Исследование духовности в рассказах Фёдора Абрамова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследование духовности в рассказах Фёдора Абрамова

Фёдор Александрович Абрамов (29 февраля 1920, село Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии - 14 мая 1983, Ленинград) - русский советский писатель, литературовед, публицист. Один из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы», значительного направления советской литературы 1960-1980-х годов.

Слон голубоглазый

Слон голубоглазый - это прозвище, которое дал герой рассказа женщине, живущей по соседству. Выбор такого обидного имени связан с внешностью Марии Тихоновны:

…такая вдруг громадина, такая вдруг стопудовая туша выперла из-за угла, да еще в этом своем мужикоподобном, длиннющем, до колена, пиджаке из какого-то дешевого темно-синего сукна…

Такое уничижительное отношение продиктовано нежеланием узнать человека. Всегда легче составить краткое и чёткое негативное представление и следовать ему. Однако Мария Тихоновна не замечала пренебрежительности соседа и всякий раз приветливо разговаривала с ним.

Ибо всякий раз, втречаясь со мной (а мы как соседи по двору встречались почти каждый день), она улыбалась мне своими голубыми, прямо-таки ангельскими глазами (это при ее-то габаритах!) и с какой-то обезоруживающей простотой и даже застенчивостью, всегда одним и тем же, ровным и тихим, чуть-чуть шепелявым голосом спрашивала:

- Как вы поживаете? Как ваше здоровье? Как вам работается?

Перелом наступил, когда герой рассказа с супругой были приглашены на её шестидесятилетие. У мужчины не было никакого желания идти на юбилей, он пришёл в ярость. Но жена напомнила, что когда-то Мария Тихоновна поддержала её после разгромных безосновательных обвинений по политическим мотивам. Многие отвернулись от нё, но…

И вот в это самое время, когда все рушилось вокруг, когда, казалось, сама земля уходила из-под ног, в это самое время ей и попалась на пути Мария Тихоновна.

Оказавшись на юбилее, герой заметил, что гости, собравшиеся за столом, обязаны юбилярше своим успехом: Кого-то она утешила, помогла добрым словом и делом, оберегла от хулы. Все собравшиеся боготворили женщину, искренно желали благополучия и ценили, что рядом с ними живёт человек, для которого не стёрлись такие понятия как сострадание, милосердие, жалость.

В этот момент герой повествования вспомнил, что и в его жизни тоже была своя Мария Тихоновна - тётушка Иринья. Во времена невзгод и одиночества она проявила сострадание, утешила детское горе, помогла справиться с нуждой. Его из-за непролетарского происхождения не приняли в начальную школу.

Вывод. Рассказ Абрамова демонстрирует нам проявление духовности в людях и предостерегает от ошибок, которые мы можем совершить, составляя о людях поверхностные и необоснованные суждения. Духовный человек проявляется в поступках. Эти женщины несут в себе кротость, терпение, сердечность, тепло, сострадание, внешне являясь при этом, неброскими, невыразительными людьми. Для современного читателя рассказ Абрамова является поводом подумать о соотнесении внешнего и внутреннего содержания человека. Внешне некрасивый человек может оказаться личностью со светлой и чистой душой.

Из колена Аввакумова

Рассказ Фёдора Абрамова «Из колена Аввакумова» повествует о жизни женщины-старообрядки Соломеи1 (так же встречается форма Соломида). Автор впервые увидел её на Севере по дороге в село Койда. Это село в округе было печально известно специфической болезнью - икотой.

По сообщениям синоптических Евангелий2, Саломея - иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта. Она печально известна тем, что, будучи наученной своей матерью, Саломея потребовала убить пророка Иоанна Крестителя, и ей была принесена на блюде его голова. В православной иконописной традиции сюжет известен под названием «Усекновение главы Св. Иоанна Предтечи». Символично, что главную героиню рассказа также зовут Соломея. Первая Соломея была коварна по сути, второй - приписывалась жестокость: её обвиняли в наведении порчи, насаждении икоты, если у кого скотина падёт - Соломида-верста виновата. Это была своеобразная месть за почитание старой веры вопреки распространению православия.

В юности она обезножела. Местная святая Марья-Постница, зная, как возвратить здоровье, наложила на неё тяжёлый обет: стоять шесть дней на молитве, перейти в старую веру, сходить в Пустозерье и поклониться кресту святого великомученика Аввакума. Так началось перерождение Соломеи в духовного человека.

В жизни Соломее также пришлось много страдать. Соломея спасла мужа от гибели, противостояла озверелой толпе, терпела боль и унижения, будучи отторгнутой от селян (её дочери так и не вышли замуж), два раза за веру сидела в тюрьме, слыла причиной несчастий и бед. Но всегда её спасала молитва и чистая вера.

Когда пришло время умирать, Соломея почувствовала это и пригласила старух, чтобы проститься, перекрестившись, говорит: «Вот, скоро предстану перед Господом Богом, не грешна перед людьми». А потом она легла на пол глазами к божнице, положила руки на грудь крест-накрест и умерла. Потрясённые свидетельницы её смерти ползали перед Соломидой на коленях, прося прощения, признав, что между ними жила святая. Своей смертью она получила запоздалое оправдание.

Выводы. Соломида - духовный потомок, поколение Аввакума. Отсюда название рассказа - «Из колена Аввакумова». Духовность героини рассказа проистекала из истинной веры, которая вела по жизни, помогала сохранить себя и спасти близких людей от гибели. Современному читателю рассказ Абрамова раскрывает смысл духовности на примере простой женщины, которая, вопреки обстоятельствам, обладала внутренним светом, жила по совести, ни разу не изменила себе.

1 Соломея - еврейское имя, означает «мирная»

2 Синопти́ческие Ева́нгелия - три первые книги Нового Завета: Евангелия от Матфея, Марка и Луки.

© 2010-2022