Адаптированная рабочая программа обучения на дому для 3 класса 8 вида с ТУО Письмо

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе :

  • Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

  • Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред. В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 2010 г. с учетом современных требований к образовательному процессу в специальных (коррекционных) школах VIII вида.

При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности ребёнка с диагнозом F 71; F 92 со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения.

Нормативная база:

  1. Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.);

  2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.);

  3. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.

  4. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373);

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;

  9. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова;

  10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  11. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г № 288; Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;

  12. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 04.09.1997 г. № 48;Устав ГКС(К)ОУ Устав СОГБОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа -интернат VIII вида».

  13. Санитарные правила и нормы СанПиН № 4076-86.

  14. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10

Обучение письму является составляющей обучения грамоте учащихся с нарушением интеллекта.

Цель программы на третьем году обучения заключается в том, чтобы научить более способных детей списыванию, по возможности, коротких предложений, состоящих из 2 слов с предварительным анализом.

Задачи программы:

  • Формирование навыка усвоения рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв;

  • Формирование навыка списывания с классной доски, букваря, печатных карточек, прочитанных и разобранных слогов, слов, состоящих из двух слогов.

  • Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов.

  • Формирование умения работать с буквами разрезной азбуки и различными печатными карточками.

Общая характеристика учебного предмета.

Особенностью преподавания предмета по письму учащихся с тяжелой умственной отсталостью является практическая направленность, не требующая от них усвоения каких-либо правил. С учетом индивидуальных возможностей часть детей в состоянии овладеть простейшими навыками написания отдельных слогов, слов, часть учащихся способно только к письму по обводке. Поэтому программа третьего класса составлена на основе первого и второго годов обучения.

Обучение письму ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики и развития общей и мелкой моторики, с учетом специфических особенностей детей данного класса. Формирование навыков письма независимо от года обучения предусматривает пропедевтическую работу, направленную на развитие зрительного и слухового восприятия, совершенствования мелкой моторики. Работа в классе также дополняется специальными логопедическими упражнениями. На уроках письма систематически проводится артикуляционная гимнастика, простые дыхательные и голосовые упражнения в виде короткой зарядки перед уроком.

Место учебного предмета в учебном плане.

По учебному плану количество учебных часов уроков по письму составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Содержание учебного предмета.

На третьем году обучения учащиеся знакомятся с 3 этапом букварного периода:

  • Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: Дд, й, ь, Ее, Яя, Юю, Ёё, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ,ъ.

  • Списывание с классной доски, букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2-3 слов.

  • Составление из кассы слогов подписей из 2-3 слов под картинками.

  • Работа с деформированными словами: дополнение одной пропущенной буквы в односложных словах с опорой на наглядность.

  • Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.



Основные требования к знаниям , умениям обучающихся.

Учащиеся должны знать:

  • Правила поведения на уроке;

  • Буквы алфавита;

  • Правила посадки при письме;

  • Названия основных цветов;

  • Строчные и прописные буквы;

  • Названия письменных принадлежностей.

Учащиеся должны уметь:

  • Организовать рабочее место;

  • Ориентироваться в рабочей тетради (альбоме);

  • Пользоваться карандашом, ручкой по назначению;

  • Рисовать геометрические фигуры по трафарету;

  • Писать строчные и прописные буквы (по образцу, по обводке);

  • Соотносить печатную букву с прописной.

  • Ставить точку в конце предложения.

Критерии и нормы оценки результатов освоения образовательных программ обучающихся.

Основное содержание тех или иных предметов для детей с умеренной умственной отсталостью недоступно. Для них обозначается система минимальных знаний, необходимых для усвоения основ письма, простейшего счета, чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.

При организации и оценки итоговых знаний у этих учащихся следует исходить от достигнутого ими минимального уровня, т.е. выбирается такая оценка, которая стимулирует их учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно «примерить» к ребенку с умеренной умственной отсталостью.

Характеристика оценки:

«3» (удовлетворительно) - учащиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий в своей группе.

«4» (хорошо) - учащиеся верно выполняют от 50% до 65% заданий в своей группе.

«5» (очень хорошо) - учащиеся верно выполняют свыше 65% заданий в своей группе.

В случае не усвоения учащимся какого-нибудь образовательного курса для его дальнейшего обучения предлагаются гибкие организационные формы занятий (посещение занятий по выбору), знания и умения учащегося не оцениваются.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.

1 .«Программы для глубоко умственно отсталых детей» под редакцией А.Р.Маллера, НИИДАПН РСФСР 1984г.

  1. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. А.Р.Маллер, Г.В.Цикато.

  2. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.

  3. В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина « Букварь» для коррекционных образовательных учреждений VIII вида.

