Рабочая программа по русскому языку для 6 класса

Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК Русский язык. 6 класс в 3 Ч. : учебн. для общеобразоват. учреждений \С.И. Львова,В.В. Львов – М.: МНЕМОЗИНА, 2013 год. Рассчитана  на 210 часов, 6 часов в неделю.  В основу учебной программы положены коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции, которые нашли   отражение в структуре рабочей программы. В ней выделяются три сквозные содержа...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 6 класса

Рабочая программа составлена на основе документов:

1. Письма Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07 июля 2005г. № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03..2004 г. № 1089)

3. Положения «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин».( Приказ № 37 от 02.09.2013г.)

4. Образовательной программы МБОУ Борцовская СОШ № 5,утвержденной приказом № 42 от 28.08.2014г.

5. Учебного плана ОУ приказ № 42 от 28.08.2014г.

6.Приказа МБОУ Борцовская СОШ № 5 от 26.02.2014 за №14 « Об утверждении списков учебной литературы на 2014 - 2015 учебный год»

Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК Русский язык. 6 класс в 3 Ч. : учебн. для общеобразоват. учреждений \С.И. Львова,В.В. Львов - М.: МНЕМОЗИНА, 2013 год.

Рассчитана на 210 часов, 6 часов в неделю.


В основу учебной программы положены коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции, которые нашли отражение в структуре рабочей программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций.

Реализация данной программы обеспечит обязательный минимум содержания образования по предмету.


Основные требования к оформлению выполнены.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой указаны цели и задачи курса, даётся обоснование содержания, прогнозируется ожидаемый результат реализации программы. В содержании представлены основные разделы и темы с указанием количества часов.


К программе прилагается график прохождения программного материала. Рабочая программа составлена на основе положения «О порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин».


На основе этого данная программа рекомендована для использования.
















Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Борцовская средняя общеобразовательная школа № 5



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ Борцовская СОШ№5

__________ Анучина Г.Ю. ____________ С.И.Залесный

«_____»______ 2014 Приказ №_____от «____»_______2014






Рабочая программа

по русскому языку



6 класс

основное общее образование

на 2014 - 2015 уч.год



Составитель: Виль О.А.

учитель русского языка и литературы.










Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

__________________ цикла

протокол № _______

от «____»_________2014года



С.Борец

2014год




Пояснительная записка

к рабочей программе по русскому языку в 6 классе

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно - методических документов:

1. Письма Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07 июля 2005г. № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03..2004 г. № 1089)

3. Положения «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин».( Приказ № 37 от 02.09.2013г.)

4. Образовательной программы МБОУ Борцовская СОШ № 5,утвержденной приказом № 42 от 28.08.2014г.

5. Учебного плана ОУ приказ № 42 от 28.08.2014г.

6.Приказа МБОУ Борцовская СОШ № 5 от 26.02.2014 за №14 « Об утверждении списков учебной литературы на 2014 - 2015 учебный год»

Место предмета в учебном плане

Русский язык является предметом Федерального компонента учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, на реализацию которого отводится 3 часа в неделю. В соответствии с учебным планом ОУ в 6 классе число часов увеличено до 6 ч. в неделю за счет компонента ОУ. Таким образом, на изучение предмета отводится 210 часов.

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ №5. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку и программой учебного курса автора-составителя С.И.Львовой.

Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (творческие и контрольные работы, тестирование) и устный опрос. В соответствии с Положением «О формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» промежуточный контроль проводится в форме диктанта с грамматическим заданием.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании. Овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся. В третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию,личностно-ориентированного,когнитивно-коммуникативного,деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи:

формировать знания об устройстве и функционировании родного языка;

овладевать основными нормами современного русского литературного языка;

формировать умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, которые органично сочетались бы с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно- нравственных и эстетических качеств личности школьника;

обеспечить в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа;

развивать абстрактное мышление, память, воображение, коммуникативные умения, а также навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования;

совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности.

научиться составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль изученных частей речи;

правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами,

правильно и уместно употреблять их в речи;

проводить интонационный анализ простого предложения;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения;

использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: Коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи; базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения). Интеллектуальные: сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация.

Информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)

Организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6 КЛАСС

№ п/п темы (раздела)

Название темы

(раздела)

Содержание темы

(раздела)

Количество часов

1

Основные сведения о языке и речи

Родной язык. Роль родного языка в жизни человека.

Общее представление о функ­циональных разновиднос­тях языка: разговорном язы­ке, функциональных стилях (научном, публицистическом, официально-деловом), языке художественной литературы.

Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование

видов речевой деятельности

Красота и богатство родного языка, его роль в жизни человека.

Речевая ситуация.

Функциональные разновидности языка.

Различение функциональных разновидностей языка и стилей речи.

Речевые этикетные формулы.

2

РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ КАК СИСТЕМА ПРАВИЛ. Орфография как раздел право­писания.

Орфография - система пра­вил правописания. Разделы русской орфографии и обобща­ющее правило для каждого из них (на основе изученного).


Правописание корней.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов.


Правописание окончаний.


Употребление ь и ъ (повторе­ние).

Слитные, дефисные и раздель­ные написания (повторение

Орфография как система правил.

Основной закон орфографии.

Правописание гласных в корне. Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов. Правописание И-Ы после приставок в корнях слов. Правописание гласных о - а в корнях с чередованием.

Правописание согласных в корнях слов.

Группы приставок по выбору написания. Правописание приставок пре- и при - Приставки иноязычного происхождения (анти-, архи-, де -, интер -). Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов (-чик - / -щик; _к- /-ск -; -ыва-/- ива-)


Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Правописание ё (е) - о после шипящих и ц в корнях слов.

Правописание ё (е) - о после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях. Правила употребления Ь и Ъ.

Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи.

Диалог с использованием этикетных слов и оборотов.


14


3

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.

Синтаксис как раздел линг­вистики.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.Основные признаки словосоче­тания: смысловая и граммати­ческая связь слов. Виды слово­сочетаний: именные и глаголь­ные.

Окончание как формообразу­ющая значимая часть слова и средство связи слов в словосо­четании.

Словосочетание и фразеоло­гизм; их общие и отличитель­ные свойства.

