- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Спецкурс по литературе «Анализ художественного текста»
Спецкурс по литературе «Анализ художественного текста»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Николаева В.С. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Спецкурс по литературе «Анализ художественного текста».
Пояснительная записка
Данный спецкурс для 5-7 класса разработан на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе, основной образовательной программы ОУ, программы элективного курса по литературе «Анализ эпизода художественного произведения» (автор-составитель Русова Н.Ю. М.: Мнемозина, 2008).
Программа рассчитана на 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Данный курс поможет выявить творчески одаренных учащихся, ориентированных на поступление в классы с социально-гуманитарным профилем. Программа курса имеет практическую направленность.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и
самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Изучение языка художественной литературы позволяет глубже понять произведение в неразрывном единстве его идейно-эстетического содержания и формы, способствует формированию художественного вкуса учащихся и обогащению их речи, воспитывает в них любовь к литературе. Оказание помощи в приобретении практических навыков, активизации творческих способностей учащихся-путь, ведущий к развитию письменной речи. В этом состоит значимая роль комплекса письменных работ, предлагаемых учащимся.
Курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение предметов. Их содержание и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов.
Технология спецкурса рассчитана на учащихся 11-13 лет, так как этому способствуют следующие психофизические факторы:
-
Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка психологи считают возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок. Он стремится считать себя взрослым.
-
Неустойчивость подростка находит выражение в повышенной активности, эмоционально. Именно в возбудимости подростка, в их способности сконцентрировать все свои внутренние силы заключается огромные возможности для творчества.
-
Появляется устойчивый интерес к искусству, в первую очередь к кино и литературе. Тяга к искусству во многом обусловлена стремлением растущего ребенка расширить свои знания о жизни.
-
Важнейший психологический процесс этого возраста - становление самосознания и устойчивого образа «Я».
-
Характерным является тяга к обобщениям, поиск общих принципов законов, стоящих за частным фактором.
Художественное произведение даст возможность разобраться в своем внутреннем мире, в самом себе.
Широкий взгляд на мир, формируемый при знакомстве с литературами самых разных народов, даст ученикам уверенность в себе, особенно когда они критически осваивают духовные ценности прошлого и настоящего. А критика неразрывно связана с творчеством, а в творчестве в первую очередь важно овладение языком, на котором говорит мировая культура.
В основу спецкурса положено изучение произведения эстетической и нравственной ценности, которое не замыкается только в рамках времени создания, но также актуально и для сегодняшнего читателя, что позволит ученику воспринимать произведение творчески, личностно. Схематично такой подход можно сформулировать так:
Художественное произведение Þ Писатель
ß ß
Ученик Þ Эпоха созидания
ß Þ Осмысливание оценивание
ß
Понимание позиции автора
ß
Понимание самого себя как личности
ß
Поиск своей точки зрения
Постижение художественного произведения как эстетического и нравственного явления, созданного писателем, через эпоху создания к нашим дням.
Спецкурс рассчитан на учащихся 5-6 и 7 классов. Спецкурс создает необходимое условие для творческой деятельности ученика в процессе изучения учебного материала, анализа художественного произведения.
Цели спецкурса:
-
Научить учащихся самостоятельно извлекать из произведений нравственные ценности, осмысливать их, эмоционально переживать и воплощать их в поступках.
-
Подтолкнуть ученика к собственному творчеству, желанию понимать искусство, а через искусство себя и жизнь.
Задачи спецкурса:
-
Организовать творческую, самостоятельную читательскую деятельность.
-
Научиться выявлять основную проблематику произведения.
-
Научить определить роль элементов сюжета, композиции, типическое значение характеров.
-
Формировать умение создавать самостоятельно текст на основе прочитанного произведения.
-
Формировать умение творчески сопоставлять произведения, изученные как на уроках, так и на занятиях спецкурса.
-
Систематизировать уже имеющиеся знания по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;
-
Формировать умения самостоятельно анализировать художественное произведение, интерпретировать его содержание.
-
Дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей.
-
Ообучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке
произведения.
Одной из важнейших задач спецкурса является задача помочь ребенку ответить на вопрос: «Кто я? Что я? Какой я в этом мире?», то есть помочь ему развиваться духовно и как личности. Исходя из этого, можно определить следующие воспитательные задачи
Воспитательные задачи:
-
Создать для каждого учащегося эстетическую развивающую реду.
-
Стимулировать развитие рефлексивных способностей детей.
-
Стимулировать развитие интереса к самому себе как субъекту культуры.
-
Организовать коллективную творческую деятельность детей на основе договора и взаимной поддержки.
-
Стимулировать субъекты осмысления каждым ребенком мира литературы как искусства и своей сопричастности с ним.
