Дипломная работа по теме Проблема преподавания односоставных предложений в школьной практике

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ


Дипломная работа


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретические основания изучения односоставных предложений 6

1.1. Методика изучения явлений односоставности в школьных учебниках

и русской грамматике 6

1.2. Методические рекомендации 14

Глава 2. Разработка уроков по изучению односоставных предложений в школе 20

2.1. Изучение односоставных предложений в 8 классе 20

2.2. Изучение односоставных предложений в старшей школе 23

Заключение 33

Список литературы 35


ВВЕДЕНИЕ

В конце прошлого столетия в связи с бурным развитием семантического направления в синтаксической науке камнем преткновения стал вопрос об односоставном предложении как самостоятельной синтаксической категории. Без преувеличения будет сказано, на страницах журнала «Русский язык в школе» развернулась настоящая синтаксическая дискуссия по данной проблеме.

В 1991 году в этом журнале была опубликована статья проф. В.С. Юрченко «Односоставные предложения», содержащая анализ их структурно-семантических типов как языковой реальности, не подлежащей ни малейшему сомнению [16]. В статье же Г.П. Дручининой и Н.К. Онипенко, представителей синтаксической школы проф. Г.А. Золотовой, - «К вопросу об односоставном предложении», опубликованной в 1993 году, напротив, утверждалось, что бесподлежащных, односоставных предложений в русском языке не существует, поскольку, по мнению авторов, назначение всякого предложения - это приписывание предикативного признака его носителю [10].

Известный ученый-языковед проф. В.Г. Адмони еще в 1955 году в работе «О двусоставности предложения» «окрестил» проблему односоставного предложения в русском языке как один из «проклятых» вопросов языкознания [1, с. 133]. Этому «проклятому» вопросу русского языкознания и посвящена наша дипломная работа.

Как известно, впервые понятие двусоставности/односоставности предложения по его синтаксической форме четко сформулировал акад. А.А.Шахматов в своем «Синтаксисе русского языка». Им же были введены и сами термины: «односоставное предложение», «двусоставное предложение».

Акад. В.В. Виноградов в теоретическом введении ко II тому Академической грамматики русского языка (1954), подводя итоги изучения предложения в отечественной науке о языке, с уверенностью констатировал, что «разграничение двух основных типов предложения - двусоставных и односоставных - прочно вошло в синтаксис русского языка» [9, с. 73-74].

Однако, как показало время, та «прочность», в которой был уверен В.В.Виноградов, оказалась весьма относительной. Во второй половине прошлого столетия, особенно начиная с 70-х годов, отдельными учеными-русистами были предприняты попытки отказаться от понятия «односоставное предложение», подвести все простые предложения в русском языке под категорию двусоставности.

Такую позицию, в частности, заняла Г.А. Золотова, известный ученый-синтаксист. В процессе работы над «Синтаксическим словарем русского языка» она пришла к теоретическому выводу о «принципиальной двусоставности русского предложения» на том основании, что «наш речемыслительный акт, претворяющийся в предложении, заключается в предикативном (в плане модальности, времени и лица) отнесении признака к предмету, его носителю». О чем было заявлено в журнале «Вопросы языкознания» [12]. В статье «О возможностях перестройки в преподавании русского языка», опубликованной в журнале «Русский язык в школе», Г.А. Золотова поставила на повестку дня вопрос и о перестройке школьного курса синтаксиса, и прежде всего, о «создании» синтаксиса без односоставных предложений. «И так ли уж нуждается наша грамматика в понятии «односоставность»?» - ставит автор статьи риторический вопрос [11, с. 40].

Актуальность проводимого нами исследования заключается в том, что в современной школьной грамматике требуется выработка единого подхода к обучению явлениям односоставности и адаптации научных концепций для обучения школьников.

Объектом исследования являются односоставные предложения русского языка, предметом - процесс обучения школьников анализу односоставных предложений.

Цель исследования - разработать серию уроков для преподавания темы «односоставное предложение» в средней и старшей школе.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд задач:

- проанализировать методику изучения односоставных предложений в школьных учебниках и русской грамматике;

- выявить методические рекомендации по изучению односоставных предложений в школе;

- разработать урок по изучению односоставных предложений в средней школе;

- разработать урок по изучению односоставных предложений в старшей школе.

Методологическую основу исследования составляют метод сбора и анализа теоретической информации по изучаемой проблеме, методы сравнения, лингвистического описания языковых явлений.

Теоретической базой исследования послужили работы В.В. Виноградова, А.Г. Гвоздева, Г.А. Золотовой, А.А.Шахматова и т.д.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ


1.1. Методика изучения явлений односоставности в школьных учебниках и русской грамматике

В данном разделе мы ставим перед собой задачу разобраться в существующих синтаксических концепциях, связанных с теорией русского односоставного предложения, систематизировав точки зрения различных ученых-русистов по данной проблеме.

Создатель учения о двусоставности/односоставности простых предложений в русском языке по их синтаксической форме А.А. Шахматов посвятил описанию различных типов односоставных предложений целый большой раздел в своем «Синтаксисе русского языка» [15, c. 49-181].

«Предложения русского языка, - писал ученый, - распадаются по форме на следующие две основные разновидности: предложения односоставные, не представляющие словесного обнаружения тех двух членов, на которые распадается каждая психологическая коммуникация, и на предложения двусоставные, один состав которых является господствующим и соответствует психологическому субъекту, а другой состав - зависимым и соответствует психологическому предикату» [15, c. 49].

В «Синтаксисе» А.А. Шахматова все односоставные предложения делятся на четыре основные группы:

А. Односоставные бессказуемо-подлежащные предложения.

К ним относятся именные номинативные предложения (типа Зима; Мороз); количественно-именные предложения (типа Три часа утра); именные генитивные предложения (типа Слов-то, слов!).

