Открытый урок по русскому языку Виды предложений по цели высказывания 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Курасовская общеобразовательная школа»

Курского района Курской области













Открытый урок по русскому языку в 5 классе



«Виды предложений по цели высказывания»










Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы,

вторая квалификационная категория

Писарева Ирина Николаевна

Цели:

  1. образовательная: повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы, изучить виды предложений, различные по цели высказывания , правильно формулировать, произносить их и расставлять знаки препинания;

  2. развивающая: развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора;

  3. воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: карта путешествия, таблицы с условными обозначениями, доска, листы А4, жетоны , смайлики.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый-

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации. А какое путешествие без карты?

Но перед нашим уроком возникла непредвиденная ситуация: злой волшебник стер все условные обозначения, чтобы мы не могли попасть в эту замечательную страну. Что же делать? Не будем отчаиваться, ведь самое главное, что у нас есть - это наши знания и желание преодолевать трудности.

Что бы решить эту трудную задачу, мы разделимся на команды «Буратино», «Мальвина» и «Алиса». За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Победит та команда, у которой будет наибольшее количество жетонов. Важным условием будет соблюдение дисциплины. Всем понятно? Итак, мы начинаем.

3. Во- первых, мы должны воссоздать все, что было ранее написано на карте. Сделать мы это сможем, отвечая на вопросы. Ответы и будут условными обозначениями на карте.

Работа по вопросам/ повторение теоретического материала/. (По мере того, как ученики отвечают на вопросы, карта страны заполняется табличками с названиями).

1.Что изучает синтаксис?

2.Что называется словосочетанием? Примеры.

З.Что называется предложением? Примеры.

4.Что изучает пунктуация? Какие знаки препинания вы знаете?

Страна Синтаксиса и Пунктуации - волшебная страна, в ней много тайн, знаков и условных обозначений. Давайте сейчас посмотрим на эти обозначения и скажем, что каждое из них обозначает :

- грамматическая основа предложения;

- второстепенные члены предложения.

Вы справились со сложной задачей: смогли восстановить карту волшебной страны, и теперь мы можем путешествовать по ней. Но приключения на этом не закончились, волшебник приготовил нам много различных испытаний.

1-е испытание. Ребята, к вам обращается первая учительница. Она просит вас помочь ей рассказать «первоклашкам» о школе, составить правила, по которым им легче будет ориентироваться в школьной жизни, и узнать как им живется в школе, составьте «опросник». А для этого вам необходимо заполнить листы, которые лежат у вас на партах.

-Посмотрите на тексты, которые у вас получились. Ответьте на вопросы /написаны на доске/.

1.Скажите, зачем мы составили каждый документ? /рассказать о школе, задать вопрос, предложить правила для первоклашек/.

Молодцы! Какая же единица языка помогла нам в этом?

2.Одинаковые ли это предложения по своему виду?

3.Чем же они отличаются друг от друга в каждом тексте? /у них разная цель/.

-Давайте выпишем подчеркнутые слова на доску и попробуем составить с этими словами словосочетания. Что у нас получилось? /цели урока/

-изучить виды предложений, различные по цели высказывания;

-научиться находить, правильно произносить предложения с различной целью высказывания;

-ставить нужные знаки препинания.

4. Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

5. Ребята, чтобы вам весело было путешествовать, давайте немного поиграем.

Физкультминутка: /приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение/ (дети делают наклоны : если термин относится к синтаксису- влево наклон, если нет- вправо)

6. Подумайте, от какого слова образовалось слово «высказывание»? Назовите однокоренные слова;

Учащиеся: сказать, рассказать, сказ.

Выделим корень -сказ- /запись в тетрадь/.

2-е испытание. Ребята, учительнице вы помогли, но волшебник не хочет открывать нам новые неизведанные места на карте. Хочет, чтобы мы провели небольшое исследование. Вы согласны! Тогда вперед!

-Сколько видов предложений перед вами?/три/

-Что несет в себе каждый вид? /Сообщение, вопрос, пожелание, просьбу/

Это цели: цель сообщить информацию, цель задать вопрос и цель выразить просьбу.

-Давайте вместе предположим, какие виды предложений в соответствии с целью мы можем обозначить.

Повествовательное, вопросительное, побудительное.

7. Работа с учебником. Откройте учебник и сверьте свои ответы, все ли правильно . -Обратимся к материалу учебника с. 56-57.

1.Стрелочки помогут нам правильно произносить предложения, повышать и понижать голос, в соответствии с видом предложения, /учащиеся читают, произносят, примеры записывают в тетрадь/

Учитель: Ребята, давайте с вами опять обратимся к нашим задачам, поставленным в начале урока. Какую задачу мы с вами решили? /правильно произносить предложения, различные по цели высказывания/

3-е испытание. На доске записаны предложения:

Пусть книга будет тв.. им к..раблём в океан... знаний Можно ли прож...ть без книг Книга- твой дру. и товарищ(ь).

Задание: Определите, какие предложения по цели высказывания. Спишите их, поставив нужный знак в конце предложения. Вставьте пропущенные буквы, объяснив орфограммы. /Один ученик работает у доски/

8. Итог урока.

- какие задачи мы ставили сегодня на уроке?

- какие вы теперь знаете предложения по цели высказывания?

-для какой цели используется каждый из видов предложения?


9. Рефлексия.

-подведите итог своей работы по жетонам, заработанным вами в течение урока, в дневник поставьте соответствующую отметку;

- на партах у вас лежат смайлики с различной мимикой, выберете тот, который больше всего подходит для оценки сегодняшнего урока и покажите мне. Молодцы!

Д/З /записано на доске/.

Мальчики- упр. 145(по заданию учебника)

Девочки - упр. 146 (по заданию учебника).



© 2010-2022