Основные признаки предло­жения: смысловая, интонаци­онная, грамматическая закон­ченность; соотнесенность с действительностью, то есть с речевой ситуацией; выраже­ние отношения к содержанию высказывания.

Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побуди­тельных предложений.

Предложения двусостав­ные и односоставные. Одно­составные предложения типа Мороз и солнце! Споем песню. Курить нельзя.

Особенности грамматических основ в двусоставных пред­ложениях. Типичные спосо­бы выражения подлежащего и сказуемого. Основные типы грамматических основ.

Простое осложненное предло­жение.

Виды осложнения простого предложения: однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительны­ми оборотами, обособленны­ми членами.

Однородные члены предложе­ния. Интонационные особен­ности предложений с однород­ными членами. Обобщающее слово при однородных членах.

Сложное предложение и его виды: союзное (сложносочи­ненное и сложноподчиненное) и бессоюзное.

Способы передачи прямой речи.

Прямая речь и слова автора.

Пунктуация как система пра­вил (обобщение на основе изу­ченного).

Основные разделы пунктуа­ции:

1) знаки препинания в конце предложения;

2)знаки препинания внутри простого предложения; 3)знаки препинания между частями сложного предло­жения;

4) знаки препинания в предло­жениях с прямой речью.



Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание как единица синтаксиса.

Виды словосочетаний в русском языке.

Соблюдение норм построения словосочетаний, требований согласования и управления.


Предложение как единица синтаксиса.

Интонационный анализ предложений.

Правила поведения воспитанного человека в побудительных предложениях. Члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Грамматическая основа предложений.

Односоставные предложения.


Конструкции, осложняющие простое предложение.

Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Предложения с обращением.

Вводные слова.


Использование этикетных формул обращений в устной и письменной речи.

Предложения со сравнительным оборотом.


Пунктуация в предложениях с устойчивыми сравнениями.


Виды сложных предложений.


Пунктуация в сложном предложении.


Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.


Речевой этикет.


Составление диалога по заданной модели (формуле речевого этикета).

Пунктуация как система правил.


Постановка знаков препинания в предложениях изученных конструкций.


22

4

ТЕКСТОВЕДЕНИЕ.

Текст и его признаки; типы речи и их особенности; стили речи (повторение).

Смысловые части текста, отра­жение их в простом и сложном плане. Тезисный план.

Развитие мысли в тексте. Смысловая связь предложений в тексте.

Виды связи предложений в тексте: последовательная (цеп­ная) и параллельная связь.

Последовательная (цепная) связь предложений в тексте. Основные средства связи пред­ложений: местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обо­роты и др.


Лексический повтор как сред­ство связи предложений в текс­те.

Неоправданный повтор одного и того же слова, однокоренных слов в тексте.

Местоимение как средство свя­зи предложений в текстах раз­ных стилей речи.

Параллельная связь предложе­ний в тексте.

Сочетание в тексте параллель­ной и цепной связи предложе­ний.

Смысловые части текста, отра­жение их в плане (повторение).

Сочетание в тексте цепной и параллельной связи абзацев.

Рассказ как текст повествова­тельного типа. Строение рас­сказа (зачин, завязка, разви­тие действия, кульминация, развязка, концовка). Особенности связи смысловых частей текста-повествования.

Описание как тип речи. Разновидности описания: опи­сание места, состояния приро­ды, характера человека и его внешности и т. п.


Основные признаки текста.

Типы и стили речи, их основные признаки.

Композиция текста.


Определение основной мысли текста, подбор заголовка.

План текста и его виды. Составление простого, сложного, тезисного плана.

Способы и средства связи предложений в тексте.


Последовательная связь.

Использование основных средств связи предложений в тексте.

Параллельная связь предложений в тексте.

Исправление неоправданных речевых повторов.

Сочетание разных способов связи предложений в тексте.


Построение схемы текста, отражающей виды связи предложений.

Смысловая связь предложений в тексте.

Использование лексического повтора как средства связи предложений в тексте.

Требования к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста.

Редактирование.

Типы речи. Повествование. Рассказ.

Речевой этикет.

Составление диалога по схеме.

Повествование с элементами описания и рассуждения.

Описание и его виды

Составление диалога с описанием места.

Основные требования к содержанию и композиционному оформлению текста.

21

5

МОРФОЛОГИЯ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Самостоятельные и служебные части речи.

Деление самостоятельных час­тей речи на три группы:

1) склоняемые (существитель­ные, прилагательные, чис­лительные, местоимения);

2) спрягаемые (глаголы);

3) неизменяемые (наречия).

Многоаспектная языковая характеристика самостоятель­ных частей речи: морфологи­ческие признаки; синтакси­ческая роль в словосочетании и предложении; типичные спо­собы словообразования; особенности правописания и упо­требления в речи. Именные части речи, их общие признаки: изменение по чис­лам и падежам.

Имя существительное как часть речи: значение, морфо­логические признаки, синтак­сическая роль (повторение).

Морфологические признаки имен существительных (обоб­щение изученного).

Словообразование имен сущест­вительных.

Типичные морфемные модели имен существительных.

Суффиксальный и приставоч­ный способы образования имен существительных (повторе­ние).

Приставочно-суффиксаль­ный способ образования имен существительных и наиболее типичные морфемные модели, иллюстрирующие этот способ образования.

Бессуфиксный способ обра­зования имен существитель­ных.

Образование имен существи­тельных способом сложения.

Виды сложения: сложение без соединительной гласной; сло­жение с соединительной глас­ной; сложение с одновремен­ным присоединением суффик­са.

Сложносокращенные имена существительные, особенности их образования и употребле­ния в речи.

Культура речи. Правильное употребление имен существи­тельных.

Синтаксическая роль имен существительных в словосоче­тании и предложении (обобще­ние изученного).

Имя существительное в тексте.

Роль имен существительных в достижении точности, инфор­мативности и выразительнос­ти в текстах разных стилей и типов речи.

Сравнение как изобразитель­но-выразительный прием.


Морфология как раздел лингвистики.

Части речи в русском языке, их распознавание.


Морфологические признаки имени существительного.


Правильное употребление имени существительного в речи.


Способы образования имен существительных.


Характеристика языковых признаков имен существительных на основе анализа морфемной модели.

Образование имен существительных путем сложения.

Различение разных видов сложения.