Б. Односоставные сказуемо-бесподлежащные предложения.

К ним относятся определенно-личные бесподлежащные предложения (типа Сижу как на иголках; Теперь, Александр, не будешь на меня жаловаться); неопределенно-личные бесподлежащные предложения (типа В дверях звонят; Человека раздавили; Тише едешь, дальше будешь; Ворон ни жарят, ни варят); инфинитивные бесподлежащные предложения (типа Там поставить кровать, рукомойник и прочее); адъективные бесподлежащные предложения (типа Полно врать пустяки); междометные бесподлежащные предложения (типа На; Цыц!; Стоп!; Марш!).

В. Вокативные односоставные предложения, в которых единственным членом предложения является обращение, произнесенное с особой интонацией (типа А! Федя! - начала она, как только увидела его. Тургенев) [15, c. 86].

Г. Безличные односоставные предложения.

К ним относятся безличные спрягаемо-глагольные предложения (типа Стемнело; Не спится; Начинало смеркаться); инфинитивно-глагольные безличные предложения (типа Тебе бы все душить да резать); причастно-глагольные безличные предложения (типа Не думано и не гадано); наречные безличные предложения (типа Из одного рта и тепло и холодно); междометные безличные предложения (типа Баста!; Крышка!; Тьфу!; Но-о!).

Следует отметить, что шахматовское синтаксическое учение о предложении, в частности учение об односоставном предложении, оказало большое влияние на последующее развитие отечественной синтаксической науки.

Мы так подробно остановились на шахматовской классификации односоставных предложений, прежде всего, потому, что его «Синтаксис русского языка» долгое время был библиографической редкостью.

Прежде всего, шахматовскую синтаксическую идею поддержал известный ученый, лингвист и методист, проф. А.М. Пешковский, внесший существенные изменения в третье издание своей научно-популярной книги «Русский синтаксис в научном освещении» после выхода в свет в 1925 году первого издания «Синтаксиса русского языка» А.А. Шахматова.

В «Русском синтаксисе...» А.М. Пешковского хотя и нет специального раздела, посвященного односоставным предложениям, как у А.А. Шахматова, вместе с тем, ученый довольно обстоятельно описал такие типы русских односоставных предложений, как безличные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, инфинитивные и номинативные.

Вместе с тем, определенно-личные предложения (типа Иду) он считал двусоставными неполными предложениями с опущенным подлежащим.

Синтаксическая концепция А.А. Шахматова о грамматической двусоставности/односоставности простого предложения была положена в основу и авторами II тома Академической грамматики русского языка 1954 года, вышедшего под редакцией акад. В.В. Виноградова и проф. Е.С. Истриной.

«А.А. Шахматов собрал многочисленные и разнообразные факты из произведений народной словесности, русской литературы XIX и XX вв., а также из древнерусской письменности, иллюстрирующие употребление разных видов односоставных (или одночленных) предложений в русском языке», - писал В.В. Виноградов в теоретическом Введении ко II тому Академической грамматики [9 c. 71]. Вместе с тем, по его оценкам, А.А.Шахматов, исходя из своей психологической теории двучленной коммуникации как формы мышления, лежащей в основе предложения, «не мог дать ни удовлетворительной классификации односоставных предложений, ни точного описания их грамматической структуры». «Он, - отмечал В.В.Виноградов, - колебался между морфологическим (по морфологической природе главного члена) и лексико-синтаксическим подходом к определению и разграничению разных видов односоставных предложений» [9, c. 72].

Авторами Грамматики-54 было выделено и подробно описано шесть типов односоставных предложений в современном русском языке: неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные, а также слова-предложения.

Как и в «Русском синтаксисе...» А.М. Пешковского, определенно-личных предложений среди односоставных в этой грамматике нет. Они также квалифицируются как разновидность двусоставных неполных предложений с опущенным подлежащим.

Вместе с тем, к разряду односоставных отнесены так называемые «слова-предложения». По определению авторов Грамматики-54, это предложения, «выраженные одним словом или целым неразложимым словосочетанием, не распадающиеся на отдельные члены предложения и не распространяющиеся при помощи пояснительных слов» [9, c. 79].

В дальнейшем под влиянием Грамматики-54 идея синтаксической двусоставнти/односоставности предложения была положена в основу всеми без исключения авторами вузовских учебных пособий по русскому синтаксису.

Так, в учебном пособии А.Н. Гвоздева «Современный русский литературный язык» (часть II. Синтаксис) говорится: «Наряду с двусоставными предложениями, в которых предикативность получает выражение в связи сказуемого с подлежащим, существуют предложения, в которых предикативность получает выражение в одном главном члене, который одновременно называет тот или другой предмет, явление, действие и устанавливает его отношение к действительности, что достигается как формами слов, так и интонационными средствами. Такие предложения получили название односоставных» [8, c. 85].

А.Н. Гвоздев в своем пособии выделил и описал шесть типов односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные и назывные. Примечательно, что вслед за А.А. Шахматовым он включил в разряд односоставных предложений и определенно-личные [3, с. 75].

Большое место описание односоставных предложений занимает в университетских учебных пособиях по русскому синтаксису, изданных Московским университетом в 50-60 годах прошлого столетия.

В этих учебных пособиях Е.М. Галкиной-Федорук (автором раздела, посвященного односоставным предложениям) выделено и описано пять следующих типов таких предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные и номинативные.

Из новейших учебных пособий по русскому синтаксису следует отметить пособие В.И. Казариной «Современный русский синтаксис: Структурная организация простого предложения» (Елец, 2007), в котором описанию традиционно выделяемых односоставных предложений посвящен целый большой раздел, причем, в научном освещении, - в отличие от некоторых других современных вузовских учебных пособий.