-
Воспитывать культуру чтения и выбора произведений, имеющих эстетическую ценность в контексте мировой литературы.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно- следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация; самостоятельное выполнение различных творческих работ; способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; осознанное беглое чтение, проведение информационно- смыслового анализа текста; владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта; подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.
Для реализации программы используется учебно- методический комплекс, включающий: Русова Н.Ю. «Пишем сочинение: анализ эпизода художественного произведения». - М.: Мнемозина 2008.
Требования к уровню подготовки учащихся:
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- владение навыками анализа и критической оценки получаемой информации с позиций ее свойств, достоверности, практической и личной значимости; способность к планированию собственной индивидуальной и групповой деятельности.
Данная программа базируется на принципе соответствия литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста. Поэтому в основе спецкурса лежит не историко-хронологический, а проблемный подход.
В программе определен круг произведений для изучения. В графе «Теория литературы» содержится перечень основных теоретических понятий, однако, поскольку основная работа над ними ведется на уроках русской литературы, в графу внесены лишь те понятия, которые специфичны для данного курса или же вводятся ранее, чем это предусмотрено программой по русской литературе.
Большое внимание в программе спецкурса уделяется творческой деятельности учащихся. Учитель вправе менять формулировки тем, поскольку главное - это не конкретная тема, а характер деятельности ученика, формируемые в ней умения. Учитель не должен предлагать детям все задания из графы «Творческие работы». Это лишь те варианты, среди которых он может выбрать задания, наиболее соответствующие уровню развития класса, интересам учащихся.
В конце учебного года учитель может проводить контрольные работы, выявляющие уровень литературного развития учеников, их знание в области зарубежной художественной литературы.
Завершающим занятием в заключении каждого года предлагаю проводить читательскую конференцию «Мир ребенка в литературе». Заключительные уроки ставят своей целью связать прочитанное и стимулировать собственное литературное творчество учащихся.
Основной проблемой курса 5-6 класса является проблема познания ребенком мира и самого себя. Поскольку пятикласснику и шестикласснику в искусстве ближе всего сказка, предлагаемый курс посвящен изучению сказок, это будут прозаические и драматургический тексты. Избранные произведения интересны по сюжету, построены в таком порядке, чтобы вести ученика от простых оценок людей и поступков к пониманию их причин. Сказки о путешествиях помогают решить центральную проблему. При анализе этих сказок интересны мотивы, заставляющие героев отправиться в путь; то, как открывается героям мир, и то, как в процессе странствий изменяются или раскрываются они сами. В процессе работы учащиеся узнают, что такое интерпретация текста художником, актером, чтецом режиссером, и сами пробуют себя в этих ролях. Выбор произведения зачастую определялся необходимостью представить произведения с разных сторон, открывающих центральную проблему познание мира и самого себя.
В центре внимания курса 5-6 класса находится проблема взаимоотношения взрослых и детей. Произведения, предлагаемые курсом, повествуют о мире детства, об особенностях детского взгляда на жизнь, о сложном отношении между детьми и взрослыми, о детской и взрослой жестокости; о возможности достижения взаимопонимания между людьми разных возрастов, о сложном пути взросления ребенка.
Эти темы звучат в произведениях Р. Бредбери, Я.Корчака, Чарльза Диккенса, М.Твена, Дж. Олдриджа. В программу включены произведения, повествующие о неспособности, а иногда и нежелании взрослых понять ребенка. Но не только взрослые не понимают ребенка, но и дети не всегда понимают взрослых (например, в повести Я.Корчака «Когда я стану маленьким» и в романе о короле Матиуше, пожелавшем дать детям свободу). Романы М.Твена знакомы многим поколениям детей и взрослых. Тайна их воздействия незабываема. Они привлекают энергией, жизнерадостностью, интересом к жизни главного героя: умением превращать обыденное в интересное и увлекательное, делать будни праздником и удивительным приключением.
Система работы по развитию речи направлена на формирование умений написать эссе, сочинение, рассказ по проблеме (детство, взрослые и дети). Накопление умений происходит при последовательном выполнении творческих работ таких, как сочинение- эссе по проблемам, волнующим ребенка, сочинения - рассуждения на тему о детской жестокости, о счастливой семье, сочинения - миниатюры и т.д.
Система знания уступает место системе образов, совокупности которых позволяет разбудить эмоциональную сферу и получить более целостное представление о мире, так как именно образ несет в себе полноту и целостность бытия, именно в нем заключен и отражен мир. Поиск путей жизни начинается с установления мира в душе. А это невозможно сделать, если не научиться видеть взаимосвязь, преемственность культур и неразрывность цепи времен.