Слитное и дефисное написание сложных имен существительных.


Правила произношения имен существительных.

Орфоэпические нормы.

Правила изменения имен существительных и использования их в речи.


Грамматические нормы.

Лексические нормы употребления имен существительных в речи.



Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении.

Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций.


Стилистическая роль имен существительных.


Лексический повтор как средство связи и художественной выразительности.


Использование имен существительных в составе фразеологических оборотов, метафор и сравнений.


Употребление оценочных существительных.

15

6

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

Имя прилагательное как часть речи: значение, морфологичес­кие признаки, синтаксическая роль (повторение).

Морфологические признаки имен прилагательных (обоб­щение изученного).

Словообразование имен при­лагательных.

Типичные морфемные модели имен прилагательных.

Основные способы образования имен прилагательных: приста­вочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сло­жение (разные виды).

Типичные модели приставочно-суффиксального образова­ния имен прилагательных.

Образование имен прилага­тельных разными способами сложения.

Цепочка однокоренных слов как словообразовательная еди­ница.

Гнездо однокоренных слов. Структурные и смысловые различия слов, включенных в словообразовательную цепоч­ку или гнездо однокоренных слов.

Переход некоторых имен при­лагательных в существитель­ные (столовая, кладовая).

Культура речи. Правильное употребление имен прилага­тельных.

Синтаксическая роль имен прилагательных в составе сло­восочетания и предложения (обобщение изученного).

Имя прилагательное в тексте.

Роль имен прилагательных в достижении точности, инфор­мативности и выразительнос­ти в текстах разных стилей и типов речи.

Грамматические признаки имени прилагательного.

Различение постоянных и непостоянных признаков имен прилагательных и морфологический разбор.


Речевая роль имени прилагательного.

Основные способы образования имен прилагательных, их определение.


Словообразовательные гнезда слов.


Правописание суффиксов имен прилагательных.


Правописание Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных.

Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных. Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными и прилагательными.

Правильное произношение имен прилагательных.

Орфоэпические нормы.

Грамматические нормы.

Правильное образование форм имени прилагательного.


Лексические нормы. Правильное употребление прилагательных в речи.

Синтаксическая роль имени прилагательного.

Определение синтаксической роли полных и кратких форм имен прилагательных.

Роль имен прилагательных в художественном и научном текстах.

Выразительные возможности имени прилагательного.

Работа с учебным словарем эпитетов.

21

7

ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ. ГЛАГОЛ.

Глагол как часть речи: значе­ние, морфологические призна­ки, синтаксическая роль (по­вторение).

Морфологические признаки

глагола (обобщение изученно­го).

Словообразование глаголов.

Типичные морфемные модели глаголов.

Анализ глаголов в составе сло­вообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов.

Культура речи. Правильное употребление глаголов.

Синтаксическая роль глагола в словосочетаниях и предло­жениях разных конструкций.

Глагол в тексте.

Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Морфологические признаки глагола.

Постоянные морфологические признаки глагола. Непостоянные морфологические признаки глагола.

Различение постоянных и непостоянных признаков глагола.

Морфологический разбор глагола. Основные способы образования глаголов. Определение основных способов образования глаголов.

Морфемный и словообразовательный разбор глаголов.

Орфографический, пунктуационный, лексический анализ.

Орфоэпические нормы. Правильное произношение глаголов. Грамматические нормы. Правильное образование и употребление форм глаголов, соблюдение норм управления.

Лексические нормы. Правильное употребление глаголов в речи. Синтаксическая роль глагола. Анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций.

Роль глагола в текстах разных стилей.

Уместное использование синонимов и антонимов.

Элементарный анализ художественного текста.

Правила речевого поведения.

19

8

ДЕЕПРИЧАСТИЕ.

Грамматические признаки деепричастия, типичные суф­фиксы.

Образование деепричастий совершенного и несовершенно­го вида.

Деепричастный оборот.

Культура речи. Правильное употребление деепричастий.

Синтаксическая роль деепри­частия в словосочетании и предложении.

Деепричастие в тексте. Роль деепричастия в достижении точности и выразительности речи.


Деепричастие и причастие как особые формы глагола.

Распознавание причастий и деепричастий по суффиксам.

Деепричастие как особая форма глагола. Определение глагольных признаков у деепричастий. Морфологический разбор.

Деепричастие как особая форма глагола. Аргументированный анализ отличий деепричастия от слов других частей речи.

Роль деепричастия в словосочетании и предложении. Деепричастный оборот. Постановка знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом и одиночными деепричастиями.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Сочинение-миниатюра. Раздельное и слитное написание НЕ с деепричастиями и глаголами.

Орфоэпические и лексические нормы употребления деепричастий. Грамматические нормы. Правильное образование деепричастий. Синтаксические нормы. Правильное построение предложений с деепричастными оборотами.

13

9

ПРИЧАСТИЕ.


Грамматические признаки при­частия, типичные суффиксы. Семантические различия при­лагательного и причастия (чер­ный - чернеющий, старый - стареющий).

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего вре­мени.

Причастия полные и краткие; их смысловые, морфологичес­кие и синтаксические разли­чия.

Склонение причастий.

Причастный оборот.

Грамматические различия при­частий и деепричастий, при­частного и деепричастного обо­ротов.

Культура речи. Правильное употребление причастий.

Синтаксическая роль причас­тий в словосочетании и пред­ложении.

Причастия в тексте. Роль при­частия в достижении точнос­ти и выразительности текстов разных стилей речи.

Переход некоторых причас­тий в разряд прилагательных (рассеянный человек); исполь­зование этих слов в составе фразеологических оборотов.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки причастия. Распознавание причастий. Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий.

Различение причастий и деепричастий.

Правописание безударных окончаний причастий.

Роль причастия в художественном описании.

Понятие о причастном обороте. Выделение определяемого слова и причастного оборота.

Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.

Понятие об обособлении.

Выделение на письме запятыми обособленного определения, выраженного причастным оборотом.

Деление причастий на группы.

Образование действительных и страдательных причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Правописание суффиксов причастий.

Использование глагола и его особых форм в художественных текстах. Синонимическая замена причастий оборотами который + глагол. Полные и краткие формы страдательных причастий.

Условия написания Н и НН в причастиях. Орфоэпические нормы. Правильное произношение причастий.