«Понимание строения предложения только с точки зрения морфологии, - отмечает она далее, - не может привести к пониманию всего разнообразия структурных типов предложения. Действительно, если бы мы подошли к анализу односоставных предложений с точки зрения морфологического выражения сказуемого, например, глагольного, то определенно-личные, неопределенно-личные, безличные предложения встали бы в одну шеренгу, ибо в них главный член выражен глаголом. Специфика же их структуры и функций была бы не выявлена. Поэтому мы считаем, что предложение как единица синтаксиса должна квалифицироваться с точки зрения его синтаксической природы и структуры» [7, с. 110].

В статье проф. Н.Ю. Шведовой «Типология односоставных предложений на основе характера их парадигм» (1965) была предпринята попытка построить типологию односоставных предложений в современном русском языке на чисто синтаксической основе, а именно на основе характера их парадигм.

При этом Н.Ю. Шведова исходит из того положения, что «предложение, как и другие единицы грамматического уровня, обладает системой форм». «Формы предложения - это все те его видоизменения, которые, не меняя грамматической структуры (типа) предложения, представляют каждое в отдельности то или иное его частное грамматическое значение, а в своей совокупности - весь комплекс грамматических значений, свойственных предложению данной структуры».

Все односоставные предложения современного русского языка Н.Ю.Шведова в указанной работе делит на три типа:

1) односоставные предложения, обладающие собственной парадигмой (полной или неполной);

2) предложения со смешанной парадигмой (полной или неполной);

3) односоставные предложения, не обладающие парадигмой.

В докторской диссертации П.А. Леканта «Грамматическая форма простого предложения и система его структурно-синтаксических типов в современном русском языке» представлена типология односоставных предложений на основе их грамматической формы, которая характеризуется, как отмечает автор, «отсутствием предикативных отношений определяемого-определяющего и независимой позицией одного главного члена» [12, с. 9].

Все односоставные предложения современного русского языка П.А. Лекант подразделяет на два основных структурно-грамматических типа:

1. Глагольные односоставные предложения, к которым относятся определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные и инфинитивные предложения.

2. Именные (субстантивные) односоставные предложения, к которым он относит номинативные и генитивные предложения [13, с. 74-113].

В духе трансформационной грамматики, с её функциональной идеей о наличии первичных (ядерных) и вторичных (производных) структур предложения, представлена система типов односоставных предложений в книге В.С.Юрченко «Простое предложение в современном русском языке» (Саратов, 1972). Этому посвящены вторая глава «Односоставное глагольное предложение» и третья глава «Односоставное именное предложение».

По мнению автора книги, в системе типов простого предложения в современном русском языке «определенно-, обобщенно- и неопределенно-личные предложения занимают промежуточное положение между ОТП [основным типом предложения] и безличным глагольным предложением». Что касается номинативных предложений, то они вообще выведены В.С.Юрченко из языковой системы типов простого предложения и квалифицируются как чисто речевые высказывания.

Нельзя не отметить, что большую роль в изучении типов односоставных предложений в нашей русистике, а также в их описании в вузовских и школьных учебниках русского языка сыграла книга проф. В.В. Бабайцевой «Односоставные предложения в современном русском языке», изданная в 1968 году, в которой автор пытается прежде всего определить место односоставных предложений в системе типов простого предложения. «Односоставные предложения, - пишет она, - не являются изолированной группой синтаксических конструкций, поэтому выяснение их специфических свойств возможно лишь на основе установления системных связей односоставных предложений как с двусоставными, так и с нечленимыми предложениями».

В.В. Бабайцевой выделено и подробно описано семь структурно-семантических типов односоставных предложений в современном русском языке: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные и вокативные.

В 2004 году вышло новое издание этой книги под заголовком «Система односоставных предложений в современном русском языке», в которой более последовательно анализируются структурный, логический, семантический и коммуникативный аспекты этих предложений. В книге при описании односоставных предложений автором последовательно учитываются их синонимические связи с двусоставными предложениями, а также случаи синтаксического синкретизма. Учитывая то, что односоставные предложения - это «одно из ярких художественно-изобразительных средств», что «их семантико-стилистическая выразительность проявляется в тексте», автор книги анализ типов односоставных предложений проводит, как правило, на материале текста или его фрагментов.

По сравнению с монографией 1968 года, в основе новой книги В.В. Бабайцевой лежит идея о синтаксической триаде простых предложений. «Система простых предложений, - пишет она, - включается в систему структурно-семантических типов простого предложения, которые составляют триаду, представленную двусоставными, односоставными и нечленимыми предложениями» [3, с.4-5].

Тем самым, автором монографии предпринята попытка как бы дополнить шахматовскую классификацию простых предложений на два основных структурных типа, по их синтаксической форме, - двусоставные и односоставные, и приравнять к ним нечленимые предложения - по их коммуникативной значимости.

Завершая обзор вопроса об односоставном предложении в грамматической науке и пути решения самой проблемы двусоставности / односоставности предложения в работах различных ученых-лингвистов, нельзя не отметить, что эта проблема до сих пор принадлежит к числу актуальных в русском синтаксисе, к одному из «проклятых» вопросов русского языкознания.

Плюрализм мнений в данной области русистики проявляется прежде всего в том, что одни ученые усматривают наличие в современном русском языке разветвленной системы структурно-семантических типов односоставных предложений, другие же, - напротив, склоняются к полному отрицанию понятия синтаксической односоставности, защищая идею двусоставности русского простого предложения как его неотъемлемого признака.


