Урок по русскому языку для 6 класса Имя прилагательное как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку для 6 класса «Имя прилагательное как часть речи».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Требования к уровню подготовки учащихся:

учащиеся должны:

знать общее грамматическое значение, морфологические признаки,

синтаксическую роль прилагательного;

уметь аргументировано доказывать принадлежность слова к имени прилагательному;

отличать прилагательное от однокоренных слов других частей речи по

совокупности признаков;

правильно использовать имена прилагательные в речи.

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория 5-9 кл.» В.В. Бабайцева,

Л.Д.Чеснокова; «Русский язык. Практика. 6 класс»/ Под ред. Г.К.Лидман-

Орловой, репродукции картин художников- импрессионистов,

мультимедийный проектор, экран, опорные карточки, толковый и

иностранный словари, поэтические сборники О.Мандельштама,

Н.Заболоцкого.

Приёмы работы: устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ

,,трудных" слов, составление грамматического алгоритма, кластера,

творческая работа, выборочный диктант.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Установка на активную познавательную деятельность.

Учитель: Я предлагаю вам прослушать текст и ответить на вопрос: какова основная мысль данного текста?

В сотый раз я пожалел, что не родился художником. Надо было передать в красках эту геологическую поэму. В тысячный раз я почувствовал вялость человеческой речи. Не было ни слов, ни сравнений, чтобы описать могущество кратеров, дыхание моря, влитого в их пропасти, крики орлов и тысячи малейших ласковых вещей - всплесков воды, прозрачных струй, солнечных зайчиков и нежнейших водорослей и медуз, сообщавших величавому пейзажу оттенок простоты и безопасности. Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затененные углы, выстланные черным блеском и светлой подводной травой, темную прозрачность волн, качавших далеко внизу спины серебряных пеламид, и, наконец, луну, видную снизу даже днем и похожую на клубок розового пара, замерзшего в холоде недосягаемых высот.

К.Паустовский

Ученик: Основная мысль текста: неспособность человека передать свои впечатления от увиденного из-за недостатка определенных знаний..

III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и целей урока. Изучение

нового материала.

Учитель: Какие слова помогают ярко и образно описывать окружающий нас мир?

Ученик: Имена прилагательные.

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Ученик: Об именах прилагательных.

Учитель: Вы уже имеете представление о прилагательном как части речи из курса начальной школы, 5 класса. Таким образом, какова цель нашего урока?

Ученики: На уроке мы должны обобщить и расширить знания об имени прилагательном как части речи.

Учитель: Каким образом мы можем решить эту задачу?

Ученик: Составить грамматический алгоритм, кластер или прочитать параграф в учебнике.

Учитель: Я предлагаю разделиться на несколько групп. Первая группа самостоятельно составляет кластер, вторая группа работает с учителем по составлению грамматического алгоритма, а третья - читает параграф при помощи приема «Инсерт» (самостоятельно читая учебный текст, делайте в нем пометки: «V» - эту информацию знаю, «+» - это новая для меня информация, «?» - эта информация мне непонятна, у меня есть вопросы). Проанализируйте формулировки заданий, оцените степень их сложности и выберите то задание, которое вас заинтересовало.

Задание для 1 группы

Составьте кластер по ответам, которые вы дадите после выполнения задания «Веришь ли ты».

- Верите ли вы, что прилагательное образуется от существительного?

- Верите ли вы, что прилагательное не связано с существительным?

- Верите ли вы, что прилагательное изменяется по числам и падежам?

- Верите ли вы, что прилагательное - это самостоятельная часть речи?

- Верите ли вы, что в предложении прилагательное выполняет функцию определения, сказуемого?

- Верите ли вы, что прилагательное имеет склонение?

Задание для 2 группы

Работа по составлению грамматического алгоритма

Учитель: Что включает в себя понятие грамматический алгоритм?

Ученик: Общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки части речи, в частности имени прилагательного.

