Разработка урока-исследования слова язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по русскому языку

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 6класс

Учитель: Батурина Людмила Викторовна

УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

Тема: Омонимы. Урок - исследование слова «язык».

Цели урока:

  • образовательные: формировать поисковую деятельность на основе информационных источников.

  • развивающие: развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас; способствовать умению работать с различными источниками информации.

  • воспитывающие: воспитывать внимание к слову как источнику точности и выразительности речи; прививать любовь к родному языку; прививать умения доброжелательного общения с товарищами.

Методы: поисковый, проблемный, объяснительно - иллюстративный.

Принципы: доступности, сознательности и активности, наглядности.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: исследование.

Оборудование: учебник: Русский язык 6 класс; словари: этимологический, фразеологический словарь омонимов, толковые словари В.И.Даля, С.И.Ожегова, сборник русских загадок, пословиц и поговорок; компьютер, цветные карандаши, фломастеры, маркеры.

Ход урока:

№ п/п

Наименование этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.



2.



















3.



























4.















5.



















6.













7.













8.















9.









































10.












Организационный момент.

Мотивационный этап.





Сообщение темы и цели урока.







Поисковая деятельность учащихся.



Физкультурная пауза.

(проводит подготовленный ученик)

(продолжение поисковой работы)

Выступление поисковых групп.



Создание альбома со словом «язык».



Творческая работа учащихся.

( звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»



Подведение итогов урока. Самооценивание учащихся.







Запись домашнего задания.

Приветствует учащихся.

Активизирует деятельность учащихся.

- Он может быть острым, злым, ядовитым. Его держат за зубами. Он может довести до Киева.

- О чём идет речь?

- Какие ассоциации у вас возникают при произнесении этого слова?

Сообщает тему и цели урока.

Распределяет задания для каждой группы.

- Верно. Сегодня мы с вами попробуем свои силы в роли юных исследователей слова «язык» в различных источниках, для этого нам нужно разделиться на группы:

1 группа - этимологический,фразеологический словарь.

2 группа - толковый словарь В.И.Даля.

3 группа - толковый словарь С.И.Ожегова.

4 группа - сборник русских загадок, словарь омонимов.

5 группа- сборник пословиц и поговорок.

6 группа - высказывания известных людей (поиск в сети Интернет)

7 группа - картинки к слову язык

8 группа - редакторы, оформители.

- Прошу всех участников занять свои места. Желаю удачного и приятного поиска.

Способствует развитию коммуникативных навыков, толерантности, взаимоуважения.

Оказывает консультационную помощь, ведёт разъяснительную работу.

Создаёт условия для снятия умственного и мышечного напряжения.

Способствует дальнейшей плодотворной работе.

Помогает отбирать нужный материал.



Выслушивает выступления учащихся, корректирует, дополняет (при необходимости).

Следит за речью учащихся.



Даёт словесную оценку деятельности учащихся

- Молодцы! Спасибо всем за проделанную работу, а теперь сдайте материалы нашим редакторам и оформителям, они сформируют альбом. (Приложение)

( пока группа редакторов и оформителей создаёт альбом, остальные дети рисуют (цветные карандаши, фломастеры, маркеры)

Создаёт условия для творчества, развивает ассоциативное мышление.

Способствует выравниванию эмоциональной напряжённости.

Анализирует уровень удовлетворённости уроком на основе выбранной цветовой гаммы учащимися.

Подводит итоги работы, создаёт условия для самооценивания, выставляя отметки в дневник.

Нацеливает учащихся на доброжелательные отношения с окружающими.

- Благодаря языку человек получил от природы неоценимую возможность общаться. Давайте почаще говорить друг другу приятные и добрые слова, чтобы язык, действительно, был нашим «другом», и тогда мы будете окружены добрыми людьми, от общения с которыми непременно получим радость и удовольствие.

Зачитывает басню об Эзопе и Ксанфе, помещает в общий альбом исследовательской работы.

Написать мини-сочинение «

Приветствуют учителя.

Выслушивают вопросы учителя, формулируют ответ:

- Речь идёт о языке.

Высказывают свои предположения.

Настраиваются на активную работу. Воспринимают учебную задачу, анализирую предстоящую деятельность.

Распределяются по группам.





Учатся работать в группе, развивая устную речь, налаживая

контакты.



Получают возможность переключиться на другой вид деятельности. Испытывают чувство удовлетворения.

Обсуждают, советуются друг с другом в целесообразности выбора материала и его полноте.

