Статья Моделирование речевых особенностей литературного героя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моделирование речевых особенностей литературного героя


Многими исследователями давно отмечалось, что специфика речи литературного героя тесно связана с его характером. Отражает (не совсем прямо, правда) отдельные черты его натуры. Речь персонажа - своеобразный паспорт его возрастных, социально - культурных черт, этических устремлений.

Имитация разговорной речи литературных героев - дело очень сложное, требующее от писателя большого искусства. В последнее десятилетие творческая лаборатория писателя стала привлекать внимание лингвистов, в основном лексикологов и синтаксистов. Основной задачей здесь выступило определение того, какими языковыми средствами (их подбором и комбинациями) решается речевая характеристика героя, т.е. как моделируется именно тот характер речи героя, который раскрывает его личностные качества. При этом лингвисты идут от содержания к форме, т.е. от воспринятого ими образа к особенностям его речи.

Настоящая работа представляет опыт такого разбора. Для анализа взята речь центральной героини повести Ф.Абрамова «Пелагея». Образ Пелагеи - это образ немолодой, житейски хваткой и рассудительной женщины, в чем - то очень одинокой и несчастливой. Пелагея родилась и выросла в деревне, впитав в себя её грубоватый говор и интонации: поопастись, поразмыслить, пораскинуть умом, войти в кураж, маненько, квёлый, фершал, фициантка (официантка), сторан (ресторан), спознать, ихний, евонный - эти и многие другие слова пестрят в её речи.

Битая жизнью, привыкшая полагаться только на себя, Пелагея с недоверием относится к людям, презирает их слабости, ошибки, грехи, завидует их удачам. Презрительное отношение к окружающим проявляется в тех уничижительных прозвищах, которыми она наделяет людей: уклея сухая, сухая жердина (о потерявшей надежды на замужество соседке), огрызок ( о престарелой женщине), старый кобелина ( о председателе).

Чувство собственного превосходства развивает в Пелагее черты властности. Обращение её к домочадцам и односельчанам исполнено категоричности и лаконизма, в речи преобладают императивно - менторские интонации примеры

Всю жизнь Пелагея стремилась к так называемым «хорошим» людям, ненавидя их, презирая, но завидуя их успешности и благополучию. Льстиво, угоднически ведёт она свои речи с « сильными мира сего», простоватость и грубость уступает здесь место лицемерным деминутивам типа: «Здорово, здорово, сватьюшка».

Итак, моделирование речевых особенностей героя сопряжено с задуманным образом, исходит из него и одновременно является важным орудием его художественной реализации.

Использованная литература

1. Буторина Н. А. Федор Абрамов. Дилогия "Пелагея" и "Алька": X класс / Н. А. Буторина // Литература в школе. - 2010. - N 1. - С. 31-34. (Урок литературы для 10 класса по теме "Федор Абрамов. Дилогия "Пелагея" и "Алька")

2. Гилева К. В. "По-своему она была счастлива...": повесть Ф. Абрамова "Пелагея". XI класс / К. В. Гилева // Литература в школе. - 2010. - N 1. - С. 34-37. (Урок литературы по теме "Тропа Федора Абрамова и его героев" (по повести "Пелагея

3. Груша С. А. Праведники и праведницы Ф. Абрамова: ХI класс / С. А. Груша // Литература в школе. - 2011. - № 12. - С. 23-26.

4. Мешалкин А. Н. Земля, дом, семья в русской прозе второй половины XX века / А. Н. Мешалкин // Литература в школе. - 2009. - N 6. - С. 2-5.


© 2010-2022