- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литературная гостиная. Новогодние сюрпризы
Литературная гостиная. Новогодние сюрпризы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кулаева И.А. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГКОУ ДД «Хуры тын»
Библиотека
«Новогодние сюрпризы»
Литературно-музыкальный час для старшего школьного возраста.
Составитель:
педагог-библиотекарь
Кулаева И.А.
Владикавказ 2016 г.
Направление воспитательной работы:
-эстетическое
Цель и задачи:
- совершенствование читательского восприятия;
- развитие художественного вкуса через чтение стихотворений великих поэтов, прослушивание музыки и рассматривание картин, посвященных зиме.
Присутствовало:
12 человек (III-IV гр.)
Подготовительная работа:
Были подобраны картины русских художников о зиме, ст. пластинка «Времена года» П. Чайковского, сборник статей А.Фета, А. Блока, Б. Пастернака.
В библиотеке оформлена выставка «Зима вдохновила», посвященная этому времени года.
Ход мероприятия
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Зима»
Читаю:
«Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.»
А.С. Пушкин
Вопрос: «Почему поэт называет зиму «волшебницей»? (ответы ребят: потому что зимой меняется все вокруг).
В каждом времени года свое очарование, и поэты, художники и музыканты, искатели красоты, конечно, заметили, как удивительна зима, пусть даже обрекающая нас на холод.
1) Русские художники признавались в любви к зиме через свои картины. Репродукции некоторых из них перед вами.
Коровин К. «Зимой», Шишкин И. «Зимой в лесу», Саврасов А. «Зима», Суриков В. «Взятие снежного городка», Куинджи А. «Солнечные пятна на снегу».
Каждый художник изображал на своей картине то, что ему нравилось в зиме. Рассмотрите картины и скажите, чем радует зима вас? Красота не может не радовать. (Ответы: белизной, чистотой воздуха, сменой пейзажей…)
2) Теперь прочитайте 2 стихотворения о зимних березах. Они принадлежат уже знакомым вам поэтам.
Вопрос: кто является автором 1-го стихотворения? (а затем и 2-го)
Читает Джериева С.:
«Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она».
Ответ на вопрос: автор А. Фет.
Библиотекарь:
Написано это стихотворение около 150 лет назад. Оно живое и все исполнено восхищения жизнью. Даже в траурном наряде зимней березы взгляд поэта находит красоту.
Вопрос: «Чем же эта печальная береза радует?»
Ответ: красотой.
Дети читают 2-естихотворение:
«Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром».
Ответ на вопрос: С.А.Есенин. Написано в 1913 году.
Вопрос: «Какое чувство вызывает у поэта белая береза? В какое время суток (утро, вечер) он ее описывает?»
Наверное, вы заметили, что береза у Есенина, застенчивее, скромнее, чем у Фета. Она «принакрылась снегом, точно серебром». Стихотворение Есенина похоже на песню, а у Фета это скорее городской романс. У Фета береза прекрасна вопреки зиме. Она печальна, но краса ветвей похожих на гроздья винограда, напоминает о празднике лета.
Есенинская береза дружна с зимой, она чувствует себя в зиме своей, зима прибавляет ей красоты, но это красота тихого праздника.
3) А сейчас вы послушаете романс в исполнении Никитиных на стихотворение Б.Пастернака «Снег идет».
Звучит песня.
Вопрос: «Каким вы увидели поэта когда звучала песня?»
Ответ: одиноким, грустным и в то же время радостным».
Вопрос: «Что вы увидели, Какие картины возникали в вашем воображении во время прослушивания?»
Ответ: «Темное окно, а нем керосиновая лампа и горшок с геранью. Снежинки как бабочки летят на свет лампы. За окном холодно, в комнате тепло, уютно… от неба до земли будто опущен снежный занавес. Город пуст. Одинокий человек среди снежной круговерти».
Вопрос: «Что вы услышали?»
Ответ: «Тикают часы… Ветер ломится в окно… Скрипят половицы… Мягкий стук снежных хлопьев по стеклу… Потрескивание огонька… Шорохи в темном углу… Хлопают двери в подъезде… Шаги на лестнице».
Вопрос: «Что вы почувствовали?»
Ответ: Грусть и одиночество в городе, занесенном снегом и от того, что все проходит…
Радость и удивление от того, как «в заплатанном салопе на землю сходит небо», будто кто-то живой, а еще оно словно играет в прятки… Чувствую как движется время, а я его часть…»
5