Душевная отзывчивость, чуткость к переживаниям других, в какие бы далекие времена они не жили, умение видеть и ценить прекрасное в жизни и в искусстве - все это входит в задачи спецкурса. Но главная его цель - формирование коммуникативной компетентности учащихся, формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями. Данный курс достигает цели, сформулированной в Федеральном государственном стандарте образования по предмету «Литература».
Условная схема наблюдаемого творческого процесса личности ребенка
Художественный текст
ß
восприятие
ß
анализ
ß
Сопоставление произведений
ß
Определение основной мысли произведения
ß
Творческий отзыв на основе произведения
ß
Мотивация к творческому знанию
Структура деятельности учителя по развитию творческих способностей учащихся:
- знакомство с произведениями мировой художественной культуры;
- знакомство с литературным творчеством;
- уроки развития речи, факультатива, литературы и русского языка;
- посещение выставок и музеев, театра;
- сравнительный анализ произведений;
- поиск личного смысла произведения;
- создание творческих работ;
- конкурс творческих работ
Список литературы
-
Белоусов Р. Из родословной героев книг. - М., 1984.
-
Белоусов Р. О чем умолчали книги. - М., 1988.
-
Григорьев В. Антуан де Сент-Экзюпери. - Л., 1973.
-
Кочнов В. Подвиг любви, или Философия педагогики Корчака// Корчак Я. Воспитание личности. - М., 1992. - С.
-
Смирнова В. Современный портрет. - М., 1986.
-
Смирнова В. Януш Корчак и его книга «Король Матиуш Первый»// Корчак Я. Король Матиуш Первый. - СПб., 1992.
-
Шаров А. Волшебники приходят к людям. Книга о сказке и сказочниках. - М., 1995.
Рабочая программа к курсу «мир ребенка в литературе» 5-6 класс
-
п/п
Тема урока
Кол- во часов
дата
Теория
литературы
Творческие
работы
Связь с курсом литературы
1-2
Античность - пролог мировой литературы. Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о происхождении мира и богов, мифы о героях.
2
Понятие о мифе, цикле, структуре, функций мифов.
Сочинение миниатюра.
Выразительное чтение.
3-4
Фольклорная сказка.
Сказки народов мира.
Детский фольклор.
2
Понятие о сказочном герое, фольклорной сказке, пословице.
Стилизация под народную сказку (сюжет выбирается самостоятельно). Сочинение - миниатюра «Моя любимая сказка».
Героический эпос народов мира. Словесное рисование.
5-6
Литературная сказка
В.Гауф «Карлик-Нос».
Борьба героя за своё место
в жизни. Утверждение силы человеческого духа.
2
Понятие о литературной сказке. Сюжет, композиция. Автор-повествователь. Роль фантастики в сказке.
Словесное рисование портрета. Создание собственной сказки и иллюстрации к ней.
Понятие о фольклорной и литературной сказке.
7-8
В. Гауф «Эльфы». Мотив двуемирия. Использование фантастики для раскрытия мира человеческой души.
2
Понятие о стиле. Роль фантастики.
Театрализованное представление эпизодов. Создание собственной сказки. Иллюстрирование.
9-10
Оскар Уайльд «Мальчик-звезда».
Тема любви, дружбы, взаимоуважения.
Система человеческих ценностей.
2
Прием противопоставления, сюжет, композиция.
Сочинение-миниатюра «Что такое доброе сердце?» Создание Сценариев, театрализованное представление эпизодов из сказки.
Выразительное чтение. Словесное рисование
героев.
11-14
Льюис Кэррол «Приключение Алисы в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье». Мотив двуемирия. Философское звучание сказки.
4
Понятие о комическом, метафоре, как средстве создания комического.
Словесное рисование. Написание сказки «Моё необычное приключение». Игра «Угадай героя».
Тропы. Роль фантастики, каламбур.
15-17
Эрнест Теодор Амодей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Мир ребенка в сказке. Тема ответственности за данное слово. Соотношение художественного вымысла и реальности при изображении характера. Тема выбора.
3
Композиция.
Понятие о идеальном мире.
Сочинение «Мой необычный мир», «Необычное в обычном». Попытка создать театр кукол. Создание спектакля по мотивам сказки.
Рисование словесных портретов героев в определенной ситуации. Сопоставительный анализ сказки «Щелкунчик и
Мышиный король» и сказки А. Погорель-ского «Черная курица».
18-21
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Тема детства. Ответственности человека. Взрослый мир глазами ребенка. «Ты в ответе за тех, кого приручил»
4
Речевая характеристика героя.
Понятие о литературном переводе.
Понятие о притче. Понятие об афоризмах.