  4. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.

  5. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы ». - М., 2008.

  6. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». - М., 2005.

  7. Волина В. «Занимательное азбуковедение». - Москва, «Знание», 2004г.;

  8. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы». - М., 2008.

  9. Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». - Ярославль, 2009.

  10. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах» - М., 2009.

  11. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». - М.,2010

Дополнительный материал к урокам письма:

  1. Грамотейка. О.Н.Земцова .Учебное пособие для детей 4-5 лет.

  2. Веселые уроки. Развиваем память, мышление, внимание, мелкую моторику.

  3. Прописи. Первые уроки.

  4. Готовим руку к письму. Елена Бортникова.

  5. Прописи-штриховки, дорисовки. Ю.А.Захарова

  6. Раскраски по темам.

Тематическое планирование.



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Повторение пройденного во 2 классе.

34

2

Строчная и прописная буква Д.д

3

3

Строчная буква Й

2

4

Строчная буква Ь

2

5

Строчная и прописная букваЕ,е

2

6

Строчная и прописная буква Я,я

2

7

Строчная и прописная буква Ю,ю

2

8

Строчная и прописная буква Ё,ё.

2

9

Строчная и прописная буква Ц,ц.

2

10

Строчная и прописная буква Ч,ч.

2

11

Строчная и прописная буква Щ,щ.

2

12

Строчная и прописная буква Ф,ф.

2

13

Строчная и прописная буква Э,э.

2

14

Строчная и прописная буква

2

15

Строчная буква Ъ.

2

16

Повторение пройденного за год.

3

17

Контрольные работы

4

Всего

68



Календарно-тематическое планирование.



Дата

Тема урока


Виды

деятельности

Планируемые результаты

1

Повторение пройденного.Узнавание и письмо букв Аа, Уу

Работа по заданию учителя

Уметь различать и писать буквы Аа, Уу

2

Строчная и прописная буква Мм. Упражнения в написании буквы Мм.

Учить писать строчную и прописную букву Мм

Написание строчной и прописной буквы м, формирование графических навыков

3

Упражнения в написании прямых и обратных слогов ам-ма, ом-мо, ум-му. Слова ма-ма, му-му.

Развитие моторных умений и формирование графических навыков

Письмо слогов ам-ма ом-мо, ум-му по следам анализа


4

Строчная и прописная буква Оо. Упражнения в написании буквы Оо

Учить писать прописную букву О, обратные слоги ом, ам, ум.

Написание строчной и прописной буквы Оо

5


Упражнения в написании прямых и обратных слогов с буквой Оо

Развитие моторных умений и формирование графических навыков

Письмо слогов с буквой Оо

6


Строчная и прописная буквы Сс. Упражнения в их написании

Упражнения в написании буквы Сс

Написание строчной и прописной буквы Сс. Формирование графических навыков

7


Слоги и слова с буквой Сс. Звуко - буквенный анализ и написание слогов и слов

Упражнения в написании прописной и строчной буквы Сс

Написание слогов с буквой Сс


8


Буква Хх. Строчная и прописная. Письмо слогов с буквой Х.

Упражнения в написании буквы Хх

Написание буквы Xx.

Формирование графических навыков

9


Письмо слов с усвоенными слогами: у-хо, му-ха, у-ха, су-хо

Учить составлять слова с усвоенными слогами.

Формирование графических навыков. Написание слов с изученными буквами.

10


Буква п. Слоги и слова с буквой п


Учить писать букву п, слоги, слова и предложения с буквой

Написание слов и предложений с буквой п


11


Прописная буква П. Письмо слов с закрытым слогом (пар, пух, пол).


Учить писать прописную букву П, слоги, слова и предложения с буквой

Написание слогов и слов с прописной буквой П


12


Строчная и прописная буква Лл. Прямые и обратные слоги

Письмо прописной и строчной Лл

Написание буквы Лл.

Формирование графических навыков

13


Письмо слов и предложений с закрытым слогом.

Письмо предложения и слова с закрытыми слогами

Уметь писать слова и предложения с закрытым слогом.


14


Буква ы. Слоги и слова с буквой ы. Предложения с этими словами

Учить писать строчную ы,

Написание буквы ы.

Формирование графических навыков

15


Прописная и строчная буква Нн. Обратные и прямые слоги.

Письмо прописной и строчной букву Нн; прямые и обратные слоги.

Написание строчной и прописной буквы Нн.


16


Контрольная работа за 1 четверть.

Списывание с рукописного текста.

17


Письмо слов и предложений с буквой Нн, с закрытым слогом

Учить писать слова и предложения с буквой Н.

Написание слов и предложений с буквой Нн.