Учитель: Я приглашаю вас в мастерскую художников XIX века.

Слайд №1 (На фоне презентации картин художников - импрессионистов ученик читает стихотворение О. Мандельштама «Импрессионизм»)

Художник нам изобразил

Глубокий обморок сирени

И красок звучные ступени

На холст, как струпья, положил.

Он понял масла густоту -

Его запекшееся лето

Лиловым мозгом разогрето,

Расширенное в духоту.

А тень-то, тень все лиловей,

Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет,-

Ты скажешь: повара на кухне

Готовят жирных голубей.

Угадывается там качель,

Недомалеваны вуали,

И в этом солнечном развале

Уже хозяйничает шмель.

Учитель: Что предстало вашему взору, какие впечатления произвели на вас эти картины?

Ученик: Пейзажи. Все картины понравились, они какие - то необычные.

Учитель: Совершенно верно, в отличие от романтиков и реалистов, тяготеющих к изображению исторического прошлого, художников этого нового направления притягивала современность: жизнь маленьких кафе, шумных улиц, парков, живописные берега Сены, мосты, вокзалы, неприметная красота сельских деревушек и пейзажей. Они стремились отобразить мимолетное видение, передать возникшее чувство от увиденного.

Почему стихотворение получило такое название? Что такое импрессионизм?

(ответы учащихся)

Словарная работа с опорой на этимологический анализ слова

Учитель: Найдите в словаре иностранных слов лексическое значение слова импрессионизм.

(Импрессионизм - (фр. впечатление), направление в искусстве последней трети 19-нач.20 в.; наиболее полное выражение получило во французской живописи. Стремясь запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, добиться живой достоверности изображения, воссоздать единство человека и окружающей его среды, импрессионисты-живописцы разработали систему пленэра; они писали раздельными мазками «чистого цвета», т.е. не применяли смешанных красок.)

«Узнавание прилагательного в лицо»

Учитель: Выпишите имена прилагательные из стихотворения «Импрессионизм».

Глубокий, звучные, запекшееся, лиловым, расширенное, лиловей, жирных, солнечном.

Учитель: По какому принципу вы выбирали из текста слова?

Ученик: По вопросу.

Учитель: На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Ученик: Какой? Чей?

Учитель: Только ли по вопросу определяется принадлежность слова к той или иной части речи?

Сравните слова звучные и запекшееся, от каких слов они образовались?

Ученик: Звучные - от слова звук, запекшееся - от запеклись.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Ученики: Слова: запекшееся, расширенное - не относятся к имени прилагательному, так как обозначают признак предмета по действию.

Учитель: Совершенно верно, это причастия, о них вы узнаете в 7 классе. Таким образом, при нахождении прилагательных в речи необходимо учитывать их словообразовательную модель и значение.

«Вспомним морфологические признаки прилагательного»

Учитель: Составьте автобиографию одного прилагательного из стихотворения О.Мандельштама «Импрессионизм» с опорой на его морфологические признаки.

Словарная работа с опорой на этимологический анализ слова

Учитель: Найдите в толковом словаре лексическое значение слова автобиография.

(Автобиография - греч. описание своей жизни.)

Ученик: Я, прилагательное «солнечном», происхожу из семьи существительного. Мой отец - солнце. В предложении я обозначаю признак предмета. Моя мать подарила мне вопрос «каком?», научила изменяться по родам, числам и падежам. Сейчас я стою в форме мужского рода, единственного числа, предложного падежа.

Учитель: Какой можно сделать вывод по определению морфологических признаков прилагательного?

Ученик: Морфологические признаки прилагательного зависят от существительного, к которому оно относится.

(проверка выполнения заданий 1,3 групп)

1 группа

Какой? Чей? ( Зеленый - какой? Синицын - чей?)

Общее грамматическое ← Имя прилагательное →Морфологические признаки: значение: обозначение признака род, число, падеж предмета ↓ (фиолетовой дымкой -ж.р.,

ед. ч., Т.п.)

