Программа факультативного курса по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано Утверждено

Зам. директора по УЧ Директор

_______/_ _________/___________ «_____»_______2011г «_____»_______2011г

МОУ Кондинская средняя общеобразовательная школа



Программа факультативного курса по литературе Теория и история литературы (подготовка к ЕГЭ)


Учитель Солодякова Ольга Викторовна для учащихся 11 класса



г.п. Кондинское

2011 г.

Пояснительная записка

Факультативный курс «Теория и история литературы (подготовка к ЕГЭ)» предназначен для учащихся 11 класса. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Результаты единого государственного экзамена по литературе признаются образовательными учреждениями среднего профессионального

образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по литературе.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.). и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по литературе).

Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету

Таким образом, при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т. п.

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса, содержание которого определено нормативными документами по предмету.

Цель: подготовить старшеклассников к успешному выполнению заданий по теории и истории литературы.

В задачи данного курса входит:

• Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров (все типы заданий).

• Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру (В1-В12).

• Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта (все типы заданий).

• Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения (все типы заданий).

Формы работы: индивидуальная


Календарно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Корректировка

1

Художественная литература как искусство слова.

1

7.10

2

Фольклор. Жанры фольклора.

1

14.10

3

Художественный образ.

1

21.10

4

Содержание и форма. Поэтика.

1

28.10

5

Авторский замысел и его воплощение.

1

4.11

6

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения.

1

11.11

7

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы

4

18.11

25.11

2.12

9.12

8

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя

6

16.12

23.12

30.12

13.01

20.01

27.01

9

Деталь. Символ. Подтекст.

1

3.02

10

Психологизм. Народность. Историзм.

1

10.02

11

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

1

17.02

12

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.

4

24.02

3.03

10.03

17.03

13

Стиль.

1

34.03

14

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

5

7.04

14.04

21.04

28.04

5.05

15

Литературная критика.

1

12.05

Всего по программе 30 часов

Содержание программы

Тема 1 Художественная литература как искусство слова. 1 час

Тема 2 Фольклор. Жанры фольклора. 1 час

Тема 3 Художественный образ. Художественное время и пространство. 1 час

Тема 4 Содержание и форма. Поэтика. 1 час

Тема 5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

1 час

Тема 6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения:

классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм. 1 час

Тема 7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. 4 часа

Тема 8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия.Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ. 6 часов

Тема 9 Деталь. Символ. Подтекст. 1 час

Тема 10 Психологизм. Народность. Историзм. 1 час

Тема 11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. 1 час

Тема 12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм.Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс. 4 часа

Тема 13 Стиль. 1 час

Тема 14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. 5 часов

Тема 15 Литературная критика. 1 час

Условия реализации программы

Для реализации данной программы используются: ресурсы Интернета; учебная литература; дидактические материалы (памятки, таблицы, и т.д.); мультимедийное оборудование; Аналитический отчет ФИПИ (литература) Демо-версии 2009, 2010, 2011 года

Требования к знаниям, умения, навыкам после прохождения программы

После прохождения программы учащиеся должны Знать: - обнаружить знание основных фактов, категорий и понятий, относящихся к предложенным им для анализа художественным текстам (основные литературные направления и жанры, система образов произведения, элементы художественной формы и т. п.); - продемонстрировать в целом понимание тематики и проблематики рассматриваемых произведений, способность в общих чертах отразить это понимание в кратком связном высказывании. Уметь: − воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике; − выделять смысловые части художественного текста; − выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев; − характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении; − сопоставлять литературные факты и явления; − выделять авторскую позицию в произведении; − выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Литература для учителя и учащихся

1. Калганова Т. А. Об изучении и повторении теоретико-литературных понятий в условиях ЕГЭ. Литература в школе. №2.2010

2. Ласкина Н. О. ЕГЭ по литературе: замысел и реальность. Сб. ЕГЭ 2005: Новосибирская область

3. Романичева Е. С. Готовим к ЕГЭ: от натаскивания к работе с текстом. Литература в школе. №1.2010

  1. ЕГЭ. Литература. Контрольные измерительные материалы, «Просвещение», 2009. Авторы составители М.Б. Багге, М.Г. Белова, Л.Д. Фураева, А.Г. Нелькин.

  2. ЕГЭ. Литература. Сборник экзаменационных заданий, Москва, «Эксмо», 2009. Составитель С.А. Зинин.

  3. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Санкт-Петербург, «Тригон», 2009. Составитель Ю.С. Миронов.

  4. ЕГЭ. Литература. Тренировочные задания, «Эксмо», 2009. Составитель Е.Н. Самойлова.

  5. Демо-версии 2009 - 2011 гг.


© 2010-2022