Грамматические нормы. Правильное образование действительных и страдательных причастий. Лексические нормы. Правильное употребление причастий в речи.


Синтаксическая роль причастий и деепричастий.

Морфологический разбор.


Изобразительно- выразительная роль причастий и деепричастий в текстах разных стилей.

28

10

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

Имя числительное как часть речи: значение, морфологичес­кие признаки, синтаксическая роль (повторение).

Отличие имен числительных от других слов, связанных с понятием числа (пятак, впя­тером, двойник, трешка и т.д.;.

Разряды имен числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные; их значение, морфологические и синтаксические особенности. Собирательные числительные. Дробные числительные.

Разряды имен числительных по строению.

Числительные простые, слож­ные, составные.

Культура речи. Правильное употребление имен числитель­ных.

Синтаксическая роль имен числительных в словосочета­нии и предложении.

Синтаксические особенности количественных числитель­ных

х х

(пять книг, но пятью книгами).

Имя числительное в тексте.

Роль имени числительного в достижении точности, инфор­мативности и выразительнос­ти в текстах разных стилей и типов речи.


Имя числительное как часть речи.

Имена числительные количественные и порядковые. Написание Ь в количественных числительных. Правописание количественных и порядковых числительных.

Склонение числительных от пяти до тридцати и от пятидесяти до восьмидесяти.


Склонение числительных двести, триста, четыреста и оканчивающихся на -сот.

Склонение числительных один, два, три, четыре.

Склонение собирательных числительных.

Склонение дробных числительных.

Образование падежных форм порядковых числительных.

Склонение составных количественных числительных.

Морфологический разбор имени числительного.

Орфоэпические нормы. Правильное произношение имен числительных. Грамматические нормы. Правильное образование падежных форм имен числительных.

Лексические нормы. Правильное употребление имен числительных в речи. Числительные во фразеологизмах.

Роль имени числительного в словосочетании и предложении.

Роль имени числительного в деловом и научном стилях.

18

11

МЕСТОИМЕНИЕ .

Местоимение как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности местоиме­ния как части речи (его ука­зательно-заместительная функ­ция).

Морфологические и синтак­сические особенности место­имений, замещающих имена существительные (местоиме­ния-существительные), имена прилагательные (местоиме­ния-прилагательные) и имена числительные (местоимения-числительные).

Разряды местоимений: лич­ные, возвратное, притяжа­тельные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Особенности склонений место­имений разных разрядов; их морфологические и синтакси­ческие признаки.

Культура речи. Правильное употребление местоимений.

Синтаксическая роль место­имений разных разрядов в сло­восочетании и предложении.

Относительные местоимения как средство синтаксической связи частей сложноподчинен­ных предложений

Местоимения в тексте.

Роль местоимений в достиже­нии точности, информативнос­ти и выразительности в тек­стах разных стилей и типов речи.

Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста

Местоимение как часть речи. Наблюдение за местоимением в речи. Разряд как постоянный морфологический признак местоимений. Склонение личных местоимений. Личные местоимения как средство связи предложений в тексте. Возвратное местоимение себя.

Общее значение и морфологические признаки притяжательных местоимений. Этикетные правила употребления в речи личных местоимений ты и вы ( Вы),притяжательного Ваш.

Общее значение и грамматические признаки вопросительно-относительных местоимений. Общее значение и грамматические признаки неопределенных местоимений. Дефисное написание морфем - то, - либо, - нибудь, кое -. Использование неопределенных местоимений в речи. Общее значение, грамматические признаки и правописание отрицательных местоимений.

Различение приставок не - и ни - отрицательных местоимений. Общее значение, грамматические признаки и употребление в речи указательных местоимений. Значение, грамматические признаки и употребление в речи определительных местоимений. Распознавание, склонение и правописание местоимений разных разрядов. Морфологический разбор.

Орфоэпические нормы.

Правильное произнесение местоимений разных разрядов.

Транскрипция. Грамматические нормы.

Правильное употребление личных местоимений 3 лица с предлогами. Лексические нормы.

Правильное употребление местоимений в речи. Местоимения в устойчивых сочетаниях. Синтаксическая роль местоимения. Определение синтаксической роли местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Местоимение как средство связи предложений и абзацев в тексте.

21

12

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

Слово - основная единица языка. Повторение трудных случаев орфоэпических, грамматических, лексических норм.

Разделы орфографии.

Основной принцип русской орфографии. Основной принцип русской орфографии.

Правописание Ь после шипящих. Основной принцип русской орфографии. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Знаки препинания внутри предложения.

Простое осложненное предложение.

Орфографический и пунктуационный анализ текста.

Виды грамматического разбора.

15ч.




Календарно-тематическое планирование

уроков

Наименование разделов и тем

Требования к подготовке учащихся (по темам, разделам)


Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)


Родной язык. 3часа.


1

Родной язык.

Иметь представление о содержании курса русского языка в шестом классе.

Знать о функциональных разновидностях языка: разговорном языке, функциональных стилях (научном, публицистическом, официально-деловом), языке художественной литературы;

Уметь различать функциональные стили.

1.09



2

Функциональные разновидности языка.


2.09



3

Функциональные разновидности языка.

3.09



РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ КАК СИСТЕМА ПРАВИЛ. 14 ч.

4

Правописание корней. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне. Корни с чередованием


Характеризовать изученные орфограммы и


объяснять их написание;

Правильно писать слова, написание которых


подчиняется правилам, а также слова с


непроверяемыми орфограммами, написание


которых отрабатывается в словарном порядке;


Свободно пользоваться орфографическим словарём;

Находить и исправлять орфографические ошибки;

Объяснять суть основного принципа русской

орфографии (единообразное написание

морфем) и с этой позиции анализировать

написание морфем;

Владеть приёмом поморфемного письма.

4.09



5

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-

4.09



6

Правописание иноязычных приставок.

5.09



7

Правописание суффиксов -ЕК и -ИК.

8.09



8

Правописание суффиксов -ЧИК и -ЩИК.

9.09



9

Правописание суффиксов -К и -СК в именах прилагательных.

10.09



10

Правописание суффиксов -ОВА и -ЕВА у глаголов.

11.09



11

Правописание безударных окончаний.

