Конспект урока русского языка Местоимение как часть речи (6 класс)

В конспекте представлена разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Местоимение как часть речи". Использован учебный комплекс под ред. В. В. Бабайцевой. Тип урока: изучение нового материала. Цель: познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формировать умение находить местоимения, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения в речи. В конспект урока включены различные виды работ, направленные на формирование у учащихся ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Местоимение как часть речи.

Цель урока:

-познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формировать умение находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения;

-развивать монологическую речь, логическое мышление, произвольное внимание;

-воспитывать самостоятельность, чувство ответственности.
Оборудование: презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.

1 Сообщение темы и цели урока.
В этой четверти мы продолжаем изучать морфологию.
- Послушайте меня и отгадайте загадку. О какой части речи в ней говорится.
Мы предмет не называем,
Его признаки скрываем,
Прямого не дадим ответа,
Скажем: он, ты, мы, этот.
Велико же будет удивленье,
Если не узнали вы… (Местоимение)

- Запишите тему нашего урока «Местоимение как часть речи». Сегодня мы вспомним все, что изучили об этой части речи, ее основные грамматические признаки, будем учиться находить местоимения в тексте, определять их роль в речи.

Но вначале давайте сделаем таблицу в тетради, состоящую из 2 граф. Первую графу мы заполним сейчас, а вторую в течение урока

Что мы знаем

Что мы узнали


- Запишите, что вы знаете о местоимении.

2. Наблюдение над грамматическим материалом.

Включив радиоприемник, вы услышали: «Они были впереди». В оглавлении журнала я увидел название очерка: «Таких людей немало». Из кабинета русского языка донеслась фраза: «Там нужно обозначить столько же орфограмм».

- Выскажите свои предположения, о ком или о чем шла речь в первом случае? Кого или Что еще можно обозначать словом «они»?

- О каких людях говорится во втором случае?

- Где и сколько орфограмм нужно обозначить?

- Определите, какой частью речи являются выделенные слова?

- Вместо каких частей речи употребляются местоимения? Как это определили?

- Называют ли местоимения предметы, признаки, количество? /они только указывают на них?

- На какие вопросы отвечают?

- Кто сформулирует определение, что такое местоимение?

- Давайте запишем его во вторую графу таблицы.

Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, не называя их.

Заменяет имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, иногда наречия.

- Итак, в русском языке имеются слова, которые употребляются в речи вместо имён существительных, имён прилагательных, имён числительных и иногда наречий. Именно поэтому такие слова называются местоимениями («вместо имён»). Общее значение местоимений - указывать на предметы, признаки, количества, не называя их.

- Давайте прочитаем текст.

Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце. Тогда начнётся настоящая весна.

- Назовите местоимения в этом тексте.
- Какое из местоимений указывает на предмет, какие - на признак, какое - на количество, какое на признак действия?

Давайте теперь подумаем, если местоимения употребляются вместо имён, то и изменяются они как имена.
- А как изменяется большинство имён? (Все имена изменяются по падежам; существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные - по числам и родам.)
- Приведите примеры из текста, определите, где возможно падеж, род, число.
- Итак, мы с вами выяснили, что местоимения изменяются по падежам, а местоимения, которые указывают на признак, изменяются ещё и по родам и числам. Местоимения, которые употребляются вместо наречий, не изменяются. Запишем это в таблицу.

- Определите, какими членами предложения они являются?

Местоимения изменяются по падежам, некоторые по родам и числам.

В предложении могут быть подлежащими, дополнениями, определениями, иногда обстоятельствами.

- По значению и грамматическим особенностям все местоимения делятся на 9 разрядов. Посмотрите на таблицу.

- Названия каких разрядов вам знакомы? Определите разряд местоимений, которые встретились нам в тексте. Подробно с разрядами местоимений и их грамматическими особенностями мы будем знакомиться на следующих уроках. Но к этой таблице мы сегодня еще будем обращаться.

