Литературная гостиная. Новогодние сюрпризы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ ДД «Хуры тын»

Библиотека





«Новогодние сюрпризы»


Литературно-музыкальный час для старшего школьного возраста.




Составитель:

педагог-библиотекарь

Кулаева И.А.









Владикавказ 2016 г.

Направление воспитательной работы:

-эстетическое

Цель и задачи:

- совершенствование читательского восприятия;

- развитие художественного вкуса через чтение стихотворений великих поэтов, прослушивание музыки и рассматривание картин, посвященных зиме.

Присутствовало:

12 человек (III-IV гр.)

Подготовительная работа:

Были подобраны картины русских художников о зиме, ст. пластинка «Времена года» П. Чайковского, сборник статей А.Фета, А. Блока, Б. Пастернака.

В библиотеке оформлена выставка «Зима вдохновила», посвященная этому времени года.




Ход мероприятия


Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Зима»

Читаю:

«Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.»

А.С. Пушкин

Вопрос: «Почему поэт называет зиму «волшебницей»? (ответы ребят: потому что зимой меняется все вокруг).

В каждом времени года свое очарование, и поэты, художники и музыканты, искатели красоты, конечно, заметили, как удивительна зима, пусть даже обрекающая нас на холод.

1) Русские художники признавались в любви к зиме через свои картины. Репродукции некоторых из них перед вами.

Коровин К. «Зимой», Шишкин И. «Зимой в лесу», Саврасов А. «Зима», Суриков В. «Взятие снежного городка», Куинджи А. «Солнечные пятна на снегу».

Каждый художник изображал на своей картине то, что ему нравилось в зиме. Рассмотрите картины и скажите, чем радует зима вас? Красота не может не радовать. (Ответы: белизной, чистотой воздуха, сменой пейзажей…)

2) Теперь прочитайте 2 стихотворения о зимних березах. Они принадлежат уже знакомым вам поэтам.

Вопрос: кто является автором 1-го стихотворения? (а затем и 2-го)

Читает Джериева С.:

«Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она».

Ответ на вопрос: автор А. Фет.

Библиотекарь:

Написано это стихотворение около 150 лет назад. Оно живое и все исполнено восхищения жизнью. Даже в траурном наряде зимней березы взгляд поэта находит красоту.

Вопрос: «Чем же эта печальная береза радует?»

Ответ: красотой.

Дети читают 2-естихотворение:

«Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром».

Ответ на вопрос: С.А.Есенин. Написано в 1913 году.

Вопрос: «Какое чувство вызывает у поэта белая береза? В какое время суток (утро, вечер) он ее описывает?»

Наверное, вы заметили, что береза у Есенина, застенчивее, скромнее, чем у Фета. Она «принакрылась снегом, точно серебром». Стихотворение Есенина похоже на песню, а у Фета это скорее городской романс. У Фета береза прекрасна вопреки зиме. Она печальна, но краса ветвей похожих на гроздья винограда, напоминает о празднике лета.

Есенинская береза дружна с зимой, она чувствует себя в зиме своей, зима прибавляет ей красоты, но это красота тихого праздника.

3) А сейчас вы послушаете романс в исполнении Никитиных на стихотворение Б.Пастернака «Снег идет».

Звучит песня.

Вопрос: «Каким вы увидели поэта когда звучала песня?»

Ответ: одиноким, грустным и в то же время радостным».

Вопрос: «Что вы увидели, Какие картины возникали в вашем воображении во время прослушивания?»

Ответ: «Темное окно, а нем керосиновая лампа и горшок с геранью. Снежинки как бабочки летят на свет лампы. За окном холодно, в комнате тепло, уютно… от неба до земли будто опущен снежный занавес. Город пуст. Одинокий человек среди снежной круговерти».

Вопрос: «Что вы услышали?»

Ответ: «Тикают часы… Ветер ломится в окно… Скрипят половицы… Мягкий стук снежных хлопьев по стеклу… Потрескивание огонька… Шорохи в темном углу… Хлопают двери в подъезде… Шаги на лестнице».

Вопрос: «Что вы почувствовали?»

Ответ: Грусть и одиночество в городе, занесенном снегом и от того, что все проходит…

Радость и удивление от того, как «в заплатанном салопе на землю сходит небо», будто кто-то живой, а еще оно словно играет в прятки… Чувствую как движется время, а я его часть…»


5


© 2010-2022