11.09



12

Употребление Ё(Е) - О после

шипящих и Ц ( в корне, суффиксах, окончаниях).

12.09



13

Употребление Ь и Ъ.

15.09



14

Слитные, дефисные и раздельные написания.

16.09



15

НЕ с именами существительными.

17.09



16

Р.Р. Изложение.

18.09



17

Контрольная работа №1 (контрольный диктант с грамматическим заданием).

18.09




СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ . 22ч.


18-19

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды словосочетаний.

Составлять схемы словосочетаний разных

видов и конструировать словосочетания по

предложенным схемам;

Анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

Определять синтаксическую роль изученных частей речи;

Правильно строить предложения с причастным и деепричастным оборотом,

стилистически оправданно употреблять их в речи;

Правильно применять изученные пунктуационные правила;

Устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения,

строить пунктуационные схемы предложений;

Самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

19.09

22



20-21


Предложение. Виды предложений.

23

24



22-23

Главные и второстепенные члены предложения.

25

25



24-25

Р.Р. Изложение.

(контрольное изложение)

26

29



26-27

Простые осложненные предложения. Предложения с однородными членами и обращениями.

30.09

1.10



28-29

Простые осложненные предложения. Предложения с вводными словами и сравнительными оборотами.

2.10

2.10



30-31

Сложное предложение и его виды.

3.10

6.10



32-33

Предложения с прямой речью.

7.10

8.10



34-35

Предложения с прямой речью. Диалог. Пунктуационное оформление диалога.

9.10

9.10



36-37

Пунктуация как система правил.

10.10

13.10



38-39

К.р. №2. Диктант по разделу «Синтаксис и пунктуация».

14.10

15.10



Текстоведение. 21ч.


40

Текст как единое целое


Определять основную мысль текста;


Подбирать наиболее удачный заголовок;

Делить текст на смысловые части;

Составлять простой и сложный план анализируемого текста;


Определять тип связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.);


Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка и стилю речи.




16.10



41-42

Текст как единое целое. Смысловые части. Микротема.

16.10

17.10



43-44

Простой и сложный план текста

20.10

21.10



45

Связь предложений в тексте. Последовательная связь.

22.10




46-47

Связь предложений в тексте. Параллельная связь.

23.10

23.10



48-49

Р.Р. Сжатое изложение

(контрольное изложение)

24.10

27.10



50

Смысловая связь предложений в тексте.

28.10



51

Лексический повтор как средство связи предложений в тексте.

29.10



52

Повествование как тип речи. Рассказ.

30.10



53

Описание как тип речи.

30.10



54

Описание как тип речи. Разновидности описания (описание места, состояния природы, характера человека и его внешности).

31.10



55-56

Требования к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста.

10.11

11.11



57-58

Р.Р. Обучающее изложение

12.11

13.11



59-60

Р.Р. Подготовка сочинению по картине В. Серова «Девочка с персиками»

13.11

14.11



Имя существительное. 15ч.


61

Имя существительное как часть речи.





Различать части речи (простые случаи);


правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;


знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.;

умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на - мя;

правильно употреблять в речи несклоняемые существительные;

умение правильно согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода;

умение определять значение приставок и суффиксов имён существительных;

правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

17



62-63

Несклоняемые, разносклоняемые существительные. Существительные общего рода.

18



64

Несклоняемые, разносклоняемые существительные. Существительные общего рода.

19



65

Словообразование имен существительных.

20



66

Словообразование имен существительных. Сложение.

20



67

Словообразование имен существительных. Сложносокращенные слова.

21



68

Правописание сложных имен существительных.

24



69

Правописание сложных имен существительных.

25



70

Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Языковые нормы.

26



71

Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Грамматические нормы.

27



72

Правильное употребление имен существительных. Лексические нормы.

27



73

Имя существительное в словосочетании и предложении.

28



74

Имя существительное в тексте.

1.12



75

К.р. №3. Зачет по теме «Имя существительное».

2.12



Имя прилагательное. 21ч.


76

Имя прилагательное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки.



Различать части речи (простые случаи);

правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;


знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.;


словообразование имён прилагательных;


правописание суффиксов имён прилагательных;


слитное и дефисное написание сложных прилагательных;


правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.




3.12



77

Разряды прилагательных. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные.

4.12



78

Разряды прилагательных. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные.

4.12



79

Разряды прилагательных. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные.

5.12



80

Словообразование имен прилагательных.

8.12



81

Словообразование имен прилагательных. Словообразовательные гнезда слов и словообразовательные цепочки слов.

9.12



82-83

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине Г. Мясоедова «Косцы»

(контрольное сочинение)

10.12

11.12



84

Правописание Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных.

11.12



85

Правописание Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных.

12.12



86

Правописание сложных имен прилагательных.

15



87

Правописание сложных имен прилагательных.

16



88

Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными, прилагательными.

17



89

Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными, прилагательными.

18



90

Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных. Орфоэпические, грамматические нормы. Лексические нормы

18



91

К.р.№4. Контрольный диктант с грамматическим заданием. (администр. контрольн. работа)

19.12



92

Анализ к.р. Работа над ошибками.

22



93

Имя прилагательное в словосочетании и предложении. Синтаксическая роль прилагательных в тексте.

23



94

Имя прилагательное в тексте.

24



95-96

К.р. №5. Сочинение по картине Н. Пластова «Саня Маликов»

25.12

25.12



Глагол. 19ч.


97

Глагол как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки глаголов.


Различать части речи (простые случаи);


правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;


знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.;

переходные и непереходные глаголы;


соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте;

употреблять глаголы-синонимы для связи соседних предложений и частей целого текста;


правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

26.12



98-99

Постоянные признаки глагола. (Вид, переходность-непереходность, возвратность-невозвратность, спряжение)

12.01

13.01



100-101

Непостоянные признаки глагола. Наклонение. Изъявительное наклонение.

14.01

15.01



102

Непостоянные признаки глагола. Наклонение. Условное наклонение.

15.01



103

Непостоянные признаки глагола. Наклонение. Повелительное наклонение.

16.01



104-105

Словообразование глаголов.

19

20



106

Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические, грамматические нормы.

21



107

Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы.

22



108-109

Глагол в словосочетании и предложении.

22

23



110-111

Глагол в словосочетании и предложении. Составное глагольное сказуемое.