Выслушивают выступления одноклассников, анализируют полноту и правильность высказываний, убедительность ответов по предложенной теме. Дополняют ответы товарищей.

Испытывают чувство гордости от коллективной работы и собственного труда.



Получают право свободного выбора при рисовании.

Испытывают наслаждение и радость от собственной работы.



Проводят рефлексию собственной деятельности на объективной основе.

Анализируют информацию учителя, делая собственные выводы.



Заставляет учащихся задуматься о важности выбора слов при общении.







Разработка урока- исследования слова язык

УРОК - ИССЛЕДОВАИЕ СЛОВА «ЯЗЫК»

( КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА)

Разработка урока- исследования слова язык


Разработка урока- исследования слова язык



Язык, великолепный наш язык
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

Константин Дмитриевич Бальмонт


Разработка урока- исследования слова язык

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Константин Георгиевич Паустовский - писатель


Разработка урока- исследования слова язык

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Николай Васильевич Гоголь - прозаик, драматург, поэт, критик, публицист

Разработка урока- исследования слова язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Иван Сергеевич Тургенев - поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности

Разработка урока- исследования слова язык

Язык - это история народ. Язык - это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением
от нечего делать, а насущной необходимостью.

Александр Иванович Куприн - писатель

Разработка урока- исследования слова язык

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово,
- значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

Виссарион Григорьевич Белинский - литературный критик, публицист.

Разработка урока- исследования слова язык

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Александр Иванович Куприн - писатель


Разработка урока- исследования слова язык

Простирайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова.

Михаил Васильевич Ломоносов - ученый, литератор, историк, художник

Разработка урока- исследования слова язык

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Иван Сергеевич Тургенев - поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности


Разработка урока- исследования слова язык

Что русский язык - один из богатейших языков в мире,
в этом нет никакого сомнения.

Виссарион Григорьевич Белинский - литературный критик, публицист.



Разработка урока- исследования слова язык


Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ
и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Константин Георгиевич Паустовский - писатель



Разработка урока- исследования слова язык



Язык, великолепный наш язык
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

Константин Дмитриевич Бальмонт


Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Константин Георгиевич Паустовский - писатель

Разработка урока- исследования слова язык

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Николай Васильевич Гоголь - прозаик, драматург, поэт, критик, публицист

Разработка урока- исследования слова язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Иван Сергеевич Тургенев - поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности

Разработка урока- исследования слова язык


Язык - это история народ. Язык - это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением
от нечего делать, а насущной необходимостью.

Александр Иванович Куприн - писатель


Разработка урока- исследования слова язык


Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Иван Сергеевич Тургенев - поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности


Разработка урока- исследования слова язык



Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ
и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Константин Георгиевич Паустовский - писатель



Басня

Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф, решив пригласить к себе гостей, приказал Эзопу приготовить самое лучшее кушанье. Эзоп пошел на базар, купил языки и приготовил из них блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки.
«Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка?» - ответил Эзоп.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приготовил самое худшее кушанье. Эзоп опять купил языки. Он так объяснил Ксанфу своё решение: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? »
Нет ли противоречия в утверждениях Эзопа? Обоснуй свой ответ.
Выпиши из толкового словаря три лексических значения существительного язык.
Что общего в легенде об Эзопе и в высказывании Л.Н. Толстого о слове, языке: «Слово - дело великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей»?
Напиши три-четыре пословицы о языке, слове, близкие по смыслу высказыванию Л.Н. Толстого, приведённому в предыдущем задании.

  • Противоречие в словах Эзопа присутствует, ведь он утверждал, что язык - это одновременно и лучшее, и худшее, что может быть на свете.
    Это из-за того, что каждый человек может говорить что хочет. Он может поддерживать всех словами, помогать, а может и оскорблять, высмеивать. То же самое говорил Л.Н. Толстой.
    1. Язык мой - враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
    2. Язык без костей - мелет.
    3. Язык до добра не доведёт.
    4. Держать язык за зубами.

Этимологический словарь

Слово язык в древности употреблялось также в знач. «народ», «много». У Пушкина, например, находим: "Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, // И назовет меня всяк сущий в ней язык,// И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой // Тунгуз, и друг степей калмык."

Слово «язык» в словаре С.И.Ожегова

ЯЗЫК 2, -а, мн. -и, -ов, м. 1. Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский я. Славянские языки. Литературный я. - высшая форма общенародного языка. История языка. Мертвые языки (известные только по письменным памятникам). Условный я. (арго). Говорить на разных языках с кемн. (также перен.: совершенно не достигать взаимопонимания). Найти общий я. с кем-и. (перен.: достичь взаимопонимания, согласия).

