Конспект урока по литературе 5 класс «Становление характера через преодоление трудностей»

Урок по теме «""Становление характера через преодоление трудностей» по произведению Астафьева В.П. «Васюткино озеро» является первым по творчеству В.П.Астафьева. 2014 год - год культуры в России, а В.П.Астафьеву исполнилось бы 130 лет. И на это особо хотелось бы обратить внимание! Учащимся не только нужно хорошо ориентироваться в тексте произведения, но и уметь работать в группах, суметь принять участие в инсценировке сюжета, поработать самостоятельно.Учащиеся познакомятся с таким понятием, как... ""
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе (5 класс)

Тема урока: «Становление характера через преодоление трудностей»



Природа - не только источник жизни.

Она и воспитатель души.

В.П. Астафьев



Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить учеников с биографией писателя Виктора Петровича Астафьева;

  • вызвать интерес к личности писателя;

  • развить навыки самостоятельной работы с текстом,

  • привести учеников к рассуждению о том, как выбраться из сложной ситуации, как заставить себя побороть страх и робость;

  • вызвать чувство эмоционального сопереживания у учеников;

Развивающие:

  • совершенствовать речевые умения путём подготовки сообщений, чтения по ролям, инсценировки и т.д.;

  • развивать умение составлять план текста;

  • развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;

  • познакомить с животным и растительным миром заполярной тайги.

Воспитательные:

  • вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей;

  • помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, бороться за свою жизнь.

Предварительная подготовка:

Самостоятельно прочитать рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»;

Оборудование:

Портрет писателя, издания его произведений, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Тема, эпиграф, цели урока.

  1. Изучение нового материала:

Знакомство с биографией писателя.

Слово учителю:

Ребята, сегодня мы приступим к интересному знакомству с писателем Виктором Петровичем Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро». 1 мая 2014 года -130 лет с рождения писателя. Ушел из жизни он совсем недавно, в 2001 году.

Конспект урока по литературе 5 класс «Становление характера через преодоление трудностей»

Родился Виктор Петрович в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. И сегодня, мы сможем совершить удивительное путешествие в Красноярск и в то место, где родился великий писатель.

Виктор Астафьев родился в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Когда Виктору было 7 лет, его мать утонула. Эту боль от потери он пронесет через всю жизнь.

Жизнь его сложилась так, что в детстве ему пришлось беспризорничать, а потом он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Позже он окончил железнодорожное училище и работал составителем поездов. Из родных мест ушёл на фронт, сражался, был тяжело ранен. В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. После войны он работает слесарем, подсобным рабочим в Чусове Пермской области. Начинает писать небольшие заметки, которые печатались в газете «Чусовский рабочий». В 1959-1961 Астафьев учится на Высших литературных курсах при Литературном институте имени Максима Горького.
Ежегодные поездки Астафьева по родным местам послужили основой для написания широкого прозаического полотна «Царь-рыба» (1972-1975), одного из самых значительных произведений писателя. В 1969-1979 Астафьев жил в Вологде, в 1980 вернулся в родное село под Красноярском. Здесь он работал над такими произведениями, как «Печальный детектив» (1986), рассказ «Людочка» (1989), публицистические - «Всему свой час» (1985), «Зрячий посох» (1988). В 1980 была написана драма «Прости меня». Последние годы Астафьев жил и работал в Красноярске.

Важнейшие темы творчества Астафьева - военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере. Ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть..».

Конспект урока по литературе 5 класс «Становление характера через преодоление трудностей»

Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник «Последний поклон».

- Я, надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро».

Автобиографическая основа рассказа

«Васюткино озеро» - попробуем представить, о чём говорит название произведения.

Работа с текстом.

  1. Делимся впечатлениями о прочитанном

Понравился ли Вам рассказ?

Что больше всего запомнилось?

  1. Работа с текстом.

Ребятам предлагается ответить на вопросы:

- Что говорит о Енисее и его богатстве дедушка Афанасий?
- В чём он видит причину оскудения его?
- Чем занимается бригада Шадрина?
- Почему рыбаки бригады Шадрина приуныли?
- Каким видит Васютка своего отца?
- С какой цель уходил Васютка в лес?

Посмотрим, как это было (инсценировка «Сборы Васютки в тайгу»).Заранее подготовленный ученик.

  1. Словарная работа: затеси, тайга, фарт, пластишины корья, одна тоня. (по толковым словарям учащиеся ищут лексическое значение слов)

  2. Работа в группах

1 ряд: Задание «рыбакам»: Найти породы рыб, встречающихся в рассказе.Конспект урока по литературе 5 класс «Становление характера через преодоление трудностей»





2 ряд: Задание «охотникам»: Найти птиц, встречающихся в рассказе.

3 ряд: Задание «лесникам»: Найти животных, которые упомянуты в произведении.

(данное задание учащиеся должны были выполнить заранее при прочтении произведения)

  1. Выводы

  2. Домашнее задание:

составить словарь неизвестных, новых слов;

нарисовать иллюстрацию к произведению.



© 2010-2022