26

27



112-113

Глагол в тексте

28

29



114-115

К.р. №6. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

29

30.01



Деепричастие. 13ч.


116

Деепричастие и причастие как особые формы глагола.



Указывать морфологические признаки изученных частей речи,

правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;


Использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предложениям;


уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.


2.02



117-118

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». 2 ч. Сочинение.

3.02

4.02



119

Морфологические признаки деепричастия.

5



120

Морфологические признаки деепричастия.

5



121

Деепричастный оборот.

6



122

Деепричастный оборот.

9



123

Деепричастия несовершенного и совершенного видов.

10



124

Деепричастия несовершенного и совершенного видов.

11



125

Правописание НЕ с деепричастиями.

12



126

Культура речи. Правильное употребление деепричастий.

12



127-128

К.р. №7. Диктант по теме «Деепричастие».

13.02

16.02



Причастие. 28ч.


129

Морфологические признаки причастия.



Указывать морфологические признаки изученных частей речи,


правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;


уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно;


соблюдать видовременную соотнесённость употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого;


соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте;


употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи;

опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.

17



130-131

Морфологические признаки причастия. Образование причастий.

18

19



132-133

Морфологические признаки причастия.

19

20



134-135

Морфологические признаки причастия.

24

25



136-137

Причастный оборот.

26

26



138-139

Причастный оборот в предложении

27.02

2.03



140

Причастный оборот в предложении.

3.03



141

Действительные и страдательные причастия.

4



142

Действительные и страдательные причастия.

5



143

Действительные и страдательные причастия.

5



144

Действительные и страдательные причастия.

6



145

Действительные и страдательные причастия.

10.03



146

Действительные и страдательные причастия.

11



147

Полные и краткие страдательные причастия.

12



148

Правописание полных и кратких причастий.

12



149

Правописание полных и кратких причастий.

13



150

Культура речи. Правильное употребление причастий.

16.03



151

Культура речи. Правильное употребление причастий.

17



152

153

К.р. №8. Диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол и его формы».(администр. К.р.)

18



154

Деепричастие в тексте.

19



155

Деепричастие в тексте.

19



156

Деепричастие и причастие в словосочетании и предложении.

20.03

30.03



Имя числительное. 18ч.


157

Общее значение числительных и употребление в речи.

Постоянные морфологические признаки имен числительных.



Указывать морфологические признаки изученных частей речи,



правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;


уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;



опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.



31.03



158

Разряды имен числительных.

1.04



159

Непостоянные морфологические признаки числительных.

2



160

Склонение количественных числительных.

2



161

Склонение количественных числительных.

3



162

Склонение собирательных числительных

6



163

Склонение собирательных числительных

7



164

Склонение дробных числительных.

8



165

Склонение дробных числительных.

9



166

Склонение составных количественных числительных.

9.04



167

Склонение составных количественных числительных.

10.04



168

Склонение порядковых числительных.

13



169

Склонение порядковых числительных.

14



170

Культура речи. Правильное употребление имен числительных.

15



171

Имя числительное в предложении.

16



172

Имя числительное в тексте.

16



173-174

К.р. №9. Диктант по теме «Имя числительное».

17.04

20.04



Местоимение. 21ч.


175-176

Общее значение местоимений и употребление их в речи.

Разряды местоимений




Указывать морфологические признаки


изученных частей речи,



правильно образовывать и употреблять

соответствующие грамматические формы;


уместно и выразительно употреблять слова


изученных частей речи;


использовать местоимения для устранения


однообразного повторения слов в тексте;

опираться на морфологические признаки


слова при решении задач правописания.

21

22



177

Личные местоимения.

23



178

Возвратное местоимение.

23



179

Притяжательные местоимения.

24



180-181

Вопросительно-относительные местоимения.

27

28



182

Неопределенные местоимения.

29



183

Отрицательные местоимения.

30.04



184

Указательные местоимения.

30.04



185

Определительные местоимения.

5.05



186

Культура речи. Правильное употребление местоимений.

6.05



187

Местоимение в словосочетании и предложении.

7



188

Местоимение в словосочетании и предложении.

7



189

Местоимение в тексте.

8



190-191

Повторение и обобщение по теме «Местоимение».

12

13



192-193

Р.Р. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

14

14.05



194-195

К.р. №10. Диктант по теме «Местоимение».

15.05

18.05



ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ. 15 ч.


196 -197

Правописание приставок.

Слитные, дефисные и раздельные написания с различением морфем.

Уметь сравнивать и анализировать языковые факты


Уметь сравнивать и анализировать языковые факты.


Уметь сравнивать и анализировать языковые факты


Уметь сравнивать и анализировать языковые факты


Уметь сравнивать и анализировать языковые факты


Уметь применять изученные правила на письме


Уметь проводить орфографический и пунктуационный разбор текста.

Уметь проводить различные виды разбора

Уметь проводить орфографический и пунктуационный разбор текста.


Уметь самостоятельно организовать учебную деятельность, владеть навыками контроля

19



198-199

Слитные, дефисные и раздельные написания сложных слов.

20



200-201

Написание сложных и составных числительных.

21



202-203

Знаки препинания внутри

предложения. Пунктуация.

21



204

Простое осложненное предложение. Правила постановки тире.

Правила постановки двоеточия

22



205

К.р. №11. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного».(администр. К.р.)

25



206

Анализ контрольной работы.

26



207-208

Орфографический и пунктуационный анализ текста.

Виды грамматических разборов

27

28



209-210

Слово как основная единица языка

Правописание: орфография и пунктуация. Правописание безударных гласных и чередующихся гласных в корнях слов.

28.05

29.05



Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен:

Знать / понимать:

1. Определения изученных в 6 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий.

2. Орфографические, пунктуационные правила.

Речевая деятельность:

1. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию.

2. Определять и формулировать основную мысль аудируемого текста.

3. Вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.

Чтение:

1. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания.

2. Дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста.

3. Разбивать текст на составные части и составлять сложный план.

4. Самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста.

5. Прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности ( заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации).

6. Выразительно читать художественные и научно - учебные тексты.

Говорение:

1. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста - рассуждения.

2. Подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты.

3. Сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

4. Строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему.

