Спецкурс по литературе «Анализ художественного текста»

Данный спецкурс для 5-7 класса разработан на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе, основной образовательной программы ОУ, программы элективного курса по литературе «Анализ  эпизода художественного произведения» (автор-составитель Русова Н.Ю. М.: Мнемозина, 2008).     Программа рассчитана на 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Данный  курс поможет выявить творчески одаренных учащихся, ориентированных на поступление в кл... Цели спецкурса: 1.     Научить учащихся самостоятельно извлекать из произведений нравственные ценности, осмысливать их, эмоционально переживать и воплощать их в поступках. 2.     Подтолкнуть ученика к собственному творчеству, желанию понимать искусство, а через искусство себя и жизнь. Задачи спецкурса: 1.     Организовать творческую, самостоятельную читательскую деятельность. 2.     Научиться выявлять основную проблематику произведения. 3.     Научить определить роль элементов сюжета, комп... Данная программа базируется на принципе соответствия литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста. Поэтому в основе спецкурса лежит не историко-хронологический, а проблемный подход.  В программе определен круг произведений для изучения. В графе «Теория литературы» содержится перечень основных теоретических понятий, однако, поскольку основная работа над ними ведется на уроках русской литературы, в графу внесены лишь те понятия, которые специфичны для данного курса...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Спецкурс по литературе «Анализ художественного текста».

Пояснительная записка


Данный спецкурс для 5-7 класса разработан на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе, основной образовательной программы ОУ, программы элективного курса по литературе «Анализ эпизода художественного произведения» (автор-составитель Русова Н.Ю. М.: Мнемозина, 2008).

Программа рассчитана на 35 часов (из расчета 1 час в неделю).

Данный курс поможет выявить творчески одаренных учащихся, ориентированных на поступление в классы с социально-гуманитарным профилем. Программа курса имеет практическую направленность.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и

самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Изучение языка художественной литературы позволяет глубже понять произведение в неразрывном единстве его идейно-эстетического содержания и формы, способствует формированию художественного вкуса учащихся и обогащению их речи, воспитывает в них любовь к литературе. Оказание помощи в приобретении практических навыков, активизации творческих способностей учащихся-путь, ведущий к развитию письменной речи. В этом состоит значимая роль комплекса письменных работ, предлагаемых учащимся.

Курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение предметов. Их содержание и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов.

Технология спецкурса рассчитана на учащихся 11-13 лет, так как этому способствуют следующие психофизические факторы:

  1. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка психологи считают возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок. Он стремится считать себя взрослым.

  2. Неустойчивость подростка находит выражение в повышенной активности, эмоционально. Именно в возбудимости подростка, в их способности сконцентрировать все свои внутренние силы заключается огромные возможности для творчества.

  3. Появляется устойчивый интерес к искусству, в первую очередь к кино и литературе. Тяга к искусству во многом обусловлена стремлением растущего ребенка расширить свои знания о жизни.

  4. Важнейший психологический процесс этого возраста - становление самосознания и устойчивого образа «Я».

  5. Характерным является тяга к обобщениям, поиск общих принципов законов, стоящих за частным фактором.

Художественное произведение даст возможность разобраться в своем внутреннем мире, в самом себе.

Широкий взгляд на мир, формируемый при знакомстве с литературами самых разных народов, даст ученикам уверенность в себе, особенно когда они критически осваивают духовные ценности прошлого и настоящего. А критика неразрывно связана с творчеством, а в творчестве в первую очередь важно овладение языком, на котором говорит мировая культура.

В основу спецкурса положено изучение произведения эстетической и нравственной ценности, которое не замыкается только в рамках времени создания, но также актуально и для сегодняшнего читателя, что позволит ученику воспринимать произведение творчески, личностно. Схематично такой подход можно сформулировать так:

Художественное произведение Þ Писатель
ß ß

Ученик Þ Эпоха созидания
ß Þ Осмысливание оценивание

ß

Понимание позиции автора

ß

Понимание самого себя как личности

ß
Поиск своей точки зрения

Постижение художественного произведения как эстетического и нравственного явления, созданного писателем, через эпоху создания к нашим дням.

