Урок в 9 классе по теме Особенности сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование технологии РКМЧП при изучении сложносочинённого предложения в 9 классе

Размышляя над сценарием урока, важно выбрать приёмы, которые способствуют формированию навыков продуктивной мыслительной деятельности, самостоятельности учеников. Изменить установку на репродуктивное восприятие позволяет применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, предоставить условия для осмысления нового материала и в итоге помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Предлагаю разработку урока русского языка в 9 классе по теме «Особенности сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении» с использованием приёмов технологии РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо»).

Урок сопровождается электронной презентацией, на слайдах которой помещается материал для наблюдения, обсуждения и самопроверки. В учебном тексте, данном ученикам для осмысления, содержится почти весь теоретический материал по теме «Сложносочинённое предложение», который необходимо знать девятиклассникам, кроме классификации сложносочинённых предложений по типу сочинительных союзов.

Таким образом, на первом уроке учащиеся закрепляют и углубляют знания о структуре сложносочинённого предложения, постановке знаков препинания в нём. На последующих занятиях отрабатываются практические навыки по теме, в том числе включается анализ сложных предложений с разными типами сочинительных союзов. Повторяются темы: «Односоставное предложение», «Омонимичные части речи» (отличие омонимичных сочетаний тоже - то же, также - так же, зато - за то), проводятся речевые упражнения (комплексный анализ текста, изложение небольшого по объёму текста, сочинение-миниатюра).

Домашнее задание дано по учебнику С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко.

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Особенности сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении»

Цели урока: 1) сравнение сложносочинённого предложения с другими видами сложных предложений и с простыми предложениями с однородными членами; 2) анализ логической структуры определения сложносочинённых предложений; 3) развитие умения работать с учебным текстом: устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных; 4) воспитание коммуникативности, самостоятельности.

Материал для урока: учебный текст на отдельном листе и распечатка упражнений каждому ученику, электронная презентация для самопроверки.

ХОД УРОКА


  1. Актуализация знаний

Приём «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения. Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернёмся к этим высказываниям позже.

А) Сложносочинённые предложения состоят из двух или нескольких простых предложений.

Б) Одна часть сложносочинённого предложения зависит от другой.

В) Для связи частей сложносочинённого предложения используются сочинительные союзы.

Г) Союзы А, НО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЕСЛИ, ИЛИ, ЧТО - сочинительные.

Д) В сложносочинённом предложении перед союзом И всегда ставится запятая.


  1. Совместное определение темы и целей урока

- Сформулируйте тему нашего урока: о чём мы будем говорить?

- Какие цели мы можем перед собой поставить?


  1. Изучение нового материала

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Приём «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст, делайте в нём пометки:

«Y» - эту информацию знаю;

«+» - это новая для меня информация;

«?» - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Понятие сложносочинённого предложения

  1. Сложносочинёнными называют такие сложные предложения, в которых простые предложения (предикативные части) связаны между собой сочинительными союзами и интонацией: Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. (А. Пушкин.)

Как видно из примера, данное сложносочинённое предложение, во-первых, состоит из двух простых предложений (предикативных частей):

  1. Сердито бился дождь в окно; 2) ветер дул, печально воя.

Во-вторых, простые предложения (предикативные части), входящие в состав сложного предложения, не зависят друг от друга: от одной части к другой нельзя поставить вопрос к другой. Части сложносочинённого предложения связаны между собой сочинительной связью.

В-третьих, хотя простые предложения (предикативные части), входящие в состав сложносочинённого предложения, и имеют относительную независимость, вместе они составляют единое смысловое целое, одно сложное предложение. В приведённом примере изображена картина бури: одновременно и дождь хлещет, и ветер завывает…

2. Связь простых предложений (предикативных частей) в составе сложного предложения передаётся с помощью: а) сочинительных союзов (в нашем примере это соединительный союз И); б) интонации: голос повышается в конце первой части предложения и понижается в конце всего сложного предложения:

Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.

Предложение в целом, а не одна его часть имеет интонацию завершённости.

3. Используются и дополнительные средства связи. Например, наличие общего второстепенного члена для частей предложения:

Вечером похолодало и пошёл снег.


  1. Части сложносочинённого предложения разделяются запятой. Иногда в сложносочинённом предложении перед союзом И ставится тире.

Тире ставится, если передаётся быстрая смена событий или их внезапность:

Она глядит - и сердце в ней забилось чаще и сильней. (А. Пушкин.)

5. Запятая перед союзом И не ставится:

А) если его части объединены

второстепенным членом

общим придаточным предложением.

Например:

С каждым шагом вперёд горная панорама точно раздавалась всё шире и шире и небо делалось глубже. (Д. Мамин - Сибиряк.)

