- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад на тему: Самоанализ Туговой Л. А
Доклад на тему: Самоанализ Туговой Л. А
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тугова Л.А. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Отчет
о работе учителя русского языка и литературы
высшей категории МБОУ «Марьяновская школа» Красногвардейского района
Я, Тугова Лидия Анатольевна, работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ «Марьяновская школа» с 1981 года. В течение 2014-2015 учебного года моя работа строилась в соответствии с планом методической работы школы и была направлена на решение проблемы: «Совершенствование учебно-воспитательного процесса через повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях перехода на российское законодательство и ФГОС. Также моя работа была направлена на решение проблемы МО филологических наук « Создание условий для развития конкурентноспособной личности в условиях перехода на российское законодательство и ФГОС. Я продолжаю работать над темой моего самообразования: «Активизация мыслительной деятельности учащихся. Эффективность использования нестандартных уроков на основе внедрения здоровьесберегающих технологий в условиях перехода на российское законодательство и ФГОС.»
В своей профессиональной деятельности я придерживаюсь следующих целей: научить ребёнка грамотному письму и речи, воспитать духовно развитую личность с чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры, заинтересовать ребёнка в учебной деятельности так, чтобы ему самому хотелось добывать знания, а учитель был бы только помощником.
Грамотная речь способствует грамотному выражению своих мыслей не только в устной форме, но и письменной. Ребёнок должен овладеть знаниями о языке таким образом, чтобы суметь отобрать нужные слова, правильно построить свою речь грамматически, чтобы она была точной, правильной, яркой и выразительной. Эта цель всегда была актуальна для учителя, ведь владение литературными нормами, умение правильно и грамотно оформить звучащую, а значит и письменную речь, является важным показателем грамотности любого человека.
Заинтересованность ребёнка в учебной деятельности также является одним из важных моментов в обучении. Если ребёнок с интересом идет на урок, у него горят глаза, то и новый материал он усвоит успешно и домашнее задание будет выполнено без труда. Именно поэтому мотивация для меня является одной из целей в моей профессиональной деятельности.
Для реализации моих целей я стараюсь создать на уроках такую атмосферу, чтобы учащимся было комфортно, интересно, я учу их учиться.
Я работаю по стандартной программе по русскому языку и литературе.
Кабинет оснащен материально-технической базой в недостаточной мере (имеется необходимая мебель, наглядные пособия для полноценного учебного процесса, но нет ТСО, хотя я неоднократно обращалась по этому вопросу к администрации школы: приобрести что-то элементарное (была практическая возможность с привлечением родителей выпускных классов, которые в этом не отказывали), но руководство школы мою просьбу проигнорировало.
На уроках стараюсь развивать творческие способности учащихся с помощью разнообразных форм и методов обучения.
Формы, применяемые мной в учебной деятельности:
- индивидуальная;
- фронтальная;
-групповая;
- нестандартная (соревнования, путешествия, учебно-познавательная игра, презентация).
Методы обучения, используемые мной в учебной деятельности:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция);
- практические (упражнения с различными заданиями);
- наглядные (таблицы, схемы, портреты, картины, лото и др.);
- контроль и самоконтроль (устный и письменный опрос, контрольная работа, различные виды проверок, тестирование).
На уроках мною используются также следующие средства обучения:
- учебники;
- таблицы;
- карточки с заданиями;
-иногда компьютер или телевизор, т.к. в кабинете данного оборудования нет.
Все формы, методы и средства обучения помогают мне контролировать уровень знаний учащихся, а главное качество их обучения. Для этого я провожу диагностику обученности. В своей работе я использовала такие инновационные технологии: 1) гуманно-личностная; 2) технологии развивающего обучения; 3)технология творчества; 4)игровые технологии; 5)метод художественно-педагогической драматургии; 6)технология проектного обучения; 7)компьютерные технологии. Я в своей педагогической практике выработала систему проведения нестандартных уроков, опираясь на инновационную и экспериментальную исследовательскую деятельность ряда известных педагогов, разрабатывая при этом свои методические идеи, и веду собственный поиск путей творчества.