Спецкурс рассчитан на учащихся 5-6 и 7 классов. Спецкурс создает необходимое условие для творческой деятельности ученика в процессе изучения учебного материала, анализа художественного произведения.


Цели спецкурса:

  1. Научить учащихся самостоятельно извлекать из произведений нравственные ценности, осмысливать их, эмоционально переживать и воплощать их в поступках.

  2. Подтолкнуть ученика к собственному творчеству, желанию понимать искусство, а через искусство себя и жизнь.

Задачи спецкурса:

  1. Организовать творческую, самостоятельную читательскую деятельность.

  2. Научиться выявлять основную проблематику произведения.

  3. Научить определить роль элементов сюжета, композиции, типическое значение характеров.

  4. Формировать умение создавать самостоятельно текст на основе прочитанного произведения.

  5. Формировать умение творчески сопоставлять произведения, изученные как на уроках, так и на занятиях спецкурса.

  6. Систематизировать уже имеющиеся знания по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;

  7. Формировать умения самостоятельно анализировать художественное произведение, интерпретировать его содержание.

  8. Дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей.

  9. Ообучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке

произведения.

Одной из важнейших задач спецкурса является задача помочь ребенку ответить на вопрос: «Кто я? Что я? Какой я в этом мире?», то есть помочь ему развиваться духовно и как личности. Исходя из этого, можно определить следующие воспитательные задачи

Воспитательные задачи:

  1. Создать для каждого учащегося эстетическую развивающую реду.

  2. Стимулировать развитие рефлексивных способностей детей.

  3. Стимулировать развитие интереса к самому себе как субъекту культуры.

  4. Организовать коллективную творческую деятельность детей на основе договора и взаимной поддержки.

  5. Стимулировать субъекты осмысления каждым ребенком мира литературы как искусства и своей сопричастности с ним.

  6. Воспитывать культуру чтения и выбора произведений, имеющих эстетическую ценность в контексте мировой литературы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно- следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация; самостоятельное выполнение различных творческих работ; способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; осознанное беглое чтение, проведение информационно- смыслового анализа текста; владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезисов, конспекта; подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

Для реализации программы используется учебно- методический комплекс, включающий: Русова Н.Ю. «Пишем сочинение: анализ эпизода художественного произведения». - М.: Мнемозина 2008.

Требования к уровню подготовки учащихся:

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- владение навыками анализа и критической оценки получаемой информации с позиций ее свойств, достоверности, практической и личной значимости; способность к планированию собственной индивидуальной и групповой деятельности.

Данная программа базируется на принципе соответствия литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста. Поэтому в основе спецкурса лежит не историко-хронологический, а проблемный подход.

В программе определен круг произведений для изучения. В графе «Теория литературы» содержится перечень основных теоретических понятий, однако, поскольку основная работа над ними ведется на уроках русской литературы, в графу внесены лишь те понятия, которые специфичны для данного курса или же вводятся ранее, чем это предусмотрено программой по русской литературе.

Большое внимание в программе спецкурса уделяется творческой деятельности учащихся. Учитель вправе менять формулировки тем, поскольку главное - это не конкретная тема, а характер деятельности ученика, формируемые в ней умения. Учитель не должен предлагать детям все задания из графы «Творческие работы». Это лишь те варианты, среди которых он может выбрать задания, наиболее соответствующие уровню развития класса, интересам учащихся.

В конце учебного года учитель может проводить контрольные работы, выявляющие уровень литературного развития учеников, их знание в области зарубежной художественной литературы.

Завершающим занятием в заключении каждого года предлагаю проводить читательскую конференцию «Мир ребенка в литературе». Заключительные уроки ставят своей целью связать прочитанное и стимулировать собственное литературное творчество учащихся.