Иллюстрирование сказки. Сочинение «Что значит быть человеком?» Словесное рисование героя в разных ситуациях. Инсценирование.
Своеобразие языка писателя. Пейзаж в художественном произведении.
22-24
Морис Метерлинк «Синяя птица», Тема дома, семьи. Проблема поиска счастья. Дом, семья, как основа и исток человеческого счастья.
Проблема бережного отношения к прошлому как истоку будущего.
3
Понятие о драматической сказке, Понятие о ремарке, реплике, монологе, символе.
Чтение по ролям. Создание
отзыва, рисованного фильма. Театрализованное представление эпизодов. Сочинение о путешествии.
Шварц «Тень». Понятие о ремарке, монологе.
25-27
Сельма Лагерлеф «Удивительное приключение Нильса Холь-Герссона по Швеции» («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).
3
Пейзаж в литературном произведении. Сказка и легенда.
Словесное рисование героя в разных ситуациях. Иллюстрирование эпизодов. Выразительное чтение эпизодов.
Пейзаж в художествен-ном произведении.
Рисование словесных портретов героя в
определённой ситуации.
28-33
Астрид Линдгрен «Пеппи - Длинный Чулок», «Расмус бродяга». Соотношение вымысла и реальности. Тема дружбы. Смелость и предприимчивость
подростков6
Понятие о соотношении вымысла и реальности.
Литературный герой. Понятие об экранизации. Понятие об иронии.Пересказ.
Пересказ эпизода от имени героини.
Инсценирование эпизодов (фрагментов). Сочинение - миниатюра по афоризму.Понятие об эпизоде.
Система образов
персонажей.34-35
Читательская конференция
«Мир ребенка в литературе».2
Рабочая программа к курсу «мир ребенка в литературе» 7 класс
п/п
Тема или литературное произведение
Кол- во часов
дата
Теория
литературы
Творческие
работы
Примечания
1-2
Введение: «Я хочу рассказать».
(«Моё любимое произведение»).
2
3-6
Жюль Верн.
«Пятнадцатилетний капитан».
Тема ответственности человека,
взаимовыручки, совести и человеческого достоинства. Психология мальчика как основа организации сюжета.
4
Система образов персонажей, конфликт, психология героя.
Автор и герой.
Авторская речь, внутренний монолог.
Словесное рисование героев.
Киносценарии, инсценирование.
7-9
Джеймс Олдридж.
Повесть «Последний дюйм».
Тема ответственности, способности
выстоять. Проблема взаимоотношения родителей и детей. Сила личного.
3
Герои и прототипы.
Авторская позиция.
Повесть. Тема.
Проблема. Идея.
Эссе, сочинение миниатюра.
10-11
Джеймс Олдридж. «Отец и сын».
(из повести «Последний дюйм»).
Тема ответственности за судьбу близкого человека. Тема любви к жизни.
2
Композиция. Сюжет,
тема, проблематика.
Написание
рассказа о детстве.
Иллюстрирование.
12-15
Чарльз Диккенс. «Приключение Оливера Твиста», Проблема справедливости и несправедливости в отношениях между людьми. Тема детства.
4
Понятие о романе. Понятие об эпизоде. Портретная характеристика героев. Система образов персонажей.
Попытка анализа эпизода. Устное словесное рисование.
16-18
Рэй Брэдбери. «Всё лето в один день». Тема воспитания любви и взаимопонимания. Проблема взаимоотношения детей, бережного отношения друг к другу.
3
Понятие о конфликте.
Система Образов
персонажей.
Инсценирование эпизодов. Сочинение миниатюра.
19-22
Марк Твен. «Принц и нищий».
Смелость и предприимчивость - основа успеха. Тема дружбы и взаимовыручки.
4
Понятие о конфликте. Проблематика. Сюжет. Фабула. Отзыв.
Сочинение миниатюра. «Уроки, которые дают нам жизнь». Попытка создания рецензии.
23-26
Марк Твен. «Приключение
Гекльбери Финна», «Приключение Тома Сойера».
Интерес к жизни, умение превращать обыденное в увлекательное. Тема добра и справедливости.
4
Романтика и реальность в романе. Мечта и реальность. Отличие повести от романа. Герои и прототипы. Рассказ от первого лица.
Киносценарий. Инсценирование. Отзыв.
27-30
Януш Корчак. «Когда я снова стану маленьким», «Король Матиуш Первый», «Король Матиуш на необитаемом острове»
4
Система образов персонажей в
литературном произведении.
Эссе по одному из
дневника Матиуша.
31-32
Читательская конференция «Тема детства в произведениях зарубежных авторов».
2
Написание рассказа о детстве.
33-35
Развитие речи
«Пишем рассказ о детстве».
3