Синтаксические признаки: определение

(Вдруг подул холодный ветер. По небу поползли серые грозовые тучи.)

Учитель: Проверка выполненных заданий показала, что все группы столкнулись с одной проблемой: определение синтаксической функции прилагательного в предложении. Поэтому я предлагаю вам объединиться для решения этой проблемы.

Практическая исследовательская работа

Учитель: Предлагаю вам посмотреть на отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого «Вечер на Оке» и подумать, какова синтаксическая роль прилагательных?

Слайд № 2

В очарованье всякого пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Ученик: Подлинная - определение, видна - не знаем.

Учитель: Видна - краткое прилагательное, поэтому является сказуемым.

Таким образом, в результате анализа исследуемого материала мы с вами

подошли к ответу на вопрос о синтаксической функции прилагательного.

Ученик: В предложении прилагательное является определением или сказуемым.

Учитель: Закончите свою работу по группам.

1 группа

Какой? Чей? ( Зеленый - какой? Синицын - чей?)

Общее грамматическое ← Имя прилагательное → Морфологические признаки: значение: обозначение признака род, число, падеж предмета ↓ (фиолетовой дымкой -ж.р.,

ед. ч., Т.п.)

Синтаксические признаки: определение, сказуемое

(Вдруг подул холодный ветер. По небу поползли серые грозовые тучи)

Она удивительна и нежна.)

2 группа

Грамматический алгоритм


  1. Вопросы: какой? чей?

  2. Общее грамматическое значение: обозначение признака предмета.

  3. Морфологические признаки: род, число, падеж.

  4. Синтаксические признаки: определение, сказуемое.

V. Закрепление полученных знаний

Учитель: Сейчас мы совершим экскурсию в Музей искусств. Побываем в выставочном зале голландского художника Ван Гога.

( Сообщение ученика о творчестве Ван Гога и кратко о картине «Звездная ночь»)

Слайд №3

Творческое задание (дифференцированное)

1 группа (сильные учащиеся)

Опишите картину Ван Гога «Звездная ночь», используя в речи имена прилагательные.

2 группа (основной состав класса)

Опишите картину Ван Гога «Звездная ночь», используя опорные карточки (по выбору учащихся).

Карточка №1

Что человек видит на картине

(предметы, цвет, формы, тени, технику изображения...)

Что человек чувствует

(эмоции, идеи, мысли, впечатления …)




Карточка №2

1

Что делает картину особенной?

2

Информация о происхождении

картина

3

Что мы можем видеть на картине?

4

Манера/ техника рисования

5

На чем сфокусировал внимание автор

6

Ассоциации (звуки, запахи ...)

7

Есть ли контраст?

8

Сравнение с другими видами

искусства

9

Общее впечатление

10

Интерпретация

3 группа (слабые учащиеся)

С прилагательными «удивительная», «волшебная», «таинственная» составьте и запишите предложения для описания картины Ван Гога «Звездная ночь».

Учитель: С какой целью вы использовали прилагательные в речи?

Ученики: Они украсили речь, сделали её выразительной, так как акцент делался на признаки предметов.

Выборочный диктант

Учитель: Выпишите из текста или предложений словосочетания: существительное и прилагательное, определите морфологические признаки прилагательных. В тексте или предложениях определите синтаксическую функцию прилагательных.

VI. Подведение итогов урока. Этап рефлексии

Учитель: Вспомните и самостоятельно запишите уже известную вам информацию о прилагательных.

Я знал(а)

Новая информация

Свойства прилагательных

Вопросы


VII. Домашнее задание (по выбору)


  1. Составить для одноклассников тест по теме: «Имя прилагательное как часть речи»: «Верно ли утверждение?»

  2. Упражнение 266 («Практика»)

3. Вообразите, что вы попали утром в зимний лес. Опишите, какие пейзажные

зарисовки открылись вашему взору, используя имена прилагательные.

© 2010-2022