Основной проблемой курса 5-6 класса является проблема познания ребенком мира и самого себя. Поскольку пятикласснику и шестикласснику в искусстве ближе всего сказка, предлагаемый курс посвящен изучению сказок, это будут прозаические и драматургический тексты. Избранные произведения интересны по сюжету, построены в таком порядке, чтобы вести ученика от простых оценок людей и поступков к пониманию их причин. Сказки о путешествиях помогают решить центральную проблему. При анализе этих сказок интересны мотивы, заставляющие героев отправиться в путь; то, как открывается героям мир, и то, как в процессе странствий изменяются или раскрываются они сами. В процессе работы учащиеся узнают, что такое интерпретация текста художником, актером, чтецом режиссером, и сами пробуют себя в этих ролях. Выбор произведения зачастую определялся необходимостью представить произведения с разных сторон, открывающих центральную проблему познание мира и самого себя.

В центре внимания курса 5-6 класса находится проблема взаимоотношения взрослых и детей. Произведения, предлагаемые курсом, повествуют о мире детства, об особенностях детского взгляда на жизнь, о сложном отношении между детьми и взрослыми, о детской и взрослой жестокости; о возможности достижения взаимопонимания между людьми разных возрастов, о сложном пути взросления ребенка.

Эти темы звучат в произведениях Р. Бредбери, Я.Корчака, Чарльза Диккенса, М.Твена, Дж. Олдриджа. В программу включены произведения, повествующие о неспособности, а иногда и нежелании взрослых понять ребенка. Но не только взрослые не понимают ребенка, но и дети не всегда понимают взрослых (например, в повести Я.Корчака «Когда я стану маленьким» и в романе о короле Матиуше, пожелавшем дать детям свободу). Романы М.Твена знакомы многим поколениям детей и взрослых. Тайна их воздействия незабываема. Они привлекают энергией, жизнерадостностью, интересом к жизни главного героя: умением превращать обыденное в интересное и увлекательное, делать будни праздником и удивительным приключением.

Система работы по развитию речи направлена на формирование умений написать эссе, сочинение, рассказ по проблеме (детство, взрослые и дети). Накопление умений происходит при последовательном выполнении творческих работ таких, как сочинение- эссе по проблемам, волнующим ребенка, сочинения - рассуждения на тему о детской жестокости, о счастливой семье, сочинения - миниатюры и т.д.

Система знания уступает место системе образов, совокупности которых позволяет разбудить эмоциональную сферу и получить более целостное представление о мире, так как именно образ несет в себе полноту и целостность бытия, именно в нем заключен и отражен мир. Поиск путей жизни начинается с установления мира в душе. А это невозможно сделать, если не научиться видеть взаимосвязь, преемственность культур и неразрывность цепи времен.

Душевная отзывчивость, чуткость к переживаниям других, в какие бы далекие времена они не жили, умение видеть и ценить прекрасное в жизни и в искусстве - все это входит в задачи спецкурса. Но главная его цель - формирование коммуникативной компетентности учащихся, формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями. Данный курс достигает цели, сформулированной в Федеральном государственном стандарте образования по предмету «Литература».

Условная схема наблюдаемого творческого процесса личности ребенка


Художественный текст

ß
восприятие

ß

анализ

ß

Сопоставление произведений

ß

Определение основной мысли произведения

ß

Творческий отзыв на основе произведения

ß

Мотивация к творческому знанию


Структура деятельности учителя по развитию творческих способностей учащихся:

- знакомство с произведениями мировой художественной культуры;

- знакомство с литературным творчеством;

- уроки развития речи, факультатива, литературы и русского языка;

- посещение выставок и музеев, театра;

- сравнительный анализ произведений;

- поиск личного смысла произведения;

- создание творческих работ;

- конкурс творческих работ

Список литературы

  1. Белоусов Р. Из родословной героев книг. - М., 1984.

  2. Белоусов Р. О чем умолчали книги. - М., 1988.

  3. Григорьев В. Антуан де Сент-Экзюпери. - Л., 1973.

  4. Кочнов В. Подвиг любви, или Философия педагогики Корчака// Корчак Я. Воспитание личности. - М., 1992. - С.