Звёзды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском. (И. Тургенев.);

Б) если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

Например:

Это кто такие и что им надобно?

  1. Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Например:

Я стал читать и скоро пристрастился к книгам.

Я стал читать, и во мне пробудилась страсть к книгам.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

- Какая информация из текста вам была известна?

- Вернёмся к первой части и кратко запишем признаки сложносочинённого предложения

ССП:

  • Два и более простых предложения.

  • Части ссп не зависят друг от друга.

  • Сочинительные союзы.

  • Интонация.

  • Единое смысловое целое.

- Что нового узнали из текста?

- Как вы поняли, что значит «общий второстепенный член», «общее придаточное предложение»?

- Придумаем сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом «в школе».

- Объясните, в чём важность пункта 5?

В. Отработка навыков распознавания сложносочинённого предложения и постановки знаков препинания.

Примечание:

После каждого задания проводится самопроверка по слайду, затем обсуждение вопросов.

Задание 1

Выпишите номера сложносочинённых предложений. Докажите.

  1. Роскошное утро, везде блестит роса на траве.

  2. Пришло время, когда грибам стало тесно.

  3. Лиловый подлесок пожелтел, и под ними уже ковёр жёлтой листвы.

  4. Тихо, и синева повисла между ещё зелёными дорожками.

(М. Пришвин.)

5) Откуда-то прилетела сорока и отчаянно застрекотала.

6) Став лицом к солнцу, Вася пошёл в противоположную сторону и почти сразу же набрёл на крохотный родничок. (П. Проскурин.)

7) Полюбуйся: весна наступает…(И. Никитин.)

8) Север дышит ветром ночи полынь колышет. (И. Бунин.)

9) Смелый там найдёт, где робкий потеряет.

10) То солнце тусклое блеснёт, то туча чёрная висит.

11) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

12) Всё проходит, да не всё забывается.

Самопроверка по слайду, самооценка.

- Какие предложения вызвали затруднение?

Задание 2.

- Укажите номера сложносочинённых предложение с общим второстепенным членом или общим придаточным. Знаки препинания не поставлены.

1) В сумерки в небе начали появляться первые звёзды и зажглись огни па пароходах.

2) В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги.

3) Душно стало в доме и я вышел на воздух освежиться.

4) На площади шёл митинг и звучали горячие речи ораторов.

5) На площади шёл митинг и я поспешил туда.

Самопроверка по слайду, самооценка.

Устное объяснение одного (двух) предложений.

Задание 3.

Дополните сложносочинённое предложение общим второстепенным членом. Что изменится? Запишите полученные предложения.


  1. Воздух стал чище, и свежее дышат люди.

  2. Город кончался, и начиналось поле.

  3. Дверь отворилась, и вошёл довольно высокий человек.

  4. Конь остановился, и всадник резко побледнел.

  5. К крыльцу подъехала бричка, и из неё вышла незнакомая дама.

Устный отчёт о выполнении, сопоставление со слайдом-образцом. Самооценка.

Задание 4.

Игра «Превращения»: превратите простые предложения в сложносочинённые. Запишите.

1)Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длилось недолго.

2)Недавно прошёл дождь. Дорога уже сухая.

3) Плуг врезается в землю, медленно переворачивая тяжёлые пласты.

4) Сверкнул луч солнца и всё вокруг преобразил.

Самопроверка, самооценка.

Задание 5.

Расставьте (в карточке) знаки препинания в сложносочинённом предложении, осложнённом другими пунктограммами.


  1. Море будто шепчет что-то посылая волну за волной и этот монотонный шёпот успокаивает.

  2. Выйдите рано утром в сад и может быть вы увидите удивительные вещи.

  3. Морозно и словно радуясь чему-то лучисто улыбается солнышко.

  4. Проплывали мимо небольших деревушек спускавшихся к реке и каждая из них была по-своему замечательна.

- Какие предложения вызвали затруднения? Вернёмся к их разбору на следующих уроках.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Вернёмся к 1 заданию и назовём верные утверждения.

- Оцените работу на уроке с помощью жетонов (красный - «узнал новое и понял материал», зелёный - «узнал новое, но не во всём разобрался», жёлтый - «всё уже знал», синий - «многое не понял»).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выберите любой уровень задания.

1 - упражнение 60;

2 - упражнения 61, 63 часть 2 (на конструирование);

3 - Сочинение-миниатюра с использованием сложносочинённых предложений. Темы: «Вот и осень на порог пожаловала», «Ветер», «Радуга», «Гроза».









А. Самостоятельно читая учебный текст, делайте в нём пометки:

«Y» - эту информацию знаю;

«+» - это новая для меня информация;

«?» - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Понятие сложносочинённого предложения

  1. Сложносочинёнными называют такие сложные предложения, в

которых простые предложения (предикативные части) связаны между собой сочинительными союзами и интонацией: Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. (А. Пушкин.)

