План-конспект урока литературы на тему: «Художественное своеобразие повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»»

Цели:  1. продолжить работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста  2. углублять знания в области теории литературы («композиция», «сюжет», «идея» и др.)  3. учить работать с дополнительной литературой  4. совершенствовать речевые умения путем пересказа, подготовки сообщений, выразительного чтения  5. развивать навыки работы в группе  6. развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном  7. воспитывать интерес к литературе  Оборудование:  • тексты повести А.С.Пушкина ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока литературы на тему: «Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»»

Цели:

1. продолжить работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста

2. углублять знания в области теории литературы («композиция», «сюжет», «идея» и др.)

3. учить работать с дополнительной литературой

4. совершенствовать речевые умения путем пересказа, подготовки сообщений, выразительного чтения

5. развивать навыки работы в группе

6. развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном

7. воспитывать интерес к литературе

Оборудование:

• тексты повести А.С.Пушкина «Барышня - крестьянка»

ХОД УРОКА

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя, сообщение целей и задач урока

- Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! -Могущественные слова!- писал Игорь Северянин. И сегодня на уроке мы обратимся к страницам повести великого русского писателя А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», попытаемся выявить, в чем же её художественное своеобразие.

-Не случайно мы разделились с вами на три группы «Литераторы», «Лингвисты» и «Художники».

Каждая группа предварительно получила индивидуальные задания, которые помогут нам разобраться в прочитанном.

3. Аналитическая беседа

- Итак, давайте вспомним, что называется сюжетом художественного произведения? Много здесь сюжетных линий или одна?(докажите)

• Нам предстоит с вами прежде всего восстановить сюжет по картинкам, которые приготовили для нас наши «Художники».(картинки в неправильной последовательности, учащиеся переставляют их и коротко передают содержание прочитанного)

• А в чем отличие сюжета от композиции? Какие элементы композиции вы знаете? (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

• А что является экспозицией в повести «Барышня-крестьянка»?( описание пристрастий и увлечений двух помещиков Муромского и Берестова)

• Что вы считаете завязкой в повести?(разговор Лизы и Насти)

• Почему Лиза решается нарядиться крестьянкой?

• Что вышло из её затеи, давайте посмотрим-«Литераторы» подготовили для нас инсценировку.

ИНСЦЕНИРОВКА «ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА БЕРЕСТОВА И АКУЛИНЫ»

• Какими мы видим героев в этой сцене?

• Какие средства использует автор для создания образов героев?

(речь, портрет, пейзаж, поступки)

-Есть ли в повести портреты героев?(работа с текстом)Как они их характеризуют?

-Какие поступки совершают герои?

- Какую роль играет речь Лизы и Алексея? Почему становится ясно, что Алексей-барин, а не камердинер? Слово «Лингвистам».

-А почему в Лизе он не распознал барышню?(использует просторечные выражения).Приведите примеры из текста.

- Есть ли в повести пейзажи? Для чего они служат?(передают состояние героев)(работа с текстом).

- А какие изобразительно-выразительные средства использует автор при описании природы?(сравнения, эпитеты, метафоры- зачитывают, приводят примеры)

-Давайте сделаем вывод- какие средства использует автор для раскрытия образов главных героев?

ВЫВОД: Автор использует для раскрытия образов главных героев следующие средства- портрет, речь, пейзаж.(записываем в тетрадь)

-Итак, перед нами Акулина и Алексей, что же происходит в душе героев? (полюбили друг друга)

-Давайте послушаем подтверждение словами из текста.Слово «Литераторам»

УЧЕНИК НАИЗУСТЬ ЧИТАЕТ ОТРЫВОК «…АЛЕКСЕЙ БЫЛ УЖЕ ВЛЮБЛЕН БЕЗ ПАМЯТИ..»

- Какое происшествие изменило ход событий? (пересказ эпизода-перемирие помещиков)

- И, казалось бы, вот-вот все раскроется, но..Лиза придумывает новую интригу..Какую(пересказ эпизода-приезд Муромских к Берестовым).Какими рисует автор здесь героев?(ведут себя неестественно,неискренне)(работа с текстом)Почему?

- Скажите, как в этом моменте раскрывается авторская идея? А можно ли связать эпиграф с идеей?(Во все ты , душенька, нарядах хороша)(Любят человека, а не его положение в обществе, несмотря на то, что Лиза была барышней, а Акулина крестьянкой, Алексей выбрал крестьянку, благодаря её душевным качествам).

ВЫВОД: АВТОРСКАЯ ИДЕЯ- ДОКАЗАТЬ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, А НЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.(запись в тетради)

- Ребята, давайте сделаем вывод так в чем же художественное своеобразие повести?

Предварительные задания:

ЛИТЕРАТОРЫ

1. Инсценировка-1-я встреча Алексея и Лизы

2. Наизусть отрывок

3. Выявить авторскую идею, найти в каких смысловых отрывках она выражается; уметь прокомментировать эпиграф

ХУДОЖНИКИ

1. Сделать сюжетные картинки(не менее 6)

2. Найти пейзаж в тексте, уметь соотнести с происходящими событиями.

3. Найти портретные описания героев в различных ситуациях

ЛИНГВИСТЫ

1. Доказать примерами из текста, каким образом речь характеризует главных героев

2. Найти примеры эпитетов, метафор, сравнений в тексте

3. Выявить композиционное построение текста (с записью в тетради)

Подведение итогов

© 2010-2022