18


Буква и. Обратные и прямые слоги с буквой И. И - как отдельное слово.


Учить писать букву и слоги, слова и предложения с буквой и

Написание слов и предложений с буквой и


19


Прописная буква И. письмо слов с буквой И в начале слова (имена).


Учить писать прописную букву и, слоги, слова и предложения с буквой И

Написание слогов и слов с прописной буквой И


20


Буква в. Слоги и слова с буквой в


Письмо буквы в, слоги, слова и предложения с буквой в

Написание слов и предложений с буквой в.

21


Прописная буква В. Слова и предложения с буквой В


Письмо буквы В, слоги, слова и предложения с буквой

Написание слов и предложений с буквой В.

22


Строчная и прописная буква Шш. Обратные и прямые слоги с Шш

Письмо прописной и строчной букву Шш; прямые и обратные слоги.

Написание строчной и прописной буквы Шш.

23


Письмо слов и предложений с буквой Шш.

Большая буква в начале и точка в конце предложения

Письмо слов и предложений с буквой Шш.

Написание слов и предложений с буквой Шш.


24


Буква т. Прямые и обратные открытые слоги с буквой т.


Письмо буквы т; слоги, слова и предложения с буквой т

Написание слов и предложений с буквой т


25


Прописная буква Т. Письмо слов из 3-х слогов. Письмо предложений.


Письмо прописной букву Т; слоги, слова и предложения с буквой Тт

Написание слогов, слов и предложений с прописной буквой Т


26


Буква к. Письмо прямых и обратных слогов, слов с буквой к


Учить списывать с печатного и рукописного текста слова и предложения.

Написание слов и предложений с буквой к


27


Прописная буква К. Слоги и слова с прописной буквой К. Письмо предложений


Учить писать прописную букву К, слоги, слова и предложения с буквой К

Написание слогов, слов и предложений с прописной буквой К


28


Буква з. Письмо слогов и слов с буквой з


Письмо по образцу буквы з, слоги, слова и предложения с буквой

Написание слогов и слов с буквой з


29


Прописная буква З. Слова и предложения с буквой З. Различение звуков, букв, слогов, слов с з - с


Письмо с печатного и рукописного текстов слов и предложений

Написание слогов и слов с прописной буквой З


30


Буква р. Слоги, слова и предложения с буквой р.


Письмо буквы р; слоги, слова и предложения с буквой р

Написание буквы р. Слоги, слова и предложения с буквой р.

31


Прописная буква Р. Слоги, слова и предложения с буквой Р.


Писать прописную букву Р

Написание слов и предложений с буквой Р


32


Контрольная работа

Списывание рукописного текста

33


Буква ж. Слоги и слова с буквой ж.




Письмо буквы ж, слоги, слова и предложения с буквой

Написание буквы ж

34


Прописная буква Ж. Слова и предложения.


Письмо буквы Ж, слоги, слова и предложения с буквой

Уметь списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения

35


Буква б. Письмо открытых и закрытых слогов с буквой б.


Учить писать букву Б, слоги, слова и предложения с буквой

Уметь писать строчные и прописные буквы, слова и предложения с ними

36


Прописная буква Б. Письмо слов с прописной буквы (имена, клички животных)

Письмо слов с прописной буквы (имена, клички животных)

Уметь писать строчные и прописные буквы, слова и предложения с ними

37


Буква д. Письмо слогов, слов.


Письмо слогов, слов под диктовку. Списывание с печатного текста.

Уметь писать строчные и прописные буквы, слова и предложения с ними

38


Прописная буква Д. Большая буква в предложении.


Письмо слов и предложение по следам анализа


Списывать с печатного и рукописного текста

39


Различение Д-Т. Письмо слов по следам анализа. Списывание с печатного и рукописного текста.

Письмо слов по следам анализа. Списывание с печатного и рукописного текста

Списывать с печатного и рукописного текста

40


Буква Йи. Слоги, слова и предложения с буквой Йй

Списывание с печатного текста

Уметь писать букву Йй

41


Различение и - й. Письмо слов по следам анализа.

Письмо слов по следам анализа. Списывание с печатного и рукописного текстов

Уметь списывать с печатного и рукописного текста

42


Буква ь знак. Письмо слов с ь знаком.


Письмо слов и предложений по следам анализа

Писать строчные и прописные буквы, слова и предложения с ними

43


Буква ь знак - показатель мягкости согласных.


Письмо слов по следам анализа. Списывание с печатного и рукописного текста

Списывать с печатного и рукописного текста

44


Буква е. Письмо слов с буквой е в начале слова.


Письмо слов с буквой е в начале слова

Списывать с печатного и рукописного текста

45


Прописная буква Е. Письмо буквы Е в именах людей и в начале предложения.


