Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование новых образовательных технологий на уроках литературы как средство повышения качества образования (практикум)

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию - главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием.

Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Существует несколько методов кейс-технологии:

- метод инцидентов

- метод разбора деловой корреспонденции

- игровое проектирование

- ситуативно-ролевая игра

- метод дискуссии

- кейс-стади.

Остановимся подробно на первом методе кейс-технологии - методе инцидентов.

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода- поиск информации самим учеником, и - как следствие - обучение его работе с необходимой информацией, её сбором, систематизацией и анализом.

Рассмотрим данный метод на примере рассказа Платонова «Юшка».

Этапы работы с кейсом

  1. Встреча Юшки с детьми.

  2. Встреча Юшки со взрослыми.

  3. Юшка и веселый прохожий.

  4. Формулирование проблемы/проблем.

  5. Определение путей решения проблемы.

Вопрос: Что вы знаете об авторе рассказа «Юшка»? Назовите другие произведения писателя.

Слово учителя. Читать произведения Андрея Платонова не очень просто, так как они требуют работы мысли и сердца. Сегодня мы попробуем прожить вместе с его героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, автора, а, может быть, и самих себя.

Ф.М. Достоевский говорил: «Человек есть тайна». Людям, рядом с которыми живет Юшка, он кажется откровенно понятным в своей «нагой простоте». С другой стороны, его непохожесть на всех раздражает, влечет к нему детей и случайного прохожего, наделенного «слепым сердцем». Давайте сегодня попробуем обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя.

-Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают?

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ 1. СОСТАВИТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЮШКИ, ПОДЧЕРКНУВ В ТЕКСТЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.

Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Автор намеренно подчеркивает его внешнюю неприметность. Портретные детали размыты. Это скорее портрет-впечатление: «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывшие слезы». Он долгие годы носил без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его более чем скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Работал Юшка подручным у главного кузнеца, работу выполнял незначительную, незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым поутру шел в кузницу и последним покидал её. Старики и старухи по нему сверяли начало и конец дня. Но в глазах взрослых юшка - человек ущербный, не умеющий жить, потому-то вспоминают его, браня детей: вероятность стать таким, как Юшка, звучит в их словах как укор, возмездие за шалости и прегрешения. Наконец, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и все, что могут о нем сказать жители города.

ПРОВЕРКА ПО ОЧЕРЕДИ ОТ КАЖДОЙ ГРУППЫ.

Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков - живет одной живой радостью с ними.

А Юшка в разговоре с Дашей утверждает: «Меня, Даша, народ любит!»

-Так ли это? Любит ли народ Юшку?

РАБОТА С КЕЙСАМИ. КАРТОЧКИ 2

1 кейс.-задание: Встреча Юшки с детьми. Что влечет детей к Юшке? Почему Юшка не обижается на них?

2 кейс-задание: Встреча Юшки со взрослыми. Почему и взрослые иногда обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Чем отвечает им Юшка?

3 кейс-задание: Юшка и веселый прохожий. Чем помешал Юшка веселому прохожему? Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?

ПРОВЕРКА. РАБОТА С КЛАСТЕРАМИ.

Ни на кого не похожий Юшка самим своим присутствием в мире нарушает привычную картину житейского равновесия, и впервые в жизни кроткий и смиренный Юшка не молчит, а возразил обидчику. Это был его ответ на попытку покушения на саму жизнь, вызванную желанием прохожего по собственному произволу рассудить, кто в этой жизни годный», а кто «негодный». Проститься с Юшкой пришли все люди. Возможно, чьё-то слепое сердце прозрело, пусть ненадолго. «Однако без Юшки жить людям стало хуже». Что изменилось в жизни людей после его смерти?

Справедливое слово о Юшке сказано. Почему этим признанием не заканчивается рассказ?

Когда и почему вспомнили вновь о Юшке?

Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

«…Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, - он говорил, что работал у вас двадцать пять лет...»

Именно благодаря девушке-врачу в городе узнают имя человека, которого все привычно называли Юшкой,- Ефим Дмитриевич.

Значение имени Ефим - благочестивый, благожелательный, священный.

ЗАПИСАТЬ ПРОБЛЕМЫ, ПОДНИМАЕМЫЕ В ДАННОМ ТЕКСТЕ. КАРТОЧКА 3

(тема милосердия, сострадания к людям).

Определение путей решения проблемы. Мог ли быть другой итог рассказа?

Таким образом, данный тип урока достиг следующих целей и задач:

Цель урока: развитие у учащихся таких человеческих качеств, как: доброта, внимательное отношение друг к другу, забота о близком человеке.

Задачи:

обучающие:

  • углубить представление о творчестве Платонова;

  • способствовать формированию навыков анализа литературного произведения; познакомить с основой рассказа; с противоречием между видимостью и сущностью героя.

  • выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

развивающие:

  • развивать воображение, умение обобщать, сравнивать, выделять главное в тексте и делать выводы;

  • развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;

воспитывающие:

  • на примере литературного образа воспитывать собственные внутренние качества: милосердие, сострадание, доброта;

  • помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка 1

Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Автор намеренно подчеркивает его внешнюю неприметность. Портретные детали размыты. Это скорее портрет-впечатление: «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывшие слезы». Он долгие годы носил без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его более чем скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Работал Юшка подручным у главного кузнеца, работу выполнял незначительную, незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым поутру шел в кузницу и последним покидал её. Старики и старухи по нему сверяли начало и конец дня. Но в глазах взрослых юшка - человек ущербный, не умеющий жить, потому-то вспоминают его, браня детей: вероятность стать таким, как Юшка, звучит в их словах как укор, возмездие за шалости и прегрешения. Наконец, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и все, что могут о нем сказать жители города.

Карточка 2. Работа с кластерами.

1 кейс.-задание: Встреча Юшки с детьми. Что влечет детей к Юшке? Почему Юшка не обижается на них?

Составить кластер ТЕРЗАТЬ.

2 кейс-задание: Встреча Юшки со взрослыми. Почему и взрослые иногда обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Чем отвечает им Юшка?

Составить кластер КРОТОСТЬ.

3 кейс-задание: Юшка и веселый прохожий. Чем помешал Юшка веселому прохожему? Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?

Работа со словом ОСЕРЧАЛ. Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению слово - рассердился, разозлился, разгневался, вознегодовал, возмутился. Но он употребил именно слово осерчал. Почему?

Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?



Карточка 3.

Проблема № 1: _______________________________________________________________

Проблема № 2: _______________________________________________________________

Проблема № 3: _______________________________________________________________

Проявления проблемы:

_________________......... ________________________........

Пути решения, направленные на установление причин и следствий:

___________________ _________________________

© 2010-2022