2. ед. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль (в 3 знач.). Я. Пушкина. Я. писателей. Я. художественной литературы. Я. публицистики.

3. ед. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.

4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Я. животных. Я. тел. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. Информационные языки (в системе обработки информации).

5. ед., перен., чего. То, что выражает, объясняет собой что-н. (о предметах и явлениях). Я. фактов. Я. цветов. Я. танца.

6. перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.). Взять, привести языка. || прил. языковой, -ая, -ое

Слово «язык» в словаре В.И.Даля

м. мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее, а также для словесной речи, или, у животных, для отдельных звуков. Коровий язык, лизун; рыбий, тумак; змеиный, жало, вилка; песий, лопата; кошачий, терка. Прикуси ломала, злой язык; лепетун, болтливый; мешалка, ребячий; суконный язык, картавый. Прочие значения языка выведены или из наружного вида его, или как от орудия речи. Мысок языком, клином. | Язык колокола, било, клепало, железный пест, кистень, привешиваемый внутри под шелом колокола, для звону. Ямщики любят подвязывать в колокольчик кольцо, вместо языка. Без языка и колокол нем. Добыть языка на колокольне (когда отымется язык, то обливают водой колокольный язык, и поят больного). | Нутреная воронка мережи, вентера, через которую рыба входит: детыш, детинец, ушинок. | Арх. подводная ледяная коса, от тороса. | Язык, язычок органа, пружинка, крючок, по коему бьют играя. Язык мялицы, било, которое ходит между щеками ее. | Язык кларнета, гобоя, пищик, тонкая деревянная пластинка, вставляемая в губник, для звука. | Язык в ловушке, насторожка, язычок, продольная палочка с зарубкою, с коей срывается отвесная подставка, сторожок. | Язык, язычок замка, задвижка, которая входит в проушину дужки висячего замка, в шип нутреного: сныч. Ключ бородкой замыкает язычок. Язычком зовут и спуск, собачку у ружейного замка и все сему подобное. | Язычок, черноморск. рыба Solea nasuta, полурыбица. | Язычок, во рту, висящий перед зевом кончик нёбного полога; иные зовут язычком гортанную покрышку, под корнем языка. | Язычок, растение Centaurea austriaka. | Язык, словесная речь человека, по народностям; словарь и природная грамматика; совокупность всех слов народа и верное их сочетанье, для передачи мыслей своих; ясак. Наречие, взявшее верх над прочими, сродными наречиями, зовут языком. Он знает много языков, говорит на пяти языках. Притча во языцех, Псалтирь,ова, а более постановка и связь их, образ, способ выраженья, свойственный кому лично. Язык Пушкина, Крылова, Державина. Лермонтов умел писать языком каждого из лучших поэтов наших. Язык Гоголя пестрый, неправильный, но яркий, сильный и выразительный. | Строй, слог и самый выбор слов, при различном их образовании, глядя по предмету, о коем говоришь, и по принятому обычаю. Язык книжный, - высокий, строгий; - поэм; язык разговорный, простонародный, приказный и пр. | Язык, воен. пленник, от коего расспросами выведывают что нужно о положении и состоянии неприятеля. Добыть, достать языка. Казаки в разъезд за языком пошли. Языки сказывали, стар. Языка ловить, стар. | Стар. приказн. обвинитель, обличитель перед судом, оговорщик на допросе, взятый и допрашиваемый для розыска, дела. А на которых людей языки говорят с пыток, и тех людей, по язычным толкам, имати, Акты. | Народ, земля, с одноплеменным населеньем своим, с одинаковою речью. Язык самарийский, Деян. самаритяне. Рцыте во языцех (всем народам), яко Господь воцарися, Псалтирь. Поганыи же половци свокупиша весь язык свой на рускую землю, летопись. Нашествие дванадесяти языков на Русь, 1812 год. | Язык, церк. чужой народ, иноверцы, иноплеменники; | язычники, идолопоклонники. Убо и языкам Бог покаяние даде в живот, Деян. Всяк язык Бога хвалит. У него язык долог, лишнее говорит. Язык остер, насмешлив. Укороти язык! Язык мой враг мой: прежде ума глаголет. Всякая птица от своего язычка погибает, сама скажется. Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами. Бе же князь речен языком, летопись. Языком мели, а рукам воли не давай. Языком не расскажешь, так пальцами не растычешь. Косен языком, заика. Язык до Киева доведет, всего доспросишься; и до кия, до побоев. Язык на сговоре, слово свято, что сказано, за то и держись, чур не отступаться. Подрезать язык, настригнуть подъязычную уздочку; *унять лишнюю болтливость. Хорошо языку за костяным частоколом сидеть! Чтоб тебе своим языком подавиться! врешь. Злой язык, клеветник. Велик язык у коровы, не дает говорить. Мал язык, да всем телом владеет. Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила (а все языком). Язык доведет до кабака. Что знает, все скажет, - и чего не знает, и то скажет (язык). Велик коровий язык, да лизуном прозвали. Язык до добра не доведет. Язычок введет в грешок. Не спеши языком, да не ленись делом (торопись делом). Языком и лаптя не сплетешь. Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе. Языку каши дай, или смочи язычок, или накорми язык, замолчи. Прикусить бы тебе язык! Язык укусить - кто-то бранит. Никто за язык не тянет. Будто язык в киселе. У него язык ниткой перевязан, язык размок. Белы руки с подносом, резвы ноги с подходом, голова с поклоном, язык с приговором. Язык голову кормит (он же и до побоев доводит). Язык поит и кормит, и спину порет. На языке мед, а под языком лед. Одет просто, а на языке речей со сто. Не ножа бойся, а языка. Языце, супостате, губителю мой! Язык один и в будни, и в праздник. Бог дал два уха, а один язык. Такое сердце взяло, что сам бы себе язык перекусил! Вино развязывает язык. Язык держи, а сердце в кулак сожми. Держи язык короче. Держи язык на привязи (на веревочке). Языком играй, а рукам воли не давай. Языком и шипи, и щелкай, а руку за пазухой держи. Языком мели, а руками не разводи. От языка (молвы) не уйдешь. Не спеши языком, торопись делом. Язык хлебом кормит, и дело портит. Язык языку ответ дает, а голова смекает. Морской язык, черноморское рыба Solea nasuta. Воробьины язычки, спорыш, мурава, Corrigiola littoralis. Свиные язычки, см. приворот. Коровий язык, см. короста. Воловьи язычки, солодкое зелье, кровобой, Pulicaria dysenterica. Бараний язык, растение румянка, Onosma echioides. Воловий язык, Cynoglossum, живокость. Олений язык, растенье Gymnogramma celerach. | Scolopendrium, семьи папоротников. Язычный, к языку относящийся. Язычные науки, к языкам и к письменности относящиеся. Язычный человек арх. бойкий на язык, речистый. Не сварися с человеком язычным, Сир. Язычные мышцы. Стал он на утлом месте стены, по язычной сказке, где у них быти болшему приступу, по показанию языка. Язычные молки (молвки), стар. то же. | Язычный, более языческий, относящийся к идолопоклонникам и идолопоклонству. Языческие обряды; языческий храм, капище, требище, кумирня; - бог, болван, истукан, кумир. Язычество ср. идольство, кумирство, идолопоклонство, обожанье природы или истуканов замест Бога. Аще ты иудей сый, язычески, а не иудейски живеши, почто языки нудиши иудейски жительствовати? Язычник, язычница, идолопоклонник, кумирник, обожатель земной природы, болванов, истуканов. | Лингвист, ученый, знающий много языков. Мецофанти был величайший язычник. | Наушник, переносчик, сплетник или злой язык и тайный клеветник. | Язычник, растенье серпуха, Serratula tinctoria см. катр. Язычиться арх. говорить, молвить, сказать, проговорить (выговорить), мочь, быть в силах говорить. Да уж больной не язычит, он без языка. Язычничать вост. переносить, пересказывать, наушничать, сплетничать и обносить людей заглазно, надувать кому в уши, ябедничать. Язычничество, язычничанье ср. ябеда, злоречие; наушничество, сплетни. Языковеденье, языкознание ср. филология и лингвистика, изученье древних или живых языков. Языковед, языковедец, филолог, лингвист, язычник. Языкоученье, преподаванье языков. Языкоучебный, к сему относящийся. Языкоучитель, языкоучительница, кто учит языку. Язынить тамб. стоять, глядеть, зевать разинув рот, высунув язык (?); | болтать вздор, пустословить, пустобаять. Языня об. пустой, вздорный болтун, пустобой; | полоротый, разиня.