  5. Смирнова В. Современный портрет. - М., 1986.

  6. Смирнова В. Януш Корчак и его книга «Король Матиуш Первый»// Корчак Я. Король Матиуш Первый. - СПб., 1992.

  7. Шаров А. Волшебники приходят к людям. Книга о сказке и сказочниках. - М., 1995.









Рабочая программа к курсу «мир ребенка в литературе» 5-6 класс



п/п

Тема урока

Кол- во часов

дата

Теория

литературы

Творческие

работы

Связь с курсом литературы

1-2

Античность - пролог мировой литературы. Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о происхождении мира и богов, мифы о героях.

2

Понятие о мифе, цикле, структуре, функций мифов.

Сочинение миниатюра.

Выразительное чтение.

3-4

Фольклорная сказка.

Сказки народов мира.

Детский фольклор.

2

Понятие о сказочном герое, фольклорной сказке, пословице.

Стилизация под народную сказку (сюжет выбирается самостоятельно). Сочинение - миниатюра «Моя любимая сказка».

Героический эпос народов мира. Словесное рисование.

5-6

Литературная сказка

В.Гауф «Карлик-Нос».

Борьба героя за своё место

в жизни. Утверждение силы человеческого духа.

2

Понятие о литературной сказке. Сюжет, композиция. Автор-повествователь. Роль фантастики в сказке.

Словесное рисование портрета. Создание собственной сказки и иллюстрации к ней.

Понятие о фольклорной и литературной сказке.

7-8

В. Гауф «Эльфы». Мотив двуемирия. Использование фантастики для раскрытия мира человеческой души.

2

Понятие о стиле. Роль фантастики.

Театрализованное представление эпизодов. Создание собственной сказки. Иллюстрирование.

9-10

Оскар Уайльд «Мальчик-звезда».

Тема любви, дружбы, взаимоуважения.

Система человеческих ценностей.

2

Прием противопоставления, сюжет, композиция.

Сочинение-миниатюра «Что такое доброе сердце?» Создание Сценариев, театрализованное представление эпизодов из сказки.

Выразительное чтение. Словесное рисование

героев.

11-14

Льюис Кэррол «Приключение Алисы в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье». Мотив двуемирия. Философское звучание сказки.

4

Понятие о комическом, метафоре, как средстве создания комического.

Словесное рисование. Написание сказки «Моё необычное приключение». Игра «Угадай героя».

Тропы. Роль фантастики, каламбур.

15-17

Эрнест Теодор Амодей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Мир ребенка в сказке. Тема ответственности за данное слово. Соотношение художественного вымысла и реальности при изображении характера. Тема выбора.

3

Композиция.

Понятие о идеальном мире.

Сочинение «Мой необычный мир», «Необычное в обычном». Попытка создать театр кукол. Создание спектакля по мотивам сказки.

Рисование словесных портретов героев в определенной ситуации. Сопоставительный анализ сказки «Щелкунчик и

Мышиный король» и сказки А. Погорель-ского «Черная курица».

18-21

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Тема детства. Ответственности человека. Взрослый мир глазами ребенка. «Ты в ответе за тех, кого приручил»

4

Речевая характеристика героя.

Понятие о литературном переводе.

Понятие о притче. Понятие об афоризмах.

Иллюстрирование сказки. Сочинение «Что значит быть человеком?» Словесное рисование героя в разных ситуациях. Инсценирование.

Своеобразие языка писателя. Пейзаж в художественном произведении.

22-24

Морис Метерлинк «Синяя птица», Тема дома, семьи. Проблема поиска счастья. Дом, семья, как основа и исток человеческого счастья.

Проблема бережного отношения к прошлому как истоку будущего.

3

Понятие о драматической сказке, Понятие о ремарке, реплике, монологе, символе.

Чтение по ролям. Создание

отзыва, рисованного фильма. Театрализованное представление эпизодов. Сочинение о путешествии.

Шварц «Тень». Понятие о ремарке, монологе.