5. Соблюдать последовательность и связность изложения.

Письмо:

1. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста.

2. Сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

3. Строить письменные высказывания на заданную тему.

4. Соблюдать последовательность и связность изложения.

5. Собирать материал к сочинению и систематизировать его.

6. Составлять сложный план и на его основе создавать текст.

7. Использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей.

8. Употреблять синонимы, повторы слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений.

9. Исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.

Текст:

1. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста.

2. Определять вид связи и средства связи предложений в тексте.

3. Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка и стилю речи.

Фонетика и орфоэпия:

1. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова.

2. Использовать транскрипцию.

3. Правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи.

4. Пользоваться орфоэпическим словарём, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Морфемика и словообразование:

1. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа.

2. Давать структурно - грамматическую характеристику словам по морфемной модели.

3. Выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова.

4. Различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, наречий.

5. Составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов.

6. Давать комментарии к словообразовательному гнезду.

7. Объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться словообразовательным словарём, а также словарём морфемных моделей слов.

Лексикология и фразеология:

1. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова.

2. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения.

3. Толковать лексическое значение слов и фразеологизмов.

4. Подбирать синонимы и антонимы.

4. Выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации.

5. Пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.)

6. Анализировать примеры использования слов в переносном значении.

7. Проводить лексический разбор слова.

Морфология:

1. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы.

2. Уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

3. Опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.

Орфография:

1. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов.

2. Объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем.

3. Свободно пользоваться орфографическим словарём.

4. Владеть приёмом поморфемного письма.

Синтаксис и пунктуация:

1. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме.

2. Анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи).

3. Определять синтаксическую роль изученных частей речи.

4. Правильно применять изученные пунктуационные правила.

5. Устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения.

6. Строить пунктуационные схемы предложений.

7. Самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по русскому языку

Диктанты

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматические задания

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий

Изложения и сочинения

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

- нет орфографических и пунктуационных ошибок;

- допускается 1-2 исправления.

Оценка "4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

- имеются отдельные фактические и речевые неточности;

- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

- две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- допущены отклонения от авторского текста;

- отклонение от темы;

- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

- беден словарь;

- имеются речевые неточности;

- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

Оценка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- работа не соответствует теме;

- имеются значительные отступления от авторской темы;

- много фактических неточностей;

- нарушена последовательность изложения мыслей;

- во всех частях работы отсутствует связь между ними;

- словарь беден;

- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

- более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

Контрольное списывание

Оценка "5" ставится:

- нет ошибок и исправлений;

- работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

Оценка "4" ставится:

- имеется 1 ошибка и одно исправление.

Оценка "3" ставится:

- имеется 3 ошибки и одно исправление.

Оценка "2" ставится:

- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.

Тест

Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий

Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий

Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий

Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.



Список информационных источников:



Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 класс. Учебник для

общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2009.




Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.





















Контрольная работа №1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Орфография как система правил».

Берёза.

Мы посадили в ящик с землей молодую берёзку. В саду уже поселилась осень, на берёзах появились жёлтые пряди. Но берёза в комнате всё молодела, её листья оставались зелёными и живыми.

Октябрьской ночью пришли первые заморозки. В эту ночь я проснулся от звука пастушьего рожка. Я оделся и вышел в сад.

Ветра не было, но с деревьев падали листья. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листва с них сыпалась печальным дождём.

Я вернулся в комнату и посмотрел на берёзку в кадке. За ночь листья её пожелтели. Комнатная теплота не спасла берёзу. Через день она вся облетела.

99 слов. (По К. Паустовскому)

Задания

  1. Выпишите из текста по 2 примера на 5 изученных орфограмм. Орфограммы объясните графически.

  2. Запишите по 2-3 примера однокоренных слов к словам

пожелтеть (вариант l), теплота (вариант ll)

Контрольная работа №2. Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Синтаксис и пунктуация».

Диктант.

В воскресенье я проснулся рано утром и посмотрел в окно.

Перед самым стеклом, как маленький вертолет, висел в воздухе воробей. Вдруг он стукнулся о стекло, упал на карниз, потом опять подпрыгнул.

Тут я увидел большую зелёную муху. Она жужжала и металась по стеклу. Воробей видел муху у самого клюва, а клюнуть не мог.

Вот воробей разлетелся и вдруг через форточку пулей влетел в комнату. Мне стало жалко и воробья, и муху. Утро такое хорошее, а они попались.

Я спрыгнул с кровати и распахнул окно. Летите, глупышки, по своим делам! Я выглянул в окно, и мне тоже захотелось на улицу.

99 слов. (По Ю. Алешковскому)

Задания.

  1. Озаглавьте текст.

  2. Выпишите из текста предложение с обращением.

  3. Выпишите из текста предложение, которое соответствует схеме - = , а - = .

  4. Выполните синтаксический разбор третьего предложения.

Контрольная работа № 3. Контрольный диктант с языковым разбором слов по разделу «Лексика и фразеология».

Диктант.

Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку и живут отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное.

Много есть на свете разных хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.

66 слов. (К. Ушинский)

Задания.

  1. Докажите, что глагол звать (зовём (Россию)) является многозначным.

  2. Выпишите из текста языковой синоним к слову родина. Продолжите синонимический ряд своим примером.

  3. Выпишите из текста контекстные синонимы к слову Россия.

  4. Найдите в тексте однокоренные слова и запишите к ним антонимы.

  5. Найдите в третьем предложении текста слово, имеющее омоним, и запишите фразеологизмы, в которых этот омоним используется.

  6. Выпишите из текста фразеологизм и объясните его значение с помощью синонима и путём толкования.

  7. Определите тип речи данного текста и обоснуйте свою точку зрения.

Контрольная работа №4. Зачёт по теме «Имя существительное».

Диктант с языковым разбором.

Лесные силачи.

Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик.

Подберёзовик сумел поднять листик берёзы и улитку. Подосиновик поднял три листика осины и лягушонка. Моховик раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и начал его поднимать. Не смог моховик поднять сучок, только шляпку свою раздвоил.

Победил подосиновик. Алая шапка чемпиона - награда победителю.

56 слов. (По Н. Сладкову)

Задания.

  1. Запишите существительные подосиновик, соревнование (вариант l) и подберёзовик, победитель (вариант ll) в составе словообразовательных пар.

