Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)

Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)

Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)

Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)

Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)Подготовка к сочинению-описанию Петух (6 класс)

Тема: Подготовка к сочинению-описанию «Петух»

Цели: 1. Помочь учащимся приобрести опыт построения художественных описаний

предмета на материале описания домашней птицы.

2. Привлечь внимание учащихся к тому, что отбор рисуемых деталей, их признаков

зависит от основной мысли автора.

  1. Активизировать лексические средства, необходимые для описания предмета.

  2. Воспитывать у учащихся культуру речи.

Оборудование: Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова. Текст, цветные карандаши, контуры рисунка «Петух», презентация.

Технология: Фреймовая технология.

ХОД УРОКА

I Организационная часть

II Вступление. Мы сегодня будем работать по тексту Евгения Носова «Петух». Задача состоит в том, чтобы не только прочитать текст, но и объяснить, как он написан, почему писатель выбрал эти слова, а не другие. Нужно понять, по возможности, все приемы писательской работы, чтобы затем, при написании сочинения воспользоваться ими сознательно.

III Работа по тексту

1 ) Назовите слова, которые пришли на ум, когда читали слово «петух»?

Фрейм - рисунок №1

ПЕТУХ

Ответы: Петушок, золотой гребешок. Петушиный бой, петуший гребешок, встать до петухов, ходить петухом, петушиться, «Петя», ку-ка-ре-ку…

2) Как вы думаете, от какого слова произошло слово «петух»? (От слова «петь». Петух - «певец»).

3) Объясните значения слов «петушиться», фразеологизмов «встать до петухов», «ходить петухом». (Встать до петухов - встать очень рано, с зарей. Ходить петухом - ходить с гордым и важным видом).


2. Выразительное чтение текста.

ПЕТУХ

Петух был такой красивый и смелый.

На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперед широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами.

Был он храбр, как истинный гвардеец. На улице делал к противнику два - три неторопливых шага, будто предоставлял ему возможность еще раз подумать. Если тот не убирался, петух стремительно обрушивался на него. При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко перегибал голову. Его длинный хвост волочился по земле, как плащ. (Е. Носов)

Фрейм - рисунок №2. Текст.



1) Определите тему текста. (Петух).

2) В каком предложении заключена основная мысль текста? (Петух был такой красивый и смелый).

3) Какую цель ставит перед собой автор? (Дать описание петуха).

4) На сколько частей можно разделить текст? Почему? (В первой части дается описание внешнего вида, а во второй - описание повадки, поведения петуха).

5) Прочитайте первый абзац. В какой последовательности автор дает описание внешнего вида петуха? Обратите внимание на рисунок-символ.

Фрейм - рисунок №3

Петух

Ответы: 1)шея, 2) спина, 3)хвост, 4) осанка, 5) грудь, 6) лапы.

6) Создайте «поле» рисуемых автором деталей. Составьте опорный конспект в тетрадях.

Фрейм - рисунок №4

А) ☼←☼←☼

◘← ◘

◘ ← ◘←◘←

●← ● Внешний вид петуха

●←●←● ← ●

☺ ←☺

♥←♥

♥←

◊ ← ◊←◊

◊ ←

(Опорный конспект в тетрадях).

Б) Ответы:

Внешний вид петуха

1) Шея 2) Спина 3) Хвост

ожерелье серая пестринки

пышный перья

огненное мелкие белые длинные

серпообразные

сине-черные

4) Держался 5)Грудь

6) Лапы

гордо широкая отливающая бронзой шпоры


загнутые острые


7) Какие признаки петуха показывает автор? Покрасьте совпадающие признаки петуха одним цветом.

Фрейм - рисунок №5

Ответ:

Цвет: огненное, серая, белые, сине-черные, отливающая бронзой, пестринки.

Размер: мелкие, длинные, широкая.

Форма: ожерелье, серпообразные, загнутые.

Качество: пышный, гордо, острые.

8) Размышление о слове. Фрейм - сценарий №6


Фрейм-сценарий

- Слово

- Значение слова

- Образ

- Изобразительно-выразительное средство

а) При описании петуха автор употребляет в тексте существительное «ожерелье» Слово «ожерелье» многозначное. 1) Шейное украшение. 2) перен. Шейное оперение птицы. В тексте слово употребляется в переносном значении. Чтоб показать красоту петуха, автор использует в тексте метафору «огненное ожерелье».

б) Меня заинтересовало слово «пестринки». Спина петуха с окраской разных цветов. «Пестринки» - пушинки. Перья петуха разноцветные. Петух красив.

в) В тексте автор использует словосочетание «серпообразные перья». «Серпообразные» - это сравнение. Автор сравнивает хвост петуха с серпом. В хвосте перья длинные. В тексте есть эпитет «в пышном хвосте». Перья легкие, пушистые.