Прописная буква Е. Письмо буквы Е в именах людей и в начале предложения.

Уметь писать строчные и прописные буквы и слова и предложения с ними

46

Буква я. Письмо слов и слогов с буквой я в начале слова и после гласной.


Письмо слов и слогов с буквой я в начале слова и после гласной.

Уметь писать строчные и прописные буквы и слова и предложения с ними

47

Прописная буква Я. Письмо слов и предложений с буквой Я. Я - показатель мягкости.

Прописная буква Я. Письмо слов и предложений с буквой Я. Я - показатель мягкости

Уметь писать под диктовку отдельные буквы, слоги, слова

48

Буква ю. Письмо слогов, слов с буквой ю в начале слова, в конце.


Письмо слогов, слов под диктовку. Списывание с печатного текста.


Уметь писать под диктовку отдельные буквы, слоги, слова

49

Прописная буква Ю. Письмо слов и предложений.

Письмо слов и предложение по следам анализа

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами. Списывание.

50

Буква ё. Письмо слов с буквой ё в начале слова и после гласной.


Письмо слов с буквой ё в начале слова и после гласной.


Уметь писать строчные и прописные буквы и слова и предложения с ними

51

Прописная буква Ё. Письмо слов с буквой Ё в начале слова. Письмо предложений.


Прописная буква Ё. Письмо слов с буквой Ё в начале слова. Письмо предложений.


Уметь писать под диктовку отдельные буквы, слоги, слова

52

Контрольная работа

Списывание с рукописного текста.

53

Буква ч. Письмо слогов, слов по следам анализа. Списывание с печатного текста.

Письмо слогов, слов под диктовку. Списывание с печатного текста.

Уметь писать под диктовку отдельные буквы, слоги, слова

54

Прописная буква Ч. Письмо слов со слогами ча-чу.

Письмо слов по следам анализа

Уметь писать слова с изученными буквами. Списывание.

55

Буква ф. Письмо слогов, слов, предложений по следам анализа

Письмо слогов, слов, предложений по следам анализа

Уметь писать строчные и прописные буквы и слова и предложения с ф

56

Прописная буква Ф. Письмо слов под диктовку.

Письмо предложений с пройденными буквами.

Письмо слов и предложений под диктовку. Письмо предложений с пройденными буквами

Писать слова и предложения с изученными буквами. Списывание

57

Буква Цц. Письмо слогов, слов с буквой Цц в начале слова и в конце.

Письмо слогов, слов под диктовку. Списывание с печатного текста

Писать слова и предложения с буквой Цц. Списывание.

58

Буква Цц. Письмо слогов, слов с буквой Цц в начале слова и в конце.

Письмо слогов, слов под диктовку. Списывание с печатного текста

Писать слова и предложения с буквой Цц. Списывание.

59

Буква Ээ. Письмо слов и предложений .

Письмо прописной и строчной Ээ

Написание буквы Ээ.

Формирование графических навыков

60

Буква Ээ. Письмо слов и предложений

Письмо прописной и строчной Ээ

Написание буквы Ээ.

Формирование графических навыков

61

Буква Щ, щ. Письмо слогов, слов под диктовку. Списывание с печатного текста.

Письмо слогов, слов под диктовку. Списывание с печатного текста.

Писать строчные и прописные буквы, слова и предложения с ними

62

Письмо слов по следам анализа со слогами ча-ща, чу-щу. Списывание с печатного текста.

Письмо слов по следам анализа со слогами ча-ща, чу-щу. Списывание с печатного текста.

Уметь писать слова со слогами ча-ща, чу-щу. Списывание.

63

Буква ъ. Слова с ъ. Сравнительный анализ слов с разделительным ъ и без него.

Письмо слов и предложений по следам анализа

Уметь писать слова и предложения с ъ. Списывание.

64

Письмо слов с ъ знаком.

Письмо слогов, слов под диктовку. Списывание с печатного текста.

Уметь писать слова и предложения с ъ. Списывание.

65

Повторение.Письмо слов со слогами жи - ши. Списывание с рукописного и печатного текста.

Письмо слов со слогами жи-ши

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами. Списывание.

66

Письмо слов со слогами ча-ща, чу-щу. Списывание.

Письмо слов со слогами ча-ща, чу-щу. Списывание.

Уметь писать под диктовку отдельные буквы, слоги, слова

67

Письмо слов с ь знаком, с ъ знаком.

Письмо слов в 3 слога. Письмо под диктовку.

Писать слова и предложения с изученными буквами. Списывание.

68

Итоговая контрольная работа

Списывание с рукописного текста

Уметь списывать с рукописного текста






















© 2010-2022