1.2. Методические рекомендации

Впервые обучающиеся встречаются с термином «односоставные предложения» в восьмом классе. Но значит ли это, что им не приходилось раньше широко пользоваться этими синтаксическими конструкциями? Достаточно учащимся уяснить, что односоставным называется предложение, в котором есть только один главный член, как они приведут многочисленные примеры: заглавия книг и статей, пункты планов к сочинениям и изложениям, подписи, описания явлений природы и т. д. Нетрудно будет подвести и к выводу об особом месте таких предложений в синтаксисе русского языка, в частности, о выполнении ими ярко выраженной стилистической роли.

Интерес к односоставным предложениям возрастает по мере того, как убеждаются: наличие одного главного члена отнюдь не свидетельствует о неполноценности такого предложения по сравнению с двусоставным, а в определенных речевых ситуациях именно эти конструкции наиболее уместны.

По своему происхождению и значению односоставные предложения неоднородны. Так, можно утверждать, что определенно-, неопределенно- и обобщенно-личные предложения как синонимические (ситуативные) варианты двусоставных появились несколько позже безличных и назывных (номинативных).

Хотя эти предложения имеют один главный член (глагольную форму), их иногда считают стилистическими вариантами двусоставных предложений. Специфика этих синтаксических конструкций в том, что здесь действует только «семантическое лицо» (человек), и поэтому глаголы, называющие «неличные» действия или состояния (греметь, зеленеть, озарять, полыхать, ржаветь, синеть), не могут быть в них главными членами. Например, в русском языке невозможны конструкции типа: Ржавею под дождем. Озаряешь собой небо.

В определенно-личных предложениях «сознательное, намеренное устранение местоимений выражает разнообразные экспрессивные оттенки» [6, с. 264-282]. Благодаря действию известного закона экономии речевых усилий речь становится четче, динамичнее. Сравним предложения: Люблю голубой хрусталь Черного моря (Б. Лавренев) и Я люблю голубой хрусталь... или Вспомните, как поет по нонам горная вода (Г. Федосеев) и Вы вспомните, как поет по ночам...

Логической разницы между такими предложениями нет, отличаются они только грамматически.

Преимущественное употребление этих предложений в разговорно-бытовом и художественном стилях не исключает использование их и в публицистических и даже в научных текстах: Смело ведите юную смену славной дорогой отцов, воспитывайте достойных продолжателей трудовых традиций старших поколений. Проведем прямую линию и обозначим не ней произвольную точку.

Неопределенно-личные предложения, возникнув на основе смысловых значений личного местоимения мы, в котором выражены отношения я + они (они здесь может быть и лицом и не-лицом), дают возможность для широких стилистических вариаций. Я здесь размыто, раздвинуто за пределы лица в точном понимании термина и, следовательно, теряет сколько-нибудь чёткие контуры. Поэтому подобное я расширяется до мы (более торжественного, но менее определенного: Приказываем войскам... Именем закона требуем...), в котором, однако, я несколько ослабевает, заменяется более общим и размытым, как в авторском или ораторском, мы (Считаем необходимым отметить... Попытаемся раскрыть содержание этого афоризма). Функциональная предназначенность таких предложений очевидна, тем более что неопределенность лица в них - главный признак: ведь речь идет о действии, состоянии, а не о деятеле или носителе состояния, как в двусоставных предложениях. Форма мы (я + они), таким образом, означает «неограниченную совокупность наличных существ. В глаголе так же, как и в личном местоимения, множественное число представляет собой фактор не множественности, а неограниченности» [4, с. 259-269]. А иногда эта неограниченность распространяется лишь на одного говорящего (Тебе говорят - делай... Сказали же вам - не знаем!) или на неизвестное количество (А тем временем нас увидят с самолета, догадаются, что мы потерпели аварию, помогут закончить маршрут. Г. Федосеев).

Неопределенно-личные предложения отличаются от двусоставных большей степенью неопределенности действующего лица (сравним: Рассказывают, что... и Очевидцы рассказывают, что... или По радио передают... и Дикторы по радио передают...). Их употребление может быть вызвано несколькими причинами:

- лицо (субъект действия или состояния) неизвестно ни говорящему, ни собеседнику (В школу меня вызывают... Преследовали так долго...);

- лицо (субъект) известно говорящему, но он не считает нужным его называть по каким-то соображениям (Как зовут этого человека, говорить не буду, но я его хорошо знаю...);

- лицо (субъект) подсказывается определенной ситуацией, окружением, в котором находятся участники диалога (Разгромили атаманов, разогнали воевод);

- лицо не называется из-за субъективного отношения говорящего к нему: неуважение, страх, презрение и подобное (Выгнали людей на мороз, заставили в очередях стоять...);

- субъектом действия является сам говорящий, но он не считает нужным подчеркивать это (Ты пойми это и молчи, больше ничего от тебя не требуют...).

Значение обобщенности, присущее таким предложениям, дает основание некоторым ученым относить их к обобщенно-личным. Для них характерна афористичность, яркая образность (см.: пословицы, поговорки, крылатые выражения, а также внутренние монологи в драматических произведениях). Имея в виду самого себя, но отчужденного как «внутренний ты», говорящий в определенных условиях «внутренней речи» создает фразы типа: Ищи ветра в поле. Летом пролежишь, а зимой побежишь с сумой.

Приобретая обобщенное значение как афоризмы, «вечные истины», эти предложения не требуют подлежащего, то есть становятся по структуре односоставными, а семантически - обобщенно-личными. Говорящий чаще всего употребляет глагол 2-го лица единственного числа (Что посеешь, то и пожнешь), хотя иногда встречаются и другие формы лица (Что имеем - не храним, потерявши - плачем).

Как видим, все три вида односоставных личных предложений являются синонимическими вариантами двусоставных предложений, но с определённой стилистической маркированностью. Это важно уяснить при изучении односоставных личных предложений.