г) Словосочетание «держался гордо» используется в значении «манера держать себя». «Гордо» - эпитет. Петух самоуверенный, гордый, важный.

д) Словосочетание «отливающей бронзой грудью» означает цвет. Метафора. Петух - гордый красавец.

е) Шпоры - роговой шип на ногах птицы. В тексте слово используется в прямом смысле,

в сочетании со словами «загнутые и острые». Более точно создает боевой дух петуха.

9) Покрасьте контур рисунка «Петух».

10) Прочитайте вторую часть текста. Какой образ петуха создается автором во второй части текста? ( Петух - боец).

11) Как удается автору описать действия петуха?

Фрейм-алгоритм №7

Петух



Автор показывает, как ….


Автор показывает, как ….

Автор показывает, как ….

Ответ: Автор показывает, как петух двигался,

как петух вел себя во время боя,

как петух при этом выглядел.

11) Перепишите словосочетания, построенные по данной схеме: НАРЕЧИЕ + ГЛАГОЛ. Определите тип словосочетания. (Стремительно обрушивался, зонтиком растопыривал, низко перегибал).

12) С какой целью автор использует в тексте глагол «обрушивался» в сочетании с наречием «стремительно»? (Автор рисует стремительную силу петуха). Подберите синонимы к глаголу «обрушивался». (Нападал, налетал).

13) Какие сравнения автор использует во второй части текста? (Как истинный гвардеец, как плащ). Какую функцию выполняют сравнения в тексте? (Петух храбр. Он всегда готов к бою).

14) Сравните предложения. Определите вид глаголов. Почему автор использует в тексте глагол несовершенного вида? (Для показа характера петуха, его повадок важен и выбор глагольных форм - именно глаголов несовершенного вида со значением повторяющихся действий. При употреблении глагола совершенного вида сообщение о повадках превращается в сообщение о конкретном событии).

а) При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову.

б) При этом он зонтиком растопырил на шее медно-красные перья, низко пригнул голову.

15) Выражено ли авторское отношение? (Авторское отношение скрыто, но проявляется в предложении: «Петух был такой красивый и смелый». Автор не только любуется петухом, но и восхищается его смелостью).

16) Проведена ли основная мысль автора через весь текст?

IV Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Петух».

V Рефлексия.

VI Итог.











Приложение

Сочинения

Сивцев Миша,

  1. класс


Наш петух

У нас был очень умный и красивый петух. Он был весь огненно-красный. Перья были всех оттенков красного и оранжевого. Гребешок ярко-красный. На ногах загнутые острые шпоры. Хвост дугой, грудь колесом.

Нашего петуха боялись все собаки. Потому наших кур они обходили стороной.

Наш петух иногда шел к соседским курицам. Соседский петух был молодой и трусливый. Он бросался бежать, увидев нашего петуха, боялся его, как огня. И наш петух сам ухаживал за его курами, искал для них червячков и кузнечиков. Наши курицы потихоньку перебирались к соседям. И петух присматривал за всеми. Вечером он возвращался обратно в свой двор, и за ним прибегали наши курицы. Только тогда соседский петух выходил из сарая. Мы с братом гордились своим петушком.

Бурнашев Ваня,

  1. класс


Петух

Петухи бывают очень разные. Раньше, когда я был маленьким, у нас был петух. Он отличался от других. Петушок был бордово-красного цвета, а хвост отливался изумрудно- зеленым оттенком. Его гребешок был ярко-красного цвета, что описывало его характер.

Наш петух был очень гордым. Он держал голову всегда высоко. Готов был защищать своих кур до последнего, не позволял приближаться близко к курам даже моей маме.

Я враждовал с петухом. Нередко я дрался с ним, но всегда убегал. Был он храбр, как истинный гвардеец. Наш петух пал, защищая кур от собак.

Румянцев Айаал,

  1. класс

Петух

Я знал одного петуха. Он был очень красивый. У петуха был щеголеватый вид. На голове красный гребень. На шее огненное ожерелье. Большие глаза. Немало привлекали меня его черные острые шпоры. Но самым чудесным зрелищем был его пышный разноцветный хвост. Он всегда висел дугой, как радуга над прозрачной рекой. В общем петух мне нравился. Он был элегантным и гордым.

Во всем птичьем дворе петух был самым лучшим певцом. Вставал ранним утром, важно расхаживал по птичьему двору и горланил.Он не был драчуном, как другие петухи.

Все петухи, увидев его, признавали в нем вожака. Но бывают и отчаянные смельчаки, которым он уже доказал свое превосходство. Всем своим птенцам петух проявлял большую любовь и привязанность. К сожалению, его увели в другой птичий двор. Больше такого петуха, как он, я не встречал.

© 2010-2022