Личные

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Возвратное

себя

Притяжательные

мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их

Вопросительные

кто, что, какой, чей, где, который, откуда, сколько, каковой, каков, зачем

Относительные

кто, что, какой, который, чей, сколько, каковой, каков, зачем, когда

Указательные

тот, этот, столько, такой, таков, сей, там

Определительные

всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой, весь

Отрицательные

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, незачем

Неопределенные

некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо, всегда и пр.

Запишите в таблицу:

По значению и грамматическим признакам местоимения делятся на 9 разрядов.

4. Чтение параграфа учебника.

Откройте учебники, давайте проверим, совпадают ли наши выводы с материалом, который изложен в параграфе.

III Закрепление изученного материала.

  1. Работа по учебнику.

Коллективное выполнение упр. 624 /по цепочке

- Какие части речи может заменять местоимение?

  1. Самостоятельная работа. Упр. 392

Прочитайте текст упр. 392. Давайте его озаглавим.

Определите роль местоимений в тексте.

/Запись в таблицу: Местоимения служат для связи предложений в тексте, помогают избежать речевого повтора.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и запятые, определите разряд, подчеркните как члены предложения.
/проверка работ

3. Работа по развитию речи
Иногда мы сталкиваемся с ошибками в употреблении местоимений.
Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное, а двусмысленность может вызываться одинаковым родом разных существительных.
- Прочитайте предложения и исправьте ошибки (устно)
1) Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру. - 1) Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать со зверя шкуру. 2) Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу. - Я вытащил рыбу из корзины и передал свой улов отцу. 3) Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. - 3) Мальчик снял шапку с головы и подбросил головной убор вверх.4) Экскурсовод ознакомила нас с темой экскурсии, и от неё мы узнали много интересного. - 4) Экскурсовод ознакомила нас с темой экскурсии, и из ее рассказа мы узнали много интересного.

4. Тест

1) Что такое местоимение?
а) часть речи, которая называет предмет, признак предмета
б) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте
в) часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их
2) Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное
б) имя прилагательное
в) глагол
3) Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
а) у них, обо мне, я, тебя
б) за ними, мой, себя, тот
в) вам, твой, вас, когда
4) Местоимения в предложении чаще всего бывают…
а) обстоятельством, сказуемым
б) определением, обстоятельством
в) подлежащим, дополнением, определением

5) Укажите предложение, в котором нет ошибки в употреблении местоимения:

а) На ихних огородах травы много наросло.

Б) Он обратился к его сестре за советом.

В) Лавочник протянул Алеше его пухлую руку.

/Взаимопроверка, выставление отметок.

IV Итог урока

- Давайте вернемся к таблице, которую мы начали заполнять вначале урока. Прочитайте, что мы узнали нового о местоимении как части речи. Сравните с тем, что вы знали до нашего урока.

Рефлексия

На уроке я узнал, что….

На уроке я радовался, потому что…

Возникали трудности…

Могу похвалить себя за….

Задание на дом: п.121-122, упр.629 (устранить речевые недочеты, связанные с употреблением местоимений)














Разряды местоимений

Личные

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Возвратное

себя

Притяжательные

мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их

Вопросительные

кто, что, какой, чей, где, который, откуда, сколько, каковой, каков, зачем

Относительные

кто, что, какой, который, чей, сколько, каковой, каков, зачем, когда

Указательные

тот, этот, столько, такой, таков, сей, там

Определительные

всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой, весь

Отрицательные

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, незачем

Неопределенные

некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо, всегда и пр.

Тест

1) Что такое местоимение?
а) часть речи, которая называет предмет, признак предмета
б) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте
в) часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их
2) Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное
б) имя прилагательное
в) глагол
3) Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
а) у них, обо мне, я, тебя
б) за ними, мой, себя, тот
в) вам, твой, вас, когда
4) Местоимения в предложении чаще всего бывают…
а) обстоятельством, сказуемым
б) определением, обстоятельством
в) подлежащим, дополнением, определением

5) Укажите предложение, в котором нет ошибки в употреблении местоимения:

а) На ихних огородах травы много наросло.

Б) Он обратился к его сестре за советом.

В) Лавочник протянул Алеше его пухлую руку.

Местоимение как часть речи


Что мы знаем

Что мы узнали на уроке














© 2010-2022