25-27

Сельма Лагерлеф «Удивительное приключение Нильса Холь-Герссона по Швеции» («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).

3

Пейзаж в литературном произведении. Сказка и легенда.

Словесное рисование героя в разных ситуациях. Иллюстрирование эпизодов. Выразительное чтение эпизодов.

Пейзаж в художествен-ном произведении.

Рисование словесных портретов героя в

определённой ситуации.

28-33

Астрид Линдгрен «Пеппи - Длинный Чулок», «Расмус бродяга». Соотношение вымысла и реальности. Тема дружбы. Смелость и предприимчивость
подростков

6

Понятие о соотношении вымысла и реальности.
Литературный герой. Понятие об экранизации. Понятие об иронии.

Пересказ.
Пересказ эпизода от имени героини.
Инсценирование эпизодов (фрагментов). Сочинение - миниатюра по афоризму.

Понятие об эпизоде.
Система образов
персонажей.

34-35

Читательская конференция
«Мир ребенка в литературе».

2




Рабочая программа к курсу «мир ребенка в литературе» 7 класс

п/п

Тема или литературное произведение

Кол- во часов

дата

Теория

литературы

Творческие

работы



Примечания

1-2

Введение: «Я хочу рассказать».

(«Моё любимое произведение»).

2


3-6

Жюль Верн.

«Пятнадцатилетний капитан».

Тема ответственности человека,

взаимовыручки, совести и человеческого достоинства. Психология мальчика как основа организации сюжета.

4

Система образов персонажей, конфликт, психология героя.

Автор и герой.

Авторская речь, внутренний монолог.

Словесное рисование героев.

Киносценарии, инсценирование.

7-9

Джеймс Олдридж.

Повесть «Последний дюйм».

Тема ответственности, способности

выстоять. Проблема взаимоотношения родителей и детей. Сила личного.

3

Герои и прототипы.

Авторская позиция.

Повесть. Тема.

Проблема. Идея.

Эссе, сочинение миниатюра.

10-11

Джеймс Олдридж. «Отец и сын».

(из повести «Последний дюйм»).

Тема ответственности за судьбу близкого человека. Тема любви к жизни.

2

Композиция. Сюжет,

тема, проблематика.

Написание

рассказа о детстве.

Иллюстрирование.

12-15

Чарльз Диккенс. «Приключение Оливера Твиста», Проблема справедливости и несправедливости в отношениях между людьми. Тема детства.

4

Понятие о романе. Понятие об эпизоде. Портретная характеристика героев. Система образов персонажей.

Попытка анализа эпизода. Устное словесное рисование.

16-18

Рэй Брэдбери. «Всё лето в один день». Тема воспитания любви и взаимопонимания. Проблема взаимоотношения детей, бережного отношения друг к другу.

3

Понятие о конфликте.
Система Образов
персонажей.

Инсценирование эпизодов. Сочинение миниатюра.

19-22

Марк Твен. «Принц и нищий».
Смелость и предприимчивость - основа успеха. Тема дружбы и взаимовыручки.

4

Понятие о конфликте. Проблематика. Сюжет. Фабула. Отзыв.

Сочинение миниатюра. «Уроки, которые дают нам жизнь». Попытка создания рецензии.

23-26

Марк Твен. «Приключение
Гекльбери Финна», «Приключение Тома Сойера».
Интерес к жизни, умение превращать обыденное в увлекательное. Тема добра и справедливости.

4

Романтика и реальность в романе. Мечта и реальность. Отличие повести от романа. Герои и прототипы. Рассказ от первого лица.

Киносценарий. Инсценирование. Отзыв.

27-30

Януш Корчак. «Когда я снова стану маленьким», «Король Матиуш Первый», «Король Матиуш на необитаемом острове»

4

Система образов персонажей в

литературном произведении.

Эссе по одному из

дневника Матиуша.

31-32

Читательская конференция «Тема детства в произведениях зарубежных авторов».

2

Написание рассказа о детстве.

33-35

Развитие речи

«Пишем рассказ о детстве».

3




© 2010-2022