Конспект по русскому языку на тему Предлог как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Предлог как часть речи.

Цель урока: а) дать сведения о предлоге как служебной части речи; б) развитие речи; в) привитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование: таблицы, опорные схемы.

Ход урока

I. Опрос домашнего задания:

1. Фронтальный опрос.

- С помощью каких слов могут присоединяться части сложного предложения? (С помощью союзов.)

- С помощью каких слов слова могут объединяться в словосочетании? (Спомощью предлогов.)

- Обозначают ли союзы и предлоги предметы, признаки, действия? (Нет.)

2. Вывод о самостоятельных и служебных частях речи с использованием опорной схемы.

В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и междометие.


Части речи



Самостоятельные

Служебные

Междометия

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Предлог

Союз

Частица

Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения.

Служебные части речи не имеют лексического значения и не являются членами предложения.

II. Объяснение новой темы..

Запись предложений:

1. Из серебряного горла раздаются звуки горна, и гимнасты на лугу гнутся в лёгкую дугу. (А.Барто.)

2.Лесу кланяйся почаще, чтоб грибы к тебе пришли. (А.Барто.)

3. Наш приёмник в пять часов принял сотню голосов. (С.Михалков.)

Из данных предложений выписать словосочетания (гнутся на лугу,

пришли к тебе, принял в пять часов).

- К чему относятся предлоги в данных предложениях? Для чего они служат? Что они выражают?

Делается вывод о том, что предлог выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.

Знакомство с теоретическими сведениями на стр. 156.

Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.

При помощи предлогов можно выразить самые разные отношения, рассмотрим это на примерах из таблицы:

Отношения

Вопросы

Предлоги

Примеры

Пространственные

Где? Куда? Откуда?

в, вокруг, из, из-за, на, над, около, под…

стоять над рекой ,идти в театр, вернуться из школы

Причинные

Почему? По какой причине?

из-за, от, по, благодаря, ввиду, вследствие…

прыгать от радости, вследствие дождей

Целевые

Зачем? С какой целью?

для, за, на, под, ради, с…

дарить на память, идти за подарками

Временные

Когда? До каких пор? С каких пор?

за, к, на, перед, по, с, в продолжение, в течение…

прийти перед отъездом, работать до вечера, учить с самого утра

Объектные

Вопросы косвенных падежей.

в, за, на, над, насчёт, о, от, с, у…

записать в тетради, беседовать с детьми, прислушаться к совету

Образа действия

Как? Каким образом?

в, без, на, по, с, через…

Писать без ошибок, смотреть с удовольствием, ехать на машине

III. Закрепление материала.

1. Определить роль предлогов.

Показаться из-за горизонта (пространственное значение); опоздали из-за аварии (значение причины); расположиться в лесу (пространственное значение); сделать в течение недели (временное значение).

2. Упражнение 369. Сгруппировать словосочетания по значению предлога: 1) с пространственным значением; 2) временным; 3) целевым; 4) причинным. Обозначить зависимость слов по образцу. Предлог заключить в овал.

Образец: шли по мосту (место).

Жить при станции, не спать из-за ветра, общаться вне дома, добежать до финиша, зайти после матча, заглянуть на минутку, пойти за другом, смотреть на закат, задержаться из-за неисправности машины, стоять перед окном, ошибиться по невнимательности. Отсутствовать по болезни, встретиться благодаря брату, читать за столом, привезти в два часа.

3. Упражнение 370 (устно). Найти предлоги и определить, какие значения они передают.

IV. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы узнали, что предлог выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении; научились определять значения предлогов.

V. Домашнее задание: §46, упражнение 366 (Распределить словосочетания по смысловым группам в зависимости от значения предлогов).


© 2010-2022