Рабочая программа по русскому языку в 9 классе

    Рабочая программа для 9 класса составлена на основании письма департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010г.       № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».    Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской Программы по русскому языку М.Т. Баранова, Т...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

пос. Ахтырский Абинского района

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__ года

Председатель педсовета

_____________ ______

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По русскому языку

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) основное общее 9 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов 102 Уровень базовый

(базовый, профильный)

Учитель Кулакова И.А.

Программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. - М: «Просвещение», 2005

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)


Эксперты:

_____________________________________ ________ _________

место работы эксперта, должность подпись Ф.И.О.

_____________________________________ ________ _________

место работы эксперта, должность подпись Ф.И.О.

_____________________________________ ________ _________

место работы эксперта, должность подпись Ф.И.О.




  1. Пояснительная записка

Русский язык - язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах; б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Цели и задачи преподавания русского языка.

В 2010-2011 учебном году в преподавании русского языка обращаем внимание на следующие особенности, выражающиеся в наличии таких элементов, как:

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию:

  1. компетентностного подхода, направленного на формирование метапредметных и предметных (языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой) компетенций;

2) текстоцентрического подхода, ориентированного на изучение всех языковых явлений на основе текста;

3) сознательно-коммуникативного подхода, направленного на совершенствование речевой деятельности во всех её видах;

4) интегрированного подхода к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков при изучении русского языка в средней (полной) школе:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Рабочая программа для 9 класса составлена на основании письма департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010г. № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской Программы по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 - 9 классы. 6-е издание. Москва, «Просвещение», 2005 г.). Программа соответствует уровню стандарта образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа составлена с целью увеличения часов на 1 час в соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 27.05. 2004 г. № 01.8/889 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для ОУ Краснодарского края на 2004-2005 учебный год»,

которые направлены:

а) на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе;

б) на развитие устной и письменной речи учащихся;

в) на подготовку учащихся к новым формам аттестации;

г) на работу по региональному компоненту содержания предмета;

д) на включение элементов стилистики, культуры речи, риторики, редактирования и др.;

е) на постепенное приобщение учащихся к видам и формам заданий, которые входят в программу ЕГЭ в 11 классе и т.д.

Курс также включает региональный компонент, позволяющий анализировать окружающую языковую среду с точки зрения разграничения в ней нормативного литературного языка и диалектной речи, формирующий умение отличать диалектные единицы фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического уровней от литературных, находить в собственной речи и речи других учащихся акцентологические, орфоэпические, словообразовательные, грамматические, лексические ошибки, вызванные влиянием кубанских говоров, и исправлять их.


Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

авторская программа

Рабочая программа

1.

Раздел 1. Международное значение русского языка

1

1

2.

Раздел 2. Повторение пройденного в 5-8 классах

5+2

7+2

3.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Раздел 3. Сложное предложение

1

1

4.

Раздел 4. Союзное сложное предложение

6

4+2

5.

Раздел 5. Сложносочиненное предложение

3+2

8+2

6

Раздел 6. Сложноподчиненные предложения

6.1 Сложноподчиненное предложение и его особенности.

6.2 Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, изъяснительными.

6.3 Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

6.4 Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными других видов.

6.5 Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

19+5

28+7

8+2


2+2



6+1


10



2+2

7.

Раздел 7. Бессоюзные предложения

7.1 Бессоюзное сложное предложение и его особенности.

7.2 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

6+2

10+4

3+2


7+2

8.

Раздел 8. Сложные предложения с различными видами связи

5+2

8+2

9.

Раздел 9. Общие сведения о языке

3

3

10

Раздел 10. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

10.1 Разделы науки о языке

10.2 Морфология.

4+2

11+2



4

7+2

итого

68

102

102 часа: 81 часа + 21 часов на развитие речи

(3 часа в неделю)

2. Содержание обучения

IX КЛАСС (102 ч)

Раздел 1. Международное значение русского языка

(1 ч)

Раздел 2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V-VIII КЛАССАХ

(7+2)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Раздел 3. Сложные предложения

(1 ч)

Раздел 4. СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (4+2)

Раздел 5. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8+2)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II.Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные
предложения.

III Рецензия на литературное произведение, спектакль, кино
фильм.

Раздел 6. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (28+7)

I.Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II.Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и
простые с обособленными второстепенными членами как синтакси
ческие синонимы.

III.Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Раздел 7. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (10+4)

I.Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложе.ний, их текстообразующая роль.

II.Умение передавать с помощью интонации различные смысловые
отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение
пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными
предложениями.

III.Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Раздел 8. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

(8+2)

I.Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II.Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с
различными видами связи.

III.Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Раздел 9. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

(2+1ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Раздел 10. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ,

ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ,

КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

(11 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

3.Перечень практических, лабораторных работ

В рабочей программе предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, изложения и сочинения различных видов.

Количество контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений) представлено в соответствии с программными требованиями для 9 класса:

Контрольные диктанты


Контрольные изложения

Контрольные сочинения

5

4

4

4. Требования к подготовке учащихся по предмету

1. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2. К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

  • определять стиль и тип текста;

- соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

(в соответствии с методическими рекомендациями для ОУ Краснодарского края)

Печатные пособия.

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. - М., «Просвещение», 2005

  2. Учебник для учащихся. Русский язык. 9 класс (авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. - М.: Просвещение, 2006)

  3. Материал для контроля знаний учащихся (автор - Т.А.Костяева)

  4. Список средств обучения (таблицы, раздаточный материал и др.)

  5. Региональный компонент содержания в курсе русского языка. Пособие для учителя.- Краснодар, 2005 (автор - Гриценко Р.М.)

  6. Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 классы.- Краснодар, 2005 (автор - Гриценко Р.М.)

  7. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010 / И.П. Цыбулько, В.Н. Александров и др. М.: Интеллект-Центр, 2010.

  8. Егораева Г.Т. ГИА 2010. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2010.

  9. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе / Л.М. Рыбченкова и др. М.: Просвещение, 2010.

  10. Угроватова Т.Ю. Русский язык: 9 кл.: материалы для подготовки к итоговой аттестации: пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2009.

Мультимедийные пособия.

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

  4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

  5. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.

  6. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

  7. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 - 11 классы.


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО

учителей русского языка

и литературы

от ___ ____20___ № 1

_______________

подпись рук. МО Ф.И.О

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ ___________________

(подпись) Ф.И.О.

_______________________20_____г.



© 2010-2022