Как видно из примера, данное сложносочинённое предложение, во-первых, состоит из двух простых предложений (предикативных частей):

  1. Сердито бился дождь в окно; 2) ветер дул, печально воя.

Во-вторых, простые предложения (предикативные части), входящие в состав сложного предложения, не зависят друг от друга: от одной части к другой нельзя поставить вопрос к другой. Части сложносочинённого предложения связаны между собой сочинительной связью.

В-третьих, хотя простые предложения (предикативные части), входящие в состав сложносочинённого предложения, и имеют относительную независимость, вместе они составляют единое смысловое целое, одно сложное предложение. В приведённом примере изображена картина бури: одновременно и дождь хлещет, и ветер завывает…

2. Связь простых предложений (предикативных частей) в составе сложного предложения передаётся с помощью: а) сочинительных союзов (в нашем примере это соединительный союз И); б) интонации: голос повышается в конце первой части предложения и понижается в конце всего сложного предложения:

Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.

Предложение в целом, а не одна его часть имеет интонацию завершённости.

3. Используются и дополнительные средства связи. Например, наличие общего второстепенного члена для частей предложения:

Вечером похолодало и пошёл снег.


  1. Части сложносочинённого предложения разделяются запятой. Иногда в сложносочинённом предложении перед союзом И ставится тире.

Тире ставится, если передаётся быстрая смена событий или их внезапность:

Она глядит - и сердце в ней забилось чаще и сильней. (А. Пушкин.)

5. Запятая перед союзом И не ставится:

А) если его части объединены

второстепенным членом

общим придаточным предложением.

Например:

С каждым шагом вперёд горная панорама точно раздавалась всё шире и шире и небо делалось глубже. (Д. Мамин - Сибиряк.)

Звёзды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском. (И. Тургенев.);

Б) если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

Например:

Это кто такие и что им надобно?

  1. Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Например:

Я стал читать и скоро пристрастился к книгам.

Я стал читать, и во мне пробудилась страсть к книгам.





Задание 1

Выпишите номера сложносочинённых предложений. Докажите.

  1. Роскошное утро, везде блестит роса на траве.

  2. Пришло время, когда грибам стало тесно.

  3. Лиловый подлесок пожелтел, и под ними уже ковёр жёлтой листвы.

  4. Тихо, и синева повисла между ещё зелёными дорожками.

(М. Пришвин.)

5) Откуда-то прилетела сорока и отчаянно застрекотала.

6) Став лицом к солнцу, Вася пошёл в противоположную сторону и почти сразу же набрёл на крохотный родничок. (П. Проскурин.)

7) Полюбуйся: весна наступает…(И. Никитин.)

8) Север дышит ветром ночи полынь колышет. (И. Бунин.)

9) Смелый там найдёт, где робкий потеряет.

10) То солнце тусклое блеснёт, то туча чёрная висит.

11) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

12) Всё проходит, да не всё забывается.

Задание 2.

- Укажите номера сложносочинённых предложение с общим второстепенным членом или общим придаточным. Знаки препинания не поставлены.

1) В сумерки в небе начали появляться первые звёзды и зажглись огни па пароходах.

2) В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги.

3) Душно стало в доме и я вышел на воздух освежиться.

4) На площади шёл митинг и звучали горячие речи ораторов.

5) На площади шёл митинг и я поспешил туда.

Задание 3.

Дополните сложносочинённое предложение общим второстепенным членом. Что изменится? Запишите полученные предложения.


  1. Воздух стал чище, и свежее дышат люди.

  2. Город кончался, и начиналось поле.

  3. Дверь отворилась, и вошёл довольно высокий человек.

  4. Конь остановился, и всадник резко побледнел.

  5. К крыльцу подъехала бричка, и из неё вышла незнакомая дама.

Задание 4.

Игра «Превращения»: превратите простые предложения в сложносочинённые. Запишите.

1)Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длилось недолго.

2)Недавно прошёл дождь. Дорога уже сухая.

3) Плуг врезается в землю, медленно переворачивая тяжёлые пласты.

4) Сверкнул луч солнца и всё вокруг преобразил.

Задание 5.

Расставьте (в карточке) знаки препинания в сложносочинённом предложении, осложнённом другими пунктограммами.


  1. Море будто шепчет что-то посылая волну за волной и этот монотонный шёпот успокаивает.

2) Выйдите рано утром в сад и может быть вы увидите удивительные вещи.

  1. Морозно и словно радуясь чему-то лучисто улыбается солнышко.

4) Проплывали мимо небольших деревушек спускавшихся к реке и каждая из них была по-своему замечательна.




© 2010-2022