Я использую разные формы нестандартных уроков, а именно: урок-путешествие, урок-исследование, урок-беседа, урок-суд , урок-литературная гостиная , урок-сказка , урок-диспут , урок мудрости, урок-посиделки , урок-концерт и другие. Применяю логические схемы и опорные схемы-конспекты, т.к. за короткое время, отведенное программой, добиться целостного постижения изучения сложных и крупных произведений трудно. Некоторые примеры нестандартных уроков, которые проводила: 1.«В гостях у сказки» с условием «Умей оценить». 2.Пресс-конференция по творчеству А.Блока. 3.Урок-исследование по поэтической новелле С.Есенина «Собаке Качалова». 4.Урок-концерт по творчеству С.Есенина. 5.Урок-гостиная «Я родом из страны Детства и Вечной Красоты» (по творчеству И.Бунина) и другие. Провела большое количество открытых уроков 5А классе. В 5А - внеклассное чтение «КВН по пословицам и поговоркам» с целью: проверить и закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; развивать интерес и любовь к народному творчеству. В 8А классе - «Грамматическое кольцо» с целью: обобщить знания учащихся по грамматике русского языка, развивать интерес учащихся к предмету, воспитывать чувство коллективизма.
Постоянно учусь у опытных учителей. В рамках предметной недели показала внеклассное мероприятие « У войны не женское лицо» с целью: 1) развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства; 2) прививать любовь к Отечеству; 3) воспитывать патриотизм. Проведен устный журнал в начальном звене обучения учащимися 8 класса « Год литературы». Приняли участие в школьном конкурсе газет, конкурсе стихов, посвященном 70-летию Победы, где Абултарова Мадина (5 класс) заняла I место. Вот уже несколько лет я совмещаю преподавание своего предмета с внеклассной работой. И считаю это важным. Я убеждена, что если ограничиться пусть даже мастерским анализом произведения, минуя внеклассные занятия, то о Пушкине, Фонвизине, Тургеневе, Толстом и Лермонтове, Гоголе и Чехове, об Ахматовой и Цветаевой и многих других учащиеся получат лишь приблизительное представление. В своей работе я опираюсь на интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся. С этой целью много лет тому назад был создан литературно-драматический кружок « Поэзия и театр». В этот год дети приняли участие в районном смотре-конкурсе театральных коллективов «Школьные подмостки». Также Учащиеся 5 А, 8А, 11А классов принимали участие в I-туре школьной олимпиады по русскому языку и литературе. Сафронова Анна (8А кл.) - участника II тура олимпиады по русскому языку. Сафронова Анна ( 8А класс) заняла I место в районном конкурсе сочинений « Война в судьбе моей страны», награждена Грамотой, подарком и денежной премией. В течение года на заседании школьного МО филологических наук прочитан доклад «Личность современного учителя и родители - развитие творческого взаимодействия» семинары, педсоветы. Являюсь постоянным членом комиссии по проверке олимпиадных работ II тура.
Через каждые 5 лет прохожу курсы повышения квалификации.
Важное место в повышении квалификации занимает самообразование. В моей профессиональной деятельности есть и трудности. Основная из них заключается в том, что дети, взрослея, теряют интерес к таким предметам как русский язык и литература. Сложнее становится убедить учеников прочесть какое-либо произведение, так как книгу им всё чаще заменяют компьютеры. Чтобы справиться с этой трудностью, я стараюсь использовать разнообразные методы обучения, дополнительно занимаюсь с детьми, привлекаю их к участию в различных конкурсах, так как это позволяет детям прийти к желаемому результату.
Для себя я ставлю следующие цели дальнейшего профессионального развития:
-
совершенствовать своё педагогическое мастерство через изучение опыта других учителей, самообразование, участие в семинарах, конкурсах;
-
применять эффективные инновационные технологии в организации урочной и внеурочной деятельности с целью повышения качества знаний всех учащихся;
-
усилить работу с низкомотивированными учащимися через индивидуализацию процесса обучения;
-
приобретать новые знания через курсы повышения квалификации;
-
повышать качество знаний учащихся через их мотивацию учебной деятельности.