Фразеологический словарь

Бежать высунув язык - очень быстро.
Держать язык за зубами - не болтать лишнего.
Как корова языком слизала - про то, что быстро и бесследно исчезло.
Найти общий язык - достигнуть взаимопонимания.
Наступить на язык - заставить замолчать.
Повесить язык на плечо - сильная усталость.
Попасть на язык - стать предметом пересудов.
Прикусить язык - замолчать.
Тянуть за язык - вынуждать высказываться.
Черт дёрнул за язык - сожалеть о сказанном.
Чесать языком - сплетничать.
Язык заплетается - не может объяснить толком.

Омонимы
1)анат. мускулистый орган в ротовой полости, служащий для определения вкуса и пережёвывания пищи, а у человека также для артикуляции речи. Высунуть язык. Показать язык. 2)знаковая система, используемая как средство общения и передачи информации . Русский язык.
3)разг. блюдо, приготовленное из языка животного. Говяжий язык.
4)перен. подвесная деталь колокола, бьющая по его стенкам. Да отсохнет язык у колокола, если он трезвонит зазря! Р. Рождественский, «До твоего прихода»
5)перен. , техн. объект, имеющий удлинённую сужающуюся к концу форму.
6)перен. , поэт. , устар. народ, этнос. Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, // И назовёт меня всяк сущий в ней язык.
6)перен. , военн. жарг. пленный, захваченный с целью получения информации о противнике. Летом сорок второго нашу команду послали взять языка.
7)отдельное завихрение огня. Язык пламени. Языки костра.

Пословицы о языке

  • Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

  • Языком не торопись, а делом не ленись.

  • Язык телу якорь.

  • Язык голову кормит, он же до побоев доводит.

  • К старости зубы тупее, а язык острее.

  • Длинный язык с умом не в родстве.

  • Языком кружева плетет.

  • Язык блудлив, что коза.

  • Что на уме, то и на языке.

  • Язык языку весть подает.

  • На языке медок, а на сердце ледок.

  • Язык без костей мелет.

  • Много знай да мало бай.

  • Язык впереди ног бежит.

  • Что у кого болит, тот о том и говорит.

  • Мал язык, да всем телом владеет.

  • Язык мой - враг мой.

  • Язык - жернов: мелет, что на него ни попало.

  • Язык болтает, голова не знает.

  • Чем завираться, лучше молча почесаться.

  • За твоим языком не поспеешь босиком.

  • От приветливых слов язык не отсохнет.

  • Всякая сорока от своего языка гибнет.

  • Острый язык, да дурной голове достался.

  • Рот нараспашку, язык на плечо.

  • Язык без костей, работает и на хозяина и на гостей.

  • Держи язык на привязи.

  • Язык везде достанет.

  • И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.

  • Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами.

  • Языком и лаптя не сплетёшь.

  • Прикуси язык! Набери в рот воды!

  • Без языка и колокол нем.

  • На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.

  • Язык хлебом кормит и дело портит.

  • Язык до Киева доведёт.

  • Язык мягок: что хочешь, то и лопочет, и что не хочешь, тоже лопочет.

  • Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать!

  • Не спеши языком, спеши делом.

  • Кстати промолчать, что большое слово сказать.

  • Остёр на язык, а к делу не привык.

  • Мелет день до вечера, а послушать нечего.

  • Пустая мельница и без ветра мелет.

  • Язык как бритва.

  • Шкуру на сапожки, язык на подошву.

  • Ври да не завирайся.

  • Доброе молчанье чем не ответ?

  • Скоро говориться, да не скоро дело делается.

  • Если косить языком, спина не устанет.

  • Врёт как сивый мерин.

  • Никто бы про тебя не знал, когда бы сам не сболтал.

  • У него язык как бритва.

  • Держи собаку на цепи, а язык - на семи.

  • За плохой язык хорошую голову потерять можно.

  • Лишнее говорить, себе вредить.

  • И шьёт и порет, и лощит и плющит, и всё языком.

  • Острый язык - дарованье, длинный - наказанье.

  • Что на уме, то и на языке.

  • Не ножа бойся, языка.

  • Лучше ногою запнуться, нежели языком.

  • Из пустого в порожнее переливает.

  • Сказанное словцо - серебряное, не сказанное - золотое.

  • Бог дал два уха и один язык.

  • Сама скажет сорока, где гнездо свила.

  • Лучше не договорить, чем пересказать.

  • Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

  • Не спеши языком, торопись делом.

  • У него на всякий спрос есть ответ.

  • Язык лепечет, а голова не ведает.

  • От приветливых слов язык не отсохнет.

  • Дашь языку волю - голове тесно будет.

( Сборник можно дополнить рисунками учащихся)

Разработка урока- исследования слова язык



© 2010-2022