Сценарий открытия предметной Недели русского языка

Ежегодно в детском доме-школе проводится предметная Неделя русского языка и литературы, которая предоставляет возможность учителям-предметникам заинтересовать своих учеников изучением предметов гуманитарного цикла, даёт возможность всем ученикам проявить свои способности. От того, как интересно и креативно пройдёт открытие Недели, зависит во многом активность учащихся в проводимых мероприятиях, их заинтересованность в качественном выполнении заданий. Поэтому открытие Недели проводится в игровой,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Сценарий открытия предметной Недели русского языка



Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Тихомирова Т.В.


ОГКОУ Шуйский детский дом-школа

Декабрь 2013 г

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, высказывания русских писателей о русском языке, таблицы, костюмы и реквизит выступающих.

Звучат фанфары (Слайд № 1)

Ученик читает стихотворение

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

(Слайд № 2)

(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)

Королева Пунктуация: Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?

(Слайд № 3)

Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.

("Грустные вести" А. Шибаев )

Пришло письмишко мне,

Гляжу -из лагеря, от Мишки…

"Здесь чудный лук, и я лижу", -

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше:

"Здесь - лиса, красивый длинный прут".

И что такое он плетет -

Не разберусь, хоть тресни:

"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…

На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"

Королева Пунктуация:

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Твой друг серьезно болен.

Вернется - надо подлечить:

Заставь - ка правила учить…

Королева Орфография: Да-да , пойду его лечить.

Заставлю правила учить!

Придворный (вбегая): Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный )

Федя: Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева: (Поправляет корону) - Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя: Ну, Федя.

Королева: Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.

Федя: Да не нуфедя я, а Федя ! Фёдор! Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.

(предложение на карточках держат слуги.)

Сценарий открытия предметной Недели русского языкаСценарий открытия предметной Недели русского языкаСценарий открытия предметной Недели русского языкаСценарий открытия предметной Недели русского языка

Королева: Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя: (запятую ставит после слова Сценарий открытия предметной Недели русского языка) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда…

Королева: Прочитай, что у тебя получилось.

Федя:

Сценарий открытия предметной Недели русского языкаСценарий открытия предметной Недели русского языкаСценарий открытия предметной Недели русского языкаСценарий открытия предметной Недели русского языка

Королева: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и тащат его в сторону)

Федя: Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя: Не надо. Мне домой, если можно.

Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:

(Слайд № 4- 5 -6)

Не надо мне домой если можно

(предложение написано на экране)

Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.

Королева: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо…посмотрите и послушайте (на сцену выходят двое учеников)

(Слайд № 7)

Сценка об омофонах "Несуразные вещи».

- Здравствуй!

- Привет!

- Что это ты несешь?

- Несу разные вещи.

- Несуразные? Почему они несуразные-то?

- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял? Вот несу мел…

- Что не сумел?

- Отстань.

- Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?

- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?

- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит.

- Вот оно что…

- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?

- Ага.

- И ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая.

- То есть как?

- Зеленого цвета.

- Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

- У кого волосы?

- Да у Тамарки-то.

- Что-о?!

- Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…

- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.

- Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

- А ну тебя…

- Да! Стой, стой!

- Ну, что еще?

- Привет передавай.

- Кому?

- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Королева: Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.

Придворный: Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.

Королева: А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!

Придворный: Оказывается, есть. Вот послушайте:

1-ый

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
2-ой

- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
1-ый

- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
2-ой

- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

(Слайд № 8)

Придворный :Вот какой ленивый Лежебокин.

Королева И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного.

Придворный: Конечно. Конечно. Наши гости, ваше величество, очень стараются в изучении русского языка

Королева Тогда на правах Королевы Пунктуации разрешаю считать Неделю русского языка в Шуйском детском доме-школе считать открытой!

(Слайд № 9)

«Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).

(Слайд № 10)

Русский язык - это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

(Слайд № 11)

Русский язык - язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.

(Слайд № 12)

Язык национальной гордости и достоинства

(Слайд № 13)

Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

(Слайд № 14)

В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

(Слайд № 15)

Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

(Слайд № 16)

В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

(Слайд № 17)

В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее:

«Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба … Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..»

(Слайд № 18 -19)

(стихотворение Дениса Коротаева)

Д о р о ж и т е
Родным, милым словом:
М н о г о л и к и м -
Большим языком !
Нашей жизни ОН -
П е р в о о с н о в а -
Всем народам
Планеты - знаком !
Берегите ЕГО
От цветистых Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток -
От наречий ручьистых -
Не затмил
Родника - Родников !

В нём черпайте
Живящую силу:
Русских говоров,
Песен, стихов... -
Всё, что дорого
С е р д ц у,
Чтоб слилось в ЯЗЫКЕ,

Как ОСНОВЕ основ!

( стихотворение В.Шефера)

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.



(Слайд № 20)

Звучит песня Григория Гладкова "Песня о русском языке".

(Слайд № 21)




Пришло время получать задания на Неделю Русского языка.

(Выдаются задания классам, знакомство с планом Недели и мероприятиями)

(Слайд № 22)

Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»

(Слайд № 23)

Спасибо за внимание! Всем успехов!

















Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!





























Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре -

Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи, выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи, выучи русский язык!





















































Неделя русского языка . (9 - 13 декабря 2013 г.)

Цели:

  1. развитие интереса к изучаемому предмету;

  2. развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых детей;

  3. развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.


Знакомство с программой недели.


Понедельник (21.02)

Открытие недели русского языка и литературы (актовый зал)

Вторник ( 22.02)

1) конкурс «Самый грамотный класс» (второй урок)

2) конкурс чтецов, посвящённый Дню защитника Отечества ( 6 урок, актовый зал)

Четверг (24. 02)

1) малая олимпиада по русскому языку в 5-8 классах

2) классные часы - «Уроки вежливости» подскажут нам, правильно ли мы говорим

Пятница (25.02)


1) библиотечные уроки, мероприятия по индивидуальному плану учителей русского языка и литературы

2) подведение итогов конкурсов рисунка, стенгазет, викторины «В мире литературы»

Понедельник (28.02) .

1) Лингвистическая игра «В мире слов» (8 - 10 класс)

2) Закрытие недели русского языка и литературы: награждение победителей ( актовый зал)


В рамках недели пройдут следующие конкурсы:


1. Конкурс стихов «Юные дарования»

2. Конкурс чтецов, посвящённый Дню защитника Отечества (2- 8 классы) - 22.01

3. Конкурс рисунка «По страницам любимых книг» (1- 6 классы)

4. Конкурс стенгазет «Путешествие по разделам языкознания» (8-11 классы)

5. Заочная викторина «В мире книг» (9- 11 классы)


© 2010-2022