Особый интерес представляют собой безличные предложения (в том числе и так называемые инфинитивные, которые в школьном учебнике отдельно не выделяются). Это односоставные предложения, возникновение которых связано с необходимостью называть «бессубъектное» состояние, то есть представленное без грамматического субъекта (подлежащего), главным образом, состояние природы или человека: Уже темнеет. Наступленье (К. Симонов). За ночь сильно вызвездило, в комнате стало прохладно (М. Пришвин). Не спится. Дай зажгу свечу (А. Фет).

Для выражения такого состояния существует несколько десятков безличных глаголов, которые потеряли способность образовывать личную парадигму (сравним: бега-ет - бега-ешь - бега-ю, но светает, темнеет, брезжит, моросит, тошнит, знобит, лихорадит, от которых формы 1 и 2 лица образовать невозможно).

Со временем для обозначения различных «состояний» природы и человека глаголов оказалось недостаточно. С этой целью стали использоваться другие части речи. Так, динамичное (процессуальное) состояние передается глаголом (морозит, темнеет, вечереет), статичное - предикативным наречием (морозно, темно, ветрено), опредмеченное существительным (мороз, темнота, ветер). Появились и ныне активно функционируют синонимические «триады» безличных предложений (морозит - морозно - мороз; теплеет - тепло - теплынь). Если состояние связано с определенной средой, на это указывает пространственный или временной локализатор: В комнате дымит (дымно, дым); В полях зеленеет (зелено, зеленя); Днем шумит (шумно, шум).

В таких случаях увеличивается и количество глаголов, способных передавать состояние. По нашим наблюдениям, около 200 личных глаголов стали употребляться как безличные в одном из переносных своих значений: В избе чуть угаром пахло. Оттуда уже тянуло теплом нагретого камня (К. Паустовский). Веет древней гордою печалью от развалин скорбных деревень (Ю. Друнина). Эти глаголы получили название функционально безличных, то есть способных функционировать и в безличном значении.

Таким образом, в русском языке спектр безличности, служащий для выражения разнообразных состояний природы и человека, достаточно широк. Безличные предложения такого типа функционируют преимущественно: в разговорном и художественном стилях, например, в описаниях и размышлениях. Эту же функцию выполняют и назывные (номинативные) предложения, выражающие значение бытия, существования явлений реальной действительности (Ночь. Вечер. Дождь. Весна). Отсюда и синонимика: Тихо и сонно в деревне (И. Гончаров). Тишина. Полоска света. Что там дальше - поглядим (А. Твардовский).

Что же касается назывных предложений, имеющих предметное значение (Стол. Лес. Камни. Речка. Берег моря.), то их функции разнообразнее: это и характеристики людей (портретные), и ремарки в сценариях и драматических произведениях, и названия организаций, учреждений, книг, заголовки, подписи под картинами, фотографиям. Употребляются они также в разговорном и художественном стилях:

Бухта Майдзура. Снег и чайки (К. Симонов). Рай по правде. Дом. Крылечко. Веник - ноги обметай (А. Твардовский). Шум прибоя. Берег меря. Комната Ивановых. Такие конструкции чаще всего используются в описаниях и рассуждениях.

Учитель должен ориентировать учащихся на возможность выбора изобразительных средств. Покажем это на примере синонимики предложений со значением состояния природы и человека:

- физическое состояние человека: В горле пересохло - Горло пересохло;

- наличие предмета, лица: Петра не бывает дома - Петр не бывает дома;

- состояние природы: Снегом замело дороги - Снег замел дороги.

Инфинитивные предложения рассматриваются в школе среди безличных. Они передают экспрессию, динамику и широко употребительны (Как не задуматься о силе человека на земле (М. Пришвин). И не обойти их, горы страшенные. Вот разве на лодке рискнуть (Г. Федосеев). Соловьев тоже не слыхать в том краю (И. Гончаров). Приобретая афористичность или обобщенность, эти предложения могут становиться призывами (Бороться за перевыполнение дневных заданий!).

Таким образом, односоставные предложения - не только грамматические единицы, но и яркое синтаксическое средство языка. Этому их качеству следует уделять больше внимания на уроках, особенно работая над текстами и типами связной речи.


ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ШКОЛЕ

2.1. Изучение односоставных предложений в 8 классе

Цель урока: в результате изучения темы «Односоставные предложения» учащиеся выделят типы односоставных предложений с главным членом сказуемым и главным членом подлежащим и научатся определять их типы (Базовый учебник Пичугов Ю.С. Русский язык. «Дрофа», 2010).

Задачи:

а) обучающие:

- создать организационные и содержательные условия для успешного усвоения основных приемов определения односоставных предложений по способу выражения главного члена;

-способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу определения видов односоставных предложений по сказуемому;

- продолжить работу по формированию основ теоретического мышления, по развитию умений находить общее и отличное;

-организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они смогли провести самоконтроль, самооценку и коррекцию;

- содействовать развитию умений рассуждать и применять изученный материал при определении видов односоставных предложений с главным членом сказуемым;

б) развивающие:

-способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу различных способов определения односоставных предложений, ориентируясь на сказуемое;

- продолжить работу по формированию умений различать односоставные и двусоставные предложения, находить односоставные предложения по их значению и структурным особенностям, использовать данные предложения в разных стилях речи;

в) воспитательные:

- организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они смогли провести самоконтроль, самооценку;

-содействовать развитию умений рассуждать и применять изученный материал на практике; воспитывать дисциплинированность, аккуратность и коммуникабельность.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, подключенный к Интернету, мультимедийный проектор, экран, простой карандаш, учебник - практика, тетрадь.

Таблица 1

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового

номера)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

Организаци онно- мотивацион-ный момент

Обеспечивает благоприятный

настрой, проверка

готовности учащихся к уроку

Настраиваются на работу

1 мин.

Продолжение Таблицы 1.