  2. Выпишите из первого предложения текста слова дождя (вариант l) и соревнования (вариант ll) и проведите их морфологический разбор.

  3. Выпишите из предложений текста словосочетания, которые соответствуют следующим моделям (по одному для каждой модели): гл×аг .+ сущ., су×щ.+ сущ., прил.+ су×щ.

  4. Проведите синтаксический разбор предложений

вариант l. Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик.

вариант ll. Алая шапка чемпиона - награда победителю.

  1. Определите тип речи текста.

Контрольная работа №5. РР Сочинение по картине Н. Пластова «Саня Маликов». По разделу «Имя прилагательное».

Учебник. Упражнение. Репродукция картины в приложении к учебнику «Справочные материалы». Цель: описание портрета мальчика. Задача: используя материалы словарика эпитетов, создать текст описание портрета, постараться раскрыть характер главного героя, его настроение.

Контрольная работа №6. Разученный диктант по упр. Учебника . Задания к упражнению. Цель: орфографический и пунктуационный анализ текста.

Анализ текста. Запись под диктовку.

Контрольная работа №7. Диктант с языковым заданием по теме «Деепричастие».

Волшебная роса.

Этой осенью папа в первый раз взял меня с собой на ночную рыбалку. Ночевали мы в палатке. Я проснулся рано и, надев резиновые сапоги, выбрался из палатки на лесную поляну.

Сколько солнца! Оно было везде: на небе, в воздухе, в траве. Между двумя ёлками висела паутина. На её ниточках, переливаясь, сияло что-то разноцветное и блестящее. Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красоту. Это, наверное, дорогой камень, как в маминых серёжках. Я тронул его пальцем, и он рассыпался на множество мелких камешков. Эти камешки запрыгали, заскользили по паутине к земле.

Я посмотрел вокруг. Вся трава была в таких светящихся пёстрых шариках. Это роса! Как жаль, что её нельзя принести в ведёрке маме!

113 слов. (По И. Дегтярёвой)

Задания.

  1. Выпишите из предложений 1 абзаца глаголы, ставя их в неопределённую форму, и образуйте от них соответствующие деепричастия. Укажите морфемный состав этих глаголов и деепричастий.

  2. Выпишите из предложений первого (вариант 1) и второго (вариант 11) абзацев деепричастие и проведите его морфологический разбор.

  3. Проведите синтаксический разбор предложения Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красоту.

Контрольная работа №8. Диктант с языковым разбором по теме «Глагол и его формы».

Верблюд и Муравей.

Шествовал по пескам Верблюд. Вдруг оказался на его пути Муравей. Верблюд, не глядя, наступил на него и пошёл дальше.

Выскочил Муравей из-под песка, сердито отряхнулся, обогнал Верблюда и погрозил ему кулачком. Но высокомерный великан, спокойно продолжавший свой путь, второй раз наступил на маленького путника.

Тогда Муравей опять обогнал Верблюда и взобрался на бамбук. Когда на тропе появился Верблюд, Муравей отогнул тонкую гибкую верхушку бамбука и, прицелившись, отпустил её.

Получив хлёсткий удар по горбу, Верблюд взвился от боли. Он скосил гневный взгляд на обидчика и вдруг увидел притаившегося в засаде Льва. Верблюд вихрем умчался прочь.

На другой день опять случайно оказался Муравей на пути Верблюда. Мощные ноги великана осторожно перешагнули через коротышку. Обернулся Верблюд и, подмигнув, дружелюбно кивнул Муравью.

119 слов. (По А. Иванову)

Примечание. Предупредить, что Верблюд, Муравей, Лев используются в значении имён собственных. Выписать на доску слово бамбук.

Задания.

  1. Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использованных в предложениях 1 и 2 (вариант 1), 3 и 4 (вариант 11) абзацев текста.

  2. Проведите морфологический разбор словоформ шествовал, не глядя, продолжавший (вариант 1); обогнал, прицелившись, притаившегося (вариант11).

  3. Проведите синтаксический разбор последнего (вариант 1) и третьего (вариант 11) предложений текста.

Контрольная работа №9.

Диктант с языковым заданием по теме «Имя числительное». Разученный диктант по упражнению 770. С.130, 2ч.

Контрольная работа №10.

РР Контрольное сочинение по картине А Саврасова «Грачи прилетели» (на материале упражнений 910 и 670).

Контрольная работа №11.

Зачёт по теме «Местоимение».

Задания.

  1. В течение 10 минут самостоятельно провести устный орфографический и пунктуационный анализ текста у. 906. Записать его под диктовку.

  2. Подчеркните те слова и сочетания слов, которые использованы в этом тексте для связи предложений.

  3. Выпишите из текста все местоимения, ставя их в начальную форму и указывая разряд.

  4. Местоимения каких разрядов не использованы в этом тексте? Напишите названия этих разрядов и все местоимения, которые их составляют.

  5. Проведите морфологический разбор местоимений из предложения Вот какая щедрая земля в той стране.

  6. Проведите синтаксический разбор последнего предложения текста.

Контрольная работа №12. Диктант с языковым анализом по итогам

повторения.

Ослик.

В детстве в какой-то книжке я прочёл, что у ребят был свой ослик. Они сами его кормили и всюду на нём ездили. Ослик стал моей детской мечтой.

Повзрослев, я стал много путешествовать. Оказавшись в Таджикистане, я решил прокатиться на ослике. Его хозяин посоветовал мне взять с собой палку. Палку я не взял и очень об этом пожалел.

Ослик всё время останавливался, ревел и дальше не шёл, а потом вдруг побежал, завёз меня на середину широкого ручья и остановился. Вода в ручье ледяная, а до берега далеко!

Хорошо, что хозяин, пришедший за мной к ручью, сломал прут и погрозил ослику.

Так я сам убедился, что ослик не послушное, а упрямое и своенравное животное.

112 слов. (По Г. Снегирёву)

Задания.

  1. Проведите орфоэпический разбор слова детский.

  2. Проведите фонетический разбор слов: решил (вариант 1) завез (вариант11).

  3. Укажите морфемный состав глаголов и особых форм глагола в 1 предложении второго абзаца (вариант 1) и во 2 предложении второго абзаца (вариант 11).











© 2010-2022