, почему он хочет быть «беззаботен и один»? Тягостно ли, горестно ему такое одиночество?
5.Говоря о своих желаниях, обращаясь к неизвестным силам, ЛГ выбирает несколько даже странную для его положения узника форму. В каком наклонении использованы глаголы, выражающие мечту? Каков смысл употребления императива? Сколько раз повторяется воззвание-приказание
6.С какой интонацией следует выразить чувства ЛГ, читая первые две строфы?
7.Перечитайте про себя третью строфу и подумайте, как должна измениться интонация и почему
8.Чем отличаются 1,2 и 3 строфы?
9.Почему в финале стихотворения многоточие?
Вопросы для анализа баллады «Пленный рыцарь»
1. Почему баллада называется «Пленный рыцарь»? Что мы знаем о судьбе героя?
2. Чем герой баллады близок герою «Желания» и чем отличается от него?
3. Чью речь могут услышать? Чей монолог звучит как обращение к слышащим?
4.Что он видит из окошка темницы? Какие чувства он переживает, глядя на «синее небо» и «вольных птиц»? Какие чувства это вызывает у читателей?
5.Какие воспоминания могут ненадолго утешить рыцаря? Почему?
6.Как вы понимаете смысл 3-ей строфы? Как раскрывается аллегория в 4-ой строфе? Как называется художественный прием?
7.Почему герой в своем внутреннем монологе обращается к «быстрому, летучему времени?
8.Как вы понимаете две последние строчки баллады? К кому устремляется в своем последнем походе рыцарь? Обратите внимание, как встретит рыцаря смерть, кем она предстанет перед ним, что сделает для него.
9.Почему, встретившись со смертью, рыцарь «сдернет с лица… забрало»?
10.О чем это произведение - о поражении и гибели пленного рыцаря или о торжестве свободного человека над временем и смертью?
Вопросы для анализа стихотворения «Выхожу один я на дорогу»
-
Какое впечатление произвело на вас это произведение, музыкальное истолкование стихотворение Лермонтова?
-
Какие цвета и оттенки вы бы использовали, если бы создавали иллюстрацию-пейзаж к 1,2 строфам стихотворения?
-
Что поражает героя в открывшемся мире?
-
Почему ему «больно и трудно»? Что он стремится обрести?
-
Кому может принадлежать голос, поющий про любовь?
-
Почему дуб назван «темным», а не старым и могучим?
-
Попробуйте разгадать смысл сна-мечты ЛГ: какой образ символизирует покой, а какой - свободу?
-
Как, по-вашему, надо прочитать стихотворение? Каким будет темп чтения? Как изменится мелодия интонации от начала к финалу? Какие строфы будут разделены самой длительной паузой?
Вывод.
-
Какой мотив связывает три стихотворения?
-
Чем близки герои?
-
В чем разница выражения мотива «желание» в этих произведениях?
-
Из приведенного перечня высших смыслов бытия выберите те, которые выражены в лермонтовском мотиве «желание» (на внутренней доске):
Воля, покой, любовь, счастье, красота, свобода, творчество, радость жизни, удача, умиротворение, любование миром
-
Как развивается этот мотив в лирических произведениях?
-
Какой смысл или смыслы, выраженные в прочитанных произведениях Лермонтова, ценны для современного читателя?