2

Актуализация опорных знаний

Вы пойдете на стадион? - Пойдете на стадион? Еду во Дворец спорта. Ты, Валя, поедешь со мной? Бежим скорей

одеваться. Ребята, не опаздывайте на занятия.

Предлагает решить вопросы, связанные с формами глагола, входящих в состав

грамматической основы, и грамматической основой предложения: какие формы имеет глагол;

какими средствами выражаются;

какое значение имеют; какие предложения по структуре

грамматической основы

вы знаете? Найдите двусоставные и односоставные предложения

Высказывания учащихся: лицо (1,2,3), число (единственное и множественное), время (настоящее, прошедшее, будущее),

наклонение( изъявительное, повелительное, условное),двусо

ставные и

односоставные.

3 мин.

3

Изучение нового материала

Люблю грозу в начале мая. В садах окапывают деревья.

Мне было поручено подготовить доклад. Первое зимнее утро.

Организует работу по выявлению типов односоставных предложений:

прочитать

интерактивную таблицу

«Двусоставное и односоставное предложения» и определить, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных.

Затем прочитывают многоуровневую таблицу

«Односоставные предложения с главным членом сказуемым и главным членом

подлежащим»

Воспринимают новую информацию. Прочитав

материал

таблицы, учащиеся определяют отличие односоставных предложений от двусоставных. Учащиеся определяют особенности односоставных предложений

по главному члену предложения.

12

Мин.

4

Первичное применение знаний

Проверка выполнения задания

Предлагает выполнить упражнения из учебника- практики № 192 и 193 по заданию, данному в упражнениях.

Выполняют задания к упражнениям, при этом обращая внимание на орфограммы и пунктограммы

22

мин.

Продолжение Таблицы 1.

5

Контроль и самопроверка

Тест № 1, 2,3

Предлагает выполнить тестовые задания.

Решают тесты

3

мин.

6

Подведение итогов, рефлексия

Тест № 1, 2,3

Подводит итоги по тестовым заданиям. Предлагает учащимся продолжить фразу:

«На уроке я сегодня узнал, что…» или «Я могу…»

Проверяют правильность выполнения упражнений, теста, выставляют оценки, согласно критериям на доске, отвечают на вопросы учителя.

2

мин

7

Подача домашнего

задания,

заключител ьное слово.

Задает домашнее задание, учитывая

индивидуальные

особенности учащихся: параграфы 180 -184 и упражнение № 206 и индивидуально: № 208. Благодарит учеников за урок.

Записывают задания

домашней

работы, задают вопросы.

2

мин

Итак, данный урок является одним из возможных вариантов действий по изучению темы «Односоставные предложения» в средней школе.


2.2. Изучение односоставных предложений в старшей школе

Конспект в данной главе - это конспект урока разбора нового материала в 11 классе по теме «Односоставные предложения». Урок рассчитан на 2 часа, работа ведётся по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык 10 - 11 классы», М., «Русское слово», 2010).

Сокращения:

УЭ - учебный элемент,

СГС - составное глагольное сказуемое,

ПГС - простое глагольное сказуемое,

СИС - составное именное сказуемое,

О/Л - определённо-личное предложение,

Н/Л - неопределённо-личное предложение.

Цель урока

- Повторить и уточнить знания учащихся о способах выражения подлежащего и сказуемого.

- Обеспечить понимание учащимися понятия двусоставное и односоставное предложение.

- Сформировать умение определять тип односоставных предложений (анализ и синтез).

Оборудование.

- Компьютер с проектором.

- Презентация.

- Раздаточный материал.

Ход урока

Таблица 2

УЭ

Содержание урока

Деятельность учащихся

УЭ - 0

1 мин.

Постановка целей урока.

- Повторить и уточнить знания учащихся о способах выражения подлежащего и сказуемого.

- Усвоить понятия двусоставное и односоставное предложение.

- Научиться определять тип у односоставных предложений (анализ и синтез).


Продолжение Таблицы 2

УЭ - 1

7 мин.

Цель: определить уровень знаний по теме «Способы выражения подлежащего и сказуемого».

  1. Запишите в тетрадях дату, тему «Односоставные предложения».

  2. Внимательно прочитайте вопрос. Работайте прямо на бланках, обводя кружочком номер правильного ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа выберите один правильный.

Вводная диагностика

  1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено глаголом в неопределённой форме.

  1. Далече грянуло ура.

  2. Учиться всегда пригодится.

  3. Дважды два - четыре.

  4. Присутствующие говорили о разных предметах.

  1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием.

  1. Завтра не будет похоже на сегодня.

  2. Поезд мчался в неясную даль.

  3. Анютины глазки росли около крыльца.

  4. Все притихли.

  1. Найдите предложение, в котором представлено простое глагольное сказуемое (ПГС).

  1. Уже проснулись певчие птицы.

  2. Мы не сможем выступить на концерте.

Работайте самостоятельно на бланках.

Продолжение Таблицы 2


  1. Я хочу сыграть с тобой партию в шахматы.

  2. Я хотел бы помочь вам.

  1. Найдите предложение, в котором представлено составное глагольное сказуемое (СГС).

  1. Ещё громче будут петь птицы.

  2. Вы возьмите с собой в поход карту.

  3. Катя была больна целый месяц.

  4. Он продолжает заниматься спортом.

  1. Найдите предложение, в котором представлено составное именное сказуемое (СИС).

  1. Я не мог не признать свои ошибки.

  2. Дом отдыха стоял на бугре.

  3. Он весельчак.

  4. Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

  1. Найдите простое предложение.

  1. Дождь прошёл, поэтому я иду и радуюсь.

  2. Сквозь тьму пробивается яркое пламя костра.

  3. Глухая полночь, всё молчит.

  4. Он пополз туда, где слышны были голоса.



Проверьте задание по ключу.

  1. -2

  2. -3

  3. -1

  4. -4

  5. -3

  6. -2


Самопроверка.

Продолжение Таблицы 2


Критерии оценки

Количество правильных ответов

Оценка

6

5

4

3

Менее 3

5

4

3

2

1


Оценку поставьте в оценочный лист. Графа УЭ - 1.

УЭ - 2

10 мин.

Объяснение материала. Типы односоставных предложений.

Цель: повторить и систематизировать знания о двусоставном и односоставном предложении, повторить типы односоставных предложений.

  1. Работа с учебником (п. 72)

  2. Запись в тетрадях опорной схемы.

Откройте учебник на странице

233. Наблюдение.

Ученики работают в тетрадях - справочниках, занося в неё основные положения теории.

Используются ручки: главное - зелёный цвет, примеры - чёрный цвет, остальное - синий.

4 мин.

Устный опрос.

  1. Какие предложения будем называть двусоставными, а какие - односоставными?

  2. Как называются односоставные предложения с главным членом - подлежащим?

  3. Как называются односоставные предложения с главным членом - сказуемым?

  4. Что вы знаете о главном члене в определённо - личных предложениях?

  5. Что вы знаете о главном члене в неопределённо - личных предложениях?

  6. Чем выражен главный член в безличных предложениях?

  7. Чем выражен главный член в назывных предложениях?

Устный фронтальный опрос учителем.

Продолжение Таблицы 2

УЭ - 2 (2)

Цель: понимать роль глагола - сказуемого в определённо - личном предложении, отработать умение находить односоставные определённо - личные предложения.

  1. Наблюдение на слайде (определённо - личные предложения).

  2. Работа на карточках.

Задание. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите двусоставные и односоставные определённо - личные предложения.

  1. Завтра я иду с проводником в горы. (Двусоставное).

  2. Через два часа буду говорить с врачом. (Односоставное, О/Л).

  3. Почему ты не идёшь отдыхать? (Двусоставное).

С чего день начинать будем? (Односост., О/Л).

Наблюдение.






Работаем на карточках. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите двусоставные и односоставные определённо - личные предложения.


Поменяйтесь карточками в парах и проверьте правильность выполнения заданий по ключу.

Критерии оценки.

Количество выполненных заданий

оценка

4 предложения

3 предложения

2 предложения

1 предложение

5

4

3

2


Взаимопроверка в парах. Оценку занести в листок контроля (УЭ - 2).

Продолжение Таблицы 2

УЭ - 3

Цель: понимать роль глагола - сказуемого в неопределённо - личном предложении, отработать умение находить односоставные неопределённо - личные предложения.

  1. Наблюдение на слайде (неопределённо - личные предложения).

  2. Работа на карточках.

Задание. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите двусоставные и односоставные неопределённо - личные предложения.

  1. Жители села готовятся к севу. (Двусоставное).

  2. В деревнях и сёлах готовятся к севу. (Односоставное, Н/Л ).

  3. На опытном участке проверили всхожесть семян. (Односоставное, Н/Л).

  4. Агрономы проверили всхожесть семян. (Двусоставное).

Наблюдение.






Работаем на карточках. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите двусоставные и односоставные неопределённо - личные предложения.


Поменяйтесь карточками в парах и проверьте правильность выполнения заданий по ключу.

Критерии оценки.

Количество выполненных заданий

оценка

4 предложения

3 предложения

2 предложения

1 предложение

5

4

3

2


Взаимопроверка в парах. Оценку занести в листок контроля (УЭ - 3).








УЭ - 4

Цель: понимать роль глагола - сказуемого в безличном предложении, отработать умение находить односоставные безличные предложения.

  1. Наблюдение на слайде (безличные предложения).

  2. Работа на карточках.

Задание. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите двусоставные и односоставные безличные предложения.

  1. Наступает вечер. (Двусоставное).

  2. В этот час было совсем тихо. (Односоставное, безличное).

  3. Мне холодно. (Односоставное, безличное).

  4. Его уже не было на дворе. (Односоставное, безличное).

  5. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от холодного солнца. (Двусоставное).

Наблюдение.






Работаем на карточках. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите двусоставные и односоставные безличные предложения.

Продолжение Таблицы 2


Поменяйтесь карточками в парах и проверьте правильность выполнения заданий по ключу.

Критерии оценки.

Количество выполненных заданий

оценка

5 предложений

4 предложения

3 предложения

2 предложения

1 предложение

5

4

3

2

1


Взаимопроверка в парах. Оценку занести в листок контроля (УЭ - 4).

УЭ - 5

Цель: понимать роль подлежащего в назывном предложении, отработать умение находить односоставные назывные предложения.

  1. Наблюдение на слайде (назывные предложения).

  2. Работа на карточках.

Задание. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите двусоставные и односоставные назывные предложения.

  1. Вот окраина. (Односоставное, назывное).

  2. Пришла долгожданная весна. (Двусоставное).

  3. Очертанья столицы. (Односоставное, назывное).

  4. Команды готовы к встрече. (Двусоставное).

Наблюдение.






Работаем на карточках. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите двусоставные и односоставные назывные предложения.


Самостоятельно проверьте правильность выполнения задания по ключу.

Критерии оценки

Количество выполненных заданий

оценка

4 предложения

3 предложения

2 предложения

1 предложение

5

4

3

2


Самопроверка. Оценку занести в листок контроля (УЭ - 5).

Продолжение Таблицы 2

УЭ - 6

  1. Учащиеся мысленно пересказывают теоретический материал, отмечая то, что непонятно.

  2. Повторное изложение материала.

  3. Аналитическая беседа по теории.

- Какие предложения будем называть двусоставными, а какие - односоставными?

- Как называются односоставные предложения с главным членом - подлежащим?

- Как называются односоставные предложения с главным членом - сказуемым?

- Что вы знаете о главном члене в определённо - личных предложениях?

- Что вы знаете о главном члене в неопределённо - личных предложениях?

- Чем выражен главный член в безличных предложениях?

- Чем выражен главный член в назывных предложениях?

4. Алгоритм рассуждения

- Найдите грамматическую основу предложения.

- Определите: двусоставное, односоставное предложение.

- В односоставном предложении с главным членном сказуемым у глагола определите лицо (время, число - если необходимо).

- Определите тип односоставного предложения.

5. Образец разбора простого односоставного и двусоставного предложения.

А) Мне захотелось поклониться могилам погибших товарищей.

Б) Спешим на зов костра.




УЭ - 7

Цель: подведение итогов урока. Выбор домашнего задания.

  1. Вспомните цели урока (УЭ - 0).

  2. Как вы считаете, цели урока достигнуты?

  3. Как вы оценили результаты своей работы на уроке:

а) я все понял, могу этот материал объяснить другому;

б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;

в) для полного понимания мне нужно повторить тему;

г) я ничего не понял.


Продолжение Таблицы 2


Дополнительно. Выполнение тренировочного упражнения 341 (по учебнику) - устно. Найти грамматическую основу предложения, определить: двусоставное или односоставное предложение, определить тип односоставного предложения.



Домашнее задание.

  1. Учить теорию (конспект, п. 72).

  2. Упр. 343 (устно).

  3. Выполнить упражнение по выбору.

Количество баллов

До 18

19 - 25

Упр. 342

Упр. 544


Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий, которые необходимо проводить последовательно. Благодаря модулю ученик дозирует содержание, понимает, какая информация обсуждается и с какой целью. Но главное предназначение модуля - развивать мышление, сознание ученика. Технология блочно-модульного обучения помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, то есть помогает научить учиться.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами теоретическое и практическое исследование на заданную тему позволяет сделать вывод, что синтаксическая оппозиция: двусоставное предложение / односоставное предложение - это не «перевернутая» страница в истории изучения русского синтаксиса, как были склонны считать во второй половине прошлого столетия отдельные ученые-русисты (и не только русисты), а реально существующая в самой языковой системе синтаксическая оппозиция.

Повышенный интерес ученых-синтаксистов к семантической структуре предложения, начиная с 70-х годов прошлого столетия, по нашим оценкам, заметно отодвинул на второй план вопрос о его синтаксической форме, поставленный в свое время на «повестку дня» А.А. Шахматовым. Думается, что одно научное направление не должно «заслонять» другое. Изучение русского синтаксиса как системы синтаксических форм имеет полное право на свое «научное сосуществование».

Считаем, что нет никаких достаточно веских оснований для пересмотра шахматовского учения о двусоставности/ односоставности предложений в русском языке, для отказа от этого учения, несмотря на все те недостатки шахматовской классификации односоставных предложений, которые были в свое время отмечены В.В. Виноградовым в его критическом разборе «Синтаксиса русского языка» акад. А.А. Шахматова.

Саму идею этого ученого о грамматической двусоставности/ односоставности предложений, по их синтаксической форме, следует признать фундаментальным синтаксическим открытием XX столетия.

Нельзя также не отметить, что и в школьных учебных пособиях по синтаксису современного русского языка нет единой терминологии в отношении этих предложений. А ведь за каждым научным термином, как известно, кроется определенная теория. Например, во всех изданиях учебного пособия Н.С. Валгиной нечленимые предложения по-прежнему «именуются» как «слова-предложения», которые «представляют особый структурный тип».

Даже в школьном учебнике русского языка самой В.В. Бабайцевой (в соавторстве с Л.Д. Чесноковой) нет такого термина, как «нечленимые предложения». Они в этом учебнике названы также по-старому - как «слова-предложения».

Таким образом, у школьного учителя остается широкий простор для творчества и экспериментирования, выработки собственной методики обучению теме «Односоставные предложения» как в средней, так и в старшей школе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Адмони В.Г. О двусоставности предложения // Ученые записки I ЛГПИИЯ, новая серия. Вып. 2. - Л., 1955. - С. 132-135.

  2. Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. - М., 2004. - 430 с.

  3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. - М.: Просвещение, 2002. - 269 с.

  4. Бенвенист Э. Структура отношений лица в глаголе // Бенвенист Э. Общая лингвистика - М., 2002. - С. 259-269.

  5. Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис. Изд. 4. - М., 2003. - 487 с.

  6. Виноградов В.В. Грамматические пережитки местоимений как особой части речи в современном русском языке// В.В. Виноградов. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - М., 2001. - 307 с.

  7. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. II. Синтаксис. 7-е издание. - М., 2008. - 389 с.

  8. Грамматика русского языка АН СССР. Т. II. Синтаксис. - М., 1954. - 703 с.

  9. Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. К вопросу об односоставном предложении // Русский язык в школе. - 1993, №1. -С. 45-50.

  10. Золотова Г.А. О возможностях перестройки в преподавании русского языка // РЯШ. - 1988, №5. - С. 39-44.

  11. Золотова Г.А. О некоторых теоретических результатах работы над «Синтаксическим словарем русского языка» // ВЯ. - 1986, № 1. - С. 65-69.

  12. Лекант П.А. Грамматическая форма простого предложения и система его структурно-синтаксических типов в современном русском языке/Автореферат докт. дисс. - М., 1971. - 40 с.

  13. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. Изд. 5. - М., 2006. - 678 с.

  14. Филологические науки. 1965, № 4.

  15. Филологические науки. 1959, № 2

  16. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - М., 2009. - 624 с.

  17. Юрченко В.С. Односоставные предложения // РЯШ. - 1991, №6. С. 78-89.


© 2010-2022